Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Формирование коммуникативных УУД у младших школьников на уроках математики
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 1490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Теоретические основы формирования коммуникативных УУД у младших школьников на уроках математики 8
1.1. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий как психолого-педагогическая проблема 8
1.2. Роль математического образования в формировании коммуникативно-речевых умений младших школьников 18
1.3. Дидактические условия формирования коммуникативных УУД у младших школьников на уроках математики 23
Выводы по 1 главе 33
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию коммуникативных УУД у младших школьников на уроках математики 35
2.1. Методика формирования коммуникативных УУД в процессе обучения математике 35
2.2. Апробация комплекса заданий по математике, направленного на формирование коммуникативных УУД у младших школьников на уроках математики 45
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 57
Выводы по 2 главе 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 74
Введение:
Актуальность исследования. «При разработке Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) приоритетная задача начального школьного образования определяется как формирование у детей младшего школьного возраста основ умения учиться, создание условий для более полной реализации возможностей учеников, обеспечивающих их личностный рост. Для реализации этой задачи необходимо использование в образовательном учебном процессе методов и приемов, которые сформируют у учащихся младших классов умение самостоятельно получать новые знания, работать с полученной информацией, делать собственные выводы и умозаключения, то есть то, что дети смогут сделать вместе сегодня в процессе обучения, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно. ФГОС НОО определяет требования к формированию у школьников метапредметных результатов» [45, c. 56]. При этом можно заметить, что в соответствии с ФГОС основа образовательного процесса – это формирование умений учиться. Также можно назвать универсальными учебными действиями (УУД).
Особое значение в образовательном процессе имеют коммуникативные УУД. Можно отметить, что математический курс, изучаемый младшими школьниками также имеет свои возможности для развития коммуникативных УУД. При этом развитие речи может происходить, как в научном плане, так и в плане устных речевых навыков. При этом также реализуется формирование: навыков общения с другими людьми на основе грамматических норм и правил; навыков использования научной речи при решении математически упражнений; навыков групповой активности учащихся.
Стоит отметить, что уже в рамках обучения в начальной школе каждый учащийся должен уметь адекватно общаться и коммуницировать с окружающими людьми и ровесниками. При этом важно уметь регулировать собственные интересы с интересами другого человека при обще работе, уметь следовать различным ролям в общем деле, уметь решать общие проблемы вместе, быть способным уважать других, уступать при возникновении конфликта, стремиться к получению общего результата.
Для того, чтобы развитие учащегося было конструктивным основу для этого следует закладывать еще в период обучения в начальной школе. При этом на первое место выдвигаются навыки социального или коммуникативного общения. Следовательно, важно обеспечить непрерывность образовательного процесса. Помогает в этом именно развитие коммуникативных УУД.
Степень научной разработанности. Анализ научной и учебной литературы по этому вопросу свидетельствует о наличии ряда работ, в которых рассматриваются коммуникативные умения и универсальные учебные действия. Проблемой развития коммуникативных умений занимались многие выдающиеся отечественные и зарубежные ученные. Среди них О.В. Ивашова [32], М.И. Лисина [40], М.Н. Мурунова [45], О.А. Теличко [56], Д.Б. Эльконин [63].
Развитие универсальных учебных действий рассматривалось многими педагогами в рамках системно-деятельностного подхода. При этом к числу таких авторов можно отнести: А.Г. Асмолова [7], И.Н. Корбакову [35], Н.А. Румянцеву [53] и многих других педагогов и исследователей.
Несмотря на наличие психологических, лингвистических и педагогических исследований по проблеме формирования коммуникативно-речевых умений младших школьников, недостаточно изученным остается вопрос формирования данной группы умений в процессе обучения математике. В свою очередь это позволяет говорить о необходимости теоретического осмысления и практической разработки данного направления методики обучения математике в начальных классах.
Обращение к исследованию проблемы формирования коммуникативно-речевых умений младших школьников в процессе обучения математике должно способствовать активизации процесса развития личности младшего школьника и одновременно созданию условий более эффективного освоения математического содержания и преодоления трудностей психологического, педагогического, методического характера.
