Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках технологии с использованием групповых форм работы
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.
Научно-теоретические аспекты формирования коммуникативных универсальных учебных
действий младших школьников на уроках технологии с использованием групповых
форм работы.. 6
1.1 Сущность
формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших
школьников. 6
1.2
Особенности и структура технологии группового обучения в современной школе 11
1.3 Методы и
средства формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших
школьников на уроках технологии с использованием групповых форм работы.. 14
Выводы по
главе 1. 26
Глава 2. Опытно-экспериментальная
работа по формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших
школьников на уроках технологии с использованием групповых форм работы.. 30
2.1 Изучение
сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших
школьников. 30
2.2
Содержание работы по формированию коммуникативных универсальных учебных
действий младших школьников на уроках технологии с использованием групповых
форм работы.. 35
2.3 Анализ
результатов проведенной работы.. 61
Выводы по
главе. 65
Заключение. 67
Список
использованной литературы.. 72
Введение:
Актуальность темы исследования. Тема формирования коммуникативных универсальных
учебных действий младших школьников всегда была и остается актуальной. Второе
поколение федеральных государственных образовательных стандартов определяет
развитие основ обучаемости (формирование универсальных учебных действий) как
одну из важнейших задач образования. Коммуникативные УУД — обеспечивают
социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других
людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и
вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем,
интегрироваться в группу сверстников настроить продуктивное взаимодействие и
сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Проблема широко отражена,
как отечественных (А.А. Анциферова, Т.И. Бабаева, А.М. Виноградова, Р.И.
Жуковская, С.А. Козлова, Т.А. Маркова, Д.В. Менджерицкая, В.Г. Нечаева, А.Ш.
Шахманова и др.), так и зарубежных исследованиях (А. Адлер, А. Бандура, Л.
Кольберг, К. Лоренц, А. Маслоу, Ж. Пиаже, К. Роджерс, З. Фрейд, Э. Эриксон и
др.). По мнению ученых, младший школьный возраст отличается повышенной
восприимчивостью к социальным воздействиям и является периодом становления
базиса личностной культуры. В этой связи является необходимой специальная
педагогическая работа по развитию коммуникативных УУД.
Анализ
проблемы формирования коммуникативных УУД позволил выявить следующие противоречия:
— между ориентиром современного образования на усвоение коммуникативных
УУД и недостаточным научным знанием о механизме их формирования на
уроках технологии с использованием групповых форм работы;
—
между признанным в научных исследованиях высоким потенциалом групповой деятельности
для коммуникативного развития школьников и недостаточностью разработок данных
форм реализуемых на уроках технологии.
Цель исследования: реализовать работу по формированию
коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках
технологии с использованием групповых форм работы и проверить ее эффективность.
Объект исследования: коммуникативное развитие детей младшего
школьного возраста.
Предмет исследования: процесс формирования коммуникативных
универсальных учебных действий младших школьников на уроках технологии с
использованием групповых форм работы.
Гипотеза исследования базируется на предположении о том,
что формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших
школьников на уроках технологии будет способствовать реализация групповой
работы, включающая:
— базовые компоненты коммуникативного развития младших
школьников (когнитивный, эмоционально-мотивационный, деятельностный,
рефлексивный);
—
этапы образовательной работы, направленные на формирование структурных
компонентов;
—
систему различной групповой работы.
В
соответствии с целью и гипотезой нами определены задачи исследования:
1.
Изучить сущность формирования коммуникативных универсальных учебных действий у
младших школьников
2.
Проанализировать особенности и структура технологии группового обучения в
современной школе
3.
Изучить методы и средства формирования коммуникативных универсальных учебных
действий младших школьников на уроках технологии с использованием групповых
форм работы
4.
Провести опытно-экспериментальную работу по формированию коммуникативных
универсальных учебных действий младших школьников на уроках технологии с
использованием групповых форм работы
Теоретико-методологическая основа
исследования:
— общенаучные принципы
системно-деятельностного подхода как методологической основы ФГОС начального
образования (А.Г. Асмолов, Э.В. Ильенков, Э.Г. Юдин и др.);
—
аксиологический подход в образовании (Л.М. Архангельский, А.Г. Бабаян, О.Г.
Дробницкий, Э.В. Заутурова, М.С. Каган,
В.П. Тугаринцев и др.);
— концепция
структурного подхода к личности (Б.Г. Ананьев, Б.С. Братусь, Э. Гилфорд, А.Н.
Леноньтьев, С.Л. Рубинштейн, Л. Терстоун и др.);
— положения концепции о закономерностях и сензитивных
периодах развития личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н.
Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.).
Методы исследования:
— теоретические: анализ научных источников;
— эмпирические: наблюдение, беседа, анкетирование,
педагогический эксперимент;
— математические методы обработки экспериментальных данных.
Теоретическая
значимость результатов исследования состоит в обогащении педагогических знаний; расширении
научных представлений.
Практическая значимость результатов
исследования
заключается в том, что его материалы
могут быть использованы в профессиональной деятельности педагогов
образовательных организаций и организациях дополнительного образования детей.
Структура работы состоит из введения, двух
глав, заключения, списка литературы и приложения.
Заключение:
Формирование
коммуникативных
универсальных учебных действий у младших школьников входит в перечень задач
образовательной области ФГОС начального образования «Социально-коммуникативное
развитие», важной задачей образовательной работы с младшими школьниками
являются «усвоение коммуникативных норм, принятых в обществе, включая моральные
и нравственные ценности (традиционные ценности)»
Школьники
в состоянии подчинить свои желания и выстроить линию поведения, руководствуясь
моральными нормами, или требования взрослого. Постепенно, в процессе
удовлетворения требований взрослых
выстраивать свое поведение в соответствии с принятыми в обществе нормами
и правилами, у ребенка происходит осознание их содержания, и создаются
предпосылки интериоризации внешних требований во внутренние требования самого
ребенка.
Также
необходимо отметить взаимосвязь личностного развития и коммуникативных УУД,
личностное развитие подразумевает в впервую очередь нравственное развитие.
По
мнению В.В. Зеньковского, основная цель формирования нравственных ценностных
ориентаций заключается в «пробуждении нравственного сознания у ребенка, культивировании у него
потребности руководствоваться в своем поведении
совестью».
К
младшему школьному возрасту происходит увеличение числа нравственных
представлений, их полноты, точности и обобщенности (А.Ф. Горяйнова, Р.Р.
Калинина, Т.А. Репина, А.И. Титаренко, Г.А. Урунтаева и др.).
Г.А.
Урунтаева установила, что только посредством бесед с ребенком, в ходе которых
взрослые анализируют повседневные ситуации, в том числе, и ситуации в ходе чтения литературных произведений, у детей к пяти
– шести годам формируются правильные представления о содержании нравственных
понятий (доброта, справедливость, скромность, трудолюбие, дружба и др.).
В
образовательном процессе, ориентированном на формирование коммуникативных
качеств, педагогу следует опираться: на приоритет эмоционально-чувственного
восприятия в процессе интериоризации ценностей; на потребность ребенка в
общении со сверстниками и взрослыми; на необходимость в совместной с взрослыми
оценочной деятельности; на продуктивное воображение ребенка [12].
Групповое работа является ведущей деятельностью на уроках
технологии и представляет собой естественное состояние, потребность школьников,
способ коммуникации и взаимодействия детей.
В групповой работе школьники воспроизводят окружающие,
доступные для их восприятия социальные явления, взаимоотношения между людьми,
что способствует расширению их жизненного опыта и является важным условием
формирования коммуникативных качеств.
Особая роль в формировании коммуникативных качеств проектной
работе, в процессе которой на практической основе дети под руководством
взрослого, насыщающим проект, получают возможность многократно воспроизводить
действия и поступки, тем самым происходит закрепление коммуникативных навыков,
формируются привычки поведения.
Имея общие представления о том, как взаимодействовать друг с
другом школьники все же не обладают в нужной мере объединенной системой связей.
Педагогическая направленность групповой работы заключается в
формировании поведения, взаимоотношений детей, на основе теоретически усвоенных
коммуникативных качеств.
Согласно данным исследований (С.Н. Карпова, Л.Г. Лысюк, Н.И.
Мурзина, Л.Г. Петрушина и др.) у детей младшего школьного возраста в групповой
работе гораздо интенсивнее, в сравнении с другими видами деятельности,
актуализируются сформированные ценности.
В групповой деятельности приобретают гораздо большую силу
общественные по содержанию мотивы деятельности по сравнению с мотивами
личностной пользы. Это проявляется в желании и действиях ребенка сделать
что-либо хорошее для других, преодолевая собственный эгоцентризм.
По мнению А.В. Запорожца, через эмоциональные переживания в
процессе деятельности школьник познает смысл собственных действий для других.
Во время групповой работы школьник
наблюдает за действиями сверстников, старается согласовать свои действия с
действиями партнеров, у него формируется самоконтроль за своими действиями и
поступками, формируется социализация.
В связи с этим ученые
делают вывод, что групповая форма работы содержит высокий потенциал для
формирования коммуникативных универсальных учебных действий.
Большое влияние на формирование коммуникативных
универсальных учебных действий оказывают содержание и правила групповой работы.
Содержание в групповой работе отражает нормы коммуникации, которые приняты в
обществе.
В групповой работе,
школьник как бы переходит в развитый мир форм человеческого поведения. Нормы
становятся источником развития поведения самого ребенка.
В образовательной
практике получили широкое распространение проектные работы, в которых
уточняются представления школьников о таких понятиях, как: группа,
взаимодействие. Например, в проекте «Одноклассники» у школьников уточняются
представления друг друге, школьники учатся взаимодействовать друг с другом.
Важная роль в
формировании коммуникативных УУД принадлежит групповым формам работы:
— мозговой
штурм;
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Научно-теоретические аспекты формирования
коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках
технологии с использованием групповых форм работы
1.1 Сущность формирования коммуникативных универсальных
учебных действий у младших школьников Формирование коммуникативных
универсальных учебных действий у младших школьников входит в перечень задач
образовательной области ФГОС начального образования «Социально-коммуникативное
развитие», важной задачей образовательной работы с младшими школьниками
являются «усвоение коммуникативных норм, принятых в обществе, включая моральные
и нравственные ценности (традиционные ценности)»
Коммуникативные
универсальные учебные действия как предмет исследования появился в
исследованиях отечественных ученых во второй половине XX века (О.Г. Дробницкий, А.Г.
Здравомыслов, А.М. Матюшкин Н.Д. Никандров,
З.И. Равкин, В.П. Тугаринов и др.).
В
основе направленности поведения школьников находится иерархия мотивов (В.С.
Мухина), у детей складывается система соподчинения мотивов, определенные мотивы
для ребенка становятся более важными (ведущими), чем другие.
Школьники
в состоянии подчинить свои желания и выстроить линию поведения, руководствуясь
моральными нормами, или требования взрослого. Постепенно, в процессе
удовлетворения требований взрослых
выстраивать свое поведение в соответствии с принятыми в обществе нормами
и правилами, у ребенка происходит осознание их содержания, и создаются
предпосылки интериоризации внешних требований во внутренние требования самого
ребенка.
Также
необходимо отметить взаимосвязь личностного развития и коммуникативных УУД,
личностное развитие подразумевает в впервую очередь нравственное развитие.
По
мнению В.В. Зеньковского, основная цель формирования нравственных ценностных
ориентаций заключается в «пробуждении нравственного сознания у ребенка, культивировании у него потребности
руководствоваться в своем поведении
совестью».
Совесть
должна стать внутренним регулятором сознания и поведения.
По
мнению ученых (Т.П. Абдулова, В. В. Зеньковский, А.А. Максутова,
Н.В.Мельникова, Р.В. Овчарова, С.Г. Якобсон и др.) на формирование у школьников
нравственных ценностных ориентаций влияют такие чувства, как: смущение, стыд и
вина. Чувство стыда ощущается ребенком как снижение собственной ценности,
ребенок переживает противоречие между представлением о себе как «о хорошем» и
негативной оценкой себя другими людьми. Чувство
стыда (вины) непосредственно влияет на формирование самооценки ребенка и
представление его о себе, появляются суждения о себе в понятиях «добрый-злой»,
«плохой-хороший» и т.д. Стремление быть хорошим и получить высокую оценку себя
и своих поступков от окружающих способствует развитию у ребенка моральной
саморегуляции поведения.
Ученые
подчеркивают, что без эмоциональных переживаний значений нравственных понятий и
оценок себя со стороны других людей, только на когнитивном (интеллектуальном)
уровне усвоить ребенку содержание и ценность моральных норм невозможно.
Т.П.
Абдулова подчеркивает, что «ребенок познает смысл нравственных норм в
«эмоциональной, подсознательной и одновременно логико-рефлексивной форме».
Согласно
исследованиям (Л.А. Венгера, Б.С. Волкова, Н.В. Волковой В.С. Мухиной и др.) школьники
могут объективно оценить свои достоинства и недостатки, что свидетельствует о наличии у выраженной
сравнивающей рефлексии.
По
мнению О.Р. Меремьяниной «возникновение рефлексии у школьников способствует
формированию положительных нравственных качеств (адекватной самооценке,
неэгоистической направленности желаний, положительному самовосприятию).
Усвоение моральных норм и нравственных ценностей
происходит в близких и интересных, эмоционально-насыщенных видах
деятельности: игровой и
художественно-эстетической, в процессе которых возможно пережить и осознать
значение моральных норм и нравственных ценностей.
Базисными
этическими понятиями, которые усваиваются в младшем школьном возрасте и
продолжают усваиваться в дальнейшем, являются: хорошо — плохо, можно — нельзя,
вежливость — грубость, правда — ложь, сострадание — равнодушие, терпимость —
нетерпимость, отзывчивость — черствость, щедрость — жадность, добро — зло, милосердие
– жестокость (Н.В. Мельникова, Р. В. Овчарова) [6]. Для всех нравственных норм характерно
закрепление социальных способов поведения, которые для школьников выражаются
определенными формулами: «Нельзя обманывать взрослых», «Нельзя обижать слабых»
и т.д.
Ученые
в своих исследованиях раскрыли динамику становления системы нравственных
представлений в школьном возрасте.
Так
Л.Ю. Соломина выявила динамику представлений школьников о нравственных
качествах личности человека: к семи годам в связи с развитием интеллектуальных
способностей дети овладевают более сложными нравственными категориями и при
оценке нравственного качества абстрагируются от субъективного отношения,
ориентируясь на обобщенные нравственные нормы.
К младшему школьному
возрасту происходит увеличение числа нравственных представлений, их полноты,
точности и обобщенности (А.Ф.