Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Формирование информационной грамотности младшего школьника в учебной деятельности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Понятие информационной грамотности, особенности и критерии информационной грамотности для младших школьников
1.2. Основы учебной деятельности младшего школьника
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Организация исследования уровня сформированности информационной грамотности младших школьников в учебной деятельности
2.2. Реализация практических занятий по формированию информационной грамотности младших школьников в учебной деятельности
2.3. Анализ результатов деятельности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.…………………………………………………………
Введение:
Актуальность исследования. В современном обществе человеку приходится иметь дело с огромными потоками информации. Чтобы не «затеряться» в этом потоке, необходимо иметь навыки работы с информацией, основы которых должны быть заложены в начальной школе. Такая необходимость обуславливается Федеральным государственным образовательным стандартом начального образования, который предусматривает раздел «Требования к результатам освоения основной образовательной НООП», раскрывающий необходимость формирования у младших школьников умения работать с информацией.
Навыки счета, письма, чтения, составляющие основу начального образования на протяжении многих веков, сегодня все меньше признаются единственно важными и достаточными для школы настоящего и будущего. Растет потребность в формировании навыков работы с информацией. Сегодня выдвигаются достаточно высокие требования к личности гражданина. И одним из важных компонентов общей культуры человека является его информационная грамотность. Поэтому важно начинать формирование информационной грамотности с младшего школьного возраста и даже раньше, поскольку активное формирование знаний, умений и навыков начинается примерно в четырехлетнем возрасте.
Тем самым, вопросы активизации информационной грамотности обучающихся являются одной из важнейших проблем современного образования.
Большой вклад в решение проблемы формирования информационной грамотности обучения внесли российские и зарубежные ученые: Г.Р. Громов, В.И. Гриценко, В.Ф. Шолохович, О.И. Агапова, О.А. Кривошеев, С. Пейперт, Г. Клейман, Б. Сендов, Б. Хантер и др.
Целью исследования выступает теоретическое и практическое изучение вопроса формирования информационной грамотности у детей младшего школьного возраста в учебной деятельности.
Поставленная цель предполагает необходимость решить следующие задачи исследования:
1. Изучить понятие информационной грамотности, выделить ее особенности и критерии для младших школьников.
2. Определить основы учебной деятельности в младшем школьном возрасте.
3. Организовать исследование уровня сформированности информационной грамотности младших школьников в учебной деятельности.
4. Реализовать практические занятия по формированию информационной грамотности младших школьников в учебной деятельности.
5. Проанализировать результаты деятельности.
Объектом исследования выступает учебная деятельность младшего школьника.
Предметом исследования является информационная грамотность у детей младшего школьного возраста в учебной деятельности.
Методы исследования:
1. Методы теоретического исследования (анализ, сравнение, классификация, обобщение); методы работы с литературой; изучение опыта работы;
2. Эмпирические методы исследования (диагностические методики);
3. Методы математической статистики и обработки материала (количественная и качественная обработка результатов исследования, графические способы представления результатов исследования).
Теоретическая значимость исследования заключается в изучении, анализе и обобщении психолого-педагогического опыта формирования информационной грамотности обучающихся начальной школы.
Практическая значимость исследования: данная работа может служить основанием для проведения практического исследования, а также будет интересна учителям начальных классов при организации уроков по основным общеобразовательным программам начального образования, а также студентами педагогических специальностей при изучении данной проблемы.
Структура работы: работа состоит из введения, где обозначены цели и задачи исследования, выделен научно-методический аппарат исследования, двух глав, в которых представлены результаты теоретического и практического исследования, заключения, списка литературы.
Заключение:
Таким образом, целью исследования выступало формирование информационной грамотности у детей младшего школьного возраста в учебной деятельности.
В ходе работы были решены следующие задачи:
1. Изучив понятие информационной грамотности, выделяя ее особенности и критерии для младших школьников, рассмотрев сущность и компоненты информационной грамотности обучающихся, было определено, что мировоззренческий компонент информационной грамотности школьников базируется на научном понимании современной картины мира, признании единства информационных законов в природе и обществе, понимании значительной роли информации в эволюционных процессах и обеспечении жизненных действий, а также в понимании глобальности современных информационных процессов. Были выделены следующие критерии формирования информационной грамотности у детей в понимании роли информации в жизни общества: знание информационных ресурсов и готовность к восприятию информации; умение эффективно осуществлять поиск и выбирать информацию из разных источников; способность к аналитической переработке, использованию и созданию новой информации.
2. Определяя основы учебной деятельности младших школьников, были выявлены эффективные методы формирования информационной грамотности обучающихся младшего школьного возраста, отметим, что одной из важнейших ключевых компетентностей младших школьников является информационная компетентность. С первых дней обучения в школе учащихся необходимо учить работать с разными источниками информации, потому что работа с информацией (текстовой, иллюстративной, графической, звуковой) в наше время становится необходимым интеллектуальным умением. При этом показателями сформированности информационной грамотности стала компьютерная грамотность младших школьников, умение пользоваться разными источниками информации, критически оценивать и анализировать ее вероятность, а также умение переводить информацию из одного вида в другой. Младшие школьники получают первый опыт исследовательской деятельности, направленной на получение новой информации. При организации данной работы в начальной школе нужно учесть возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. Желание изучить возникает тогда, когда объект вызывает энтузиазм. Задача учителя – подвести ребенка к идее, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки. Искусство педагога и состоит в том, чтобы помочь школьнику сделать такой выбор, какой он считал бы своим.
3. Опираясь на цель исследования, которая заключалась в изучении особенностей сформированности информационной грамотности у младших школьников, было организовано исследование с обучающимися 2-го класса в количестве 26 человек. Полученные результаты констатирующего этапа исследования показали, что многие дети имеют низкий уровень информационной грамотности и познавательных интересов к учебной деятельности. У детей не сформированы такие критерии информационной грамотности как умение эффективно производить поиск и выбирать информацию из разных источников, способность к аналитической переработке, использованию и созданию новой информации и понимание роли информации в жизни общества в целом.
4. В связи с полученными результатами была проведена формирующая работа с детьми, направленная на формирование у них информационной грамотности более высокого уровня на уроках.
5. Повторное исследование показало позитивную динамику в уровне сформированности информационной грамотности. Следовательно, последовательное и грамотно продуманное развитие информационной грамотности школьников в конечном счете, приведет к развитию у учащихся личностной потребности в процессе усвоения основ информационной культуры, умений самостоятельно осуществлять поиск информации, устранять информационный дефицит, будет способствовать развитию умений относительно взаимодействия с информационной средой, умений моделировать, а также разовьет способность к грамотному восприятию и оценке информации.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Понятие информационной грамотности, особенности и критерии информационной грамотности для младших школьников
Информационная грамотность — часть информационной культуры, процесс формирования которой происходит в результате жизнедеятельности под влиянием усвоения бытовых знаний и умений, информации, средств массовой коммуникации. Процесс формирования информационной грамотности должен структурироваться, организовываться и направляться системой обучения и воспитания и обязательно должен быть непрерывным [1, с. 10]. Период обучения в школе наиболее значим для начала формирования информационной грамотности личности. Это объясняется тем, что в учебной деятельности младших школьников можно эффективно решать проблемы формирования информационной грамотности поэтапно, с учетом их возрастных и психологических особенностей [35, с. 112].
Информатизация образования представляет собой область научно-практической деятельности человека, направленную на применение средств и технологий распространения, обработки, хранения и сбора информации, обеспечивающих систематизацию имеющихся и формирование новых знаний и умений в сфере образования для достижения психолого-педагогических целей в процессе обучения и воспитания [14]. Информатизация образования должна помогать решению двух основных задач учебной деятельности: образование — для всех и новое качество образования – каждому.
Информация — одно из наиболее актуальных, фундаментальных и дискуссионных понятий в современной науке и практике. Понятие информации включает в себя совокупность сведений, представленных в различных видах и формах. Одна из задач учебной деятельности младшего школьника — научить детей правильно ориентироваться в огромном потоке разнообразной информации, грамотно осуществлять ее отбор и классификацию, работать с разными информационными источниками и владеть ИКТ, помогающими образованию и самообразованию. Умение работать с информацией расширит возможности учащихся в получении дальнейшего образования. Совокупность умений и навыков по работе с информацией называется информационной грамотностью [10, с. 28].
Н.С. Андриеш выделяет следующие компоненты информационной грамотности: общеучебная культура – комплекс взаимосвязанных общеучебных знаний и умений для успешного усвоения других предметных знаний и умений; культура диалога; компьютерная культура, используемые в учебной деятельности младшего школьника в при формировании универсальных учебных действий, обозначенных в образовательных стандартах [4, с. 97].
И.А. Зотова считает, что информационная грамотность личности имеет непосредственное отношение к общеучебным знаниям и умениям, то есть это взаимосвязанные знания и умения, обеспечивающие успешное усвоение разных учебных предметов. Речь идет об умениях, не касающихся конкретного предметного содержания, а направленных на самостоятельное усвоение учебных сведений, то есть «работающих» на дидактическом уровне. Эти умения можно отнести к содержанию общеучебных составляющих информационной грамотности. В их состав входят умение оперировать сведениями адекватного содержания, осуществлять их генерирование, передачу, запоминание и преобразование. Они образуют обязательный фундамент для дальнейшего овладения компьютерной грамотностью. Основа «умения учиться» закладывается в начальных классах. Здесь происходит формирование стиля учебной деятельности – репродуктивного или исследовательского, творческого [15, с. 11].
Можно выделить следующие критерии формирования информационной грамотности у младших школьников в учебной деятельности:
— понимание роли информации в жизни общества;
— знание информационных ресурсов и готовность к восприятию информации;
— умение эффективно производить поиск и выбирать информацию из разных источников;
— способность к аналитической переработке, использованию и созданию новой информации [2, с. 33].
Тем самым, такие критерии определяют, что сегодня важно не столько владеть определенным объемом информации, сколько уметь самостоятельно приобретать новые знания, используя все разнообразие информационных ресурсов, в частности, печать текста, аудио- и видеоматериалы, электронные сети. Категориями информационной грамотности личности младшего школьника можно считать умение формулировать свою потребность в информации, эффективно осуществлять поиск необходимой информации во всей совокупности информационных ресурсов, перерабатывать и создавать качественно новую информацию, вести индивидуальные информационно-поисковые системы, отбирать и оценивать информацию, а также способность к информационному общению [6, с. 14].
Учитывая непрерывность информационного образования, следует осуществлять формирование информационной грамотности на всех этапах школьного образования для сохранения преемственности, когда в каждом звене формирования структурных компонентов информационной культуры личности определяется соответствующим уровнем развития на данном этапе – затем по спирали позволяет перейти на более высокий уровень сформированности, соответствующий данному возрасту. Таким образом, когда осуществляется переход к сознательной деятельности на основе суждений и накоплен определенный запас знаний, уже возможно более осознанное формирование структурных компонентов информационной культуры [22, с. 15].
Одним из важных факторов, влияющих на эффективность деятельности современной школы по формированию информационной грамотности у младших школьников, является учет психологических, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся начальной школы [37, с. 132]. Следовательно, для организации эффективного процесса формирования информационной грамотности у младших школьников необходимо иметь представление об общих тенденциях развития учащихся младших классов [20, с. 98].
Выделим некоторые из них. Младший школьный возраст представляет особую важность для формирования информационной грамотности как составляющей информационной культуры личности, поскольку именно в этот период происходит активизация развития познавательных способностей, формирование содержательных обобщений и понятий, мировоззренческих убеждений [23].
На основе учебной деятельности у младших школьников возникает логическое и теоретическое мышление, развиваются соответствующие им способности: рефлексия, анализ, мнимое планирование, являющиеся центральными новообразованиями младшего школьного возраста [23, с. 76]. В этом возрасте у детей происходит становление потребности и мотивов обучения. Специалисты утверждают, что в этом возрасте ребенок овладевает системой действий, которая необходима для успешной познавательной деятельности на последующих этапах обучения [38, с. 153]. А для этого важно, чтобы обучающийся владел такими компонентами информационной грамотности как осознание личностной потребности в получении информации при решении поставленных задач, умение сортировать и анализировать информацию, оценивать ее качество, формировать собственное отношение к информации.