Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Начальное образование

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Формирование экологических знаний учащихся второго класса на уроках окружающего мира посредством учебных проектов

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Оглавление ВВЕДЕНИЕ 2 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ ВТОРОГО КЛАССА НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ПОСРЕДСТВОМ УЧЕБНЫХ
ПРОЕКТОВ 6 1.1. Психолого-педагогические основы формирования экологических знаний
учащихся второго класса на уроках окружающего мира 1.2. Учебные проекты как средство формирования экологических знаний у
учащихся второго класса на уроках окружающего мира 6 22 1.3.
Критериально-уровневая характеристика формирования экологических знаний учащихся второго класса на уроках
окружающего мира 30 Выводы
по 1 главе 37 ГЛАВА
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ
УЧАЩИХСЯ ВТОРОГО КЛАССА НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 39 2.1. Диагностика
уровня сформированности экологических знаний учащихся второго класса на
уроках окружающего мира 39 2.2. Экспериментальная
работа по формированию экологических знаний учащихся второго класса на
уроках окружающего мира посредством учебных проектов
2.3. Результаты
экспериментальной работы 46 55 Выводы
по 2 главе 67 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК 71

  

Введение:

 

Проблема взаимосвязи
человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас экологическая
проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого
общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы.

По мнению отечественных и
зарубежных ученых (Н.Н. Моисеев, И.Д. Зверев, Н.А.Рыков, Г.А.Ягодин, С.О.Шмидт
и др.) вопрос о выживании человечества во многом зависит от уровня
экологической образованности и воспитанности граждан, обладающих экологической
культурой. В решении данной задачи важную роль играет школа.

С принятием Федерального Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об
охране окружающей среды» и Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» созданы предпосылки правовой базы для
формирования системы экологического воспитания населения. В основы
государственной политики в области экологического развития Российской Федерации
на период до 2030 года утвержденные Президентом РФ принято формирование
экологической культуры, развитие экологического образования и воспитания.

При
решении основных задач формирования экологической культуры, развития
экологического образования и воспитания использовать формирования у всех слоев
населения, прежде всего у молодежи, экологически ответственного мировоззрения.
Все учебные предметы начальной школы призваны вносить свой вклад в формирование
экологического образования и воспитания школьников. Наиболее эффективным
средством вовлечения детей в учебный процесс остается элемент занимательности
на уроках. Его разнообразие и применение позволяет повысить познавательную
активность учащихся, привить любовь к учебе и самостоятельному познанию
окружающего мира.

Младший школьный возраст, по свидетельству многих
педагогов и психологов, является наиболее благоприятным периодом для развития
позитивного опыта общения с природой. Учащийся при эффективной организации
уроков окружающего мира выступает как активный субъект учебного процесса,
адекватно оценивающий состояние природной среды, способный проектировать и отражать
действия, направленные на ее сохранение и приумножение, осознание собственных
чувств и свое поведение в ней.

Что касается учебных
проектов, то на каждом из этапов обучения их применение предполагает не только
комплексное использование учащимися изученного на каком-то определенном
предмете, но и опору на знания и умения, полученные из других школьных
дисциплин, а также свой личный опыт. Это создает благоприятные условия для
осуществления личностно-ориентированного подхода в обучении, формирования у
школьников таких ценностных качеств, как самостоятельность, ответственность,
критичность и требовательность к себе и другим, настойчивость в достижении
поставленной цели, умение работать в команде.

Основная работа в начальной школе по формированию
экологических знаний проводится в процессе изучения окружающего мира. По мнению
многих ученых, таких как А. А. Плешаков, Л. П. Симонова, Л. И. Бурова, О.А.
Воронкевич, А.А. Габитова, С.В. Деир, О.М. Дорошко, Н.В. Зайцева, А.Н.
Захлебный И.Т. Суравегина и др. очень
важно формирование у младших школьников экологических знаний, т.к. они
необходимы каждому человеку, чтобы создать достойную человека среду, развить
настолько современные производственные силы, которые могли бы обеспечить
гармонию человека и природы.

Но на сегодняшний день остаются недостаточно
раскрытыми особенности формирования экологических знаний у младших школьников
при изучении окружающего мира через использование учебных проектов.

Отсюда выявляется противоречие между
объективными потребностями практики в формировании экологических знаний и
недостаточным использованием учебных проектов для формирования экологических
знаний при изучении окружающего мира у младших школьников.

Таким образом, актуальность проблемы обусловила
выбор нашей темы «Формирование экологических знаний учащихся
второго класса на уроках окружающего мира посредством учебных проектов».

Объект исследования
– процесс формирования экологических
знаний у учащихся второго класса.

Предмет исследования
– учебные проекты как средство формирования
экологических знаний у учащихся второго класса на уроках окружающего мира.

Цель исследования –
теоретически обосновать и проверить эффективность использования учебных
проектов для формирования экологических знаний у детей младшего школьного
возраста.

Гипотеза исследования
предполагается, что для формирования экологических знаний у детей второго
класса необходимо организовать работу используя учебные проекты, в ходе
которых у детей будет формироваться представления об окружающем мире, знания о
мире животных и растений, положительное отношение к природе, понимание
взаимосвязи человека и природы.

В соответствии с целью
исследования ставились следующие задачи:

1)
Изучить психолого-педагогические
основы формирования экологических знаний учащихся второго класса.

2)
Проанализировать учебные проекты как
средство формирования экологических знаний у учащихся второго класса на уроках
окружающего мира.

3)
Обозначить критериально-уровневую характеристику формирования экологических знаний учащихся второго класса на
уроках окружающего мира;

4)
Провести диагностику уровня сформированности экологических знаний
учащихся второго класса на уроках окружающего мира.

5)
Организовать экспериментальную работу по формированию экологических знаний у
детей второго класса через учебные проекты.

6)
Проанализировать результаты экспериментальной работы.

В
работе использовались следующие методы
исследования:

теоретические
– анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
образовательных программ; обобщение педагогического опыта; анализ программ по
экологическому воспитанию младших школьников.

эмпирические
– изучение документальных источников и обобщение практического опыта для
проведения экспериментального исследования педагогическое наблюдение за
деятельностью обучающихся во время проведения констатирующего эксперимента;
качественный и количественный анализ полученных результатов.

Теоретическая значимость
исследования представлена обобщением критериев и
показателей сформированности экологических знаний у детей младшего школьного
возраста, а также в углублении теоретических подходов к формированию
экологических знаний в процессе организации учебных проектов с
второклассниками.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в
ходе эмпирического исследования данные, а также составленные рекомендации по
формированию экологических знаний младших школьников могут быть использованы
педагогами начальных классов при решении указанной проблемы.

Экспериментальная база исследования: школа "Мои Горизонты" г.
Севастополь. Обучающиеся 2-го «А» класса в количестве 19 человек и 2-го «б»
класса, в количестве 20 человек.

Структура
исследования: выпускная работа состоит из введения, двух
глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Экологическое образование является новой
категорией, связанной с наукой экологией и ее разными ответвлениями. Оно должно
протекать непрерывно на всех этапах образования ребенка. Однако именно в
дошкольном учреждении происходит закладывание научных основ понимания
закономерностей связей в системе «природа-человек». В этот период формируется
ответственность за улучшение и преобразование окружающей среды.

Целью исследования было
выявление возможностей экологического образования
детей младшего школьного возраста при использовании педагогических условий организации
учебных проектов. Проблема экологического воспитания
и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития
общества. Но правильное экологическое воспитание и образование позволит в дальнейшем
предотвратить многие экологические проблемы человечества.

Раннее общение детей с
природой помогает выработать и воспитать в их сознании правильные взгляды на
нее, оценивать ее современное экологическое состояние и взаимоотношения
человека с окружающей средой. Но обязательным требованием достижения данной
цели является –исследование взрослыми сущности экологического образования,
использование всех аспектов его содержания, следование принципам и правилам.

При ознакомлении ребенка
с природой необходимо учитывать психолого-педагогические основы экологического
образования. Единичные, наиболее простые, зримые связи доступны пониманию детей
данного возраста. Младшие школьники уже способны устанавливать более сложные
связи, цепочки связей, чем дети дошкольного возраста. А понимание различных
связей в природе развивает интеллектуальную сферу ребенка, его способность к
причинному анализу экологических ситуаций.

Формы
работы по экологическому образованию должны осуществляться в соответствии
возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников. В процессе
формирования представлений детей об окружающем мире, используется широкий
спектр методов и приемов педагогического влияния на детскую личность –
дидактические игры и упражнения, организация экскурсий и наблюдения за
природой, проведение уроков экологической направленности и экологических
викторин, беседы и совместная деятельность с родителями.

На основе полученных
результатов проведенного констатирующего эксперимента были определены основные
задачи программы, направленной на компенсацию имеющихся недостатков в плане
уровня сформированности экологических знаний у младших школьников. В целях
реализации поставленных задач была спроектирована система работы, направленная
на развитие у младших школьников экологических знаний в специально
организованной деятельности.

В заключение, можно
сделать вывод о результативности развития экологических знаний в процессе
обучения младших школьников с учетом применения педагогических условий в форме организации
учебных проектов.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ ВТОРОГО КЛАССА НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ПОСРЕДСТВОМ УЧЕБНЫХ
ПРОЕКТОВ 1.1.
Психолого-педагогические основы формирования экологических знаний учащихся
второго класса на уроках окружающего мира Младший школьный возраст – это начало, в основе
которого лежит нравственное поведение, усвоение детьми моральных ценностей,
норм и правил, также в данный период начинает формироваться общественная
направленность личности.

Приобретается новая социальная позиция, ребенок
осознает свое место в мире общественных отношений, все эти действия связаны с
учебной детальностью. Данный процесс трансформирует самосознание ребенка, что в
следствии приводит к переоценке ценностей. В данный период обучение приобретает
огромное значение для школьника, и цель педагогов и родителей в данный период научить
его учебной деятельности, что позволит сформировать в будущем его
направленность на успех.

В
современной системе воспитания младший школьный возраст охватывает период жизни
ребёнка с 7 до 10-11 лет. Наиболее характерная черта периода состоит в том, что
в этом возрасте дошкольник становится школьником. Это переходный период, когда
ребёнок соединяет в себе черты дошкольного детства с особенностями школьника.
Эти качества уживаются в его поведении и сознании в виде сложных и порой
противоречивых сочетаний.

Задачи, поставленные во ФГОС перед начальным
образованием, нацелены на конечный результат – формирование целостной
духовно-нравственной личности. Одной из важных сторон этого процесса является
экологическое образование. В настоящее время экологическое образование

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы