Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Формирование экологической грамотности младших школьников в процессе экскурсии.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 2
ГЛАВА 1.
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ
ЭКСКУРСИИ.. 6
1.1. Сущность
понятия «экскурсия» и «экологическая грамотность». 6
1.2.
Потенциал экскурсии для формирования экологической грамотности младших
школьников. 14
1.3. Содержание
и методика природоведческих экскурсий, направленных на формирование
экологической грамотности. 18
1.4. Анализ
современных программ по «Окружающему миру» по уровню реализации задач
экологического воспитания и образования. 24
Выводы по главе 1. 30
ГЛАВА 2.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЭКСКУРСИИ.. 31
2.1.
Констатирующий эксперимент. 31
2.2.
Формирующий эксперимент. 39
2.3.
Контрольный эксперимент. 47
Выводы по
главе 2. 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 6. 88
Введение:
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что осознание учащимися
школ экологических проблем является важным аспектом современного времени. Причиной
тому является наличие необходимости формирования моральной ответственности за состояние
природной среды, бережного отношения к окружающей действительности и природным
ресурсам.
Экологическая грамотность становится сегодня более значимой, является
одной из важных проблем человека и социума. Экологическую грамотность можно
отнести к системе знаний, умений, ценностей и к чувству ответственности за
принимаемые решения по отношению к природе. Основные компоненты экологической грамотности
человека выражены в экологических знаниях, экологическом мышлении, экологически
оправданном поведении и в чувстве любви к природе.
Формирование экологической грамотности определено экологическим
образованием и экологическим воспитанием. Начинать обучение следует с раннего
возраста, так как именно в это время приобретаемые знания преобразовываются в
устойчивые убеждения. Учащиеся, которые получили определенные экологические
знания и представления, уже будут бережливы в своих отношениях к природе. В
будущем, возможно, это повлияет на оздоровление экологического состояния в
целом.
Проблема экологического воспитания младших школьников занимает важнейшее
место в педагогике и требует всеохватного изучения и глубокого рассмотрения и в
теоретическом плане, и в плане организации практической деятельности учащихся. Проблематика
экологической грамотности была рассмотрена О.А. Воронкевич, А.А. Габитовой, С.В.
Деиром, О.М. Дорошко, Н.В. Зайцевой, А.Н. Захлебным И.Т. Суравегиной [11, 12,
14, 17, 22, 23, 56], которыми был разработан принцип экологического образования
современной школы. Сущность экологической культуры, ее ведущие признаки и пути
формирования были раскрыты учеными педагогами: А.Н. Захлебным, Р.И. Пазовой,
Т.И. Петровой [23, 42, 43] и другими.
Умение школьников правильно относиться к природе является необходимым
минимумом знаний по экологии, который предусмотрен в программе по ознакомлению
с окружающей действительностью в начальных классах. Строгие рамки уроков и
содержательность программ не всегда дают возможность ответить на
естественнонаучные вопросы, которые интересуют учеников. Экскурсии направлены
на всестороннее развитие младшего школьника, на содействие лучшему освоению
изучаемого материала на уроках, а также на развитие интереса к предметам, на
самостоятельные умения и желания получать знания.
Проблему экологического
образования и воспитания исследовали И.Д. Зверев, А.Н. Захлебный, Л.П. Симонова
[25, 23, 55] и многие другие. Перечисленные авторы раскрывают цели, задачи,
условия экологического воспитания. Содержание, средства, формы и методы формирования
экологической грамотности младших школьников отразили в своих учениях А.Н.
Захлебный, С.Д. Дерябо, И.В. Москвитина, И.Т. Суравегина, Л.П. Симонова [23,
15, 38, 56, 55] и другие.
Специфику формирования у
учащихся младших классов экологической грамотности раскрывали в работах Н.Ф. Виноградова,
А.А. Плешаков, Л.П. Симонова, А.В. Короткевич [10, 45, 55, 34]и другие.
Сегодня идеи современной
комплексной экологии активно внедряются в практику обучения и воспитания
младших школьников. Противоречие между
достаточным
количеством методических разработок по формированию экологической грамотности и
выбором наиболее эффективных из них позволяет сформулировать
проблему исследования: каковы возможности формирования экологической грамотности
младших школьников в процессе организации экскурсий?
Цель
исследования заключается в изучении экскурсий как
средства формирования экологической грамотности у детей младшего школьного
возраста.
Объектом
работы выступает процесс экологической формирования грамотности младших
школьников.
Предметом
является формирование экологической грамотности младших школьников в процессе проведения
экскурсий.
Гипотеза
исследования: предполагается, что для формирования
экологической грамотности у детей младшего школьного возраста необходимо
организовать работу:
— на уроках «Окружающий мир» и во время
проведения внеклассных занятий на специально организованных
прогулках и экскурсиях;
— используя такие формы и методы экологического
воспитания как наблюдение,
проблемные методы, игры в процессе проведения экскурсий.
В связи с поставленной
целью необходимо решить следующие задачи
исследования:
1. Изучить сущность
понятия «экскурсия» и «экологическая грамотность».
2. Определить потенциал
экскурсии для формирования экологической грамотности младших школьников.
3. Охарактеризовать содержание
и методику природоведческих экскурсий, направленных на формирование
экологической грамотности.
4. Проанализировать
современные программы по «Окружающему миру» по уровню реализации задач
экологического воспитания и образования.
5. Организовать исследование
по формированию экологической грамотности младших школьников.
6. Провести работу по
формированию экологической грамотности в процессе экскурсий.
7. Проанализировать
полученные результаты исследования.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ и обобщение психолого-педагогической литературы
по изучаемой проблеме;
2. Эмпирические: наблюдение, беседа, опыт;
3. Математические: количественный и качественный анализ полученных
данных.
Диагностика проводилась
по следующим методикам: анкета «Что
я знаю об окружающем мире?» (по методике «Натурафил» В.А. Ясвина, С.Д. Дерябо), тест «Мое отношение к природе» (по методике «Элементы
экологической культуры» С.С. Кашлева, С.Н. Глазачева), тест «Экологическая
деятельность» (по методике «Экологические ситуации» Е.В. Асафовой)
Экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 8» г.
Калуги. В исследовании принимали участие обучающиеся 2-го «А» (19 человек) и
2-го «Б» класса (20 человек).
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в
ходе эмпирического исследования данные, а также составленные рекомендации по
формированию экологической грамотности младших школьников могут быть
использованы педагогами начальных классов при решении указанной проблемы.
Структура работы состоит
из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
В тексте работы содержится 64 страницы, 3 таблицы, 17 рисунков. Список
используемой литературы насчитывает 60 наименований.
Заключение:
Экологическое
образование является новой категорией, связанной с наукой экологией и ее
разными ответвлениями. Оно должно протекать непрерывно на всех этапах
образования ребенка. Однако именно в дошкольном учреждении происходит
закладывание научных основ понимания закономерностей связей в системе
«природа-человек». В этот период формируется ответственность за улучшение и
преобразование окружающей среды
Целью исследования было выявление возможностей
формирования экологической грамотности у детей младшего школьного возраста при
использовании экскурсий. Проблема экологического воспитания
и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития
общества. Но правильное экологическое воспитание и образование позволит в
дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества.
Раннее общение детей с природой помогает
выработать и воспитать в их сознании правильные взгляды на нее, оценивать ее
современное экологическое состояние и взаимоотношения человека с окружающей
средой. Но обязательным требованием достижения данной цели является – исследование
взрослыми сущности экологического образования, использование всех аспектов его
содержания, следование принципам и правилам.
При ознакомлении ребенка с природой
необходимо учитывать психолого-педагогические основы экологического
образования. Единичные, наиболее простые, зримые связи доступны пониманию детей
данного возраста. Младшие школьники уже способны устанавливать более сложные
связи, цепочки связей, чем дети дошкольного возраста. А понимание различных
связей в природе развивает интеллектуальную сферу ребенка, его способность к
причинному анализу экологических ситуаций.
Формы
работы по формированию экологической грамотности должны осуществляться в
соответствии возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников. В
процессе формирования представлений детей об окружающем мире, используется
широкий спектр методов и приемов педагогического влияния на детскую личность –
дидактические игры и упражнения, организация экскурсий и наблюдения за
природой, проведение уроков экологической направленности и экологических
викторин, беседы и совместная деятельность с родителями.
На основе
полученных результатов проведенного констатирующего эксперимента были
определены основные задачи программы, направленной на компенсацию имеющихся
недостатков в плане уровня сформированности экологической грамотности у младших
школьников. В целях реализации поставленных задач была спроектирована система
работы, направленная на развитие у младших школьников экологических
представлений в специально организованных экскурсиях и проведению совместной
работы с родителями.
В заключение,
можно сделать вывод о результативности развития экологической грамотности в
процессе экскурсий с младшими школьниками с учетом применения педагогических
условий в форме совместной деятельности с родителями и во внеклассных
мероприятиях в виде экологического кружка.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЭКСКУРСИИ
1.1. Сущность понятия «экскурсия» и «экологическая
грамотность»
Масштабный экологический кризис и его негативные последствия
нельзя устранить без активной жизненной позиции каждого члена общества, поэтому
проблема формирования экологической грамотности населения является одной из
актуальных. Экологическая грамотность является новой категорией, связанной с
наукой экологией и ее разными ответвлениями, среди которых экология животных,
экология растения и гуманная экология. Формирование экологической грамотности
должно протекать непрерывно на всех этапах образования и развития личности.
Экология представляет собой науку о взаимоотношениях живых
организмов между собой и с окружающей средой. Экологическое образование даёт
теоретическое и практическое знание о природе и взаимоотношениях с ней
человека, о состоянии окружающей среды и причинах ее изменения [16].
Экологическое воспитание представляет
собой процесс непрерывного, систематического и целенаправленного формирования понимания взаимосвязей существующих
в природе, эмоционально-нравственного,
гуманного и бережного отношения человека к природе и морально-этических норм
поведения в окружающей среде [10].
Экологическое воспитание характеризуется своей специфической
направленностью на формирование:
— бережного отношения к природе, фундаментом которого
является знание законов саморегуляции и оптимальных темпов самоочищения
природы;
— ответственности за состояние среды обитания.
Нерациональное использование природных ресурсов привело к разрушению природных
биоценозов и механизмов биологической защиты и самовосстановления биосферы;
— создание основ высоконравственной организации
взаимодействия человека с природой [49].
Результат экологического воспитания проявляется как
сформированная экологическая грамотность личности, составными частями которой
выступают знания о природе, умение их применения в реальной жизни и поведении,
в различной деятельности. При этом, экологическая грамотность считается сложным
личностным образованием, которое включает в себя ответственность за состояние
окружающей среды, сформированность экологических взглядов и убеждений, наличие
опыта практической деятельности по охране природы и знаний проблем экологии.
Также экологическую грамотность считают многомерным целостным компонентом
интеллектуальной и духовной культуры личности, которая позволяет человеку
реализоваться в решении экологических проблем [42].
Обобщая такие определения, под экологической грамотностью мы
будем понимать интеграцию сформированных трех направлений:
1. Экологическое сознание, формирующееся на основе знаний и
убеждений индивида.
2. Экологическое поведение, основанное на сформированных
представлениях о природе как о высшей ценности.
3. Экологическое образование, основанное на наличии
правильных экологических представлений.
Следует отметить, что экологические представления выступают
как важная составляющая общего воспитательного процесса. Они представляют собой
знания о взаимосвязях в системе человек – природа.
Такие исследователи как А.Н. Захлебный и И.Т. Суравегина
указывают, что экологическое образование предполагает формирование навыков и
умений решать определенные хозяйственно-экологические задачи, не причиняя ущерб
окружающей среде и здоровью человека [24, 56].
По мнению такого исследователя, как О.А. Воронкевич,
формирование экологических представлений включает в себя разные аспекты, среди
которых можно назвать следующие:
— наличие знаний об экологических проблемах и способах их
решения;
— воспитание ценностного отношения к природе и окружающей
среде;
— формирование мотивов, потребностей и привычек
взаимодействия с природой;
— наличие стремления осуществлять активную практическую
деятельности по охране окружающей среды [11].
Тем самым целью экологического образования будет воспитание
у обучающихся экологической культуры, проявляющейся в ответственном отношении к
природе.
Эффективность экологического образования определяется
следующими условиями:
— условиями духовно-нравственного воспитания, призванного
способствовать смене потребительского отношения к среде обитания на
природоохранное;
— совершенствованием системы экологического образования,
обусловливающего формирование навыков рационального природо- и
ресурсопользования;
— обеспечением единства образования и воспитания как
взаимодополняющих сторон единого процесса;
— разработкой объективных критериев оценки системы
образования с позиций ее гибкости, вариативности и экогуманизации [5].
Таким
образом, понятие экологического образования включает в себя комплекс мер,
направленных на развитие сознания личности, выработку привычек, которые будут
отвечать за поведение личности в повседневной жизни и станут основой его
гармоничного мироощущения.
Экологическую грамотность, рассматривают
и как многомерный целостный компонент интеллектуальной и духовной культуры
личности, как субъектный, системный, многомерный опыт личности, обеспечивающий
ее творческую самореализацию в осмыслении и разрешении экологических проблем.
Комплекс
задач по формированию экологической грамотности в младшем школьном возрасте
включает:
− формирование
совокупности элементарных экологических знаний, которые доступны ребенку в младшем
школьном возрасте;
− развитие
интереса к природе;
− формирование
навыков экологически грамотного поведения как по отношению к природе, так и по
отношению к окружающим людям;
− воспитание
бережного отношения к природе и окружающему миру;
− формирование
навыков наблюдений за объектами природы;
− формирование
системы ценностей (восприятие себя в качестве части природы, осознание связи
человека и природы);
− освоение
норм поведения, формирование навыков природопользования и экономии природных
ресурсов;
− формирование
желания у ребенка сохранять природные ресурсы и оказывать природе посильную
помощь, которая на сегодняшний день необходима [40].
Экологическое
образование детей младшего школьного возраста – это непрерывный процесс
воспитания и обучения ребенка, направленный на выработку экологической грамотности,
которая выражается в надлежащем отношении к природе, окружающей среде,
собственному здоровью и здоровью окружающих, в соблюдении некоторых моральных
норм и правил.
Рассмотрим
основные компоненты содержания экологического образования. Так, среди них
выделяются следующие:
1.
Научно-познавательный компонент, который предполагает, что свойства предметом
из окружающего мира будут раскрываться во всем их многообразии, показываться
связи между этими предметами и т.п. Сюда также относится изучение проблем
окружающей среды и формирование у обучающихся представлений о научной картине
мира.
2.
Ценностный компонент, направленный на раскрытие многогранной значимости
изучаемых объектов в жизни природы и окружающей действительности в целом.
Данный компонент также учитывает важно комплексного и целостного подхода к
изучению природы в процессе знакомства с окружающим миром. В связи с этим в
познавательный материал для младших школьников включаются элементы экологических
связей, которые отражают единство природы, организма и среды обитания, живой и
неживой природы и т.п.
3.
Нормативный компонент, направленный на раскрытие правил поведения человека и
особенностей его деятельности в природу и в социальной среде, которые и
составляют основу экологической грамотности у детей младшего школьного
возраста. Такие аспекты предполагают, что обучающиеся будут овладевать
правилами общения с объектами природы, усваивать требования экологического
характера (например, не причинять вред живому организму, оказывать помощь, не
нарушать условия жизни организма и т.п.).
4.
Практически-деятельностный компонент, предусматривающий реальный вклад
обучающихся в улучшение и сохранение состояния окружающей среды [20].
Важным методом экологического воспитания школьников
являются экскурсии и учебные походы. Экскурсии представляют собой особый вид
занятий, которые дают возможность в естественной обстановке знакомить детей с
природными объектами, сезонными изменениями, с деятельностью взрослых в
природе.
Экскурсионный метод использовался в образовательной
деятельности с конца XIX века. В наше время он также востребован современными
педагогами. Однако содержание работы по созданию экскурсий для детей отличается
использованием современных форм экскурсий.
Слово «экскурсия» происходит от латинского
«экскурсио». Под экскурсиями понимают коллективные осмотры музеев либо
внемузейных объектов, проводимые по намеченным темам и специальным маршрутам,
возглавляемые специалистами ‑ экскурсоводами с образовательной и воспитательной
целью.
Одна из задач экскурсии ‑
выработать у экскурсантов отношение к теме экскурсии, деятельности исторических
лиц, событиям, фактам, в целом к материалу экскурсии и дать ей свою оценку.
Во время экскурсий школьники начинают познавать
окружающий мир во всем его многообразии, развитии, наблюдают взаимную связь
явлений. Походы и пикники, в первую очередь, приносят детям эстетическое
наслаждение, но также позволяют испытать себя и приобрести новый опыт [14]. Благодаря продуманной взрослым
организации экскурсии, прогулка может превратиться для детей в маленькое, но
очень полезное путешествие в природу. Экскурсия будет успешной только при тщательной
подготовке. Планирование экскурсий должно осуществляться педагогом с учетом
сезонных изменений и местных условий, нужно обеспечить ознакомление детей с
наиболее яркими интересными объектами растительного и животного мира.
Содержание экскурсии должно быть интересно каждому ребенку [17].
Преимущества экскурсии в том, что здесь дети имеют
возможность видеть растения и животных в среде их обитания. Экскурсии в лес, в
поле, на берега рек и озер привлекают внимание детей, предоставляют возможность
собирать разнообразный материал. В процессе экскурсии у детей развивается
наблюдательность, интерес к изучению природы. Они приучаются всматриваться в
предмет и подмечать его характерные особенности [39].
Приобщение младших школьников к исследовательской деятельности с целью формирования
экологической культуры происходит в форме организации экскурсий, во время
которых у них формируются позитивные установки, навыки наблюдательности,
ориентации в позитивных и негативных явлениях в естественной среде. Только в
природе учащиеся могут конкретно наблюдать связь между предметами и явлениями.
Экскурсии создают словесные образы и иллюстрируют более полное представление о
предметах и явлениях окружающей среды.
Конкретные представления о природе, которые создаются у учащихся во
время экскурсии в следующих классах при изучении биологии растений, животных,
человека, помогут раскрыть перед ними простые, доступные их пониманию связи
между отдельными предметами и явлениями природы [36].
Т.Г.
Каленникова [28] предлагает концепцию экологического образования детей младшего
школьного возраста, которая позволяет строить педагогический процесс,
направленный на развитие экологической грамотности обучающихся, а также
учитывает необходимость гармонизации взаимоотношений детей с окружающей средой.
В данной концепции автор выделяет ряд требований, которые предъявляются к
содержанию экологического образования в рамках ФГОС НОО для детей младшего школьного
возраста. Среди них следующие:
1.
Необходимо организовывать учебную деятельность таким образом, чтобы она
оказывала влияние на развитие эмоционально-чувственной сферы, обогащающей
позитивными примерами личный опыт обучающихся.
2.
Экологическое образование должно иметь комплексный характер, который позволяет
обеспечивать такие виды деятельности как практическая, творческая, игровая и
познавательная вместе с экологическими и природоохранными направлениями
деятельности младших школьников.
3.
Выбор той или иной деятельности должен иметь соответствие возрастным ступеням
развития экологической культуры личности, обеспечивая тем самым для обучающихся
позитивный опыт взаимодействия с окружающей средой.
4.
Воспитательный процесс должен предполагать отражение особенностей окружающей
среды и соответствовать мироощущению детей в этот возрастной период [28].
Из вышесказанного, очевидно, что важнейшим
компонентом экологического образования становится деятельность младших
школьников, направленная на изучение и улучшение отношений между природой и
человеком. А понятие экологической грамотности представляет собой высокий
уровень восприятия людьми природы, окружающего мира, осознание жизнен