Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Формирование элементов профориентированности в процессе трудового воспитания у умственно отсталых школьников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ
ПРОФОРИЕНТИРОВАННОСТИ В ПРОЦЕССЕ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ
ШКОЛЬНИКОВ.. 6
1.1 Сущность понятия «профессиональная ориентация». 6
1.2 Особенности профориентационной работы с учащимися с
нормальным развитием. 14
1.3 Особенности профориентационной работы с учащимися с
умственно отсталыми школьниками. 25
ГЛАВА 2 СОСТОЯНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ПРОФОРИЕНТИРОВАННОЙ РАБОТЫ
С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С УМЕРЕННОЙ, ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ… 34
2.1 Организация и методика экспериментальной деятельности. 34
2.2 Выявление особенностей. 42
2.3 Вывод. 51
ГЛАВА 3 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТОВ
ПРОФОРИЕНТИРОВАННОСТИ В ПРОЦЕССЕ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ
ШКОЛЬНИКОВ.. 54
3.1 Работа по формированию элементов профориентированности
в процессе трудового воспитания у умственно отсталых школьников. 54
3.2 Проверка эффективности проведенной работы.. 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 63
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
Введение:
Актуальность темы
исследования. Последующая жизнь ребёнка во многом
зависит от того, насколько он ориентирован в своем будущем занятии.
Применительно к детям в
общеобразовательных учреждениях принято устанавливать профориентационную работу
при взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности, постоянную работу с
педагогом психологом, при выделении собственной рефликсивики. Исследователи
В. Бондарь, О. Витковская, Ю. Гильбух, А. Голомшток, Г. Дульнев,
В. Загвязинский, В. Золотоверх, Е. Климов и другие указали этапы
формирования профориентационной работы; В. Липа, Миронова, М. Пряжникова,
С. Рубинштейн, М. Степаненков, Л. Столяренко, В. Товстоган и др. выделили
критерии сформированности элементов профориентированности.
Среди всех обучающихся,
есть особая категория обучающихся с ОВЗ, в том числе с умственной отсталостью.
Проблема формирования
элементов профориентированности в процессе трудового воспитания у умственно
отсталых школьников приобрела сегодня особую остроту, поскольку в современных
социально-экономических условиях отсутствие у выпускника специального
общеобразовательного учреждения или учебно-реабилитационного центра
профессиональной подготовки или неадекватность ее уровня потребностям рынка
труда уменьшает его шансы на трудоустройство и, как следствие, на активную
социальную жизнь, формирование его социального опыта, становления и развития
как целостной личности – успешную социализацию (Г. Афузова, В. Бондарь, А.
Граборов, Г. Дульнев, А. Корниенко, В. Синев, К. Турчинская, А. Хохлина ,
А. Шевцов и др.) [Афузова
2011; Дульнев 1968].
В психологической
литературе проблема профессионального становления личности, ее профессионально-трудовой
социализации рассматривалась Ф. Парсонсом (1908). По его мнению, каждой
профессии соответствует отдельный набор психологических и физических
Заключение:
Проблема формирования у
учащихся с умственной отсталостью элементов профориентированности является
сегодня актуальной. Трудовые задания являются следующими: беречь и поддерживать
чистоту, порядок, помогать, преодолевать трудности, радоваться успехам, доводить
начатое до конца, но и чрезвычайно интересны, потому что раскрывают детям
сущность человеческого труда.
Реализуя задачи и
содержание методики развития содержания представлений дошкольников о будущей
профессии в процессе психолого-педагогического сопровождения, нами были
соблюдены следующие психолого-педагогические условия: представление знаний о
профессиях в системе: название – атрибуты – трудовые действия – общественная
значимость – взаимосвязь с другими профессиями; связи предоставляемой детям
информации с реальной жизнью общества; интеграция знаний детей о профессиях в
игровую деятельность; обеспечение единства влияния педагогов и семей учащихся с
умственной отсталостью на формирование у детей знаний о профессиях взрослых и
положительного отношения к ним.
Проведенное исследование
показало, что эффективными условиями формирования элементов
профориентированности у учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
являются следующими: учет состояний и особенностей ребёнка; учет состояния
компонентов (хозяйственно-бытового труда и домоводства, самообслуживающего
труда) профореинтированности; соблюдение системного и концентрического
подходов; реализация межпредметной связи с содержанием урока
хозяйственно-бытового труда и домоводства, самообслуживающего труда (уход за
собой в целом); реализации единого плана внеурочной деятельности, совмещённого
с учебной программой.
Итак, цель исследования
была достигнута, гипотеза подтвержена.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ПРОФОРИЕНТИРОВАННОСТИ В ПРОЦЕССЕ ТРУДОВОГО
ВОСПИТАНИЯ У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Сущность понятия «профессиональная
ориентация» Одним из главных шагов в
жизни каждого молодого человека есть выбор профессии. От правильного решения
вопроса «Кем быть?» во многом зависит вся дальнейшая судьба человека. Если
ученик выбирает профессию случайно, то это потом может повлечь нежелательные последствия
для него. Необоснованный выбор профессии может поставить человека перед фактом,
что у него нет предпосылок для выполнения трудовых функций по профессии.
Результатом этого станут низкая производительность труда, ошибки и брак в
работе. А это, в свою очередь, вызывает недовольство выбранной профессией,
начинает подавлять человека и даже может привести к психическим расстройствам. Если
человек сделал неудачный выбор профессии, то это сказывается не только на нем
самом, но и на обществе в целом. Поскольку потребуются определенные затраты при
смене профессии из-за ошибочного выбора, что, в свою очередь будет отвлекать
трудоспособного человека от участия в общественном производстве [Захаров 1988,
с. 35-36].
Подготовка ученика к
труду и выбору профессии – особенно важное звено в планировании его жизненного
пути. В процессе развития общества стало ясно, что человек работает наиболее
эффективно только тогда, когда содержание труда отвечает его интересам и
способностям, возможностям его организма. Каждая профессия ставит перед
личностью определенные требования, которые определяются ее спецификой и
содержанием [Вайсбург 1986, с. 46].
Отметим, что толчком для
развития профориентации как научно-осмысленной деятельности человека послужил
тот факт, что в период развитого капитализма, обозначенного сменой
общественного строя, ростом