Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Формирование исследовательских способностей младших школьников в процессе учебной деятельности.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 1490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1 Понятия «исследовательские способности» и «учебная деятельность» в современной психолого-педагогической литературе 7
1.2 Виды и характеристика исследовательских способностей младших школьников 13
1.3 Условия формирования исследовательских способностей младших школьников в процессе учебной деятельности 17
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 26
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 28
2.1 Описание опытно-экспериментальной работы по формированию исследовательских способностей младших школьников в процессе учебной деятельности 28
2.2 Анализ результатов диагностики исследовательских способностей младших школьников на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы 30
2.3 Содержание работы по формированию исследовательских способностей младших школьников в процессе учебной деятельности 34
2.4. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 46
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 93
Введение:
Актуальность исследования. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) важнейшим приоритетом является формирование у младших школьников метапредметных результатов, которые представлены универсальными учебными действиями (УУД). Одним из способов решения проблемы создания УУД, изложенных в новом стандарте, является использование исследовательской деятельности.
Ведущей деятельностью учащихся начальной школы является учебная деятельность. При организации учебной деятельности учащихся начальной школы или при формировании отдельных ее компонентов в современной школе активно используется исследовательский метод обучения, который способствует формированию исследовательских способностей учащихся.
Важность формирования исследовательских способностей заключается в том, что у учащихся формируется познавательная активность, которая позволит им успешно обучаться и получать новые знания. Особенности и процесс формирования исследовательских способностей младших школьников рассматривались в работах многих авторов. Формирование исследовательских способностей младших школьников рассматривали Б.Р. Закраилова, А.Д. Инаркаева, А.М. Утешкалиева и другие. Развитие исследовательских способностей в игре изучали А.С. Обухов, Н.М. Комарова, Н.Л. Кондратьева и другие. Развитие исследовательских умений младших школьников при организации проектной деятельности рассматривали М.С. Эльсиева, Т.У. Дендиева и другие.
В рамках школьного обучения исследования важны также в качестве образовательной технологии, которая позволит учащимся получить навыки самообразования и узнать много новой информации. Зачастую такая деятельность реализуется в виде проектов.
На данный момент существует большое количество различных педагогических технологий, методик, научных трудов А.Г. Асмолова, Ю.К. Бабанского, Л.И. Божович, Н.Б. Истоминой, В.А. Сластенина и др., раскрывающих различные аспекты исследовательского обучения. Технологии, рассматриваемые авторами, включают в себя творческие задания, работы поискового и исследовательского характера, логические разминки.
Использование исследований в учебной деятельности позволяет учащимся проанализировать и определить необходимые им знания, активизирует познавательную деятельность. Для эффективной исследовательской деятельности учащимся необходимо иметь сформированные исследовательские способности. При этом педагогу важно оптимально организовать учебную деятельность.
Организация работы по формированию исследовательских способностей осуществляется на основе различных средств обучения. Эффективность работы по формированию исследовательских способностей младших школьников в большей степени определяется качеством организации самой работы, адекватностью средств обучения, содержанием учебных материалов, способствующих развитию исследовательских способностей, методами и приемами, которые использует учитель для развития исследовательских способностей учащихся.
Проблема: с помощью каких средств формировать исследовательские способности младших школьников в процессе учебной деятельности?
Объект исследования – исследовательские способности младших школьников.
Предмет исследования – формирование исследовательских способностей младших школьников в процессе учебной деятельности.
Цель работы – теоретически изучить и проверить на практике эффективность средств формирования исследовательских способностей младших школьников в процессе учебной деятельности.
Задачи работы:
проанализировать теоретические основы формирования исследовательских способностей младших школьников в процессе учебной деятельности и определить соответствующие условия;
раскрыть характеристику и виды исследовательских способностей младших школьников;
организовать и провести диагностику сформированности исследовательских способностей младших школьников:
представить основные способы и методы формирования исследовательских способностей младших школьников в процессе учебной деятельности на формирующем этапе исследования.
Гипотеза исследования: формирование исследовательских способностей младшего школьника в процессе учебной деятельности будет успешным, если:
следовать принципу целенаправленности и систематичности, следовательно, применять исследовательское обучение на таких уроках как математика, русский язык, литературное чтение, окружающий мир;
использовать исследовательские проекты и проблемные вопросы на уроках математики (например, проблемная ситуация предстала в форме вопросов: Зачем нужны числа людям? Как описать наш город с помощью чисел и величин?);
использовать исследовательские задания на основе ИКТ на уроках окружающего мира (исследовательские задания: что можно сделать из песка (дерева, бетона, муки)? Что будет, если исчезнет вода (растения, машины)? Если бы город был лесом, чем были бы автомобили?);
использовать исследовательские и развивающие игры на уроках русского языка (Детям было предложено послушать начало рассказа: «Ребята купили учительнице в подарок красивую вазу. Все дети с восхищением смотрели на вазу. Саша взял её в руки. Вдруг ваза упала на пол и разбилась…». Задания: представьте, что вы стояли рядом. Что бы вы сказали? представьте, что вы учительница, которой вы должны были подарить вазу. Что бы она сказала? представьте, что бы сказали родители, которые давали деньги на вазу. Что сказал бы Саша?);
использовать интерактивные средства на уроках чтения (Игра «Волшебные превращения». На её основе был проведен мысленный эксперимент, в ходе которого было определено как «стихия огня» воздействует на изменения физических свойств воды. Педагог предложил детям выбрать кого-либо, кто возьмет себе роль «Огня». Остальные стали «капельками воды», которые в холоде замерзают. Они двигались медленно и превращались в ледяные шарики или снежинки, когда «Огонь» далеко. Когда «Огонь» рядом, они двигались быстрее, испарялись, становились невидимыми – приседали).
Методы исследования:
теоретические (теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме данного исследования, синтез полученного материала, обобщение теоретического материла по теме исследования, классификация различных теоретических подходов);
эмпирические (диагностика, анализ результатов, качественная характеристика полученных результатов, анализ количественных данных).
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Заключение:
В процессе выполнения данной работы были получены следующие результаты и сделаны следующие выводы:
1. На основе анализа литературы было определено, что основополагающим для нас стало понятие «учебная деятельность» введенное Д.Б. Элькониным, которое обозначает особую деятельность ученика, сознательно направленную им на осуществление целей обучения и воспитания, принимаемых учеником в качестве своих личных целей. При реализации такого подхода в обучении, который основан на исследованиях, школьники находятся в активном поиске, а затем учатся применять полученные ресурсы, материалы и тексты для знакомства с важными, актуальными и интересными проблемами и задачами. Учащиеся находят, обрабатывают, систематизируют и оценивают информацию и идеи, развивая свои умения и навыки. Исследовательские способности – это способности, которые формируются в процессе исследовательской деятельности.
2. В процессе изучения педагогической и методической литературы по формированию исследовательских способностей мы выяснили, что основными способностями являются следующие: умения выдвигать гипотезу и умения экспериментировать, так как именно такие умения позволяют учащемуся успешно начать исследование и продолжать его.
3. Основным условием формирования исследовательских способностей младших школьников в процессе учебной деятельности является использование специальных средств обучения. В качестве таких средств могут выступать технология проектного обучения, игровые методы и игры, технология проблемного обучения, технология на основе информационно-коммуникационных технологий, интерактивные технологии
4. Опытно-экспериментальная работа строилась в соответствии с тремя основными этапами: констатирующий этап, формирующий этап, контрольный этап. Исследование проводилось на базе Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Школа № 67» с учащимися 4 класса. Всего в исследовании приняло участие 20 младших школьников. Было выбрано 2 диагностические методики: методика 1. Диагностика умения выдвигать гипотезу (на основе работ А.И. Савенкова); методика 2. Диагностика умения экспериментировать (на основе работ А.И. Савенкова).
5. В результате проведения констатирующего этапа было выявлено, что у большинства детей исследовательские способности развиты на низком уровне. В обследуемом классе преобладает количество младших школьников с низким уровнем сформированности умения экспериментировать и умения выдвигать гипотезу.
6. Целью формирующего этапа стало проведение работы по формированию исследовательских способностей младших школьников в процессе учебной деятельности.
7. Заключительным этапом работы стал контрольный этап опытно-экспериментального исследования. В результате проведения контрольного этапа было выявлено, что у большинства детей исследовательские способности улучшились, и повысился уровень сформированности умения экспериментировать и умения выдвигать гипотезу.
По итогу проведенного анализа результатов опытно-экспериментальной работы, можно отметить, что полученные результаты свидетельствуют о положительной динамике в уровне сформированности исследовательских способностей учащихся начальных классов. Следовательно, можно говорить об эффективности разработанной работы формирования исследовательских способностей учащихся начальных классов, а также представленной системы условий. Продолжая работу по данной методике можно продолжить формирование исследовательских способностей учащихся начальных классов.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены. Гипотеза исследования подтвердилась.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Понятия «исследовательские способности» и «учебная деятельность» в современной психолого-педагогической литературе
Ведущим типом деятельности детей в начальной школе выступает именно учебная. Данное понятие многие авторы трактуют по-разному, представим основные определения на рисунке 1.
Рисунок 1 – Основные определения понятия «учебная деятельность»
Особенности учебной деятельности школьников рассматривали такие авторы как А.К. Маркова, С.Л. Рубинштейн, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и т.д. Авторы связывали данное понятие с деятельностной основной, с определенной ответственностью учащихся к учебному предмету [34].
Основным понятием в данной работе рассматривается определение Д.Б. Эльконина. Автор определил учебную деятельность «как особую деятельность ученика, сознательно направленную им на осуществление целей обучения и воспитания, принимаемых учеником в качестве своих личных целей» [43, c .78].
Как отмечает В.А. Петровский, «важно так формировать учебную деятельность, чтобы она включала направленность на учение, умение контролировать себя и оценивать собственные достижения. В учебном процессе для ребенка будет значимым, интересным познание нового, если дать ему возможность активно исследовать понятия и связи, решать задачи, относящиеся к реальной жизни» [30, c .56].
Основная задача педагога заключается в том, чтобы вовлечь учащихся в учебную деятельность, которая должна привести школьников к достижению предполагаемых результатов обучения.
Как и любой вид деятельности, учебная имеет свои определенные составляющие. Перечислим данные компоненты:
1) «вводно-мотивационный компонент (учебная мотивация);
2) операционально-познавательный компонент (учебные задачи и учебные действия, образующие учебную ситуацию);
3) рефлексивно-оценочный компонент (учебные действия контроля и оценки)» [43, c .79].
Важно, чтобы каждое учебное действие было значимым и обеспечивало развитие и продвижение учащихся в рамках учебного предмета или рассматриваемой темы. Учебные действия должны основываться на предыдущих действиях, они должны позволять учащимся развивать свои навыки, знания и понимание различными способами. Значимая деятельность вовлекает учащихся в активную, конструктивную, преднамеренную, подлинную и совместную деятельность.
При этом любая учебная деятельность опирается на исследовательский подход. К настоящему времени понятие «исследовательская деятельность» также может интерпретироваться с различных точек зрения. Основные авторские взгляды на данное понятие можно представить на рисунке 2.
Рисунок 2 – Основные определения понятия «исследовательская деятельность»
Основой исследовательского поведения в условиях неизвестной ситуации, по мнению А.И. Савенкова, «является потребность в поисковой активности. Исследовательская деятельность позволяет раскрыть индивидуальные особенности детей. Новых открытий в результате своего исследования дети не сделают, но «открытие для себя» поможет сформировать активную жизненную позицию» [35, c. 28].
При реализации такого подхода в обучении, который основан на исследованиях, школьники находятся в активном поиске, а затем учатся применять полученные ресурсы, материалы и тексты для знакомства с важными, актуальными и интересными проблемами и задачами. Учащиеся находят, обрабатывают, систематизируют и оценивают информацию и идеи, развивая свои умения и навыки. Они учатся понимать, узнают различные точки зрения, разрабатывают и оценивают гипотезы, а также критически и творчески мыслят в процессе такой работы. Также школьники учатся решать проблемы, отвечать на вопросы и задачи. Вместе с тем, они развивают коммуникативные умения посредством различных обсуждений.
Период обучения школьников в начальной школе является особенно благоприятным для развития проектно-исследовательских умений. В первую очередь исходя из психологических особенностей учащихся этого возраста и их познавательных потребностей. За счет активного познания учащимися начальной школы окружающего мира они легко вовлекаются в исследовательскую деятельность, благодаря которой они могут узнать новую информацию обо всем вокруг, также школьники приобретают знания о способах получения новой информации.
Задачи исследовательской деятельности в своих работах выделил А.В. Леонтович. Автор определил такие задачи:
развитие познавательного интереса младших школьников к науке;
формирование у младших школьников представлений о методах проведения и реализации научного исследования;
формирование творческих способностей, навыков самостоятельности, расширение имеющихся знаний за счет проведения теоретического анализа проблемы исследования и расширения практических навыков;
решение различных актуальных познавательных задач особо одаренными учащимися [32].
Различные взгляды авторов на понятие «исследовательские способности» представим далее на рисунке 3.