Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Формирование художественно-творческих способностей детей подросткового возраста средствами хореографии в условиях дополнительного образования
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ
ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА.. 7
1.1 Развитие творческих способностей детей как
социально-культурная проблема 7
1.2. Психолого-педагогические особенности детей
подросткового возраста и роль дополнительного образования в формировании у них
художественно-творческих способностей. 15
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА.. 31
2.1 Процесс формирования художественно-творческих
способностей у детей подросткового возраста. 31
2.2 Результаты и анализ работы по формированию
художественно-творческих способностей у детей подросткового возраста. 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 48
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ.. 50
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….55
Введение:
В современном динамичном мире к деятельности человека в различных сферах
общества предъявляются высокие требования. Индивиду необходимо обладать высоким
творческим потенциалом для успешного решения нетрадиционных задач в условиях
реформирования общества.
В этой связи повышается роль и значение школы и учителя в формировании
творческих способностей и реализации потенциальных возможностей ученика.
Качественно новый уровень учебно-воспитательного процесса в современной школе
невозможен без нового содержания образования, выявления и развития креативности
обучающихся.
Важнейшим показателем качества образования и уровня учащегося в условиях
развивающего пространства и среды является согласованность дидактической,
методической и антропологической составляющих, где дидактическую составляющую
мы рассматриваем как концепцию и структуру образования, под методической понимаем
набор методик; под антропологической – основные личностные образования и
способности, которые формируются в педагогическом процессе.
Предпринятый нами анализ тенденций развития образовательного процесса в
соответствии с потребностями общества показал, что все большую актуальность
приобретает идея развития творческого потенциала обучаемых, причем в выборе
средств для ее реализации усиливается акцент на задаче повышения собственной
активности учащихся. Произошло существенное обогащение функций образовательного
процесса: помимо обучающей, воспитывающей и развивающей четко обозначилась
функция ориентирования обучаемых на творческое саморазвитие.
Практическая реализация данной функции образовательного процесса выступает
как процесс формирования готовности учащихся к развитию своего творческого
потенциала, способности к созданию и творению нового, которой обладает
человечество в целом и каждый человек в силу своей принадлежности к
человеческому роду. Согласно концепции Л.К. Веретенникова и Р.Р. Главатских, творческий потенциал человека является
одним из ключевых педагогических понятий для осмысления личности как системной
целостности в связи с ее развитием и реализацией ее сущностных сил (и др.).
Систематизация накопленного теоретического материала показала, что
творческий потенциал личности, являясь достаточно сложным образованием, в
настоящее время изучается с позиций различных научных подходов. Анализ
существующих подходов к определению понятия творческого потенциала личности
позволил сделать ряд обобщений, касающихся понимания его сущности и возможных
путей его развития. В данном исследовании мы планируем определять творческий
потенциал как интегративное образование, имеющее системную организацию и
сложную структуру с позиций целостного понимания личности.
Подростковый возраст является сензитивным периодом развития творческих
способностей, оказывающим влияние на становление личности в целом. Подростки
стремятся к самосовершенствованию, независимости, отказу от стереотипов (Л.И.
Божович, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин), однако недостаточно адекватные
суждения о происходящем заставляют подростка подвергаться случайным влияниям.
Поэтому в экспериментальных исследованиях Е.Л. Солдатовой, Н.А. Тюрьминой, В.Н.
Хазратовой, Е.Л. Яковлевой, Н.Ф. Вишняковой указывается необходимость
целенаправленного формирования творческих способностей в подростковом возрасте,
создание условий для ее развития.
Актуальность
исследования. Потребность
общества в гражданах с высоким творческим потенциалом обуславливает
необходимость поиска новых форм и методов для поддержания и развития
художественно-творческих способностей. Подростковый возраст является
сензитивным для стимулирования творческого начала. Хореография имеет большой
потенциал для развития гармонично развитой личности через развитие творческих
способностей, обучение и художественное воспитание детей подросткового возраста.
Средства хореографического искусства формируют не только физические, но и
нравственные и творческие качества личности подростка. При этом по-прежнему
существует потребность в дальнейшей научно-методической разработке этой
проблематики. В частности, в изучении формирования художественно-творческих
способностей детей подросткового возраста средствами хореографии в условиях
дополнительного образования, поэтому выбранная тема является актуальной.
Объект
исследования: художественно-творческие способности детей
подросткового возраста.
Предмет
исследования: формирование художественно-творческих способностей
детей подросткового возраста средствами хореографии в условиях дополнительного
образования.
Цель
исследования: теоретически обосновать и реализовать методику формирования
художественно-творческих способностей детей подросткового возраста средствами
хореографии в условиях дополнительного образования.
Для реализации поставленной цели
необходимо решить следующий комплекс задач:
1. Провести анализ литературных источников по проблеме
исследования.
2. Рассмотреть развитие творческих способностей детей как
социально-культурную проблему.
3. Уточнить психолого-педагогические особенности детей
подросткового возраста.
4. Определить роль дополнительного образования в
формировании художественно-творческих способностей детей.
5. Выявить у детей подросткового возраста уровень
развития художественно-творческих способностей.
6. Представить содержание, формы и методы работы по
развитию творческих способностей детей подросткового возраста средствами
хореографии.
7. Провести анализ результатов экспериментальной работы
по развитию творческих способностей детей подросткового возраста средствами
хореографии.
Методы
исследования:
1. теоретический анализ проблемы исследования;
2. синтез научных теорий;
3. педагогический эксперимент;
4. тестирование;
5. психодиагностические методики.
Методики
исследования:
1. тест Торренса.
2. методика оценки уровня профессиональных
хореографических навыков.
Структура
работы. Данная работа имеет традиционную структуру. Она содержит введение, основную
часть, заключение и список литературы. Введение состоит из обоснования
актуальности работы, представления объекта и предмета, цели и задач, методов
исследования. Основная часть представлена двумя главами. Первая глава носит
теоретический характер. Вторая глава посвящена практическому изучению проблемы.
Заключение подводит основные итоги изучения проблемы. Список литературы состоит
из библиографического описания использованных в работе источников. Также работа
снабжена двумя приложениями.
Заключение:
По итогам выполнения выпускной квалификационной работы
удалось достичь поставленной во введении цели работы, что позволило теоретически
обосновать и реализовать методику формирования художественно-творческих способностей
детей подросткового возраста средствами хореографии в условиях дополнительного
образования.
Для реализации поставленной цели были решены следующие
задачи:
— был проведен анализ литературных источников по
проблеме исследования;
— было рассмотрено развитие творческих способностей
детей как социально-культурная проблема;
— были уточнены психолого-педагогические особенности
детей подросткового возраста;
— была определена роль дополнительного образования в
формировании художественно-творческих способностей детей;
— был выявлен у детей подросткового возраста уровень
развития художественно-творческих способностей;
— было представлено содержание, формы и методы работы
по развитию творческих способностей детей подросткового возраста средствами
хореографии;
— был проведен анализ результатов экспериментальной
работы по развитию творческих способностей детей подросткового возраста
средствами хореографии.
Таким образом, цель работы была достигнута, а задачи
реализованы в полном объеме.
В заключение отметим, что выполненная работа имеет как
теоретическую, так и практическую значимость. Теоретическая значимость исследования заключается в
систематизации и обобщении позиций ученых по проблеме развития творческих
способностей детей как социально-культурной проблемы; в выявлении
психолого-педагогических особенностей детей подросткового возраста и роли дополнительного
образования в формировании у них художественно-творческих способностей.
Практическая значимость исследования состоит в
возможности использования материалов работы следующими категориями лиц:
— педагогами системы дополнительного образования с
целью оптимизации своей профессиональной деятельности в отношении формирования
художественно-творческих способностей детей подросткового возраста средствами
хореографии;
— студентами, обучающимися по
педагогическому профилю, с целью самоподготовки к тематическим семинарским и
практическим занятиям;
— молодыми учеными, занимающимися разработкой
схожей научной проблематики, с целью систематизации и обобщения методических
наработок и эмпирических данных.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ
СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 1.1 Развитие творческих способностей детей как
социально-культурная проблема На современном этапе вопрос творчества очень
актуален и может считаться проблемой столетия. Особая новизна и острота данной
проблемы заключается в его массовом характере.
Суть творчества – это предугадывание итогов
верного поставленного опыта, выработка мыслительным усилием рабочей гипотезы,
которая близка к действительности.
По мнению Б.С. Волкова [11],
творчество – это создание оригинального изделия или продукта, в ходе труда над
которым были самостоятельно использованы на практике уже приобретенные навыки,
умения и знания.
К единому мнению в своих работах приходят
В.И. Андреев [2], Д.Б. Богоявленская [5], Э.Ф. Зеер [22],
утверждая, что развитие способности к самостоятельной творческой деятельности
не происходит произвольно, а предполагает значительные усилия, как со стороны
обучающегося творчеству, так и со стороны обучающего творчеству.
Итак, развитие у человека умения творить
предполагает наличие у него умений, знаний, мотивов и способностей, позволяющих
производить продукт, который отличается уникальностью, оригинальностью и
новизной.
Прежде наличие творческих способностей
считалось, чуть ли не «даром божьим», чем-то выдающимся и уделом избранных
натур.
Однако,
на самом деле, любому нормальному человеку присущи творческие способности,
необходимо лишь обнаружить их, а затем развить. Все дарования, от самых ярких и
крупных, до самых малозаметных и