Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Педагогическое образование

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему «Формирование ИКТ компетентности у детей младшего школьного возраста на уроках информатики«

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА
УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ.. 9

1.1 Сущность
формирования ИКТ-компетентности у детей младшего школьного возраста на уроках
информатики. 9

1.2 Особенности
формирования ИКТ-компетентности у детей младшего школьного возраста на уроках
информатики. 15

1.3 Образовательные
практики формирования ИКТ-компетентности младших школьников на
уроках информатики. 20

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ
ГЛАВЕ. 28

ГЛАВА 2.
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ.. 30

2.1. Диагностика
уровня ИКТ-компетентности младших школьников. 30

2.2. Содержание
работы по формированию ИКТ-компетентности младших школьников на
уроках информатики. 38

2.3. Анализ
результатов опытно-экспериментальной работы.. 42

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ
ГЛАВЕ. 47

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 49

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 52

ПРИЛОЖЕНИЕ. 59

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 59

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 61

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. 63

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. 67

ПРИЛОЖЕНИЕ 5. 68

ПРИЛОЖЕНИЕ 6  69

  

Введение:

 

В настоящее время в период стремительного научно-технического
развития происходит также развитие отрасли информационных технологий. Данные
технологии оказывают большое влияние на жизнь каждого человека. При этом темп
развития современных технологий достаточно высок. Каждому человеку в течение
своей жизни приходится подстраиваться под современные технологии и обучаться по
мере их развития. В современных условиях в обществе приобретает все большую
актуальность постоянное развитие и непрерывное образование. Для того чтобы человек мог успешно обучаться и заниматься
самообучением важно освоить различные компетентности. Основной из них можно
считать сегодня ИКТ-компетентность. Для ее развития важно затратить
определенное время, а начинать ее развивать важно с самого раннего возраста.
Младший школьный возраст является сенситивным периодом для развития ИКТ-компетентности.

Актуальность
исследования. В педагогике на протяжении длительного периода времени
проводятся дискуссии на тему того необходимо ли развивать ИКТ-компетентность в
период обучения в начальной школе. Однако каждому педагогу стоит принимать во
внимание, что сегодняшние дети младшего школьного возраста, которые только
начинают учиться в начальной школе, уже достаточно хорошо владеют современными
устройствами и технологиями.

Процесс
цифровизации в обучении начался в 1990-ых годах. В этот период данный процесс
рассматривался в работах многих авторов и исследователей. В зарубежных
исследованиях были определены особенности процесса цифровизации, а также характеристики
данной культуры, которая только начинала развиваться. Во многих работах
указываются достоинства применения компьютерных и цифровых технологий для
обучения.

При этом
процесс глобальной цифровизации способствует развитию нового вида культуры.
Данная культура носит название цифровой. В соответствии с этим образование
также нуждается в некоторых изменениях для оптимального использования
современных цифровых технологий. С их помощью можно успешно формировать у
учащихся все необходимые сегодня профессионально значимые качества.

Проблема
формирования и развития ИКТ-компетентности является особенно актуальной в наше время. Важно отметить,
что основу современных ФГОС НОО составляют универсальные учебные действия
(УУД) или умения учиться. При этом элементами формирования УУД являются
способности учащихся к использованию современных информационно-коммуникационных
технологий и ИКТ-компетентность.

В ФГОС НОО выделена отдельная предметная область «Математика
и информатика». К предметным результатам, которые должны быть сформированы у
учащихся младшей школы, относится «приобретение первоначальных представлений о
компьютерной грамотности», а к метапредметным – 
использование различных способов поиска (в справочных источниках и
открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки,
анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в
том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в
цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить
свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.

В настоящее время для каждого человека важно быть грамотным и
обладать, в том числе актуальными ИКТ-технологиями. При этом детям важно
получить основы и знания ИКТ как можно раньше для успешной адаптации к жизни в
современном обществе, а также для успешного продолжения обучения на старшей
ступени и самообразования.

Однако, в настоящее время имеются значимые противоречия не
позволяющие эффективно организовать процесс формирования ИКТ- компетентности
школьников младших классов. К ним следует отнести следующие противоречия: между
теоретическими основами школьного курса и его практической направленностью;
между необходимостью развития у школьников младших классов ИКТ-компетентности и
недостаточной разработанностью условий и средств реального и целенаправленного
достижения этой цели на начальной ступени школьного обучения на уроках
информатики.

Таким образом, целесообразно говорить о проблеме недостаточной разработанности методических материалов для
успешного развития и формирования ИКТ-компетентности у детей младшего школьного
возраста на уроках информатики.

Объект
исследования: ИКТ-компетентность учащихся.

Предмет
исследования: формирование ИКТ-компетентности у детей младшего школьного
возраста на уроках информатики.

Цель
исследования: разработать и теоретически обосновать содержание методической
деятельности по формированию ИКТ-компетентности у детей младшего школьного
возраста на уроках информатики, проверить ее эффективность
опытно-экспериментальным путем.

Гипотеза
исследования: предполагаем, что эффективность процесса формирования
ИКТ-компетентности младших школьников на уроках информатики возрастает, если
будет:

— определено и теоретически
обосновано содержание сущности формирования ИКТ-компетентности у детей младшего
школьного возраста на уроках информатики;

— сформирована и теоретически
обоснована методическая деятельность по формированию ИКТ-компетентности у детей
младшего школьного возраста на уроках информатики.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть сущность формирования
ИКТ-компетентности у детей младшего школьного возраста на уроках информатики.

2. Выявить особенности формирования
ИКТ-компетентности у детей младшего школьного возраста на уроках информатики.

3. Проанализировать образовательные
практики формирования ИКТ-компетентности младших школьников на уроках
информатики.

4. Выявить уровень
ИКТ-компетентности младших школьников.

5. Представить содержание работы по
формированию ИКТ-компетентности младших школьников на уроках информатики.

6. Проанализировать результаты
опытно-экспериментальной работы.

Методологические основы
исследования.

— концепция
системно-деятельностного подхода в обучении (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин,
С.Л.Рубинштейн и др.);

— концепция компетентностного
подхода в обучении (И.А. Зимняя, Ю.Г. Татур, Дж. Равен, А.В.
Хуторской и др.);

— концепция
личностно–ориентированного подхода в обучении (И.С. Якиманская, Е.Б.
Бондаревская, Б.М. Бим–Бад, А.В. Петровский и др.);

— концепция информатизации
образования (Д.Ш. Матрос, И.В. Роберт).

Основные
методы исследования:

а) теоретические (анализ психолого-педагогической и
научно-методической литературы по теме исследования; синтез; систематизация;
обобщение);

б) эмпирические (анкетирование, диагностические задания и
методики).

База
исследования. ГБОУ Школа №875 города Москва.

Этапы
исследовательской работы.

Первый этап исследования включал выбор проблемы исследования,
определение задач, анализ методологической, теоретической и эмпирической
информации о формировании ИКТ-компетентности у детей младшего школьного
возраста на уроках информатики.

Второй этап исследования включал как теоретическую, так и
практическую работу по проверке сформулированных ранее теоретических положений.
В границах данного этапа осуществлялась разработка и теоретическое обоснование
особенностей формирования ИКТ-компетентности у детей младшего школьного
возраста на уроках информатики; был проведен констатирующий эксперимент
исследования.

На третьем этапе исследования продолжалась работа по
теоретическому обоснованию и экспериментальной проверке особенностей
формирования ИКТ-компетентности у детей младшего школьного возраста.
Формирующий эксперимент осуществлялся в ГБОУ Школе 875 города Москвы. В
границах третьего этапа осуществлялся анализ эффективности работы по
формированию ИКТ-компетентности у детей младшего школьного возраста; оформлялся
текст данного исследования.

Научная
новизна исследования:

— обоснована совокупность
положений, составляющих сущность и содержание процесса формирования
ИКТ-компетентности учащихся начальной школы;

— выявлены особенности формирования
ИКТ-компетентности учащихся начальной школы на уроках информатики;

— разработана и экспериментально
апробирована модель формирования ИКТ-компетентности учащихся начальной школы на
уроках информатики.

Теоретическая
значимость заключается в том, что в данном исследовании была уточнена
сущность формирования ИКТ-компетентности у детей младшего школьного возраста на
уроках информатики, выявлены особенности формирования ИКТ-компетентности у
детей младшего школьного возраста на уроках информатики.

Практическая
значимость заключается в том, что разработанные и апробированные
материалы данного исследования могут быть использованы в практике
общеобразовательных школ при формировании ИКТ-компетентности у детей младшего
школьного возраста на уроках информатики.

Положения,
выносимые на защиту:

1. Предложена методика формирования ИКТ-компетентности у детей
младшего школьного возраста на уроках информатики.

2. Реализация предложенной методики формирования ИКТ-компетентности
у детей младшего школьного возраста на уроках информатики, ее научно–
методическое сопровождение, ресурсное обеспечение, мониторинг и корректировка
процесса с учетом промежуточных результатов обеспечивает формирование среднего
и высокого уровней ИКТ-компетентности у большинства детей младшего школьного
возраста, вносит существенный положительный эффект в развитие ИКТ-компетентности
и ИКТ-грамотности учащихся начальной школы.

Структура
ВКР: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух
глав, заключения, списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

По итогу проведенного исследования важно отметить, что тема
работы, а именно «Формирование ИКТ компетентности у детей младшего школьного
возраста на уроках информатики» остается актуальной в настоящее время. С
течением времени уровень развития ИКТ только повышается, соответственно
актуальность данной темы также только увеличивается.

К моменту окончания написания работы можно отметить, что
исходя из полученных в исследовании результатов, все методы исследования были
подобраны верно.

Для выполнения первой главы были использованы теоретические
методы исследования. Первая глава была выполнена на основе анализа
психолого-педагогической и научно-методической литературы по теме исследования.
Была синтезирована, систематизирована и обобщена информация и материал по теме
работы.

Для выполнения второй главы были использованы эмпирические методы
исследования такие как: анкетирование, диагностические задания и методики.
Результаты диагностики позволили выявить эффективность проведенной работы с
учащимися по формированию ИКТ компетентности.

Цель данного исследования была достигнута за счет выполнения
поставленных задач. В соответствии с поставленными задачами в данной работе
были получены следующие результаты и сделаны определенные выводы. Представим
их.

Была определена сущность ИКТ-компетентности. Под
ИКТ-компетентностью учащегося понимается способность использовать информационно-коммуникационные
технологии в работе с информацией не только в образовательном процессе, но и
повседневной жизни.

Выявлены особенности формирования ИКТ-компетентности у детей
младшего школьного возраста на уроках информатики. Они заключаются в сущности самого
процесса обучения, содержании образования, сущности организации процесса
обучения, в оценивании результатов обучения. Среди критериев сформированности
ИКТ- компетентности можно выделить мотивационный, когнитивный, ценностный,
деятельностный.

Проанализированы образовательные практики формирования
ИКТ-компетентности младших школьников на уроках информатики. ИКТ-компетентность
может быть успешно сформирована в соответствии со следующими методами: метод
проектов; игровые методы и игры; методы интеграции (интегрированные уроки); методы
проблемного учения; методы на основе информационно-коммуникационных технологий.

В опытно-экспериментальной работе принимали участие учащиеся
3 класса в количестве 25 человек на базе ГБОУ Школы №875. Сформированность
мотивационного и ценностного критериев ИКТ-компетентности определяли с помощью
методики «Лесенка побуждений» (автор Н. В. Елфимова), когнитивного
критерия – с помощью разработанной анкеты, деятельностного критерия – с помощью
диагностических заданий С.Ю. Прохоровой.

Исходя из полученных на констатирующем этапе результатов,
можно отметить, что в группе учащихся преобладает средний уровень сформированности
ИКТ-компетентности.

На формирующем этапе на основе различных заданий по работе с
информацией, тестов и дидактических средств была проведена работа в начальной
школе по формированию и повышению уровня ИКТ-компетентности.

Для определения эффективности проведенной работы был
реализован контрольный этап по тем же методикам и диагностике. Исходя из
сравнительных результатов опытно-экспериментальной работы на констатирующем и
контрольном этапах можно отметить, что уровень сформированности
ИКТ-компетентности учеников начальной школы повысился. По результатам контрольного
этапа у многих учащихся есть положительные сдвиги в уровне развития
ИКТ-компетентности.

Итак, задачи работы были выполнены полностью. Цель работы
достигнута. Гипотеза исследования, заключающаяся в предположении о том, что эффективность
процесса формирования ИКТ-компетентности младших школьников на уроках
информатики возрастает, если будет определено и теоретически обосновано
содержание сущности формирования ИКТ-компетентности у детей младшего школьного
возраста на уроках информатики; сформирована и теоретически обоснована
методическая деятельность по формированию ИКТ-компетентности у детей младшего
школьного возраста на уроках информатики достигнута.

В дальнейшем педагогам начальной школы следует продолжать
формирование ИКТ-компетентности у детей младшего школьного возраста на уроках
информатики. При этом важно опираться на критерии и компоненты сформированности
ИКТ-компетентности. Важно применять на уроках задания по работе с информацией и
различными ее видами, способствовать самостоятельной работе учащихся.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА
УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

1.1 Сущность формирования ИКТ-компетентности у детей
младшего школьного возраста на уроках информатики

На сегодняшний день инновационные процессы в образовании
связанные в первую очередь с использованием компетентностного подхода. Данный
подход в образовании поддерживается большинством современных развитых стран.
Вместе с тем введение данного подхода связано также с переходом
образовательного процесса к системе компетентностей. А также с с использованием
компетентностей в системе контроля эффективности образовательного процесса.

Компетентностный подход оказывает большое влияние на
образовательный процесс. При этом 
компетентностный подход способствует полноценному развитию личности
учащегося и воспитанию его основных личностных качеств, воспитанию его как
полноценного члена общества [61].

На сегодняшний день исследованиями в области компетентности и
компетентностного подхода занимались многие авторы, учёные, исследователи и
педагоги. Основополагающими работами в данной сфере можно считать работы таких
авторов как: А.В. Хуторской, И.А. Зимняя, В.В. Краевский, О.Е. Лебедев, ЭФ.
Зеер, А.Г. Бермус, М.А.
Чошанов и многие другие.

Компетентностный
подход является подходом, ключевая цель которого заключается в развитии компетентности
в области самостоятельной познавательной деятельности, опирающейся на освоении
методов получения знаний из разных источников информации [45].

По мнению
А.Г. Бермуса: «Компетентность представляет собой системное единство,
интегрирующее личностные, предметные и инструментальные особенности и
компоненты» [6].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы