Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Литературное чтение

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Формирование диалогических умений учащихся четвертого класса посредством интегрированных заданий на уроках литературного чтения

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКИХ
УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ЧЕТВЕРТОГО КЛАССА ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ НА УРОКАХ
ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ.. 6

1.1 Формирование диалогических умений учащихся 4 класса
как педагогическая проблема. 6

1.2 Интегрированные задания на уроках литературного
чтения как средство формирования диалогических умений. 16

Выводы по первой главе. 19

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ДИАЛОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ НА
УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ   20

2.1. Уровень формирования диалогических умений учащихся
четвертого класса  20

2.2 Программа экспериментальной работы по формированию
диалогических умений посредством интегрированных заданий. 29

2.3. Результаты экспериментальной работы.. 61

Выводы по второй главе. 70

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 71

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 73

ПРИЛОЖЕНИЕ. 76

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Тема формирования диалогических умений учащихся
четвертого класса всегда
была и остается актуальной. Второе поколение федеральных
государственных образовательных стандартов определяет развитие основ обучаемости
(формирование универсальных учебных действий) как одну из важнейших задач образования.
Диалогические умения — обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию
учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности),
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем,
интегрироваться в группу сверстников настроить продуктивное взаимодействие и сотрудничество
со сверстниками и взрослыми. Проблема широко отражена, как отечественных
(А.А. Анциферова, Т.И. Бабаева, А.М. Виноградова, Р.И. Жуковская, С.А. Козлова,
Т.А. Маркова, Д.В. Менджерицкая, В.Г. Нечаева, А.Ш. Шахманова и др.), так и зарубежных
исследованиях (А. Адлер, А. Бандура, Л. Кольберг, К. Лоренц, А. Маслоу, Ж. Пиаже,
К. Роджерс, З. Фрейд, Э. Эриксон и др.). По мнению ученых, младший школьный возраст
отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям и является периодом
становления базиса личностной культуры. В этой связи является необходимой специальная
педагогическая работа по развитию диалогических умений.

Анализ
проблемы формирования диалогических умений позволил выявить следующие противоречия:

— между ориентиром современного образования на формирование диалогических
умений и недостаточным научным знанием о механизме
их формирования посредством интегрированных заданий на уроках
литературного чтения;


между признанным в научных исследованиях высоким потенциалом интегрированных
заданий для развития диалогических
умений школьников и недостаточностью разработок
данных форм реализуемых на уроках литературного чтения.

Цель исследования: реализовать работу по формированию диалогических
умений учащихся четвертого класса посредством интегрированных заданий на уроках
литературного чтения.

Объект исследования: развитие диалогических умений детей
младшего школьного возраста.

Предмет исследования: процесс формирования диалогических
умений учащихся четвертого класса посредством интегрированных заданий на уроках
литературного чтения.

Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что
формированию диалогических умений учащихся четвертого класса будет способствовать реализация интегрированных
заданий на уроках литературного чтения, включающая:

— базовые компоненты коммуникативного развития младших школьников
(когнитивный, эмоционально-мотивационный, деятельностный, рефлексивный);


этапы образовательной работы, направленные на формирование структурных компонентов;


систему интегрированных
заданий на уроках литературного чтения.

В
соответствии с целью и гипотезой нами определены задачи исследования:

1.
Изучить формирование диалогических умений учащихся 4 класса как педагогическую проблему

2.
Проанализировать интегрированные задания на уроках литературного чтения как средство
формирования диалогических умений

3.
Изучить уровень формирования диалогических умений учащихся четвертого класса

4.
Разработать программу экспериментальной работы по формированию диалогических умений
посредством интегрированных заданий

5.
Проанализировать результаты экспериментальной работы.

Теоретико-методологическая основа исследования:

 — общенаучные принципы системно-деятельностного
подхода как методологической основы ФГОС начального образования (А.Г. Асмолов, Э.В.
Ильенков, Э.Г. Юдин и др.);


аксиологический подход в образовании (Л.М. Архангельский, А.Г. Бабаян, О.Г. Дробницкий,
Э.В. Заутурова, М.С. Каган, В.П. Тугаринцев и др.);

 — концепция структурного
подхода к личности (Б.Г. Ананьев, Б.С. Братусь, Э. Гилфорд, А.Н. Леноньтьев, С.Л.
Рубинштейн, Л. Терстоун и др.);

— положения концепции о закономерностях и сензитивных периодах
развития личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д.Б.
Эльконин и др.).

Методы исследования:

— теоретические: анализ научных источников;

— эмпирические: наблюдение, беседа, анкетирование, педагогический
эксперимент;

— математические методы обработки экспериментальных данных.

Теоретическая
значимость результатов исследования состоит в обогащении педагогических знаний; расширении научных
представлений.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что его материалы
могут быть использованы в профессиональной деятельности педагогов образовательных
организаций и организациях дополнительного образования детей.

Структура работы состоит из введения, двух глав,
заключения, списка литературы и приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Формирование
диалогических умений у младших школьников входит в перечень задач
образовательной области ФГОС начального образования «Социально-коммуникативное
развитие», важной задачей образовательной работы с младшими школьниками
являются «усвоение коммуникативных норм, принятых в обществе, включая моральные
и нравственные ценности (традиционные ценности)».

Диалогические умения – это умения объекта
осваивать способы выполнения диалогических действий, которые обеспечивают все
спектр приобретаемых знаний и навыков.

Интегрированные задания являются одной из ведущих
деятельностей на уроках литературного чтения и представляют собой способ
коммуникации и взаимодействия детей.

В такой работе школьники воспроизводят окружающие, доступные
для их восприятия социальные явления, что способствует расширению их жизненного
опыта и является важным условием формирования диалогических умений.

Интегрированные
задания способствуют также мотивации общения. Мотивация общения – это один из
главнейших элементов обучения, база для реализации внутреннего развития
личности.

Интегрированные задания содержат
высокий потенциал для формирования диалогических умений. Большое влияние на
формирование диалогических умений оказывают содержание заданий.

Оценка
уровня сформированности диалогических умений показала, что 20% учащихся
находятся на высоком уровне, 50% на среднем и 30% на низком уровне.

 Данные выводы позволяют говорить о
необходимости целенаправленной работы по развитию у учащихся диалогических
умений.

Теоретический анализ научных
источников показал, что диалогические умения представляют собой интегральное
личностное образование, структуру которого образует единство когнитивного,
эмоционально-мотивационного, деятельностного и рефлексивного компонентов: — когнитивный компонент включает знания о
содержании базовых понятий о диалоге, нормах поведения в процессе диалога,
понимание их значимого смысла, представление о качествах личности, их сущности,
осознание необходимости регулировать свое поведение в соответствии с нормами и
руководствоваться ими в процессе общения и взаимодействия с другими людьми;

— эмоционально-мотивационный
компонент заключается в сознательном и эмоционально переживаемом усвоении
ценностей, проявляется в эмпатии, радостном предвосхищении результатов своих
поступков, если таковые соответствуют усвоенным нормам и ценностям, желании
овладеть качествами и проявить их в общении и взаимодействии с другими людьми;

 — деятельностный компонент проявляется в
способности регулировать свое поведение в соответствии с усвоенными нормами;

— рефлексивный
компонент представляет собой осознание и присвоение правил и норм как
собственных эталонов поведения, перенос их в самостоятельную деятельность,
проявляется в способности адекватно оценивать свои качества, собственные
действия и поступки, сопоставляя их с нормами как эталонами регуляции
поведения.

Оценка
уровня сформированности диалогических умений показала, что 50% учащихся
находятся на высоком уровне, 30% на среднем и 20% на низком уровне.

Данные
выводы позволяют говорить о эффективности целенаправленной работы по развитию у
учащихся диалогических умений.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ЧЕТВЕРТОГО КЛАССА ПОСРЕДСТВОМ
ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

1.1 Формирование диалогических
умений учащихся 4 класса как педагогическая проблема Формирование
диалогических умений у младших школьников входит в перечень задач образовательной
области ФГОС начального образования «Социально-коммуникативное развитие», важной
задачей образовательной работы с младшими школьниками являются «усвоение коммуникативных
норм, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности (традиционные
ценности)» [26].

Диалогические умения – это умения объекта осваивать
способы выполнения диалогических действий, которые обеспечивают все спектр приобретаемых
знаний и навыков.

Диалогические
умения как предмет исследования появился в исследованиях отечественных ученых во
второй половине XX века
(О.Г. Дробницкий, А.Г. Здравомыслов, А.М. Матюшкин Н.Д. Никандров, З.И. Равкин,
В.П. Тугаринов и др.).

В
основе направленности поведения школьников находится иерархия мотивов (В.С. Мухина),
у детей складывается система соподчинения мотивов, определенные мотивы для ребенка
становятся более важными (ведущими), чем другие.

Школьники
в состоянии подчинить свои желания и выстроить линию поведения, руководствуясь моральными
нормами, или требования взрослого. Постепенно, в процессе удовлетворения требований
взрослых выстраивать свое поведение в соответствии с принятыми в обществе нормами
и правилами, у ребенка происходит осознание их содержания, и создаются предпосылки
интериоризации внешних требований во внутренние требования самого ребенка.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы