Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Педагогическое образование

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Формирование культуры поведения ребенка дошкольного возраста средствами игр с правилами (на примере ГКУСО МО «Ступинский СРЦН «Альбатрос»)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИГР С ПРАВИЛАМИ 6

1.1. Игра с правилами: сущность, классификация, значения для ребенка 6

1.2. Общая характеристика культуры поведения и ее компонентов (культуры деятельности, общения и культурно-гигиенических навыков) 13

1.3. Методическая специфика применения игр с правилами как средства формирования культуры поведения детей дошкольного возраста 29

ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 36

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ ИГР С ПРАВИЛАМИ В ГКУСО МО «СТУПИНСКИЙ СРЦН «АЛЬБАТРОС» 38

2.1. Анализ образовательной практики ГКУСО МО «Ступинский СРЦН «Альбатрос» по формированию культуры поведения детей дошкольного возраста посредством применения игр с правилами 38

2.2. Обоснование резервов по повышению эффективности использования методики формирования культуры поведения детей при проведении игр с правилами 43

2.3. Характеристика процесса и результатов проведения констатирующего этапа исследования 47

2.4. Проект программы формирования культуры поведения детей дошкольного возраста с помощью игр с правилами 54

2.5. Анализ повышения культуры поведения детей дошкольного возраста с помощью игр с правилами по результатам формирующего этапа эксперимента 60

2.6. Методические рекомендации по совершенствованию культуры поведения детей в играх с правилами 64

ВЫВОД ПО 2 ГЛАВЕ 68

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 72

ПРИЛОЖЕНИЯ 79

  

Введение:

 

Актуальность. Развитие ребенка осуществляется посредством присвоения общекультурных ценностей, поэтому в образовательных структурах необходимо делать акцент на культурные образцы и нормы жизни, общечеловеческие культурные ценности, мировую духовную культуру. Накопленный поколениями социокультурный опыт не может передаваться ребенку в готовом виде через выработанные нормы и правила, для этого необходима специально организованная деятельность. Культурное развитие осуществляется в процессе вхождения в контекст современной культуры.

Основой личностного развития является воспитание культуры поведения в период дошкольного детства. При этом нормы и правила поведения представляют собой установленный порядок действий и отношений. Культура поведения представляет собой совокупность сформированных, социально значимых личностных качеств и поступков, основанных на нравственных, этических и эстетических нормах; включает бытовую культуру, культуру общения, культуру поведения и деятельности.

В рамках Федерального государственного образовательного Стандарта дошкольного образования формирование культуры поведения дошкольников реализуется в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» [1]. Дети дошкольного возраста должны владеть нормами и правилами поведения, связанными с элементарными разрешениями и запретами (можно, нужно, нельзя), должны уметь различать несоответствие поведения других детей нормам и правилам поведения; испытывать удовлетворение от одобрения его собственных правильных действий взрослыми, должен внимательно вслушиваться в речь и указания педагога, принимать образец, следовать вопросам взрослого, слушать комментарии и пояснения.

Дошкольный возраст является периодом активного приобщения детей к усвоению культуры поведения, культурных норм. Использование игры в процессе воспитания культуры общения у дошкольников является необходимым условием. Игры способствуют усвоению детьми форм и правил культурного поведения во всех сферах деятельности и закреплению образцов культурного поведения и общения в ходе игрового проигрывания разных ситуаций.

Вопросы воспитания культуры поведения дошкольников активно изучались в дошкольной педагогике (Т.И. Бабаевой, А.В. Булатовой, Р.С. Буре, А.Д. Кошелевой, И.Н. Курочкина, Т.А. Марковой, В.С. Мухиной, В.Г. Нечаевой, С.В. Петериной, В.А. Сластенина, М.И. Шаровой, Е.И. Щербаковой, С.Г. Якобсон и др.). Выявлению особенностей формирования представлений о правилах поведения в общественных местах посвящены исследования С.А. Козловой, И.Н. Курочкиной, С.В. Петериной, Э.Я. Соловьева и др.

Объект исследования — культура поведения детей дошкольного возраста.

Предмет исследования — игра с правилами как средство воспитания культуры поведения у дошкольников.

Цель исследования – научное обоснование и экспериментальная проверка эффективности использования игры с правилами как средства воспитания культуры поведения дошкольников.

Гипотеза исследования: формированию у детей дошкольного возраста устойчивых форм культурного поведения в быту, общении, разных видах деятельности способствуют игры с правилами.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть сущность, классификацию и значение игр с правилами.

2. Охарактеризовать понятие «культуры поведения» и ее компоненты.

3. Рассмотреть методическую специфику применения игр с правилами как средства формирования культуры поведения детей дошкольного возраста.

4. Дать анализ образовательной практики в ГКУСО МО «Ступинский СРЦН «Альбатрос» по формированию культуры поведения детей дошкольного возраста посредством применения игр с правилами.

5. Обосновать теоретико-прикладные резервы по формированию культуры поведения детей дошкольного возраста посредством применения игр с правилами.

6. Разработать и реализовать на практике проект авторской программы по формированию культуры поведения детей дошкольного возраста посредством применения игр с правилами и дать анализ ее эффективности.

7. Разработать рекомендации педагогам по формированию культуры поведения детей дошкольного возраста посредством применения игр с правилами.

Методы исследования: теоретические — анализ; анализ; синтез; обобщение; классификация; эмпирические — наблюдение; социометрия, анкетирование; методы качественного и количественного анализа.

Практическая значимость исследования заключается в том, что методические материалы по использованию игр с правилами в формировании культуры поведения у детей дошкольного возраста могут быть использованы педагогами и специалистами дошкольных образовательных учреждений при проведении воспитательно-образовательного процесса.

Структура исследования. ВКР включает введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Анализ научной литературы по теме исследования позволил достигнуть цели и решить поставленные задачи. В целом проблема воспитания культуры поведения и общения дошкольников в ретроспективе времени проходит путь от эмпирического подхода к пониманию значения, содержания, методов воспитания культуры к теоретическому знанию, основанному на изучении особенностей социального развития дошкольников, понимания роли культуры в социальном созревании ребенка, механизмов присвоения культурного опыта и педагогических условий его воспроизведения в практике общения и поведения детей.

Культурное развитие осуществляется в процессе вхождения в контекст современной культуры, присвоения общечеловеческих и отечественных ценностей, социальных норм и традиций. Культура поведения является ведущим качеством воспитанности, и представляет собой совокупность сформированных, социально значимых личностных качеств и поступков, основанных на нравственных, этических и эстетических нормах. Культура поведения дошкольников включает понятия бытовая культура, культура общения, культура поведения и культура деятельности.

Вторая глава была посвящена проведению экспериментального исследования повышения эффективности формирования культуры поведения детей дошкольного возраста с помощью игр с правилами в ГКУСО МО «Ступинский СРЦН «Альбатрос», осуществлявшегося в ходе трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.

Для оценки сформированности у детей дошкольного возраста культуры поведения выделены критерии (когнитивный, деятельностный) и показатели — культура поведения: знание правил поведения, правильная оценка поступков других людей; культура этикета и речевая культура: проявления вежливости, владение культурным речевым общением, основами этикета; культура поведения; следование нормам этикета, нормам общения, сотрудничества, способность соблюдать правила социального формального поведения в определенных ситуациях; проявления культуры поведения; опыт социальных отношений, ценности межличностного общения.

Результаты констатирующего эксперимента доказали необходимость разработки и апробации проекта авторской программы по вопросам формирования у детей основ культуры поведения.

Контрольный этап исследования подтвердил эффективность проводимых мероприятий, направленных на расширение и уточнение у дошкольников знаний об основах культурного поведения в социуме. В играх с правилами с детьми моделировались социальные отношения путем проигрывания ролей, осуществлялась ориентировка дошкольников в основах культурного поведения, правилах этикета, межличностной коммуникации, культуре общения, культуре деятельности. По итогам контрольного этапа знания детей основ культуры поведения стали более сформированными, дети стали лучше оценивать поступки других детей, давать собственную характеристику их поведению. Дети стали отличаться большей вежливостью, улучшили навыки культуры речевого общения и этикетных форм обращения. Проведенные занятия способствовали отработке социально приемлемых способов поведения, учили взаимодействию со сверстниками как субъектами взаимоотношений.

Таким образом, становится очевидным подтверждение гипотезы, выдвинутой в начале исследования.

Данное исследование не претендует на исчерпывающее, и в последующем планируется проведение с детьми дальнейшей работы по изучению эффективных средств по воспитанию культуры поведения детей в контексте организации взаимодействия с родителями. Особое внимание будет уделяться методам педагогического руководства с опорой на опыт культурного м социально-нравственного поведения детей.


 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИГР С ПРАВИЛАМИ

1.1. Игра с правилами: сущность, классификация, значения для ребенка

Игра с правилами — групповая или парная игра, в которой действия участников и их взаимоотношения регламентированы правилами, обязательными для всех играющих. Правила могут быть исторически сложившимися в детском сообществе и передаваемыми от старших к младшим или сформулированными в группе играющих детей для данной конкретной игры [13, с. 84].

Игры с правилами представляют собой игры с готовым содержанием, и делятся на две группы — дидактические и подвижные игры.

Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, возникающие по инициативе взрослого, комбинирующие воспитательно-развивающее влияние игровой деятельности, ведущей в период дошкольного детства (разрезные игры, складные геометрические фигуры, настольно-печатные). В свою очередь, дидактические игры классифицируются по содержанию (математические, речевые и др.), по дидактическому материалу (игры с предметами и игрушками, настольно-печатные, словесные и т.д.). Среди дидактических и подвижных игр выделяют сюжетные игры с выполнением ролей, и бессюжетные. Игровой формой обучения дидактическая игра является при постановке познавательных задач через игровое занимательное начало [44].

Дидактические игры классифицируются в зависимости от характера педагогического процесса (обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие, познавательные, воспитательные, продуктивные, творческие, коммуникативные); характера игровой методики (предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации); игровой среды (игры с предметами и без, настольные, компьютерные и т.д.) 31].

Бондаренко А.К. [6] указывает, что все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом); настольные печатные игры; словесные игры.

Классифицировать дидактические игры можно по содержанию: математические, сенсорные, речевые, музыкальные, природоведческие, для знакомства с окружающим миром, для изобразительной деятельности.

В соответствии с дидактическим материалом обучающие игры подразделяются на словесные, настольно-печатные, с предметами, с картинками, компьютерные.

Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции, совершенствовать речь, воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания. Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки [10].

Настольно-печатные игры помогают уточнять и расширять представление детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы и сообразительность. Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, предметное лото, домино, лабиринты, разрезные картинки, кубики, пазлы, игры типа мозаики, настольно-двигательные игры, игры-головоломки, складные кубики. Игры помогают уточнять и расширять представление детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы и сообразительность, ориентироваться в изменяющихся игровых условиях, учат предвидеть результаты собственных действий.

Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Условно словесные игры делят на 3 группы. В первую из них входят игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные (главные) признаки предметов, явлений. Вторую группу составляют игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, замечать алогизмы, делать правильные умозаключения. Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены в третью группу игр. Словесные игры основаны на умении детей использовать ранее приобретенные знания в новых обстоятельствах.

Самодеятельные игры (с привлечением инициативы ребенка) — это экспериментирование и сюжетные игры (сюжетно-образовательные, сюжетно-ролевые, режиссерские и театрализованные игры). Игры, преследующие образовательную и воспитательную цель (по инициативе взрослого) — это дидактические, сюжетно-дидактические и досуговые игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные, обладающие огромным развивающим и воспитательным значением. Дидактические игры подразделяются на следующие группы: игры с геометрическими фигурами (закрепление знаний о форме геометрических фигур); игры на логическое мышление (формирование умозаключений); игры на ориентировку в пространстве; игры с числами и цифрами; игры-путешествия во времени. Дидактические игры можно также классифицировать и по характеру игровых действий: игры-путешествия, игры-предположения, игры-поручения, игры-загадки, игры-беседы, подвижно-дидактические игры [31].

Дидактические игры основаны на автодидактизме и детской самоорганизации, и для них характерно наличие игрового замысла, а выполнение правил обеспечивает реализацию содержания игры. Правила в дидактических играх призваны как определять характер и последовательность игровых действий, так и регулировать отношения между игроками. Отдельные правила ограничивают определенные действия и предусматривают наказание за нарушения. Имеется взаимосвязь между игровым замыслом, игровыми действиями и правилами: игровой замысел способствует определению игровых действий, а правила помогают реализации игровых действий и решению игровой задачи.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы