Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Формирование креативного мышления младших школьников посредством творческих заданий
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ.. 6
1.1. Суть понятия
«формирование креативного мышления» в психолого-педагогической литературе. 6
1.2.
Особенности формирования креативного мышления у детей младшего школьного
возраста. 13
1.3. Классификация
творческих заданий. 18
ВЫВОД ПО ПЕРВОЙ
ГЛАВЕ. 28
ГЛАВА 2.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ОБУЧАЮЩИХСЯ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ С
ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ.. 30
2.1. Описание
эксперимента. 30
2.2. Работа
по применению творческих заданий в формировании креативного мышления младших
школьников. 47
2.3. Анализ
результатов экспериментальной работы.. 55
ВЫВОД ПО ВТОРОЙ
ГЛАВЕ. 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 64
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ.. 67
ПРИЛОЖЕНИЕ. 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 74
Введение:
Актуальность
исследования. Рассмотрение проблемы развития мышления для психолого-педагогических
исследований было и остаётся актуальным вплоть до сегодняшнего дня.
Современное
общество нуждается в активных личностях, способных быстро реагировать на
изменения и находить качественные решения проблемных ситуаций. Так же повышено
внимание к внутреннему миру и уникальной возможности каждого отдельного
человека. В силу данных потребностей перед школой и родителями ставится задача
личностно-ориентированного развития учащихся, и решается с помощью двух
основных видов деятельности: во-первых, ребёнок развивается на основе прошлого
опыта человечества через приобщение к современной культуре, во- вторых, в
процессе развития, учащийся реализует свои возможности самостоятельно,
благодаря творческой деятельности.
С помощью
мышления человек познает окружающий мир во всѐм его многообразии, свойствах и
отношениях. Мыслить – это значит познавать новое, неизвестное, находить связи и
отношения между неизвестным и известным, открывать общие законы, присущие всем
предметам и явлениям. Мышление является высшим познавательным психическим
процессом, суть которого заключается в порождении нового знания на основе
творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мыслительная
деятельность является сложным интеллектуальным процессом, на основе которого
осуществляется не только познавательная, но и практическая и теоретическая
деятельность.
Федеральный
Государственный Стандарт Начального Общего Образования (ФГОС НОО) призван
обеспечить выполнение основной цели: развитие личности школьника, его
творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения
учиться. Система образования отказывается от традиционного представления результатов
обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают
реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу
начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде
личностных, метапредметных и предметных результатов. Поэтому все большее
внимание уделяется развитию креативности детей.
Проблема
развития креативного мышления рассматривалась с разных сторон и в рамках
различных концепций, как креативное и как творческое. Творческое мышление в контексте
проблемы креативности представлено в трудах В.Н. Дружинина, Е.К. Лютовой, Т.А.
Барышевой, Е.П. Ильина. Творческое мышление в контексте проблемы одаренности
представлено в трудах Б.М. Теплова, В.Н. Дружинина, А.М. Матюшкина и других.
Проблема развития креативного мышления школьников рассмотрена через методы
оптимизации процесса обучения (Ю.К. Бабанский), мышление педагога как условие
успешного развития креативного мышления ребенка (Т. Щербакова, А.С. Турчин),
условия развития креативности (О.А. Халифаева).
Уроки в
начальной школе способствуют эффективному развитию креативного мышления
школьников, так как для учащихся восприятие окружающего мира, основано на
перекомбинировании разных событий, фактов и явлений непосредственной реальности
и создания новых элементов нового мира, что, по сути, соответствует
особенностям процессов воображения, творческого мышления и творческой
деятельности, то есть совокупности сфер развития креативного мышления.
Таким
образом, наблюдается противоречие между существующими теоретическими
разработками проблемы развития креативного мышления и особенностями реализации
их в практической работе учителя.
Проблема
исследования: каковы особенности развития креативного мышления младших
школьников посредством использования творческих заданий.
Цель
исследования – теоретически обосновать, разработать и апробировать систему
занятий по формированию креативного мышления младших школьников посредством
творческих заданий.
Задачи исследования:
1. Изучить суть понятия
«формирование креативного мышления» в современной дидактике.
2. Рассмотреть особенности
формирования креативного мышления у детей младшего школьного возраста.
3. Выявить классификацию
творческих заданий.
4. Представить описание
эксперимента.
5. Представить работу по
применению творческих заданий в формировании креативного мышления младших
школьников.
6. Проанализировать результаты экспериментальной
работы.
Объект исследования
– креативное мышление детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования
– формирование креативного мышления младших школьников посредством творческих
заданий.
Гипотеза
исследования: формирование креативного мышления детей младшего школьного
возраста будет эффективным, если на уроках в начальной школе использовать
различные творческие задания.
Методики исследования:
анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования,
диагностика: методика Э.П. Торренса, Тест Вартега, Тест дивергентного
(творческого) мышления Вильямса, анализ продуктов творчества детей,
количественная и качественная обработка результатов
База
исследования: школьное учебное заведение общеобразовательной школы № 180 г.
Москвы. В исследовании приняли участие 20 детей младшего школьного возраста –
учащиеся 3 «А» класса (экспериментальная группа). И 20 детей – ученики 3 «Б»
(контрольная группа).
Структура
работа. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Заключение:
Под
креативностью учащегося будем понимать его интеллектуальную способность,
которая проявляется в творческом подходе к решению учебных проблем, возникающих
в различных учебных ситуациях. Креативное мышление школьников является
личностной характеристикой и представляет собой способность порождать необычные
идеи, находить оригинальные решения, отклоняться от традиционных схем мышления.
Основными параметрами, характеризующие креативное мышления являются: оригинальность, гибкость, беглость, разработанность.
Было
выявлено, что младший школьный возраст имеет богатые возможности для развития
креативного мышления, которые реализуются при создании определенных условий,
благоприятствующих его формированию. Такими условиями, являются: создание
творческой обстановки, которая является опережающей развитие ребенка; предоставление
учащимся свободы в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности
занятий одним делом; предоставление младшим школьникам возможности для
самостоятельного решения задач, требующих максимального напряжения сил;
доброжелательная помощь (не подсказка) взрослых, как вариант, в форме
сотворчества.
Творческие
задания – это такая форма заданий, которая предполагает мобилизовать знания,
умения, духовные и физические силы всего жизненного опыта учащегося, и
порождает нечто качественно новое, оригинальное, неповторимое, отличающееся
своей оригинальностью. Творческие игры, различные приемы и задания способствуют
созданию у школьников эмоционального настроя, вызывают положительное отношение
к выполняемой деятельности, улучшают общую работоспособность, дают возможность
многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки, добиться
прочного его усвоения.
В ходе
реализации эмпирического исследования были получены следующие результаты:
1. Эмпирическое
исследование проводилось на базе школьного учебного заведения
общеобразовательной школы № 180 г. Москвы. В исследовании приняли участие 20
детей младшего школьного возраста – учащиеся 3 «А» класса (экспериментальная
группа). И 20 детей – ученики 3 «Б» (контрольная группа). Эмпирическое
исследование состояло из трех этапов: констатирующего, формирующего и
контрольного.
В
соответствии с показателями сформированности креативного мышления у обучающихся
начальной школы были подобраны и использованы следующие диагностические
методики: Субтест 1. (Э.П. Торренс) «Нарисуй картинку» (оригинальность,
разработанность); Субтест 2. (Э.П. Торренс)
«Завершение фигуры» (оригинальность, беглость, разработанность); Субтест
3. (Э.П. Торренс) «Повторяющиеся линии»
(оригинальность, беглость, разработанность); Тест Вартега «Круги» (гибкость,
беглость, оригинальность); Тест дивергентного (творческого) мышления Вильямса
(беглость, гибкость, оригинальность, разработанность).
Результаты
констатирующего этапа работы свидетельствовали о необходимости проведения
формирующего этапа. У основной части детей в ЭГ и КГ уровень развитости креативного
мышления соответствовал среднему уровню.
2. Для
проведения формирующего этапа эмпирического исследования был разработан
комплекс занятий с учетом выявленных критериев и показателей развития креативного
мышления на основе творческих заданий. Подводя итоги формирующего этапа можно
сказать, что поставленные нами цели и задачи были выполнены. К каждому ребенку
найден индивидуальный подход. Исходя из первоначальной работы с детьми ЭГ,
виден результат ребенка в его работах. Каждый урок дети старательно выполняли
задания, слушали внимательно педагога и старались получить хороший результат.
3.
Для выявления
эффективности проведенной работы был проведен контрольный этап эмпирического
исследования. Методики и критерии были аналогичны констатирующему этапу. В соответствии со сравнительным анализом результатов
констатирующего и контрольного этапов можно отметить, что количество учащихся с
высоким уровнем сформированности креативного мышления в ЭГ увеличилось с
4 учащихся до 5 учащихся (с 20% до 25%), количество
учащихся со средним уровнем сформированности креативного мышления в ЭГ
увеличилось с 11 учащихся до 12 учащихся (с 55% до 60%). А количество учащихся с низким уровнем сформированности
креативного мышления уменьшилось в ЭГ увеличилось с 5 учащихся до 3 учащегося
(с 25% до 15%). У детей, имеющих низкий уровень на
начале формирующего этапа экспериментальной работы, на заключительном этапе
показатели возросли до среднего уровня.
Таким образом, можно отметить
положительную динамику в формировании креативного мышления учащихся начальной школы посредством использования творческих заданий. Можем
сделать вывод о том, что творческие задания, используемые на уроках в начальной
школе, являются эффективным средством развития креативного мышления учащихся
начальной школы.
Итак, цель, поставленная в работе, была достигнута.
Задачи решены. Гипотеза подтверждена.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
1.1. Суть понятия «формирование креативного мышления»
в психолого-педагогической литературе
Креативность
(креативное мышление) изучалась многие годы, и поэтому можно говорить о
накопленном за все время большом и содержательном материале по ее изучению, из
которого следует существование множества подходов к определению креативности [5,
13]. До настоящего времени не существует ее единого определения, с которым были
бы согласны все исследователи. В связи с этим возникает множество различных определений.
Рассмотрим
отдельные определения понятия креативности с точки зрения различных научных
областей.
Обратимся к
психологическому словарю. В нем креативность рассматривается как
«интеллектуальная способность «порождать» необычные идеи, отклоняться от
традиционных схем, быстро решать проблемные ситуации». Способность, которая
«может проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности,
характеризовать личность в целом и ее отдельные стороны, продукты деятельности,
процесс их создания» [26].
Так, немецкий
ученый Э. Фромм определяет креативность как «способность удивляться и
познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, нацеленность на
открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта» [34]. Можно
сказать о том, что автор под данной трактовкой подразумевает процессы,
способные активизировать творческую деятельность индивида, качество результата
которой не является критерием креативности.
Ф. Вильямс
понимает под креативностью некоторое свойство или характеристику личности,
выражающуюся в творческой продуктивности, а именно в «способности порождать
оригинальные идеи, отклоняться в мышлении от общепринятых схем, быстро разрешать
проблемные ситуации» [27]. Мы видим, что именно на его определении креативности
основываются трактовки данного понятия составителями современных
психологических словарей.
По П.
Торренсу, «креативность – это не специальная, а общая способность, которая
базируется на констелляции общего интеллекта, личностных характеристик и
способностей к продуктивному мышлению» [15]. Он также утверждает, что
«креативность – это такой процесс, составными частями которого являются
чувствительность к проблемам, ощущение неудовлетворенности и недостаточности
своих знаний, чувствительность к отсутствующим элементам и дисгармонии,
опознание проблем, поиск решений, догадки, формулирование гипотез, проверка и
перепроверка этих гипотез, их модификация, а также обобщение результатов» [8].
Э. Торренсом был сделан вывод о том, что развитие креативности не предопределяется
генетически, а всего лишь зависит от культуры и среды, в которой эта личность
формировалась [19]. Экспериментом он доказал, что спад в развитии креативности
может быть устранен в процессе обучения.
Дж. Гилфорд
под креативностью понимает способность порождать множество оригинальных идей в
нестандартных условиях действия, как способность творческого мышления порождать
нечто новое в опыте, порождать оригинальные идеи в условиях постановки новых
проблем, преодолевать инертность собственного мышления [28].
Так, К.
Роджерс понимает под креативностью способность обнаруживать новые способы
решения проблем и новые способы выражения [35].
Ф. Бэррон
определяет креативность через понятие «креативная личность» – это человек,
чуждый конформизму и ригидности, обладающий высокой самооценкой, как правило,
недисциплинированный, многое подвергающий сомнению и не считающийся с чужим
мнением, находящийся зачастую в состоянии психологической неуверенности, при
этом энергичный, находчивый, любознательный, имеющий широкий круг интересов,
сохраняющий способность удивляться и восхищаться [42]. Его восприятие мира
постоянно обновляется, он способен своевременно и продуктивно реагировать на
изменение обстоятельств. Такой человек четко отдает себе отчет в том, что знает
и чего не знает, именно данное качество направляет его деятельность, порождает
вопросы, сподвигает на постановку новых проблем, ведет к открытиям.
Познакомившись с данной трактовкой, мы видим, что креативность, по мнению Ф.
Бэррона, отождествляется со способностями и чертами характера личности [39].