Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Формирование каллиграфического навыка письма у младших школьников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 4
Глава 1.
Теоретические основы формирования каллиграфического навыка письма у младших
школьников. 7
1.1.
Понятие каллиграфического навыка. 7
1.2.
Психофизиологические особенности формирования каллиграфического навыка письма у
младших школьников. 10
1.3.
Педагогические условия обучения каллиграфическому навыку письма младших
школьников. 18
Выводы по 1
главе. 25
Глава 2.
Опытно-экспериментальная работа по формированию каллиграфического навыка письма
у младших школьников. 27
2.1.
Выявление уровня сформированности каллиграфического навыка у младших школьников. 27
2.2.
Содержание работы по формированию каллиграфического навыка письма у младших
школьников на уроках русского языка. 32
2.3.
Результаты и анализ опытно-экспериментальной работы.. 43
Выводы по 2
главе. 50
Заключение. 52
Список
литературы.. 54
Приложение. 58
Приложение 1 58
Введение:
Актуальность исследования. В настоящее время в связи с большим информационным
потоком и развитием информационных технологий процесс обучения и самообучения
намного упростился. Однако в связи с развитием современных технологий люди
больше пользуются компьютерным письмом. Поэтому появляется необходимость в формировании
у обучающихся уже с младшего школьного возраста разборчивого, быстрого и
красивого почерка.
Основы формирования навыка письма
происходят уже с первого класса и сопровождаются учащихся на протяжении всей
жизни. Умение перерабатывать информацию и передавать ее в соответствии с
поставленными задачами, является непременным показателем умения использовать
родной русский язык как средство качественной коммуникации в обществе.
Исходя из ФГОС НОО, можно отметить,
что данные стандарты направлены на сохранение и развитие языкового наследия
России, а навыки каллиграфии имеют прямую связь со знанием родного языка и
умением отображать графические элементы русского алфавита.
Предметные результаты русского языка
отражены в ФГОС НОО двумя пунктами, отражающими важность темы нашего
исследования, а именно, сформированности позитивного отношения к правильной
устной и письменной речи как показателя общей культуры и гражданской позиции
человека, овладение первоначальными представлениями о нормах русского и
литературного языка, а также осознание значения русского языка как
государственного языка Российской Федерации. Начальная школа закладывает
первоначальные знания учащихся о каллиграфии. От того насколько учащиеся поймут
и усвоят навыки записи букв, зависит адаптация учащихся на последующих ступенях
обучения.
Над решением данной проблемы
работали известные русские педагоги, психологи, методисты, такие как М.Р.
Соловейчик, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Л.Я. Желтовская, Н.Г.
Агаркова, Е.Н. Потапова, др.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить
эффективность методов и приемов формирования каллиграфического навыка письма у
младших школьников на уроках обучения грамоте.
Объект исследования: процесс формирования каллиграфического навыка письма
младших школьников.
Предмет исследования: педагогические методы и приемы формирования каллиграфического навыка письма у
младших школьников на уроках обучения грамоте.
Гипотеза исследования: процесс формирования каллиграфического навыка младших
школьников будет проходить успешно, если на уроках обучения грамоте
использовать:
— упражнения на развитие мелкой
моторики рук (штриховка, обведение контуров, продолжение орнаментов);
— дидактические пособия в виде трафаретов
и лекал различных видов;
— приемы на развитие тактильной
памяти (анализ формы букв, воображаемое письмо, обведение по образцу,
ощупывание букв, списывание с готового образца и др.)
Для достижения поставленной цели нужно было решить
следующие задачи:
1. Охарактеризовать понятие
«каллиграфический навык».
2. Рассмотреть
психофизиологические особенности развития каллиграфического навыка письма.
3. Охарактеризовать педагогические
условия обучения каллиграфическому навыку письма.
4.
Провести опытно-экспериментальную работу по формированию
каллиграфического навыка письма у младших школьников на уроках обучения грамоте.
В процессе работы над исследованием
были использованы следующие методы: анализ теоретических источников,
анализ научно-методических и психолого-педагогических источников по теме
исследования, синтез, систематизация, обобщение, экспериментальная работа, анализ
письменных работ учащихся 1 «А» класса, количественный и качественный анализ
результатов.
Практическая значимость заключается в подборе комплекса упражнений, направленных
на улучшение каллиграфического навыка в начальной школе. Результаты
исследования, полученные в ходе обработки экспериментальной части данной работы
позволят акцентировать внимание на эффективности упражнений при
совершенствовании каллиграфического навыка.
В первой главе данной работы
представлен анализ теоретических основ формирования каллиграфического навыка
письма у младших школьников, рассмотрено понятие, психофизиологические
особенности развития у младших школьников и педагогические условия.
Во второй главе представлено
описание опытно-экспериментального исследования. Опытно-экспериментальное исследование
было проведено в соответствии с 3 этапами: констатирующим, формирующим и
контрольным. На первом этапе был определен уровень каллиграфического навыка. На
втором этапе было представлено содержание работы по формированию каллиграфического
навыка. На третьем этапе был выявлен повторный уровень, сделаны выводы.
Структура
работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по
главам, заключения, списка литературы.
Заключение:
Процесс формирования каллиграфического
навыка письма обладает большим педагогическим и общественно-воспитательным
значением. Формируя у школьников навыки аккуратного и четкого письма, формируя устойчивость
их почерка, педагог воспитывает аккуратность, трудолюбие, добросовестное и
старательное отношение к людям, к их труду, способствует их эстетическому
воспитанию.
Навык письма – это
автоматизированный компонент сознательной речевой деятельности. Он включает две
стороны: графическую и каллиграфическую. Графическая сторона письма является
автоматизированным способом по различению и перекодированию звуков (фонем) речи
в соответствующие буквы, а также начертанию их на бумаге. Это сложное речевое
действие, которое реализуется через взаимосвязанную деятельность четырех
компонентов: слухового, артикуляционного, зрительного и рукодвигательного.
Каллиграфическая сторона
письма является искусством красивого письма, другими словами умением писать
правильным (чётким) и устойчивым почерком. К числу показателей сформированности
каллиграфического навыка письма можно отнести вертикальную и горизонтальную
соразмерность букв, плавность и четкость линий, правильность соединений,
параллельность букв. Эти характеристики каллиграфического навыка могут являться
параметрами оценки их состояния. Методика формирования первоначальных навыков
письма направлена на освоение умения осуществлять анализ звучащей речи, на
овладения зрительным образом буквы и на освоения кинестетического
(двигательного) образа буквы. Наибольшие трудности в этом процессе, по данным
многочисленных исследований, вызывает у учеников овладение двигательным образом
буквы.
На
первом этапе экспериментальной работы был проведен анализ прописей 1 «А» класса
с целью определения уровня сформированности каллиграфического навыка. В
диагностике принимали участие учащиеся 1 «А» класса в количестве 26 человек.
Цель проведения диагностики заключалась в выявлении ошибок, наиболее часто
встречающихся в прописях учащихся 1 класса. Как показывают данные из 26
учащихся 1 «А» класса, 26,9% (7 человек) имеют высокий уровень; 50% (13
человек) имеют средний уровень и 23,1% (6 человек) имеют низкий уровень
сформированности каллиграфического навыка.
Проанализировав
состояние работы в области каллиграфии у учащихся 1 класса, мы убедились в
необходимости составления упражнений, направленных на формирование и коррекцию каллиграфического
навыка. Исходя из
результатов диагностики, был выявлен ряд наиболее повторяющихся ошибок и
разработан системный ряд корректирующих упражнений, комплексно воздействующих
на улучшение каллиграфического навыка письма у детей младшего школьного
возраста в контексте системно- структурного подхода.
На завершающем
контрольном этапе нами была проведена еще одна проверка, результаты которой показали
эффективность реализованных видов каллиграфических упражнений.
Как показывают данные уровень сформированности каллиграфического
навыка у учащихся 1 «А» класса после проведения эксперимента повысился.
Во-первых, показатели высокого уровня каллиграфического навыка после
эксперимента увеличились на 7,7%, так как до эксперимента они были представлены
26,9% (7 человек) учеников, а после эксперимента — 34,6% (9 человек).
Во-вторых, показатели среднего уровня после эксперимента увеличились на 3,9%,
так как до эксперимента они были представлены 50% (13 человек) учеников, а
после эксперимента — 53,9% (14 человек). В-третьих, низкий уровень уменьшился с
23,1% (6 человек) до 11,5% (3 человека), что в два раза меньше, чем до
проведения эксперимента. Таким образом, цель, поставленная в работе,
достигнута, а задачи решены. Выдвинутая гипотеза подтверждена.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические
основы формирования каллиграфического навыка письма у младших школьников
1.1. Понятие каллиграфического навыка Понятие каллиграфии определяется в
словаре С.И. Ожегова как искусство четкого и красивого письма [28]. При этом
каллиграфия и методика её преподавания является одной из педагогических наук.
Знание методики каллиграфии является необходимым условием подготовки учителя начальных
классов к полноценной работе с учащимися начальных классов, так как именно в
начальном звене закладывают представления о канонах письма [20].
В Настоящее время в методике обучения письму понятие
«каллиграфия» раскрывается, в качестве умения записывать слова с помощью четкого,
устойчивого, удобочитаемого почерка. В совокупности с «чисто техническими навыками»
происходит формирование представлений о буквенных записях слов, отражающих
взаимосвязь между сущностью и формой, другими словами формируются автоматизированные
способы действий, что и называют графическим навыком.
Изучением формирования каллиграфического навыка у детей
младшего школьного возраста занимались Л.Я. Желтовская, Е.Н.Соколова, Н.Г.
Агаркова, В.А. Илюхина и др.
Стоит отметить, что обучение
каллиграфическому навыку процесс длительный и непростой. Точка зрения А.Р.
Лурия заключается в том, что с позиции психологии, с полной уверенностью можно
отнести процесс письма к сложной, осознанной форме речевой деятельности [24].