Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Формирование информационной компетентности у младших школьников в процессе изучения математики
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы
формирования информационной компетентности у младших школьников в процессе
обучения. 7
1.1. Информационная компетентность
младших школьников в системе достижение результатов обучения. 7
1.2. Особенности формирования
информационной компетентности у обучающихся начальной школы.. 13
1.3 Педагогические условия
формирования информационной компетентности в процессе обучения. 22
Выводы по 1 главе. 28
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию
информационной компетентности у младших школьников в процессе изучения
математики. 29
2.1 Диагностика исходного уровня
сформированности информационной компетентности у школьников. 29
2.2 Содержание и технологии
формирующего этапа опытно-экспериментальной работы.. 36
2.3 Динамика
сформированности информационной компетентности у школьников 48
Выводы по 2 главе. 53
Заключение. 55
Список литературы.. 58
Приложения
Введение:
Актуальность
исследования. В последние несколько десятилетий в нашем
обществе произошли кардинальные изменения в представлении целей процесса
образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как
основного результата образования произошел переход к пониманию процесса
обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, умению занять
активную общественную позицию, успешному решению жизненных задач, возникающих
перед ними, умению сотрудничества и работы в группе, готовности к быстрому
переобучению в ответ на обновление требований и знаний рынка труда.
На сегодняшний момент, важной целью
начального образования в соответствии с ФГОС НОО является формирование ключевых
компетенций у младших школьников, изучением которых занимались такие педагоги и
ученые, как: В. А. Болотов, Н. Л. Гончарова, А. М. Деркач, И. А. Зимняя, Л. Ф.
Иванова, О. Е. Лебедев, А. К. Маркова, Л. А. Петровская, А. Г. Сергеев, А. В.
Хуторской, Б. Д. Эльконин, вследствие чего данный процесс обусловливает
внедрение компетентностного подхода в систему образования. Учитель, работающий
по ФГОС НОО, должен сам в совершенстве обладать современными ключевыми
компетенциями и понять, что, не изменяя себя, не планируя по-новому свою
деятельность в преподавании предметов, он не может сказать, что умеет работать
по новым стандартам.
В условиях перехода к информационной
эре, социальные требования к системе общего образования предполагают
формирование у обучающихся таких качеств, как конструктивность, мобильность,
динамизм, способность к самообучению и саморазвитию, к принятию решений в
ситуациях выбора, к изменению сфер и способов своей деятельности на основе
эффективного поиска и использования необходимой информации.
В исследованиях таких педагогов и
психологов, как В. Ф. Бурмакина, Т. С. Виноградова, Л. В. Воронина, Г. Б.
Паршукова, С. Ю. Прохорова, С. В. Тришина, Т. П. Хиленко, А. В. Хуторской,
формирование и развитие информационной компетентности личности осуществляется
владением не только средствами компьютерных технологий, но и способами работы с
информацией. В связи с тем, что формирование информационной компетентности
довольно длительный процесс, педагоги советуют приступать к нему с начального
звена общеобразовательной школы, так как раннее развитие способствует
эффективности развития компетентности в дальнейшем.
Информационную
компетентность можно формировать в рамках всех предметов в процессе учебной
деятельности. Мы выбрали такую дисциплину, как «Математика». С точки зрения
практики в образовательном учреждении тема актуальна, так как ФГОС НОО
направлен на обеспечение условий для эффективной реализации и освоения обучающимися
основной
Заключение:
Проведя анализ
психолого-педагогической литературы по проблеме информационной компетенции, а
также определение особенностей формирования информационной компетентности
младших школьников определили, что ключевой компетенцией является объективная
категория, фиксирующая общественно значимый комплекс определенного уровня
знаний, умений и навыков, а также отношений, которые возможно применить в
широкой сфере деятельности человека. Кроме того, было установлено, что понятие
«информационная компетенция» неоднозначно трактуется в современной научной
литературе.
Несмотря на многообразие определений
понятия информационной компетенции, можно констатировать, что всех их
объединяет связь со знаниями и умениями работы с информацией посредства новых
информационных технологий, а также умения и навыки решения повседневных учебных
задач с помощью новых информационных средств. Однако, предложили под
информационной компетенцией понимать способность к самостоятельному поиску,
анализу, отбору, обработке и передаче необходимой информации посредством новых
информационных технологий, которая включает способность к групповой
деятельности и сотрудничеству с использованием современных коммуникационных
технологий.
Вопрос формирования информационной
компетентности младших школьников на уроках математики посредством средств
математического образования на современном этапе становления новой системы образования,
ориентированной на вхождение в мировое информационно-образовательное
пространство, является актуальным.
Формирование информационной
компетентности происходит с учетом таких возрастных психологических
характеристик детей младшего школьного возраста, как: особая внушаемость,
впечатлительность, концентрация внимания и процесс запоминания интересных для
них материалов, направленность умственной активности на повторение и изучение
информации, вследствие чего учитель на уроке выступает посредником в получении
информации. Соответственно, в организационных формах работы увеличивается доля
самостоятельной, индивидуальной и групповой работы, работы творческого,
поискового и исследовательского характера. Говоря о роли учебных изданий на
уроках математики в формировании информационной компетенции, то основным
средство по-прежнему остается учебник, но наращивают свою популярность и
современные электронные издания, и ресурсы, способствующие не только повышению
интереса к изучению предмета, но и формированию и развитию информационной
компетенции.
Определили педагогические условия формирования
информационной компетенции у младших школьников: организация информационной
образовательной среды; осуществление дифференцированного контроля, самоконтроля
и коррекции математических знаний и умений учащихся; истематическое и
целенаправленное осуществление визуализации и иллюстрации изучаемого
математического содержания; вовлечение учащихся в поисковую познавательную
деятельность
С целью определения уровня
сформированности информационной компетенции у младших школьников была проведена
экспериментальная работа, в результате которой было выявлено, что большинство
детей имеют низкий уровень сформированности информационной компетенции, а,
следовательно, имеется острая необходимость в проведении специальной работы по
повышению уровня информационной компетенции учащихся.
На
формирующем этапе была организована работа на уроках математики, где
применялись следующие технологии по формированию информационной компетенции:
поисковый метод под средством учебника, метод проектов, методы обработки и
сбора информации
Фрагмент текста работы:
Глава
1. Теоретические основы формирования информационной компетентности у
младших школьников в процессе обучения 1.1. Информационная компетентность младших
школьников в системе достижение результатов обучения Информационные технологии становятся
неотъемлемой частью жизни современного человека. Владение ими ставится в один
ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Поэтому младших школьников
необходимо не только знакомить с информационно-коммуникационными технологиями,
но и учить применять их в своей деятельности, способствуя тем самым
формированию ИКТ-компетентности.
ИКТ-компетентность – это способность
учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа
к информации, для ее поиска, организации, обработки, оценки, а также для
продуцирования и передачи, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и
трудиться в условиях информационного общества.
Одним из основных положений
Федерального образовательного стандарта является формирование универсальных
учебных действий (УУД), как важнейшего результата реализации Стандарта.
Использование ИКТ принципиальным образом увеличивает возможности для такого
формирования. Можно сказать, что без применения ИКТ формирование УУД в объемах
и измерениях, очерченных Стандартом, невозможно. Тем самым ИКТ-компетентность
становится фундаментом для формирования УУД в современной массовой школе.
Современное
общество ученых выдвигает множество разнообразных определений понятия
«информационно-коммуникационная компетентность», однако в подходах ученых к
дефиниции данного феномена нет единства во мнениях. Так, Г. И. Попова определяет
информационно-коммуникационную