Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Экономические науки Экономика

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Формирование и использование финансовых ресурсов местных бюджетов: проблемы и пути их решения

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

1. Сущность, классификация и методы формирования и
использование местных бюджетов. 6

1.1. Экономическая сущность местных бюджетов. 6

1.2. Доходы местных бюджетов: классификация и методы
формирования. 12

1.3. Особенности формирования местных бюджетов по доходам.
Порядок исполнения местных бюджетов по доходам в условиях казначейской системы   21

2. Анализ формирования и исполнения местных бюджетов по
доходам (на примере Администрации Динамовского сельского поселения). 28

2.1. Социально-экономическая характеристика Динамовского
сельского поселения  28

2.2. Анализ порядка формирования доходов бюджета Динамовского
сельского поселения. 30

2.3.  Анализ плановых и
фактических показателей доходов бюджета Динамовского сельского поселения за
2017-2019 года. 39

3. Совершенствование формирования (планирования) бюджета
Динамовского сельского поселения.. 44

3.1. Проблемы формирования доходной части местных бюджета
Динамовского сельского поселения. 44

3.2. Совершенствование бюджета Динамовского сельского
поселения и пути решения проблем формирования. 48

Заключение. 54

Список использованных источников.. 57

  

Введение:

 

Актуальность темы выпускной квалификационной работы. Центральное место в любой финансовой
системе занимает её бюджетная подсистема (бюджетная система). В финансовой
теории и практике существуют различные подходы к трактовке понятия «бюджет»,
что обусловлено многогранностью бюджета как явления.

В приложении к публичным финансам под
бюджетом (от английского budget – сумка, кошелёк) понимается централизованный
денежный фонд, формируемый на том или ином уровне для обеспечения функций и
задач соответствующих органов власти.

Изучение бюджетной системы,
бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и практики
функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее время особую
актуальность. Бюджетные средства все в большей степени сосредотачиваются на
решении глобальных, общенациональных задач – структурной перестройке,
научно-техническом развитии, обеспечении конкурентоспособности отечественного
производителя и т.п. Усиливается социальная направленность бюджета, ориентация
его на осуществление программ, связанных с обеспечением защищенности населения
от рыночных рисков, инфляционных и кризисных явлений.

Сложившиеся ситуация в обществе и нашей экономической
системе, породила многие непредвиденные угрозы и опасности российской
экономике. Помимо этого, продолжают действовать и традиционные, существовавшие
всегда деструктивные факторы. К примеру, такие, как коррупция, криминализация
бизнеса, мошенничество, промышленный шпионаж и другое. Например: в 2019 году
ущерб от коррупционных преступлений в Российской Федерации составил около 44
млрд. рублей. В первой половине 2019 года в России было возбуждено около 12
тысяч дел коррупционной направленности, и только около 7 тысяч дел направлены в
суд.

Абсолютно любое предпринимательство и любой бизнес связан с
коммерческим риском, природа которого очень многогранна. Если не отслеживать
хозяйственную деятельность компании или предприятия и ее результаты, это может
привести не только к нежелательному результату, но и к лишению основных
материалов, капиталу или даже к полному банкротству.

Вышеперечисленное требует, чтобы работники: экономисты,
менеджеры различных уровней; разбирались в теории экономической безопасности,
понимали сущность экономической безопасности предприятия, объекты экономической
безопасности, ее структуру, основные опасности и угрозы, качественные и
количественные показатели оценки уровня экономической безопасности, были
ознакомлены с методом анализа факторов риска и, что особенно важно, основные
направления обеспечения безопасности, а также умели претворять на практике
теоретические положения.

На сегодняшний день в Российской Федерации разработка теории
экономической безопасности предприятий находится в стадии развития.

Для успешного решения задач по обеспечению безопасности
бизнеса необходимо иметь четкое теоретическое представление о сущности
экономической безопасности предприятия, его основных опасностях и угрозах,
среде функционирования предпринимательства, на основе общей теории безопасности
выстроить алгоритм действия хозяйствующего субъекта, обеспечивающего ему
принятие таких мер и шагов, которые не дали бы возможности опуститься за
критический предел и утерять свою экономическую независимость.

Объектом исследования
является Администрация
Динамовского сельского поселения.

Предметом
исследования является процесс
формирования доходов муниципальных бюджетов.

Целью данной работы является определение доступных резервов
увеличения налоговых доходов муниципального бюджета.

Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

— изучить экономическую сущность местных бюджетов;

— исследовать доходы местных бюджетов: классификация и методы
формирования;

— рассмотреть особенности формирования местных бюджетов по
доходам. Порядок исполнения местных бюджетов по доходам в условиях казначейской
системы;

— дать социально-экономическую характеристику Динамовского
сельского поселения;

— провести анализ порядка формирования доходов бюджета
Динамовского сельского поселения;

— осуществить анализ плановых и фактических показателей доходов
бюджета Динамовского сельского поселения за 2017-2019 года;

— исследовать проблемы формирования доходной части бюджета Динамовского
сельского поселения;

— рассмотреть направления совершенствования бюджета
Динамовского сельского поселения и пути решения проблем формирования.

Информационной базой данной работы послужили учебники, монографии, статьи периодической
печати,  электронные средства массовой
информации. Научная новизна состоит
в разработке «инициативного бюджетирования», в предложении мероприятий по
улучшению муниципального образования.

Методология исследования.
В процессе исследования использовались следующие методы исследования: анализ,
синтез, сравнение, вертикальный, горизонтальный, балансовый,
расчетно-конструктивный.

Структура
и объем работы: выпускная квалификационная работа состоит
из введения, трех глав, представленных в виде восьми параграфов, заключения,
списка использованных источников из 41 наименования.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Целью данной дипломной
работы является выявление доступных резервов увеличения налоговых доходов
муниципального бюджета.

Для достижения
поставленной цели в первую очередь были рассмотрены теоретические основы
формирования муниципального бюджета. Первая глава посвящена изучению понятия,
сущности, функций, места и роли муниципальных бюджетов в бюджетной системе
Российской Федерации. В процессе работы на основе анализа тематической и
специальной литературы было сформулировано определение понятия «муниципальный
бюджет»: это определенная форма образования и расходования централизованного
фонда денежных средств конкретной административно-территориальной единицы,
формирование, утверждение, исполнение и контроль над исполнением которого осуществляются
уполномоченными на то органами местного самоуправления в целях финансового
обеспечения его задач и функций. Порядок формирования бюджета и распоряжения
бюджетными средствами определен законодательно и осуществляется в соответствии
с жизненными потребностями населения в сферах, отнесенных к ведению
муниципальных образований.

Основной целью
создания Учреждения является обеспечение реализации полномочий Администрации
Динамовского сельского поселения в сфере
владения и пользования имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Учреждение
осуществляет в соответствии с муниципальным заданием деятельность, связанную с
выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам
деятельности.

Учреждение вправе
осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами
деятельности. Виды деятельности
Учреждения:

Для достижения
поставленной цели Учреждение осуществляет следующие виды деятельности,
являющиеся основными:

— содержание
муниципальных объектов, в том числе: выполнение комплекса услуг по техническому
обслуживанию, уборке, диагностике, испытанию, обследованию и техническому
надзору за их состоянием;

— осуществление
ремонта муниципальных объектов, под которым понимается комплекс операций по
восстановлению исправности или работоспособности муниципального объекта и
восстановлению его ресурса или ресурса его составных частей;

— осуществление
контроля и надзора за работами, проводимыми на муниципальных объектах. Поступления налога на доходы
физических лиц в 2020 году в бюджет Динамовского сельского поселения
планируются в сумме 1348,2 тыс. рублей или 20,2% процентов от общей суммы
доходов, в 2021 году 1394,4 тыс. рублей или 21,2%  процентов, в 2022 году – 1348,2 тыс. рублей
или 20,2% процентов.

Доходы
от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной
собственности, прогнозируются в 2020 году в сумме 1286,1 тыс. рублей, что
составляет 19,2 % процента от общей суммы доходов, в 2021 году – 1288,8 тыс.
рублей или 19,3 % процентов, а в 2022 году –1291,5 тыс. рублей или 19,4 %
процента.

В расходной части
бюджета Динамовского сельского поселения на 2019  год и плановый период 2020 и 2021 годов  нашли отражение следующие характерные
особенности, свидетельствующие о его социальной направленности:

— сохранение подходов к формированию расходов на
оплату труда муниципальных служащих с учетом требований действующего
законодательства;

— взвешенный подход к увеличению расходов на оплату
труда работников муниципальных учреждений с учетом возможностей местного
бюджета, обеспечение финансовыми ресурсами поэтапного введения новой системы
оплаты труда.

В целом реализация мер по
увеличению налоговых поступлений в доходную часть бюджета Динамовского
сельского поселения позволит:

— увеличить объем собственных доходов
муниципального образования;

— максимизировать налоговый потенциал
муниципалитета для эффективного и устойчивого развития экономики;

— повысить уровень жизни населения
и улучшить платежеспособность населения;

— обеспечить дальнейшее развития
малого бизнеса;

— создать благоприятные условия для
стимуляции инвестиционных процессов в муниципальном образовании;

— сократить недоимку по налогам и
сборам в бюджет муниципального образования.

В целях повышения неналоговых
доходов муниципальными образованиями могут быть предприняты следующие меры: утверждение
и реализация программы приватизации муниципальной собственности, начисление
процентов за продленные и ранее предоставленные отсрочки и рассрочки платежей в
муниципальный бюджет, оптимизация процентных ставок за использование бюджетных
средств, а также пересмотр арендных ставок в соответствии с рыночной ситуацией.

Таким образом, результаты
исследования позволяют утверждать, что обеспечение полноценного финансирования Динамовского сельского поселения в
необходимых объемах и с оптимальной эффективностью возможно при условии
активизации слаженной системы финансового менеджмента.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Сущность, классификация и методы формирования и
использование местных бюджетов 1.1. Экономическая сущность местных бюджетов Бюджетная классификация является
группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов
бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и
исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей
сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Законодательство устанавливает единую
для бюджетов всех уровней классификацию доходов и расходов, что обеспечивает
сопоставимость их показателей. Такая классификация обусловлена принципом
единства бюджетной системы в РФ[1].

Федеральные органы государственной
власти, органы госу­дарственной власти субъектов РФ обеспечивают муниципаль­ным
образованиям минимальные местные бюджеты путем закре­пления доходных источников
для покрытия минимально необ­ходимых расходов местных бюджетов. Минимально
необходи­мые расходы местных бюджетов устанавливаются законами субъектов РФ на
основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности.

Органы местного самоуправления в ходе
формирования местных бюджетов руководствуются государственными минимальными
социальными стандартами, социальными нормами, нормативами минималь­ной
бюджетной обеспеченности[2].

В качестве составной части местных
бюджетов предусматри­ваются сметы доходов и расходов отдельных населенных
пунктов, не являющихся муниципальными образованиями. Порядок раз­работки,
утверждения и исполнения этих смет определяется ор­ганами местного
самоуправления самостоятельно в соответствии с уставом муниципального
образования.

Расходы бюджета – денежные средства,
предоставляемые из бюджета на выполнение органами местного самоуправления возложенных
на них функций и задач[3].

Расходы местных бюджетов связаны,
прежде всего, с планами экономического и социального развития соответствующих
территорий. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ исключительно из местного
бюджета финансируются следующие функциональные виды расходов:

1. Содержание
органов местного самоуправления;

2. Формирование
муниципальной собственности и управление ею;

3. Организация,
содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры,
физической культуры и спорта, средств массовой коммуникации, других учреждений,
находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного
самоуправления;

4. Содержание
муниципальных органов охраны общественного порядка;

5. Организация,
содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;

6. Муниципальное
дорожное строительство и содержание дорог местного значения;

7. Благоустройство
и озеленение территорий муниципальных образований;

8. Организация
утилизации и переработки бытовых отходов;

9. Содержание
мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов;

10. Организация транспортного
обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности;

11. Обеспечение противопожарной
безопасности;

12. Охрана окружающей среды на территории
муниципальных образований;

13. Реализация целевых программ,
принимаемых органами местного самоуправления;

14. Обслуживание и погашение
муниципального долга;

15. Целевое дотирование населения;

16. Содержание муниципальных архивов;

17. Проведение муниципальных выборов и
местных референдумов[4].

Главным направлением использования
средств местных бюджетов являются расходы, связанные с жизнеобеспечением
человека. Более половины всех расходов местных бюджетов идут на
социально-культурные мероприятия: жилищно-коммунальное хозяйство, образование,
здравоохранение и др. Наряду с понятием местного бюджета используется понятие
консолидированного бюджета муниципального района, который включает бюджет
муниципального образования и бюджет поселений[5].

Органы местного самоуправления
самостоятельно распоряжа­ются средствами местных бюджетов. Сумма превышения
доходов над расходами местных бюджетов по результатам отчетного года не
подлежит изъятию федеральными органами государственной власти, органами
государственной власти субъектов РФ.

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем
предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему
доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита,
уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования
дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов. То
есть, простыми словами, доходы должны быть равны расходам. Если это так, то это
«идеальный» бюджет. Однако в силу действия различных факторов (экономических,
политических, природных и др.) часто возникает ситуация, когда доходы бюджета
(налоговые и неналоговые) не покрывают все необходимые для соответствующего
уровня бюджетной системы расходы.  Если в
результате получается число со значением «минус», тогда это дефицит бюджета, а
если число со значением «плюс», то это профицит бюджета.

При этом размер дефицита местного бюджета имеет
ограничение –  он не должен превышать 10%
утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного
объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по
дополнительным нормативам отчислений.

Следовательно, при составлении, утверждении и
исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости
минимизации размера дефицита бюджета.

Для обеспечения сбалансированности бюджета на стадии
его исполнения является процедура санкционирования бюджетных расходов. Она
предусматривает контроль со стороны казначейских органов за соблюдением
бюджетными учреждениями установленных лимитов бюджетных обязательств. Этим
достигается недопущение расходов, не предусмотренных бюджетом, а также
выдерживание сроков осуществления расходов.

Следовательно, сбалансированный
бюджет — это такой бюджет, в котором соблюдено соответствие между расходами и
доходами.

Первая группа показателей –
показатели сбалансированности местного бюджета:

— коэффициент покрытия расходов муниципального бюджета
характеризует степень покрытия общей суммы расходов муниципальных органов
власти общими доходами местного бюджета;

— коэффициента наличия дополнительных средств местного
бюджета, характеризующего долю профицита бюджета в его расходах.

Вторая группа показателей –
показатели финансовой независимости муниципальных образований:

— коэффициент финансовой независимости местных бюджетов
показывает соотношение величины налоговых и неналоговых доходов местного и
общей суммы доходов бюджета муниципального образования;

— коэффициент налоговой независимости показывает, в
какой части доходы местного бюджета формируются за счёт поступлений от налогов;

— коэффициент общей финансовой зависимости местного
бюджета  показывает долю финансовой
помощи из вышестоящего бюджета в общем объёме доходов местного бюджета[6].

Третья группа показателей –
показатели, характеризующие направленность муниципальной бюджетной политики в
сфере бюджетных расходов:

— коэффициент текущих расходов местного бюджета
характеризует долю расходов бюджета на обеспечение текущего функционирования
органов муниципального управления, муниципальных учреждений, оказание финансовой
помощи отдельным отраслям экономики от общей суммы расходов местного бюджета;

— коэффициент относительной стоимости содержания органов
местного самоуправления показывает удельный вес расходов на организацию и
реализацию муниципального управления в общей сумме общественно расходов
бюджетов;

— коэффициент социальной ориентированности местного
бюджета показывает удельный вес расходов на функционирование социальной сферы
(образование, здравоохранение, культуру, искусство, средства массовой
информации, физическую культуру и спорт, социальную поддержку граждан) в общей
сумме расходов местного бюджета;

— коэффициент программных расходов местного бюджета
показывает удельный вес расходов в рамках государственных и муниципальных
программ в общей сумме расходов местного бюджета.

Четвёртая группа показателей –
показатели бюджетной устойчивости муниципального образования:

— коэффициент общей финансовой устойчивости местного
бюджета характеризует степень покрытия текущих расходов местного бюджета
налоговыми и неналоговыми доходами.

Пятая группа показателей –
коэффициенты долговой зависимости муниципального образования:

— коэффициент долговой зависимости бюджета показывает
соотношение муниципального долга и общей суммы расходов бюджета;

— коэффициент долговой нагрузки бюджета показывает долю
текущих расходов по обслуживанию муниципального долга в общей сумме расходов
бюджета.

Таким образом, порядок формирования бюджета и распоряжения бюджетными
средствами определен законодательно и осуществляется в соответствии с
жизненными потребностями населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных
образований.

Анализируя финансовую устойчивость
местного бюджета, важно наряду с этим использовать коэффициенты, определяют
бюджетную обеспеченность. Под ней следует понимать потенциальную возможность
аккумулирования финансовых ресурсов в бюджете. Слабая финансовая обеспеченность
МО негативно влияет на решение местных проблем и низкой активности в реализации
общегосударственных целей.

Сбалансированность бюджетов —
состояние бюджетов хозяйственной системы предприятия, региона, государства, при
котором доходы и расходы уравновешены, близки или равны друг другу. [1]
Черкасов, А.И. Сравнительное местное самоуправление: теория и практика / А.И.
Черкасов. — М.: Статут, 2015. — 291 с. [2] Пахарукова, А. Регистр
муниципальных нормативных правовых актов / А. Пахарукова, О. Фролова //
Муниципальная служба: правовые вопросы. — 2017. — №1. — с.12-14. [3] Мищеряков, Ю.Н. Муниципальная
реформа и муниципальное управление / Ю.Н. Мищеряков // Муниципальное право. —
2017. — N 3 (55). — С. 77 — 84. [4] Воронин А.Г., Лапин В.А., Широков
А.Н. Основы управления муниципальным хозяйством. — М.: Московский общественный  научный фонд, 2019. — 215с. [5] Балабанова Е.А. Методические
подходы к управлению социально-экономическим потенциалом муниципального
образования: Автореф. дис. канд. экон. наук: 08.00.05 / Е.А. Балабанова;
Байкальский государственный университет экономики и права. — Иркутск, 2017. —
24 с. [6] Орешин, В.П. Система
государственного и муниципального управления: учебное пособие / В.П. Орешин. —
М.: ИНФРА-М, 2018. — 320 с.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы