Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Формирование коммуникативных навыков младших школьников на уроках окружающего мира
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ
НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.. 7
1.1. Психолого-педагогические особенности развития детей в
младшем школьном возрасте. 7
1.2. Возможности формирования универсальных учебных
действий у младших школьников на уроках окружающего мира. 12
1.3. Особенности организации процесса обучения при
формировании коммуникативных навыков у младших школьников на уроках окружающего
мира 17
Выводы по первой главе. 22
ГЛАВА 2. ОПЫТНО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ
НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 1 КЛАССЕ. 23
2.1. Диагностика уровня сформированности коммуникативных
навыков у младших школьников на уроках окружающего мира.. 23
2.2. Реализация формирующего эксперимента по развитию коммуникативных
навыков у младших школьников на уроках окружающего мира. 31
2.3. Оценка уровня сформированности коммуникативных навыков
у младших школьников на уроках окружающего мира. 37
Выводы по второй главе. 37
Глава 3. Методические рекомендации по формированию
коммуникативных навыков у младших школьников на уроках окружающего мира. 44
3.1. Учебные задания, способствующие формированию
коммуникативных навыков у младших школьников на уроках окружающего мира. 44
3.2. Программа внеурочной деятельности, направленная на
формирование коммуникативных навыков у младших школьников. 50
Выводы по третьей главе. 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 55
ЛИТЕРАТУРА.. 57
ГЛОССАРИЙ ПО ПОНЯТИЯМ.. 64
ГЛОССАРИЙ ПО ПЕРСОНАЛИЯМ.. 65
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 65
Введение:
Актуальность исследования. Главной
целью современной школы является развитие личностных, социальных,
познавательных и коммуникативных способностей школьников, обеспечивающих у них
такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Поэтому перед современной
начальной школой стоит задача организации процесса обучения таким образом,
чтобы учение стало одной из ведущих личностных потребностей, определялось
внутренними мотивами учащихся, чтобы школьник был инициатором своей учебной
деятельности, стремился к саморазвитию и самосовершенствованию. Достижение
озвученных задач становится возможным благодаря формированию у обучающихся
системы универсальных учебных действий.
Актуальность темы исследования заключается в том, что
современное состояние общественной жизни требует от каждого индивида высокий
уровень профессионализма и таких качеств личности как предприимчивость,
способность ориентировать в различных ситуациях, быстро и точно принимать
правильные решения, которые не могут реализоваться без полноценной базовой
подготовки учащихся. Все это способствует тому, что от педагога требуется
организация учебно-воспитательного процесса таким образом, чтобы развитие
каждого ученика было не только интеллектуальным, но и способствовало
полноценному развитию коммуникативных навыков.
При этом важным моментом является
то, что увеличение проблемно-диалогической технологии заставляет искать пути
для поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу, развитию активности
на протяжении всего урока, воспитание грамотности в речи и обучение
благоприятному общению в коллективе по учебной задаче. Для выполнения названной
цели, необходимо искать новые эффективные методы обучения и методические
приемы, которые будут активизировать мысль школьников и стимулировать их к
монологическим высказываниям, получению новых знаний при помощи общения, умению
грамотно задавать вопросы и так же отвечать на них.
Особое место при этом занимает
обучение детей младшего школьного возраста, который характеризуется началом
формирования постоянных интересов и склонностей ребенка к какому-либо учебному
предмету, отсутствием боязни общения и т.п. Именно данный период является
особенно важным для раскрытия и формирования коммуникативных навыков.
Несмотря на это, на практике можно увидеть противоречие, которое заключается в
том, что существующая необходимость формирования коммуникативных навыков в ходе
учебной деятельности, не находит достаточного применения на уроках окружающего
мира в начальной школе. В связи с этим
проблема исследования заключается в поиске эффективных средств и методов
формирования коммуникативных навыков на уроках окружающий мир.
Это обусловило выбор темы исследования — формирование коммуникативных навыков младших
школьников на уроках окружающего мира.
Цель
исследования: формирование
коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста на уроках окружающего
мира.
Объект исследования:
процесс формирования коммуникативных навыков
младших школьников в начальной школе.
Предмет исследования: условия и средства формирования коммуникативных
навыков младших школьников на уроках окружающего мира.
Гипотеза
исследования: предполагается,
что эффективное формирование коммуникативных навыков у детей младшего школьного
возраста возможно при соблюдении следующих условий:
— использовании современных технологий
образования на уроках окружающего мира;
Заключение:
Введение Федерального государственного образовательного
стандарта привело к построению новой организационной и методической
деятельности образовательного процесса. Особенное место занимают формирование
универсальных учебных действий, достижение личностных и метапредметных
результатов, которые и являются определяющими при выборе специфики внеурочной
деятельности, в ходе которой младший школьник должен не только узнавать новое,
сколько научиться действовать и чувствовать, принимать самостоятельные решения
и т.д.
На сегодняшний день универсальным учебных действиям придется
огромное значение. Они представляют собой совокупность различных способов
действий обучающегося, которые дают ему возможность получить способности к
самостоятельному усвоению новых знаний, включая и сам процесс усвоения.
В ходе анализа теоретической литературы и проведения
практического исследования подтвердилась актуальность нашего исследования,
поскольку младший школьный возраст является благоприятным для формирования
коммуникативного компонента УУД. Это объясняется условиями образовательной
среды. Обучение детей проходит за счет общения как с учителем, так и со
сверстниками. На начальном этапе
обучения индивидуальные успехи ребёнка впервые приобретают социальный смысл,
поэтому в качестве одной из основных задач начального образования является
создание оптимальных условий для формирования коммуникативных навыков.
Коммуникативные навыки обеспечивают возможности сотрудничества – умение
слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласовано выполнять
совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия
друг друга, умение договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои
мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнёра и самого себя.
Таким образом, формирование коммуникативных навыков младших школьников –
чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформированности данных умений
влияет не только на результативности обучения детей, но и на процесс их
социализации и развития личности в целом. Умения формируются в деятельности, а
коммуникативные навыки формируются и совершенствуются в процессе общения, совместной
деятельности на уроках окружающего мира, при подготовке домашних заданий по
данному учебному предмету или в ходе внеурочной деятельности.
В процессе эмпирического исследования были обнаружены различные уровни
сформированности коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста.
Однако для большинства обучающихся характерно наличие среднего и низкого
уровня. В связи с этим были разработаны практические задания на уроках окружающего
мира, занятия по внеурочной деятельности, игры и коллективные творческие дела,
которые позволят увеличить уровень сформированности коммуникативных навыков
младших школьников.
Таким образом, цель работы достигнута, а задачи решены.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1.
Психолого-педагогические особенности развития детей в младшем школьном возрасте
Младшим школьным
возрастом детей считается возраст от 6-7 лет до 10-11 лет. Это период,
соответствующий обучению ребенка в начальных классах, который принято считать
относительно спокойным и равномерным в сфере физического развития.
В данном возрасте происходит
функциональное совершенствование мозга ребенка. В этот момент развивается
аналитико-систематическая функция коры головного мозга, происходит постепенное
изменение соотношения процессов возбуждения и торможения, другими словами,
процесс торможения становится более сильным, но процесс возбуждения,
по-прежнему, является преобладающим, так как младшие школьники легко возбудимы
и импульсивны [46].
Именно поступление в
школу носит важный характер для изменения жизни ребенка, всего уклада его
жизни. При этом меняется его социальное положение в коллективе и семье.
Обучение становится основной и ведущей деятельностью его жизни, у ребенка
появляется обязанность – учеба и приобретение знаний. Эта обязанность говорит о
серьезном труде, который требует от ребенка организованности, дисциплины, а
также волевых усилий.
Процесс обучения должен
полностью отвечать возрастным особенностям детей. При взрослении происходит
изменение отношения личности ребенка к обучению, к самому себе и окружающему
миру, в связи с чем меняются потребности и интересы индивида, его взгляды и
отношение [27].
Следует
отметить, что правильное отношение к обучению у младших школьников формируется
не сразу, так как требует волевые усилия от ребенка, мобилизацию его внимания и
интеллектуальной активности, а также своего рода самоограничений. И если
ребенок не привык к такому, то у него может возникать разочарование и
формируется отрицательное отношение к учению.
Но, все же, в первое
время ученики начальной школы учатся хорошо, опираясь и руководствуясь на свои
отношения в семье, а иногда ребенок может хорошо учиться по мотивам
взаимоотношений с коллективом. Основную роль здесь играет личный мотив, в
частности, желание получать хорошие оценки с целью одобрения учителей и
родителей [50].
Вначале обучения у
ребенка формируется интерес к самому процессу учебной деятельности без
осознания ее значения. И только после возникновения интереса к результатам
своего учебного труда начинает формироваться и интерес к самому содержанию
учебной деятельности и приобретению знаний. Только такая основа может являться
благоприятной почвой при формировании у младших школьников мотивов учения
высокого общественного порядка, которые связаны с ответственным отношением к
учебным занятиям [49].
В начальных классах
учебная деятельность стимулирует развитие психических процессов в
непосредственном познании окружающего мира, его ощущения и восприятия. Как отмечает
Б.С. Волков, в данном возрасте
происходит функциональное совершенствование мозга
ребенка. В этот момент развивается аналитико-систематическая
функция коры головного мозга, происходит постепенное
изменение соотношения процессов возбуждения
и торможения, другими словами, процесс торможения
становится более сильным, но процесс возбуждения,
по-прежнему, является преобладающим,
так как младшие школьники легко возбудимы
и импульсивны [9].
Е.Д. Божович говорит о том, что основным видом
деятельности в этот период
времени становится учение. Именно такая деятельность приносит
существенные изменения в протекание психических процессов
ребенка. В связи с этим наблюдаются изменения внимания детей, при том, что к вниманию учебная
деятельность предъявляет достаточно высокие требования [11].
Как отмечает Кунаш М.А, преобладающий вид внимания
при поступлении в школу и на протяжении младшего школьного возраста
представляется непроизвольным
вниманием, физиологической основой которого является ориентировочный
рефлекс. В этот возрастной период у
ребенка по-прежнему проявляется сильная реакция
на новое, яркое и необычное. Дети
младшего школьного возраста
не имеют способности в необходимой
степени управлять своим вниманием. Такое положение объясняется
тем, что преобладает наглядно-образный
характер мыслительной деятельности [29].
Учащиеся
младших классов практически все свое
внимание могут направлять на отдельные
предметы, которые бросаются в
глаза. Однако в процессе обучения
детей непроизвольное
внимание развивается наряду с развитием мотивов
учения.
По мнению Мудрик
А.В., важным моментом
является то, что возможности волевого регулирования
внимания в период младшего школьного возраста остаются ограниченными,
так дети зачастую могут сосредоточенно работать только при наличии близкой мотивации.
Такой мотивацией может
выступать похвала со стороны педагога или получение
высоких отметок [38].
Еще одной важной особенностью
внимания в младшем школьном возрасте
является его объем. Он
является значительно меньше, чем у взрослого человека, а
распределение внимание – слабее. Среди нормативов
внимания младших школьников
выделяются следующие: 8-9 лет – объем внимания составляет
2-5 единиц; 10-11 лет – объем внимания возрастает
до 3-6 единиц; 12-13 лет – объем внимания около 3-7
единиц [28].
Петерсон Л.Г. подтверждает, что
учащиеся начальной школы характеризуются небольшой устойчивостью внимания, что объясняется возрастной слабостью процесса торможения. В первом классе дети зачастую имеют рассеянное и неразвитое внимание, во втором-четвертом классе оно становится более развитым, однако по-прежнему
сохраняется низкий уровень произвольного внимания [43].
Понимая такую особенность непроизвольного внимания детей младшего школьного возраста, а также учитывая трудности сосредоточения на восприятии не интересного учебного материала, педагогам важно применять разные
педагогические средства, делая процесс обучения более интересным, тем самым развивая внимание детей.