Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Специальная педагогика

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Формирование коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения в процессе взаимодействия в коллективных формах продуктивной деятельности.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические основы процесса формирования
коммуникативных умений  6

1.1. Формирование коммуникативных умений в онтогенезе в
старшем дошкольном возрасте. 6

1.2. Процесс формирование коммуникативных умений у детей с
нарушениями зрения в старшем дошкольном возрасте с нарушениями зрения. 17

1.3. Основные формы формирования коммуникативных умений у
детей в образовательной организации. 22

1.4. Формирование коммуникативных умений детей в
коллективных формах продуктивной деятельности. 33

Выводы по 1 главе. 38

Глава 2. Изучение формирования коммуникативных умений у
детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. 40

2.1. Организация и методы исследования процесса
формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с
нарушениями зрения. 40

2.2. Состояния сформированности коммуникативных умений у
детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения и характеристика форм
их формирования. 46

2.3. Развитие коммуникативных умений детей с нарушениями
зрения в процессе взаимодействия в коллективных формах продуктивной
деятельности. 54

Выводы по 2 главе. 68

Заключение. 70

Список литературы.. 73

Приложения. 84

  

Введение:

 

Актуальность
исследования. Трудности в общении с окружающими людьми
у детей с нарушениями зрения, обусловленные недостаточной зрительной
информацией, связаны со структурными изменениями построения коммуникативной
деятельности, в которой отсутствует одна из важнейших сторон — перцептивная. В
этой связи существенно страдает уровень всех коммуникативных умений.
Психолого-педагогическая характеристика дошкольников со зрительной патологией
показывает, что эти дети малоактивны, обычно не проявляют инициативу в общении.
В результате нарушается процесс межличностного взаимодействия, что ведет к
проблемам развития и обучения. Для умения поддерживать разговор и согласовывать
свои действия с партнером детям с нарушениями зрения очень важно овладеть
процессом диалогического общения, так как в старшем дошкольном возрасте диалог
используется достаточно широко как средство контакта, взаимопонимания, обмена
опытом и т.д. (М. Заорска, С.С. Зорина, Н.С. Кожанова, И.Г. Корнилова и др.)

В
коррекционно-педагогическом процессе формирование коммуникативных умений детей
с нарушениями зрения происходит на всех видах коррекционных занятий: на
развитие зрительного восприятия, ориентировке в пространстве, развитии осязания
и мелкой моторики и особенно на социально – бытовой ориентировке.

В последнее время
педагогическая наука и практика обращает особое внимание на коллективные формы
организации учебного взаимодействия как новый и эффективный источник развития
коммуникативных умений (В. К. Дьяченко, Е. В. Коротаева, А. В. Мудрик, Л. И.
Уманский и др.). Учебное взаимодействие предполагает контакт ребенка при
усвоении образовательной программы не только с учителем, но и с другими детьми.
Общаясь со сверстниками, дошкольник с нарушением зрения приобретает личный опыт
отношений в социуме. Детский коллектив воспитывает у ребенка
социально-психологические качества (эмоциональный интеллект, умение понимать

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Коммуникативные умения–
это умение вступать в процесс общения, ориентироваться в партнерах и ситуациях;
умение делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнером по
общению, проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание, заботу, оценивать эмоциональное
поведение друг друга; умение согласовывать свои действия, мнения, установки с
потребностями партнеров по общению, умение доверять, помогать и поддерживать
их, оценивать результаты совместного общения.

В старшем дошкольном
возрасте речь ребенка приобретает уже автономный, внеситуативный характер,
зачастую предшествует действию и организует его. На шестом году жизни ребенок в
норме имеет достаточно богатый словарный запас, полностью овладевает звуковой
системой родного языка, усваивает основные грамматические категории и их
синтаксическое выражение, что позволяет ему правильно строить свои речевые
конструкции и быть понятым не только взрослыми, но и сверстниками. Повышенный
интерес к сверстнику, как к партнеру по коллективной деятельности, обуславливает
потребность ребенка в речевой коммуникации.

Существуют специфические
особенности коммуникативных умений детей с нарушениями зрения. Специфическими
особенностями коммуникативных умений у дошкольников с нарушениями зрения
выступают сниженный объем представлений относительно явлений и предметов
окружающего мира. Дети с нарушениями зрения имеют выраженные дефекты
звукопроизношения, замены одного звука другим, смешением звуков, перестановкой
звуков и слогов как результат акустико-артикуляторной дифференциации.

Формируются в детском
саду обычно занятиях по развитию речи, а мы предлагаем вместе с учеными
формировать их в процессе взаимодействия в коллективных формах продуктивной
деятельности.

Продуктивные виды
деятельности дошкольника включают изобразительную и конструктивную. Они, как и
игра, имеют моделирующий характер. В игре ребенок создает модель отношений
между взрослыми.

В процессе продуктивной
деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания
рисунка, лепки, аппликации необходимо применить усилия, осуществлять трудовые
действия, овладеть определенными умениями. У детей развивается мускулатура рук,
пальцев. Дошкольники овладевают многими практическими навыками, которые позднее
будут нужны для выполнения самых разных работ, приобретают умелость, которая
позволяет им чувствовать себя самостоятельными.

Исследование проводилось
на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения №89
«Крепыш». Наблюдение приводилось за 15-тью детьми с амблиопией и косоглазием.

Для диагностики уровня
развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста
использовались такие методы и методики, как наблюдение и методики «Расскажи по
картинке» и «Маски».

При обследовании мы
выявили у детей экспериментальной группы затруднения в выстраивании собственных
высказываний, диалога, в построении логически-последовательной и правильной
речи, пассивную позицию по отношению к собеседнику, неумение использовать
оперативные, организаторские действий и умений, а также недостаточно развитую
эмпатийность и доброжелательность. Дети в большинстве случаев непосредственны и
искренни в общении со взрослыми и сверстниками, но им не хватает открытости в
общении и умения отстаивать свою позицию бесконфликтно.

Таким образом, мы
выяснили, что у детей с нарушением зрения недостаточно знаний и представлений о
том, как нужно общаться, о том, как нужно вести себя в процессе общения и как
действовать. Это помогло нам выявить направления и содержание коррекционной

 

Фрагмент текста работы:

 

Актуальность
исследования. Трудности в общении с окружающими людьми
у детей с нарушениями зрения, обусловленные недостаточной зрительной
информацией, связаны со структурными изменениями построения коммуникативной
деятельности, в которой отсутствует одна из важнейших сторон — перцептивная. В
этой связи существенно страдает уровень всех коммуникативных умений.
Психолого-педагогическая характеристика дошкольников со зрительной патологией
показывает, что эти дети малоактивны, обычно не проявляют инициативу в общении.
В результате нарушается процесс межличностного взаимодействия, что ведет к
проблемам развития и обучения. Для умения поддерживать разговор и согласовывать
свои действия с партнером детям с нарушениями зрения очень важно овладеть
процессом диалогического общения, так как в старшем дошкольном возрасте диалог
используется достаточно широко как средство контакта, взаимопонимания, обмена
опытом и т.д. (М. Заорска, С.С. Зорина, Н.С. Кожанова, И.Г. Корнилова и др.)

В
коррекционно-педагогическом процессе формирование коммуникативных умений детей
с нарушениями зрения происходит на всех видах коррекционных занятий: на
развитие зрительного восприятия, ориентировке в пространстве, развитии осязания
и мелкой моторики и особенно на социально – бытовой ориентировке.

В последнее время
педагогическая наука и практика обращает особое внимание на коллективные формы
организации учебного взаимодействия как новый и эффективный источник развития
коммуникативных умений (В. К. Дьяченко, Е. В. Коротаева, А. В. Мудрик, Л. И.
Уманский и др.). Учебное взаимодействие предполагает контакт ребенка при
усвоении образовательной программы не только с учителем, но и с другими детьми.
Общаясь со сверстниками, дошкольник с нарушением зрения приобретает личный опыт
отношений в социуме. Детский коллектив воспитывает у ребенка
социально-психологические качества (эмоциональный интеллект, умение понимать

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы