Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Логопедия

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Формирование коммуникативной компетенции при проведении сюжетно-ролевой игры у детей с ТНР старшего дошкольного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи и использования сюжетно-ролевой игры для ее формирования 7

1.1 Характеристика тяжелых нарушений речи в логопедической науке 7

1.2 Содержание понятия «коммуникативная компетенция» и специфика коммуникативной компетенции при тяжелых нарушениях речи у детей 23

1.3 Сюжетно-ролевая игра и ее роль в развитии коммуникативной компетенции у детей 33

ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию коммуникативной компетенции при проведении сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи 44

2.1 Диагностика уровня развития коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи 44

2.2 Комплекс сюжетно-ролевых игр, направленных на формирование коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи 58

2.3 Обсуждение результатов опытно-экспериментальной работы 66

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 79

ПРИЛОЖЕ-НИЕ………………………………………………………………..84


  

Введение:

 


Актуальность исследования. С самого рождения человек, являясь социальным существом, испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается – от потребности в эмоциональ-ном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству. Дан-ное обстоятельство определяет потенциальную непрерывность общения как необходимого условия жизнедеятельности. Общение, являясь сложной и многогранной деятельностью, требует специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта, накопленного предыдущими поколениями. Высокий уровень коммуника-тивных навыков рассматривается специалистами как условие успешной адаптации к окружающей социальной среде, что определяет практическую значимость коммуникативного развития с самого раннего возраста.

В разработке этого вопроса педагогическая практика опиралась на концепцию деятельности Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и психолого-педагогические исследования Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, В.Г. Нечаевой, Я.Л. Коломинского, А.И. Аржановой, М.И. Лисиной, и др.

Несмотря на достаточно глубокую изученность данного вопроса, проблема развития коммуникативных навыков у детей дошкольного воз-раста остается актуальной. Реализация федеральных государственных об-разовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО) поста-вила перед педагогами задачу целенаправленной подготовки детей с само-го раннего возраста к полноценному общению в различных сферах жизне-деятельности.

Актуальность этой задачи возрастает в современных условиях в свя-зи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит «живого» общения. Общение, являясь сложной и многогранной деятельностью, требует специфических знаний и умений, ко-торыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта, накопленного предыдущими поколениями. В последнее время, вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации, высокой занятости родителей, наблюдается тенденция снижения качества общения, дети испытывают серьезные трудности в общении с окружающими. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, рас-крашивает яркими красками сферу их ощущений.

Взаимоотношения с другими людьми зарождаются и наиболее ин-тенсивно развиваются в детстве. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. Именно поэтому родителям и педагогам нужно всячески поддерживать из-начально заложенную в маленьком ребенке потребность в общении. Осо-бенно нуждается во внешней поддержке коммуникативного развития ребе-нок с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Для него свойственны суще-ственные нарушения речевой сферы, замедленные темпы и качественное своеобразие эмоционально-волевой сферы, несоответствие форм общения возрастным нормам, проблемы саморегуляции и самоконтроля. В связи с этим высока потребность в преодолении детьми данной категории комму-никативных отставаний и их вывода на оптимальные показатели развития коммуникативных навыков.

Важным фактором развития коммуникативных навыков ребенка-дошкольника является, прежде всего, игра, так как игра – ведущий вид де-ятельности в дошкольном возрасте. В игре моделируются реальные отно-шения взрослых, происходит осмысление детьми различных явлений дей-ствительности, создаются благоприятные условия для формирования культуры общения. Поэтому темой для выпускной квалификационной работы мы обозначили: «Формирование коммуникативной компетенции при проведении сюжетно-ролевой игры у детей с ТНР старшего дошколь-ного возраста».

Объект исследования: коммуникативная компетентность старшего дошкольника с ТНР.

Предмет исследования: сюжетно-ролевая игра как средство форми-рования коммуникативной компетенции у детей с ТНР старшего дошколь-ного возраста.

Цель исследования: теоретически обосновать, составить и апроби-ровать комплекс сюжетно-ролевых игр, направленных на формирование коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста с ТНР.

Гипотеза исследования: разработка и внедрение комплекса сюжет-но-ролевых игр, ориентированных на развитие коммуникативной компе-тенции у дошкольников с ТНР, будет способствовать росту сплоченности в детской группе, формированию конструктивных коммуникативных реак-ций в конфликте, закреплению благоприятного образа сверстника и разви-тию чувствительности в процессе общения.

Объект, предмет, цель и гипотеза исследования обусловили необхо-димость решения следующего комплекса задач:

1. Дать характеристику ТНР в логопедической науке.

2. Представить содержание понятия «коммуникативная компетен-ция» и специфика коммуникативной компетенции при ТНР у детей.

3. Рассмотреть сюжетно-ролевую игру и ее роль в развитии ком-муникативной компетенции у детей.

4. Провести диагностику уровня развития коммуникативной ком-петенции у детей старшего дошкольного возраста с ТНР.

5. Составить и апробировать комплекс сюжетно-ролевых игр, направленных на формирование коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста с ТНР.

6. Выполнить обсуждение результатов опытно-экспериментальной работы.

Методы исследования:

— теоретические: анализ научно-методической литературы по про-блеме исследования;

— эмпирические: тестирование, педагогический эксперимент; каче-ственный и количественный анализ эмпирических данных.

База исследования: муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад» (г. Москва).

Структура работы. Выпускная квалификационная работа (объемом 96 страниц) состоит из введения, двух разделов, заключения, списка лите-ратуры и приложения. Работа содержит 12 таблиц, 15 рисунков.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

По итогам выполнения выпускной квалификационной работы была решена поставленная во введении цель, что позволило теоретически обос-новать, составить и апробировать комплекс сюжетно-ролевых игр, направленных на формирование коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста с ТНР.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

— была дана характеристика ТНР в логопедической науке;

— было представлено содержание понятия «коммуникативная компе-тенция» и специфика коммуникативной компетенции при ТНР у детей;

— была рассмотрена сюжетно-ролевая игра и ее роль в развитии ком-муникативной компетенции у детей;

— была проведена диагностика уровня развития коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста с ТНР;

— был составлен и апробирован комплекс сюжетно-ролевых игр, направленных на формирование коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста с ТНР;

— было выполнено обсуждение результатов опытно-экспериментальной работы.

В результате проведения исследования мы пришли к следующим ос-новным выводам:

Наиболее представленной социометрической категорией в группе де-тей с ТНР выступает категория принятых детей (46,9%). Однако вызывает волнение высокий процент непринятых (26,8%) и изолированных (13,4%) членов детской группы. В контрольной группе распределение детей по статусным категориям более благоприятное. Непринятых членов коллек-тива только 13,4% выборки, изолированный ребенок один (6,7%). Подав-ляющее число детей из контрольной группы относится к принятым и предпочитаемым категориям (60,3% и 20,1% соответственно).

В целом, и коллектив детей из экспериментальной группы, и коллек-тив детей из контрольной группы можно считать благополучными, потому что процент дошкольников, находящихся в благоприятных статусных ка-тегориях (предпочитаемых и принятых) выше, чем процент детей с небла-гоприятными статусами (непринятых и изолированных). При этом в кон-трольной группе детей условия в группе очевидно более благоприятные. В связи с этим, мы можем предположить, что недостаточно развитые комму-никативные навыки ребят с ТНР (экспериментальная группа) препятствуют росту сплоченности их детского коллектива.

В экспериментальной группе детей с ТНР в равной степени выраже-ны три неблагоприятных конфликтных стратегии поведения: уход от ситу-ации (26,8%), агрессивное поведение (26,8%), вербально-оценочная реак-ция (26,8%). При этом конструктивная реакция выявлена только у 20,1% выборки. Эти данные позволяют отметить, что ребята с ТНР очевидно не умеют выбирать конструктивную стратегию поведения в конфликтной си-туации, что демонстрирует недостаточное развитие их коммуникативной сферы. В контрольной группе нормативно развитых детей ситуация не-сколько иная. Большинство ребят этой группы предпочитают именно кон-структивное решение как модель поведения (33,5%). Также популярной стратегией поведения является вербально-оценочное решение (33,5%). К уходу от ситуации и агрессии ребята из контрольной группы прибегают достаточно редко (13,4% и 20,1% соответственно).

Уровень коммуникативного развития дошкольников из контрольной группы с нормативным развитием значительно превышает аналогичный показатель в экспериментальной группе детей с ТНР. Так, низкий уровень коммуникативного развития в экспериментальной группе показали 46,9% выборки, а в контрольной только 20,1%. Средний уровень коммуникатив-ного развития в экспериментальной группе имеют 53,6%, в контрольной группе – 46,9%. При этом высокого уровня коммуникативного развития в экспериментальной группе вообще не было выявлено, а в контрольной группе это показатель достигает 33,5%.

Для детей из контрольной группы (с нормативным развитием) свой-ственно представлять сверстника положительно (46,9%) или амбивалентно (33,5%). В то время для детей с ТНР из экспериментальной группы образ сверстника скорее амбивалентный (46,9%) или даже негативный (40,2%). Безусловно, негативное или незаинтересованное отношение к сверстнику выступает препятствием на пути к выстраиванию конструктивного комму-никативного контакта с ним у детей с ТНР.

Высокую чувствительность к сверстнику в процессе общения проде-монстрировали 6,7% детей из экспериментальной группы и 33,5% детей из контрольной группы. Средний уровень развития параметра имеют по 46,9% детей из обеих группы. Низкий уровень развития изучаемой черты зафиксирован у 46,9% детей с ТНР (экспериментальная группа) и 20,1% детей с нормативным развитием (контрольная группа).

По итогам проведенного констатирующего исследования удалось установить, что уровень развития коммуникативных навыков у детей с ТНР значительно уступает аналогичным показателям в выборке детей с нормативным развитием по таким параметрам как: сплоченность в детской группе; конструктивность коммуникативных реакций в конфликте; общий уровень коммуникативного развития; образ сверстника; чувствительность в процессе общения.

На контрольном этапе исследования социометрическая структура экспериментальной группы изменилась. Во-первых, значительно сократи-лось количество непринятых в коллективе детей: если на констатирующем этапе исследования, до проведения предложенного комплекса игр, непри-нятыми членами детского коллектива было 4 дошкольников, то по итогам проведения игр только 2 детей сохранили неблагоприятный социометри-ческий статус. Во-вторых, под воздействием проведенной формирующей работы закономерно возросло количество принятых и предпочитаемых членов детского коллектива: с 9 до 12 человек.

Проведенный комплекс сюжетно-ролевых игр позволил сформиро-вать у ребят экспериментальной группы конструктивные коммуникатив-ные реакции в конфликте. Так, если на констатирующем этапе исследова-ния самой популярной коммуникативной реакцией детей был уход от си-туации и агрессивный подход, то на контрольном этапе исследования дети стали предпочитать конструктивное решение возникающих противоречий. Проведенные с детьми игры позволили ребятам осознать, что в любой си-туации можно найти конструктивный выход – договориться с собеседни-ком так, чтобы обе стороны остались довольны. Совместная нацеленная на результат игровая деятельность в рамках организованной развивающей деятельности научила воспитанников сотрудничеству в процессе взаимо-действия, что позволило снизить количество агрессивных реакций и недо-понимания.

Проведенная формирующая работа позволила дошкольникам с ТНР повысить свой уровень коммуникативного развития. Так, на констатиру-ющем этапе исследования преобладающими уровнями коммуникативного развития детей были низкий и средний уровни. На контрольном этапе ис-следования уровень коммуникативного развития детей экспериментальной группы значительно возрос – преобладать начали средний и высокий уровни. Достичь результатов позволил тот факт, что участие в совместных сюжетно-ролевых играх, организованных в рамках формирующей рабо-ты, требовало от детей частого коммуникативного взаимодействия друг с другом, что позволило поднять уровень коммуникативного развития на новый уровень.

Проведенный на формирующем этапе исследования комплекс сю-жетно-ролевых игр позволил сформировать у воспитанников эксперимен-тальной группы положительный образ сверстника. Так, на констатирую-щем этапе исследования образ сверстника у дошкольников носил неопре-деленный (амбивалентный) или даже негативный характер, что было обу-словлено низким уровнем развития межличностных отношений в детской группе. Проведенная формирующая работа позволила ребятам сформи-ровать положительный образ сверстника.

Осуществленный комплекс сюжетно-ролевых игр позволил развить у детей экспериментальной группы чувствительность к сверстнику в процес-се общения. Так, если на констатирующем этапе исследования дошкольни-ки имели недостаточный уровень развития навыка межличностного обще-ния, поэтому были нечувствительны и невнимательны к сверстнику в про-цессе общения, то после проведенной системы занятий ребята стали более чутко относиться друг к другу в процессе коммуникативного взаимодей-ствия, что и позволило повысить уровень чувствительности.

Качественный и количественный анализ эмпирических данных поз-волил доказать гипотезу исследования о том, что разработка и внедрение комплекса сюжетно-ролевых игр, ориентированных на развитие коммуни-кативной компетенции у дошкольников с ТНР, будет способствовать росту сплоченности в детской группе, формированию конструктивных коммуни-кативных реакций в конфликте, закреплению благоприятного образа сверстника и развитию чувствительности в процессе общения.

Таким образом, цель работы была достигнута, задачи реализованы, а гипотеза доказана в полном объеме. В заключение работы отметим, что выполненное исследование имеет теоретическую и практическую значи-мость.

Теоретическая значимость исследования заключается в систематиза-ции и обобщении научных материалов по проблеме выделения психолого-педагогических особенностей дошкольников с ТНР; в выявлении и уточне-нии специфики развития коммуникативной компетенции у дошкольников с ТНР и роли сюжетно-ролевой игры в этом процессе.

Практическая значимость исследования состоит в разработке и внед-рении комплекса сюжетно-ролевых игр, ориентированных на развитие коммуникативной компетенции у дошкольников с ТНР. Этот комплекс мо-жет быть рекомендован для включения в воспитательную деятельность дошкольных образовательных организаций.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения коммуникатив-ной компетенции у детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи и использования сюжетно-ролевой игры для ее формирования

1.1 Характеристика тяжелых нарушений речи в логопедической науке

Тяжелые нарушения речи (ТНР) – это стойкие специфические откло-нения в формировании всех компонентов речевой системы (лексического компонента, грамматического строя речи, фонематических процессов, зву-копроизношения, просодики), отмечающиеся у детей при сохранном слухе и нормальном интеллекте.

Основным критерием отнесения речевого нарушения к группе тяже-лых нарушений является невозможность ребенка осваивать программу массового образовательного учреждения (дошкольного и школьного) без специальной логопедической помощи, либо потребность в обучении со-гласно коррекционной программе.

Поскольку тяжелые нарушения речи представляют собой системное недоразвитие речевой функции, степень нарушений определяется, исходя из уровневой характеристики речи детей с общим недоразвитием речи, де-тально описанной Р.Е. Левиной и Т.Б. Филичевой . К тяжелым нарушени-ям речи при этом относят нарушения, описанные в классификации указан-ных авторов как первый и второй уровни речевого развития.

К первому уровню речевого развития относятся т.н. «безречевые де-ти». «Безречевой» ребенок – это ребенок, который вообще не разговари-вает. Речевое

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы