Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 6
1.1 Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с задержкой психического развития 6
1.2. Особенности формирования экологических представлений у дошкольников с задержкой психического развития 10
1.3. Технологии формирования экологических представлений у дошкольников с задержкой психического развития 17
2 КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 21
2.1 Выявление уровня сформированности экологических представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития 21
2.2. Коррекционная работа по формированию экологических представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития 32
2.3. Оценка эффективности коррекционной работы по формированию экологических представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития 4 1
Заключение 4 7
Список использованных источников 50
Приложение 54
Введение:
Актуальность обусловлена противоречием между возрастающим негативным воздействием антропогенных факторов на окружающую среду и отсутствием эффективных экологических технологий экологического просвещения и созидания. История человечества неразрывно связана с историей природы.
На данном этапе вопросы ее традиционного взаимодействия с людьми превратились в глобальную экологическую проблему. Для того, чтобы люди научились заботиться о природе, необходимо воспитывать экологическую культуру и ответственность. А экологическое образование нужно начинать с начальной школы, потому что в это время полученные знания могут стать еще сильнее.
Освоение детьми основ экологической культуры во многом зависит от учителей: от их эколого-методических навыков, от понимания важности экологического воспитания в формировании личности ученика.
В условиях урбанизации единственный выход из этой ситуации — создание в любом образовательном учреждении среды, в которой человек живет с раннего детства. В этой среде он должен не только жить, но и наблюдать за явлениями и событиями, которые там происходят.
Следует отметить, что дети с умственной отсталостью, особенно в старшем дошкольном возрасте, собирают много разных наук о реальности вокруг них. Конечно, есть знания о человеке. Однако эксперименты, проведенные А.М. Федотовой с целью выяснить, что дети 5-6 лет знают о человеке, показывают, что дети этого возраста имеют знания о нем как о существе, некоторые ее потребности и требования.Но эти знания характеризуются неполными и конкретными характерами, уровень обобщения низкий.
На основании исследований, проведенных в области общей экологии А.Н. Захлебный, Б. Йохансен доказал, что под влиянием реальности и познания вокруг формируется экологическая грамотность для природы.
Они видят основную цель экологического образования в формировании у человека готовности действовать рационально в природе, где сохраняется существующий природный баланс или создаются возможности для его восстановления.
Объект исследования: экологические представления у дошкольников с задержкой психического развития.
Предмет исследования: формирование экологических представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Вышесказанное определило цель исследования: разработать педагогическую программу по формированию экологических представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития.
В процессе исследования решались следующие задачи:
-рассмотреть теоретические аспекты проблемы формирования экологических представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития;
-дать психолого-педагогическую характеристику старших дошкольников с задержкой психического развития;
— определить особенности формирования экологических представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития;
— провести коррекционную работу по формированию экологических представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития;
— выявить уровень сформированности экологических представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития ;
— представить коррекционная работа по формированию экологических представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития.
— оценить эффективность коррекционной работы по формированию экологических представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Гипотезы исследования состоит в том, что при организации и проведении целенаправленной и планомерной коррекционной работы возможно сформировать экологические представления у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Проблема воспитания и развития детей с психическими отклонениями не нова в психологии и педагогике. Она привлекала внимание исследователей еще в прошлом веке. Т. А. Власова, В. С. Любовский, Г. Е. Сухарева и другие исследовали причины умственной отсталости, выявили особенности познавательной и эмоциональной сфер личности учащихся с умственной отсталостью и определили их типы. Рекомендации ученых помогли педагогам работать с этими детьми.
Проблеме изучения отношения детей с задержкой умственного развития к проблемам окружающей среды посвятили свои исследования многие ученые, в том числе: Л. С. Выготский, И. Г. Еременко, А. И. Липкин, М. М. Нудельман, В. Г. Петрова, И. М. Соловьев, Н. М. Стадненко, Ю. И. Шиф и другие.
Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, диагностика формирования экологических представлений у старших дошкольников с умственной отсталостью.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Заключение:
С каждым годом рождается все больше детей с проблемами со здоровьем. Дети с нарушениями развития — это дети, отстающие в психофизическом развитии из-за нарушения деятельности одного или нескольких исследователей (зрительной, слуховой, моторной, речевой) или из-за органического поражения центральной нервной системы.
Дети с ЗПР составляют наиболее репрезентативную группу среди детей с отклонениями в развитии. У этих детей выражена умственная отсталость, ослаблены все аспекты развития: мотивационно-потребность, социально-эмоциональная, двигательная, а также научная деятельность (восприятие, память, мысли и речь). Последствия поражения центральной нервной системы проявляются в запаздывании сроков наступления и качественном характере всех видов педиатрической деятельности и психологических новообразованиях и, главное, в неравенстве, нарушении единства развития личности.
Для таких детей очень важно, в каких условиях воспитания и обучения. Педагогические условия, в которых развивается ребенок с ЗПР, должны действительно «спровоцировать» развитие. Если нормально развивающийся ребенок использует значительные потенциальные возможности и активно развивает свою программу развития, то у детей с ЗПР ситуация несколько иная. Они не могут разработать свою программу без особой помощи взрослого (что само по себе не имеет значения). «Зона ближайшего развития» может возникать и создаваться в них только при ведущей роли взрослых.
Степень эффективности коррекции вторичных корректировок развития и состав компенсационных механизмов зависит от следующих факторов:
— раннее выявление и раннее начало актуальной коррекции — педагогическая работа;
— содержание и методы преподавания и обучения;
— при своевременном привлечении родителей к процессу коррекции — педагогика;
— реализация единства потребностей воспитания и обучения ребенка в семье и детском саду;
— правильные способы общения между разными специалистами, занимающимися обширной реабилитацией ребенка с отклонениями в развитии.
Как известно, наилучшие результаты от коррекции ЗПР можно получить при быстром начале работы с детьми.
В очень раннем возрасте очень важно, чтобы у детей развивались психологические характеристики, затем развивались с ними корректирующие и педагогические содержания, а также оказывалась психологическая помощь родителям. Мы не зря выделили именно эту возрастную группу. Во-первых, именно в 3-летнем возрасте, помимо существующих отношений «ребенок-взрослый», начинают выстраиваться отношения «ребенок-друг».
В этом возрасте для родителей становятся очевидными проблемы в развитии ребенка (не говорит, трудно двигаться, не играет, не интересуется друзьями).
Интегрированные группы — одна из организационных форм коррекционной поддержки детей дошкольного возраста с ХЗП. Перед открытием группы большую работу проводит диагностическая служба, в которую входят психологи, спикеры, специальные педагоги, воспитатели, медперсонал и другие специалисты, сопровождающие ребенка с первых дней его пребывания в детском саду. Каждый эксперт разработал свои критерии.
На основании карт индивидуального развития, адаптационных карт, медицинских карт после постановки диагноза выявляются дети, не входящие в группу риска. Этих детей отправляют в ПМПК. По результатам ПМПК, то есть заявленные ЗПР, они создают интегрированные группы.
Основным специалистом, работающим в группе с детьми с ограниченными интеллектуальными возможностями в качестве корректора и воспитателя, является педагог-дефектолог.
Воспитывает детей, разрабатывает индивидуальные образовательные и обучающие программы в группе и в семье; составляет расписание уроков; проводит коррекционные занятия; консультирует родителей по воспитанию ребенка дома; обучает методике педагогических отношений между родителями и детьми. В интегрированной группе специальный педагог-педагог и педагог-инструктор проводят уроки с детьми с ограниченными интеллектуальными возможностями по всем частям программы. учитель в это время проводит занятия с другими детьми в группе.
Уроки музыки и физкультуры ведут специалисты.
Согласно предложенной программе, на занятия в подгруппах представлены следующие разделы программы:
— развитие основных математических понятий
— знакомство с другими
— развитие речи
— признание художественной литературы
— дизайн
— моделирование / аппликация (через неделю)
— Рисование
— Музыка
— физическая культура
— ритм логотипа
Индивидуальные занятия включают: сенсорное обучение, развитие вокальной культуры, песочную терапию, водолечение, игровое обучение, развитие моторики
Фрагмент текста работы:
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1.1 Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с задержкой психического развития
Задержка психического развития (ЗПР) — это нарушение или замедление нормального темпа психического развития ребенка. Этот термин относится к модульной и клинически неоднородной группе нарушений развития[19].
Несмотря на неоднородность, существуют общие особенности состояния эмоционально-произвольной сферы и познавательной активности, которые позволяют разделить их на определенную категорию. Многие ученые, как отечественные, так и зарубежные, психологи, физиологи и другие отрасли научного знания, граничащие с этими науками, изучали такое явление, как «психическая отсталость».
Итак, весомый вклад в разработку данной проблемы внесли физиологи, изучавшие феномен возникновения и проявления дефекта, его механизмы. Например, немецкий нейропсихиатр Г. Хоффман в 1845 г. впервые описал особенности детей с дефицитом внимания и двигательной дисфункцией с точки зрения клинической психологии.
На рубеже ХХ века французские исследователи — психологи А. Бине и Т. Симон — описали детей, уровень интеллектуального развития которых находился между умственной отсталостью и нормальным развитием, и выполнили первый практический психологический тест для диагностики детей с умственной отсталостью. Отечественные ученые примерно того же периода также говорили о детях, «умственно отсталых, с ограниченным общим развитием, но отличных от умственно отсталых детей». [3].
Чуть позже, в 30-х годах ХХ века, впервые было предложено определение «минимальное повреждение головного мозга», в котором говорилось о непрогрессирующих остаточных состояниях, возникающих у детей из-за раннего местного поражения центральной нервной системы.