Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Формирование грамматического строя речи у дошкольников 6-7 лет с фонетико-фонематическими нарушениями речи.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение:
Актуальность исследования. Правильное и своевременное усвоение грамматических
представлений является одной из предпосылок для овладения грамотной речью и
дальнейшего успешного обучения ребенка в школе. Хорошая, красивая, грамотно
поставленная речь важнейшее условие всестороннего, полноценного развития детей,
позволяющая беспроблемно адаптироваться в социуме. Недоразвитие слоговой
структуры слова приводит к тому, что всё вышеперечисленное становится
практически невозможным для ребенка.
Проблема развития детской речи вызывает большой
интерес у специалистов в различных областях знаний: психологии, педагогики,
лингвистики, физиологии.
Это связано с тем, что правильная речь помогает
ребёнку быстро и непринуждённо наладить общение с детьми и взрослыми, а между
тем количество детей, страдающих речевыми нарушениями увеличивается (Л. Т.
Журба, Е. М. Мастюкова, Е. Н. Правдина-Винарская, М. Б. Эйдинова и др.).
У детей с фонетико-фонематическим нарушением речи
помимо всего отмечаются нарушения грамматического строя речи (Н. С. Жукова, Л.
Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, С. Н. Шаховская и др.), поэтому особый интерес
представляет развитие грамматической стороны детской речи.
Эффективная коррекционная работа по устранению
нарушений грамматических представлений у детей с ФФНР является на данный момент
одной из актуальных проблем логопедии. Так как проведённая коррекционная работа
в раннем возрасте является предпосылкой к успешной адаптации в школе и
подготовкой к усвоению школьных навыков.
Это доказывает актуальность темы исследования.
Цель
работы – изучение особенности формирования грамматического
строя речи у дошкольников 6-7 лет с фонетико-фонематическими нарушениями речи.
Гипотеза
исследования: для дошкольников 6-7 лет с
фонетико-фонематическими нарушениями речи. характерны особенности усвоения
грамматических категорий.
Экспериментальное изучение и целенаправленный анализ
его результатов позволят выявить и квалифицировать имеющиеся трудности и
обосновать направления работы по развитию грамматического строя речи
дошкольниками исследуемой категории.
Задачи
исследования:
1) Изучить проблему формирования грамматического строя
речи у детей с фонетико-фонематическими нарушениями в психолого-педагогических
исследованиях.
2) Дать психолого-педагогическую характеристику детей
в норме.
3) Описать формы и методы формирования грамматического
строя речи у старших дошкольников с фонетико-фонематическими нарушениями речи.
4) Организовать и провести исследование исходного
уровня сформированности грамматического строя речи у детей 6-7 лет.
5) Провести работу по преодолению нарушений
грамматического строя речи у детей 6-7 лет с фонетико-фонематическими
нарушениями.
6) Провести анализ проделанной работы.
Объект
исследования – грамматические представления
дошкольников 6-7 лет.
Предмет
исследования – особенности формирования грамматического
строя речи у дошкольников 6-7 лет с фонетико-фонематическими нарушениями речи.
Методы
исследования:
—
теоретический метод: анализ литературы по теме исследования;
—
эмпирические методы: анализ речевой деятельности детей (констатирующий,
формирующий, контрольный эксперимент);
— метод количественного и
качественного анализа результатов констатирующего и контрольного экспериментов.
Научно-теоретической
базой работы послужили труды ряда отечественных и
зарубежных исследователей, среди которых можно выделить А.Г. Арушанову, Е.В.
Архипову, Г.О. Винокура, Ф.А. Сохина, Т.В. Туманову, О.С. Ушакову, Т.Б.
Филичеву и др.
Практическая
значимость данной работы состоит в том, что результаты этого
исследования могут быть использованы при работе со старшими дошкольниками 6-7
лет с фонетико-фонематическими нарушениями речи в учебных учреждениях при
обучении их грамматическому строю речи. Структура работы состоит
из введения, двух глав, выводов по ним, заключения, методических рекомендаций и
списка использованной литературы.
Заключение:
Сегодня
одним из основных требований ФГОС дошкольного образования является обеспечение
речевого развития детей, то есть овладение им навыков свободного, связного
диалога и монологической речи как средства общения со взрослыми и сверстниками.
Показатели успешного речевого развития – это умение строить разные типы
высказываний, оформленных грамматически правильно. Это требование в полной мере
распространяется на детей с общим недоразвитием речи. При этом в современной
логопедии развитие грамматического строя речи ставится в зависимость от
устранения недостатков несформированных языковых структур.
Изучая теоретические особенности развития грамматического строя речи было
определено, что грамматический срой речи является системой взаимодействия слов
между собой в различных словосочетаниях или предложениях. У детей старшего
дошкольного возраста с фонетико-фонематическими нарушениями речи грамматический
строй речи характеризуется неоднородностью, вариативностью симптоматики:
от незначительной задержки формирования морфологической и синтаксической
системы языка до выраженных аграмматизмов в экспрессивной речи.
Проведенное
тестирование исходного уровня грамматического строя речи по всем заданиям
показывает значительную разницу в контрольной и исследовательской группах. Дети
из исследовательской группы практически во всех заданиях не имеют высоких
показателей, им характерен низкий и средний уровень.
Был
организован формирующий этап эксперимента, который основывался на использовании
в занятиях для развития грамматического строя речи с помощью использования
дидактических игр. Полученные результаты по всем методикам обследования после
внедрения в учебный процесс развивающей программы, направленной на развитие
грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с
фонетико-фонематическими нарушениями речи, основанной на проведении игровых
занятий с детьми, позволяют сделать вывод, что дидактические игры являются
эффективной формой развития грамматического строя речи в старшем дошкольном
возрасте для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО
СТРОЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 1.1. Проблема формирования грамматического строя речи у детей
с фонетико-фонематическими нарушениями в психолого-педагогических исследованиях Исследования отечественных и зарубежных педагогов,
психологов и лингвистов доказали, что овладение грамматическим строем языка
характеризуется формированием языковой системы, основанной на реализации,
анализе и обобщении явлений языка и речи.
Формирование грамматического строя является важнейшим
условием полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и
выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в
планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в
формировании социальных связей.
Понимать речь окружающих, выражать собственные мысли
ребенок не сможет, не овладев грамматическим строем. Проблема формирования
грамматического строя речи является одной из самых актуальных. Её целью
является формирование грамматически правильной речи. Закономерности усвоения
грамматической стороны речи раскрыты известным лингвистом А.Н. Гвоздевым.
Необходимо подчеркнуть, что в его исследовании содержится огромный фактический
материал длительных наблюдений за процессом морфологического и синтаксического
оформления детской речи, позволяющий проследить процесс формирования
грамматического строя от появления первых, еще неизменяемых аморфных слов до
начала школьного возраста, когда ребенок овладевает всеми основными формами
языка
Нарушения речи являются своего рода отклонениями в
речи говорящего от принятой в данной языковой среде языковой нормы. Такие
отклонения