Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Формирование коммуникативных умений в младшем школьном возрасте как условия профилактики и разрешений детских конфликтов
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1.
Теоретические аспекты формирования коммуникативных умений в младшем школьном
возрасте как условия профилактики и разрешений детских конфликтов. 7
1.1
Психолого-педагогические особенности развития в младшем школьном возрасте 7
1.2
Содержание понятия «коммуникативные умения» и специфика развития
коммуникативных умений у младших школьников. 16
1.3 Понятие
«конфликт» и своеобразие конфликтов в младшем школьном возрасте 29
ГЛАВА 2.
Опытно-экспериментальная работа по формированию коммуникативных умений в
младшем школьном возрасте как условия профилактики и разрешений детских
конфликтов. 42
2.1
Диагностика коммуникативных умений в младшем школьном возрасте 42
2.2 Программа
по формированию коммуникативных умений в младшем школьном возрасте как условия
профилактики и разрешений детских конфликтов. 57
2.3
Обсуждение результатов опытно-экспериментальной работы.. 68
2.4
Рекомендации по формированию коммуникативных умений и снижению детской
конфликтности. 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 75
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ.. 77
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….83
Введение:
Актуальность
исследования. Коммуникативное
развитие в современных социально-экономических условиях выступает одной из
важнейших характеристик личности. Достаточное коммуникативное развитие
позволяет эффективно взаимодействовать с другими людьми при различных видах
деятельности. Вместе с тем, несмотря на постоянно растущую в обществе
потребность в людях коммуникабельных, современная образовательная система с
существующим в ней набором форм и методов обучения и воспитания не в должной
степени способствует коммуникативному развитию воспитанников.
Первоначальное коммуникативное
развитие, обеспечивающее поэтапное становление детской личности, должно
происходить еще в детском возрасте. Развитие человека как личности происходит в
условиях проявления им активности во взаимодействиях с окружающим миром. По
данным ученых (Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, А.В. Запорожца,
А.Н. Леонтьева) младший школьный возраст выступает благоприятным периодом
для развития такого вида социальной активности личности как общение. Именно
общение со сверстниками позволяет осуществлять познание и оценку самого себя
посредством других людей (Р.Г. Казакова, Я.Л. Коломинский, Т.А. Репина и
пр.). В связи с этим активизация коммуникативной деятельности младших
школьников, понимаемая как процесс побуждения детей к энергичному,
целенаправленному общению и социальному взаимодействию, выступает насущной
необходимостью образовательной практики. Однако нередко в ходе стихийного
коммуникативного развития младших школьников происходят различные сбои. Эти
сбои часто обусловлены недостаточным эмоциональным развитием детей, снижающим
их способность к сочувствию, сопереживанию коммуникативному партнеру.
Среди типичных детских эмоций существенное
место занимают не только положительные, но и отрицательные эмоции, негативно
влияющие как на общий психологический настрой ребенка, так и на его
деятельность. Заботясь о физическом и познавательном развитии ребенка, в
настоящее время взрослые зачастую забывают о важности его
эмоционально-личностного развития, которое напрямую связано с психологическим и
социальным благополучием ребенка. У детей наблюдаются недостаточно
сформированные умения распознавать и описывать свои эмоции, а также выражать
свое эмоциональное состояние социально приемлемым способом. Из-за этого
возникают конфликты внутри детской группы, у детей появляются внутриличностные
проблемы, которые вытекают в тревожность, гиперактивность, застенчивость,
агрессивность, замкнутость и т.д.
Сказанное актуализирует выполнение
исследования по следующей теме: «Формирование
коммуникативных умений в младшем школьном возрасте как условия профилактики и
разрешений детских конфликтов».
Объект исследования: процесс формирования
коммуникативных умений в младшем школьном возрасте.
Предмет
исследования: формирование коммуникативных умений младших
школьников как условие профилактики и разрешений детских конфликтов.
Цель исследования: теоретически
обосновать, составить и экспериментально проверить программу
по формированию коммуникативных умений в младшем школьном возрасте как условие
профилактики и разрешений детских конфликтов.
Гипотеза
исследования: предполагается, что внедрение специально
разработанной программы, основанной на использовании игр и игровых приемов,
позволит способствовать формированию коммуникативных умений в младшем школьном
возрасте и поможет преодолеть конфликтное поведение у младших школьников.
Объект, предмет, цель и
гипотеза исследования обусловили необходимость решения следующего перечня задач:
1. Описать психолого-педагогические
особенности развития в младшем школьном возрасте.
2. Представить содержание понятия
«коммуникативные умения» и специфику развития коммуникативных умений у младших
школьников.
3. Охарактеризовать понятие «конфликт» и
своеобразие конфликтов в младшем школьном возрасте.
4. Выполнить диагностику коммуникативных
умений в младшем школьном возрасте.
5. Составить и внедрить программу по
формированию коммуникативных умений в младшем школьном возрасте как условия
профилактики и разрешений детских конфликтов.
6. Реализовать обсуждение результатов
опытно-экспериментальной работы и предложить рекомендации по формированию
коммуникативных умений и снижению детской конфликтности.
Теоретические
основы исследования составили труды Г.М. Андреевой, В.Н. Белкиной,
Н.Е. Вераксы, А.Н. Вераксы, В.С. Мухиной, Н.И. Гуткиной, В.Г. Каменской, Я.Л. Коломинского, В.Э. Пахальяна, Е.Е. Сапоговой, Г.А. Урунтаевой,
Д.Б. Эльконина и др.
Разработкой проблемы
конфликта занимались как отечественные, так и зарубежные ученые, среди которых
необходимо особо отметить вклад А.Я. Анцупова, О.Н. Громовой, Е.М. Дубовской,
А.С. Залужского, Д.П. Зеркина, Р.Л. Кричевского, В.А. Кременюка, М.М.
Лебедевой, Б.Т. Лихачева, М.И. Могилевского, Л.А. Петровской, И.Ф.
Смолянинова, А.И. Шипилова; К.Э. Боулдинга, П.О. Гриффина, Г. Зиммеля, Л.
Козера, К. Левина, К. Лоренса, У. Мак Дугласа, К. Маркса, Г.
Спенсера, 3. Фрейда и др.
Проблематика конфликта в
младшем школьном детстве раскрыта в научных работах таких крупных специалистов
как Л.С. Выготский, Б.П. Жизневский, В.Я. Зедгенидзе, Я.Л. Коломинский,
М.И. Лисина, В.Н. Мясищев, В.С. Мухина, А.А. Рояк, Д.Б. Эльконин и
др.
В качестве методов исследования использовались:
— анализ научно-методической
литературы по проблеме исследования;
— обобщение педагогического опыта по
теме;
— педагогический эксперимент:
констатирующий, формирующий, контрольный;
— наблюдение
(карта наблюдения по выявлению уровня конфликтности);
— тестирование (методика
«Картинки» Е.О. Смирновой, Е.А. Калягиной и методика «Мой друг»);
— качественный и количественный
анализ данных.
Структура
работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав
(теоретической и практической), структурированных на параграфы, заключения,
списка литературы и приложений.
Заключение:
По итогам выполнения
выпускной квалификационной работы удалось достичь поставленной во введении
цели, что позволило теоретически обосновать, составить и экспериментально проверить программу
по формированию коммуникативных умений в младшем школьном возрасте как условие
профилактики и разрешений детских конфликтов.
Достижению цели
способствовало решение следующего перечня задач:
— были описаны психолого-педагогические
особенности развития в младшем школьном возрасте;
— было представлено содержание
понятия «коммуникативные умения» и специфика развития коммуникативных умений у
младших школьников;
— было охарактеризовано понятие
«конфликт» и своеобразие конфликтов в младшем школьном возрасте;
— была выполнена диагностика
коммуникативных умений в младшем школьном возрасте;
— была составлена и внедрена
программа по формированию коммуникативных умений в младшем школьном возрасте
как условия профилактики и разрешений детских конфликтов;
— было реализовано обсуждение
результатов опытно-экспериментальной работы и предложены рекомендации по
формированию коммуникативных умений и снижению детской конфликтности.
Качественный и
количественный анализ эмпирических данных позволил доказать гипотезу
исследования о том, что внедрение специально разработанной программы,
основанной на использовании игр и игровых приемов, позволит способствовать
формированию коммуникативных умений в младшем школьном возрасте и поможет
преодолеть конфликтное поведение у младших школьников.
Таким образом, цель
работы была достигнута, задачи реализованы, а гипотеза доказана в полном
объеме.
Теоретическая значимость
исследования заключается в систематизации и обобщении научных представлений
относительно определения понятия «коммуникативные умения»; в выявлении
особенностей развития коммуникативных умений у детей младшего школьного
возраста; в уточнении понятия «конфликт» и своеобразия
конфликтов в младшем школьном возрасте.
Практическая значимость исследования
состоит в возможности использования материалов работы следующими категориями
лиц:
— педагогами начального звена и
психологами, работающими с младшими школьниками, с целью оптимизации своей
деятельности по обеспечению условий для развития коммуникативных умений у
обучающихся;
— студентами, обучающимися по
психолого-педагогическим направлениям, с целью самоподготовки к тематическим
практическим и семинарским занятиям;
— молодыми учеными, занимающимися
разработкой схожей научной проблематики, с целью систематизации и обобщения
эмпирических данных и методических сведений.
Кроме этого, разработанная в рамках
экспериментального исследования программа по формированию
коммуникативных умений в младшем школьном возрасте как условия профилактики и
разрешений детских конфликтов может быть рекомендована для внедрения в
педагогический процесс образовательных учреждений.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты формирования коммуникативных
умений в младшем школьном возрасте как условия профилактики и разрешений
детских конфликтов 1.1 Психолого-педагогические
особенности развития в младшем школьном возрасте Возраст – это сравнительно независимый период человеческого развития,
который отличается качественным своеобразием. В соответствии с различными
научными походами (принятие во внимание онтогенеза, специфичных социальных
процессов, а также культурных представлений) человеческий жизненный цикл можно
разделить на возрастные категории. Обособление возраста младшего школьного
детства в основной мере обусловлено социальными и культурными аспектами, и
имеет связь с конкретным этапом образовательной системы – началом посещения
общеобразовательной школы и стартом школьного обучения [14].
Основываясь на концепции Л.С. Выготского [16], отечественная научная мысль считает, что
возрастную периодизацию необходимо базировать на сути самого онтогенеза,
указывая на то, что под развитие ребенка следует понимать присвоение, в
процессе выстроенного взрослыми общения и деятельности, исторического и
социального опыта.
Д.Б. Эльконин [57] указывал на тот факт, что базовыми параметрами возрастной
периодизации являются:
— социальная ситуация развития, которая проявляется в соотношение
внутренних и внешних условий психического развития, которое в свою очередь
обуславливает отношение ребенка к окружающим его вещам и предметам, людям, а
также самому себе;