Анализ научных исследований и педагогическое осмысление поднятой проблемы указывают на наличие ряда противоречий:
между объективной потребностью формирования коммуникативно-речевых умений младших школьников в процессе обучения математике и отсутствием научно-обоснованной методики их формирования;
между необходимостью включения ребенка в диалоговые формы деятельности на уроках математики, способствующих формированию коммуникативно-речевых умений, и преобладанием монологических форм в преподавании математики в ‘начальной школе;
между необходимым сочетанием устной и письменной речи в процессе решения и оформления решения математических задач и доминированием письменной речи, не способствующей включению ребенка в диалоговую коммуникативно-речевую деятельность.
Объект исследования – процесс обучения математике в начальной школе.
Предмет исследования – формирование коммуникативных УУД у младших школьников на уроках математики.
Цель исследования – научно-теоретическое обоснование процесса формирования коммуникативно-речевых умений младших школьников в процессе обучения математике.
Гипотеза исследования: формирование коммуникативных УУД у младших школьников на уроках математики будет эффективным, если в процессе обучения математике в начальной школе будут созданы условия (приоритет демократического стиля педагогического общения учителя с учащимися; организация педагогического процесса на основе диалогового взаимодействия в системах учитель-ученик, ученик-ученик; опора на субъектный речевой опыт учащегося; обогащение содержания математики заданиями, направленными на выработку у учащихся различных видов коммуникативно-речевых умений; мониторинг динамики формирования коммуникативно-речевых умений младших школьников); реализованы соответствующие условиям средства (диалог как способ взаимодействия в системах учитель-ученик, ученик-ученик в процессе выполнения математических заданий; система заданий по математике, направленная на формирование различных видов коммуникативно-речевых умений младших школьников; активные методы обучения, способствующие включению младших школьников в активную познавательную и коммуникативно-речевую деятельность; наблюдение и диагностика процесса и результатов формирования коммуникативно-речевых умений младших школьников в процессе обучения математике; проблемные задания в личностно-ориентированной форме).
В соответствии с положением гипотезы, целью исследования, объектом и предметом, были сформулированы задачи исследования:
1. Изучить особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий как психолого-педагогическую проблему.
2. Проанализировать дидактические условия формирования коммуникативных УУД у младших школьников на уроках математики.
3. Проанализировать результаты диагностики уровня сформированности коммуникативных УУД у младших школьников.
4. Представить содержание работы по формированию коммуникативных УУД у младших школьников на уроках математики.
5. Проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы.
Методы исследования:
теоретические: изучение различных источников в педагогике и психологии, синтез изученной информации, обобщение материала;
эмпирические: эксперимент в педагогике, качественный анализ и количественная обработка экспериментальных результатов.
Теоретико-методологическая база исследования:
концепция развития универсальных учебных действий: А.Г. Асмолов, Е.Н. Ахтырская, А.,С. Баранова, Ю.В. Жуковина, И.Н. Корбакова, Л.С. Марченко;
основы формирования коммуникативных умений личности: Е.И. Авдеева, А.Е. Аксютичева, Н.В. Апполонова, А.С. Баранова, С.В. Булганина, К.А. Гайзулина, К.С. Джалилова, И.С. Доровских, О.А. Дроздова, Ю.В. Жуковина, К.П. Зайцева, О.В. Запятая, О.А. Ивашова, О.В. Клубович, В.А. Марахова, .
Нормативно-правовая база исследования. Исследование основывается на ФЗ об образовании в РФ, ФГОС начального общего образования.
Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось на базе Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Средняя общеобразовательная школа № 315».
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что на основе различных актуальных образовательных подходов, с учетом требований нового Федерального государственного образовательного стандарта разработана формирующая работа для уроков математики.
Практическая значимость исследования. Результаты данного исследования будут полезных студентам-практикантам, а также педагогам начального образования. В особенности для уроков математики.
Структура работы. Данная работа включает в себя введение, а также 2 главы, заключение и список использованных источников. Всего в списке 65 источников. В работе представлено 28 рисунков, а также 9 таблиц. Общий объем данной работы включает 79 страниц.
Заключение:
Было определено, коммуникативные универсальные учебные действия имеют важное значение для младших школьников. Можно отметить, что под этим понятием понимают определенную важную часть личностного становления. При этом процесс коммуникации и социализации учащегося начальной школы должен контролироваться учителем. Основываясь на возрастных, физиологических и индивидуальных особенностях учащихся следует выстраивать и процесс развития коммуникативных УУД.
По итогам проведенного анализа, можно сделать вывод, что организации работы учащихся начальной школы по группам, в том числе на уроках математики является эффективным средством достижения образовательных результатов по предмету и развития коммуникативных УУД. За счет богатых возможностей и преимуществ использования групповой работы и игровой деятельности учеников на уроке можно развивать творческие способности учащихся, формировать навыки их межличностного общения, формировать коммуникативные умения, обеспечивать высокие образовательные результаты по предмету, способствовать формированию дружных учебных взаимоотношений между участниками образовательного процесса, налаживать коммуникативный контакт, повышать уровень личной самооценки каждого учащегося.
В рамках теоретического анализа было определено, что коммуникативные УУД имеют важное значение в обучении школьников математике. В рамках практической части исследования была проведена опытно-экспериментальная работа, целью которой являлась проверка эффективности работы по формированию коммуникативных УУД у младших школьников на уроках математики. В качестве эмпирической базы исследования выступило следующее учебное заведение города Москвы: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Средняя общеобразовательная школа № 315». В исследовании приняло участие 20 школьников в возрасте 9-10 лет, учащиеся 4 класса.
На основе анализа различных источников литературы, представленных в теоретической главе, были определены критерии и показатели, к которым были выбраны диагностические методики. Обобщив полученные результаты на констатирующем этапе можно отметить следующее:
у 15% младших школьников – 3 человек, выявлен высокий уровень коммуникативных УУД;
у 25% учащихся – 5 человек, выявлен средний уровень;
у 60% учащихся – 12 учащихся, выявлен низкий уровень.
Следовательно, в обследуемом классе преобладает низкий уровень коммуникативных УУД на входной диагностике. Большинство детей не могли объясниться со своими ровесниками, не могли наладить контакт и часто сорились из-за непонимания. В некоторых ситуациях у учащихся отсутствовала мотивация к налаживанию контакта, иногда они проявляли агрессивность, не могли точно передать свою точку зрения.
В рамках данного практического исследования был проведен второй этап – формирующий. Формирующий эксперимент проводился на базе Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Средняя общеобразовательная школа № 315». В основу данного исследования были положены положения поставленной гипотезы. Представлен подробный анализ проведенных уроков математики и особенности использования некоторых упражнений.
К концу формирующего этапа младшим школьникам было проще работать на уроке по парам, дети лучше стали понимать друг друга, а игровая деятельность увлекла детей и позволила повысить уровень учебной мотивации, благодаря чему налаживалась коммуникация между школьниками. Проверка эффективности такой работы проводилась на третьем этапе.
Можно отметить, что на контрольном этапе у многих учащихся в классе по всей методике повысился уровень сформированности. В обследуемом классе были выявлены положительные сдвиги в уровне коммуникативных УУД. По данному обследованию были получены следующие улучшения:
увеличилось число учащихся с высоким уровнем на 20% (на 4 человек больше);
увеличилось число учащихся со средним уровнем на 10% (на 2 человек больше);
снизилось число учащихся с низким уровнем на 30% (на 6 меньше).
Поэтому можно отметить, что представленная формирующая работа является эффективной и может быть использована для работы на уроках математики.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены. Гипотеза подтвердилась.
Фрагмент текста работы:
Глава I. Теоретические основы формирования коммуникативных УУД у младших школьников на уроках математики
1.1. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий как психолого-педагогическая проблема
В настоящее время цель начального общего образования состоит не только в формировании у учащихся определенных знаний, но и заключается в развитии коммуникативной компетенции. Важно чтобы младшие школьники стремились достичь самостоятельно собственных целей в обучении, а также и групповых целей.
По результатам обучения в начальной школе учащиеся должны обладать многими умениями и навыками, среди которых умения групповой работы, навыки аргументации своей точки зрения, умения решения и обсуждения учебных проблем, умения высказывать собственное мнение.
Однако, на практике не у каждого младшего школьника данные умения могут быть успешно развиты и сформированы.
В начальной школе особое место отводится процессу общения. Хорошая коммуникация предотвращает любое недопонимание, помогает всем людям удовлетворять их потребности, устанавливает правила и законы, которые помогают структурировать общество, помогает людям находить и сохранять работу, предоставляет различную информацию и другие рекомендации, а также помогает передавать культурные традиции, нормы и ценности. В период обучения в начальной школе учащиеся в процессе общения также успешно получают новые знания.
Коммуникация – это латинское слово, означающее «делиться». Это обмен информацией между разными людьми. Это включает в себя обмен идеями, концепциями, воображением, поведением и письменным содержанием.
Коммуникация определяется просто как передача информации из одного места в другое. Эта передача информации может осуществляться по-разному [1, c. 67].
Коммуникация – это простой процесс, но в некоторых аспектах он проявляет сложность. Различные способы связи и расстояния, на которые необходимо передавать информацию, усложняют процесс.
Общение между людьми во многом зависит от их способности говорить и писать. Если сообщение плохо написано или произнесено, это может сделать сообщение и его значение двусмысленным для получателя [3, c. 125].
В различных исследованиях к настоящему моменту времени встречаются различные определения понятию «коммуникация».
По С. В. Борисневу коммуникация может быть рассмотрена в качестве некоторого процесса в социуме. Данный процесс, с точки зрения автора, может происходить на основе различных средств коммуникации, ресурсов, каналов. При этом такой процесс определяет процесс передачи некоторой информации од одного человека к другому, любо другим людям [14, c. 34].
С точки зрения И.П. Яковлева, понятие коммуникация является в первую очередь социальным понятием. Автор понимает под этим понятием определенные процессы, которые происходят в обществе с целью обмена некоторой информацией, с использованием некоторых средств и методов [64, c. 56].
Свой вклад в исследование коммуникаций внесли зарубежные авторы, такие как Н. Луман, А.А. Ричарс и т.д.
Как отмечает И.С. Доровских, в исследованиях Н. Луман отмечается, что коммуникация рассматривается также со стороны социального контекста. По мнению автора, под этим понятием можно понимать слияние нескольких элементов: передаваемой информации, определенного произношения и взаимопонимания [23, c. 29].
Как отмечает О.А. Дроздова, по мнению Айвора Армстронга Ричарса, коммуникация может восприниматься в качестве определенного процесса по передаче некоторого опыта от одного человека к другому или группе лиц [24, c. 123].
С точки зрения А.П. Астахова, в новейшем психолого-педагогическом словаре указывается, что процесс коммуникации и процесс общения обладают множеством схожих характеристик, но также и отличаются между собой. По смысловой направленности данные понятия близки, при этом коммуникация является более насыщенным процессом. Коммуникация обеспечивается процессом передачи информационных сообщений в различных живых и неживых системах [47, c. 89].
Б.Г. Мещеряков рассматривал в своих исследованиях понятие коммуникации. Под этим понятием автор понимал непосредственно передачу информации между людьми в процессе непосредственного общения [12, c. 126].
К.А. Гайзулина отмечала, что коммуникация – это определенная передача информационных сообщений. Автором определена систематизация типов данного понятия в зависимости от типа используемых средств общения – невербальных и вербальных. Исходя из этого, можно выделить невербальную коммуникацию и вербальную [20, c. 400].
Понятие коммуникации также можно найти в различных словарях. К примеру, у С.И. Ожегова, под данным понятием можно понимать передачу информационного сообщения посредством речевых высказываний в процессе общения [48, c. 123].
Учащихся начальной школы важно правильно подготавливать к коммуникационным процессам, важно показать учащемуся, что невербальные средства общения отличаются от вербальных средств, важно научить пользоваться такими средствами. Именно средства общения в будущем помогут школьникам получать новую информацию [28, c. 56].