Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Формирование диалогической речи в дидактических играх у детей с ЗПР среднего дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 2
Глава 1. Теоретическое изучение особенностей формирования
диалогической речи у детей с ЗПР среднего дошкольного возраста. 5
1.1. Диалогическая речь дошкольников как объект исследования
в психолого-педагогической литературе. 5
1.2. Особенности развития диалогической речи детей с ЗПР. 10
1.3. Дидактические игры как средство развития диалогической
речи. 15
Выводы по главе 1. 22
Глава 2. Эмпирическое исследование основ формирования
диалогической речи в дидактических играх у детей с ЗПР среднего дошкольного
возраста. 24
2.1. Организация исследования уровня сформированности
диалогической речи у детей с ЗПР среднего дошкольного возраста. 24
2.2. Методика формирования диалогической речи в дидактических
играх у детей с ЗПР. 29
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования. 48
Выводы по главе 2. 52
Заключение. 53
Список литературы. 55
Введение:
Актуальность
исследования. Среди одной из распространённых форм
психической патологии детей на сегодняшний день выделяется проблема задержки
психического развития. Ее проявление в основном обнаруживается в период
старшего дошкольного возраста или младшего школьного. Особо заметной задержка
психического развития становится к 10 годам.
Отмечается, что задержка психического
развития представляет собой группу пограничной формы интеллектуальной
недостаточности, которая характеризуется наличием замедленного темпа
психического развития, незрелостью развития личности, грубыми нарушениями познавательной
деятельности. Но при этом, задержка психического развития имеет тенденцию к
преодолению, которое возможно только при организации специального обучения и
воспитания детей.
На актуальность данной работы так же
указывает тот факт, что своевременное овладение правильной речью является
важным моментом в становлении полноценной личности ребенка. Диалог представляет
собой форму речевого общения, при котором взаимодействие партнеров опосредуется
знаками языка. Для ведения диалога необходимо развивать у детей знание языка,
умение словесно выражать свою мысль, передавать чувства и устанавливать с
партнером отношения в различных коммуникативных ситуациях. При этом усвоение диалогической
речи представляет собой одну из предпосылок для дальнейшего эффективного
обучения в школе. Дошкольники
с ЗПР довольно длительное время задерживаются на этапе вопросно-ответной формы
речи, на этапе ситуативной речи. Переход к самостоятельному высказыванию, даже
при условии педагогической помощи, протекает у этих детей трудно.
Мы остановили свой выбор на данной
теме, т.к. развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста с ЗПР
относится к числу важнейших задач обучения в школе. Это необходимо как для
наиболее полного преодоления речевого недоразвития, так и для подготовки детей
к предстоящему школьному обучению.
Степень
изученности темы исследования. Значимость изучения
общих проблем психического развития детей с задержкой
психического развития отмечают такие исследователи как Т.А.
Власова, К.С. Лебединская, У.В. Ульенкова, Л.М. Шипицына и другие.
Вопросы коммуникативного развития детей
изучали Р.С. Немов, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков, Я.Л.
Коломинский, В.А. Крутецкий, Ж. Пиаже, А. Валлон, К. Коффка и др. Проблемой
диалогической речи занимались такие ученые как О.И. Соловьва, Е.А. Флерина,
Е.И. Тихеева, А.Г. Арушанова и др.
Так, А.Г. Арушанова в своих работах
говорит о том, что необходимо соблюдать целостный подход к формированию
диалогической речи, поэтому важно не останавливаться только на освоение
вопросно-ответной формы. Автор говорит о том, что полноценный диалог должен
строиться на установлении диалогических отношений, которые строятся у ребенка
со взрослым и со сверстниками.
Такие исследователи как В.И. Яшина,
А.А. Павлова, Н.М. Юрьева и др. говорят о том, что необходимо обучать дошкольников
построению диалогу, так как коммуникативная деятельность со сверстниками
представляет важное значение в речевом развитии детей.
Цель
работы: изучить особенности развития диалогической речи дошкольников
с задержкой психического развития в учебном взаимодействии, предложить
рекомендации по коррекции диалогической речи.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Изучить диалогическую речь дошкольников
как объект исследования в психолого-педагогической литературе.
2. Охарактеризовать особенности развития
диалогической речи детей с ЗПР.
3. Описать дидактические игры как средство
развития диалогической речи.
4. Организовать исследование уровня
сформированности диалогической речи у детей с ЗПР среднего дошкольного возраста.
5. Описать методику формирования
диалогической речи в дидактических играх у детей с ЗПР.
6. Проанализировать результаты
исследования.
Объектом
исследования выступает диалогическая речи у детей с
ЗПР среднего дошкольного возраста.
Предметом
исследования является методика формирования
диалогической речи в дидактических играх у детей с ЗПР среднего дошкольного
возраста.
Для
решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
— теоретический анализ литературы по
теме исследования,
— эмпирическое исследование анализа
мыслительной деятельности дошкольников,
— метод качественного и
количественного анализа результатов исследования.
Практическая
значимость исследования заключается в разработке программы
развития у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития диалогической
речи с помощью дидактических игр, а также в возможности использования
результатов, полученных в ходе проведения экспериментальной работы в учебном
процессе дошкольных организаций. Результаты исследования могут быть полезны для
педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста, студентов педагогических
специальностей и родителей.
Структура работы представлена введением,
двумя главами (теоретической и практической), заключением и списком литературы.
Заключение:
Диалогическая речь наиболее социально значимая сфера исследования
для дошкольной педагогики. Именно диалог представляет особое значение в речевом
развитии дошкольников. В этом аспекте дошкольники по-настоящему чувствуют себя
равными, свободными, раскованными. Здесь они учатся самоорганизации,
самодеятельности, самоконтролю. Отсутствие или дефицит диалогического общения
ведет к различному рода искажениям личностного развития, росту проблем
взаимодействия с окружающими людьми.
Цель данной работы заключалась в изучении особенностей развития
диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста с задержкой
психического развития в специально организованных дидактических играх.
Мы познакомились с литературными источниками по проблеме
диалогической речи дошкольников, проанализировали ее, провели 3 вида
эксперимента: констатирующий, формирующий и контрольный. В данной работе мы
изучили особенности развития диалогической реи у детей среднего дошкольного
возраста и возможности обучения их диалогическим умениям с помощью дидактических
игр. Цель контрольного эксперимента заключалась в изучении особенностей
диалогической речи детей в специально организованных беседах и в специально
организованной учебной деятельности. Мы выяснили, что у детей с задержкой
психического развития наблюдаются проблемы в развитии диалогической речи,
некоторые не умеют высказываться, испытывают трудности в самоконтроле при
разговоре и прочее. В связи с этим был составлен план работы, направленный на
развитие диалогической речи, который включает: игры, занятия, беседы. Мы
провели работу по данному плану.
После формирующего эксперимента мы провели контрольный эксперимент
и выяснили, что в специально организованных беседах высокий уровень
коммуникативных умений и навыков характерен для 3 детей с задержкой
психического развития – 20 % (показатель возрос на 2), средний уровень для 12 —
46,6 % (показатель возрос на 5), низкий уровень не у кого не наблюдается. А в
специально организованной учебной деятельности высокий уровень характерен для
10 детей с задержкой психического развития – 66,6 % (показатель возрос на 8),
средний уровень для 5 — 33,3 %, низкий уровень выявлен после занятий не был.
Таким образом, исходя из всего выше сказанного, мы считаем гипотезу
исследования доказанной, а именно: использование специально подобранных дидактических
игр способствует формированию диалогической речи средних дошкольников с
задержкой психического развития.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретическое изучение особенностей формирования
диалогической речи у детей с ЗПР среднего дошкольного возраста
1.1. Диалогическая речь дошкольников как объект исследования
в психолого-педагогической литературе
Характеристика
связной речи и ее особенностей содержится в ряде трудов современной
лингвистической, психолингвистической и специальной методической литературы.
Применительно к различным видам развернутых высказываний связную речь
определяют как совокупность тематически объединенных отрезков речи, находящихся
в тесной взаимосвязи и представляющих собой единое смысловое и структурное
целое.
По
мнению Винокур
Т.Г., под связной речью в широком смысле
слова следует понимать любую единицу речи, составные языковые компоненты
которой (знаменательные и служебные слова, словосочетания) представляют собой
организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое
целое. В соответствии с этим и «каждое самостоятельное отдельное предложение
можно рассматривать как одну из разновидностей связной речи» [20, с. 31].
Вопросы
развития связной речи изучались в разных аспектах многими педагогами,
психологами и логопедами
Связная
речь, подчеркивал Ф.А. Сохин, обнаруживает все достижения ребенка в овладении
родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и
грамматического строя. По тому, как дети строят свои высказывания, можно судить
об уровне их речевого развития. Связная речь представляет собой наиболее
сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного
систематического развернутого изложения [77].
Основная
функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных
формах – диалоге и монологе. Диалог как форма речи состоит из реплик, из цепи
речевых реакций, он осуществляется либо в виде сменяющих друг друга вопросов и
ответов, либо в виде разговора (беседы) двух или нескольких участников.
Опирается диалог на общность восприятия собеседников, общность ситуации, знание
того, о чем идет речь.
Диалог для детей представляет важное
средство овладения речью, общением, сопровождая и пронизывая всю его жизни и
отношения, являясь основой развития личности.
Одним из лингвистов Л.П. Якубинским,
дано следующее определение диалога. Так, по мнению исследователя, диалог
является не только формой речи, но и представляет разновидность человеческого
поведения, когда для речевого взаимодействия с окружающими, он требует от
ребенка специальных социально-речевых умений, освоение которых происходит
постепенно [100].
Характерной чертой диалога является
сравнительно быстрый обмен речью, в которой каждый компонент обмена является
репликой, а одна реплик обуславливает другую. При этом обмен происходит вне
предварительного обдумывания, когда компоненты не имеют заданности, а в
построении реплик не существует предумышленной связности.
По мнению А.А. Леонтьева, важными
особенностями диалогической речи является ситуативность и реактивный характер
ответов собеседника, которые в большинстве случаев представляют собой
перефразировку или повторение вопроса, замечания [53].
Т.Г. Винокур предлагает определять
диалог как функционально-стилистическую форму речевого общения, которая
характеризуется наличием двух или нескольких участников, обменивающихся речью,
при котором каждый компонент ее является репликой.