Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Формирование ИКТ-компетентности младших школьников на уроках математики
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования ИКТ-компетентности у младших школьников 6
1.1. Психолого-педагогические основы формирования ИКТ-компетентности у младших школьников 6
1.2 Методика изучения ИКТ-компетентности на уроках математики в начальной школе 14
Выводы по 1 главе 25
Глава 2. Формирование ИКТ-компетентности у младших школьников в процессе обучения математике в начальной школе 26
2.1. Программа, направленная на формирование ИКТ-компетентности 26
2.2 Результаты опытно-экспериментальной работы 37
Выводы по 2 главе 45
Заключение 46
Литература 48
Приложение 53
Введение:
Актуальность исследования. Переход к информационному обществу выдвигает социальный заказ педагогам на подготовку личности с адекватной ориентацией в информационном пространстве, способностью принимать решения в нестандартных ситуациях в условиях избыточной и недостаточной информации. В этой связи остро встаёт вопрос о роли и месте школы в формировании у подрастающего поколения информационной компетентности как одной из ключевых.
Деятельностный компонент информационной компетентности, по мнению А.В. Хуторского, должен состоять из владения опытом самостоятельного поиска, умения анализировать, отбирать необходимую информацию, преобразовывать, сохранять и передавать её при помощи реальных объектов (компьютер, принтер, модем) и информационных технологий (электронная почта, СМИ, Интернет).
Актуализация перечисленных умений в настоящее время инициирует увеличение внимания к формированию информационно-коммуникационных знаний и умений у школьников, начиная с младших классов.
В материалах ФГОС второго поколения даётся следующее определение: «Информационные и коммуникационные технологии – современные средства обработки и передачи информации, включая соответствующее оборудование, программное обеспечение, модели, методы и регламенты их применения» [24, c. 118].
Одним из результатов процесса информатизации школы должно стать формирование у учащихся ИКТ-компетентности – способности использовать современные информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) для работы с информацией.
В исследованиях таких педагогов и психологов, как В. Ф. Бурмакина, Т. С. Виноградова, Л. В. Воронина, Г. Б. Паршукова, С. Ю. Прохорова, С. В. Тришина, Т. П. Хиленко, А. В. Хуторской, формирование и развитие информационной компетентности личности осуществляется владением не только средствами компьютерных технологий, но и способами работы с информацией.
В 2003 году решено было ввести такую дисциплину в начальное образование, как «Информатика», но это не означает, что нужно ограничиться рамками одного предмета, чтобы развивать информационную компетентность у младших школьников. Информационную компетентность можно формировать в рамках всех предметов в процессе учебной деятельности, именно поэтому мы выбрали такую дисциплину, как «Математика».
С точки зрения практики в образовательном учреждении тема актуальна, так как ФГОС НОО направлен на обеспечение условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, но при этом, педагогу приходится сталкиваться с недостаточной разработанностью методических пособий формирования информационной компетентности у младших школьников.
Таким образом, возникает противоречие между: необходимостью формирования информационной компетентности у младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО и недостаточным методическим обеспечением данного процесса на уроках по дисциплине «Математика».
Цель исследования – изучить особенности формирования информационной компетенции у младших школьников на уроках математики.
Объект исследования – процесс формирования информационной компетенции у младших школьников.
Предмет исследования – особенности формирования информационной компетенции у младших школьников на уроках математики
Исходя из вышеизложенного, выдвигается следующая гипотеза: процесс формирования информационной компетенции у младших школьников будет более эффективен, если на уроках математики будут применяться следующие методы: поисковый метод под средством учебника, метод проектов, методы обработки и сбора информации, тестирование, а также сравнения и обобщения информации и использование такого приема как кластер и ИКТ-технологий.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Изучить особенности формирования информационной компетенции в младшем школьном возрасте на уроках математики.
3. Разработать программу, направленную на формирование информационной компетенции в младшем школьном возрасте на уроках математики.
4. Провести контрольный срез и сделать выводы.
Для решения нами поставленных задач целесообразно использовать следующие методы: метод наблюдения за младшими школьниками, беседа с учителями, теоретический анализ по психолого-педагогической литературе по проблеме исследования и анализ учебников по математике для начальной школы, эксперимент и обработка полученных результатов.
Практическая значимость: работа, может быть, интересна практикующим учителям начальных классов, студентам педагогических колледжей и вузов и тем, кто интересуется проблемой формирования информационной компетентности у младших школьников.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений
Заключение:
Проблема эффективного формирования информационной компетентности младших школьников – одна из сложных и противоречивых проблем в современной педагогической науке. С одной стороны, она отражает потребность общества, выраженную в образовательном заказе на учащихся, способных к самостоятельному добыванию информации, к быстрой ориентации в ней, к качественной ее обработке и др. С другой стороны, показывает, что современная система школьного образования с традиционной организацией учебного процесса и соответствующим методическим обеспечением на готова справиться с объективными факторами, определяющими формирование информационной компетентности у младших школьников.
В результате теоретического анализа научно-методической литературы было выявлено, что информационная компетенция – это способность при помощи информационных технологий самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию с использованием поискового метода под средством учебника, методом проектов, методами обработки и сбора информации, тестирование, а также сравнения и обобщения информации, с использование такого приема, как кластер и ИКТ-технологии.
На первом уровне обучения проблему формирования информационной компетентности можно решать, используя на уроках задания на основе сплошных и несплошных текстов. Анализ учебно-методической литературы показал, что на данный момент в учебниках по математике для начальной школы явно недостаточно заданий на основе разных видов текстов, поэтому возникла необходимость дальнейшей разработки заданий такого типа.
На начальной ступени образования существуют потенциальные задатки, возможности для прочного фундамента информационной компетентности младшего школьника, способствующей умению рационального использования полученной учебной информации в практической деятельности.
Подводя итоги опытно-экспериментальной работы, можно констатировать, что предложенная система заданий, направленная на развитие ИКТ-компетенции младших школьников способствовала развитию данных умений, что подтверждается итоговыми результатами диагностики. Система заданий, направленная на развитие ИКТ-компетенции младших школьников, помогает учащимся понимать и извлекать, осмысливать и преобразовывать информацию из учебно-научных текстов учебника, более прочно усваивать приобретенные знания.
По результатам диагностики можно сделать вывод, что большинство учащихся овладели ИКТ-компетенцией: отличать учебно-научный текст, осуществлять информационный поиск, определять тему и главную мысль текста, выделять ключевые слова, составлять план, дополнять неполное предложение. ИКТ-компетенция были сформированы не у всех младших школьников. На среднем уровне сформированности оказались умения по извлечению информации и представлению ее в другом виде. Сложным оказалось задание на перекодировку информации, извлечение и дополнение данных в таблице, как на начальном, так и на заключительном этапе исследования.
Таким образом, формирование ИКТ-компетенции младших школьников будет проходить успешно при условии использования учебно-научного текста как источника знаний при систематической работе по обучению учащихся знакомству с особенностями учебно-научного текста, приемам извлечения, обработки и представления информации в процессе осуществления полного цикла информационной деятельности.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы формирования ИКТ-компетентности у младших школьников
1.1. Психолого-педагогические основы формирования ИКТ-компетентности у младших школьников
Понятие «информационная компетентность» достаточно широкое и определяемое на современном этапе развития педагогики неоднозначно. В условиях информатизации российского образования, внедрения ФГОС НОО проблема формирования ИКТ — грамотности на ступени начального образования представляется весьма актуальной и выделяется в качестве одного из приоритетов.
По мнению Н. Е. Колгановой, компетентность можно отнести к интегральной характеристике личности, а компетенцию – часть ее структуры. Если говорить о младших школьниках, то здесь становится очевидной связь «компетентности» с личностным качеством, благодаря которому ребенок может применять систему знаний для эффективного процесса чтения. Компетенции же она относит к содержанию этой самой деятельности, отражающую способность решать возникающие в процессе чтения проблемы, направленные на формирование ключевых компетенций. Компетенции можно отнести к способности обучающегося решать поставленные на уроке задачи и выработку определенных знаний, умений и навыков, а также опыта решения определенных задач [20].
Иными словами, компетентность – это своеобразное образование личности ребенка, которое позволяет ему быть успешным в определённой сфере деятельности, а компетенция – это конкретные знания и умения, которые позволяют успешно выполнять учебную задачу в рамках определенной компетенции.
Педагоги отмечают, что компетенции – это внутренние психологические новообразования, которые проявляются в компетентностях человека как