Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Гуманитарные науки Журналистика

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Форматы познавательных телепрограмм (на примере канала РЕН ТВ)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Особенности познавательного телевидения:
теоретические основы исследования  6

1.1. Понятие
«познавательное телевидение». 6

1.2. Форматы подачи познавательного контента. 12

Исследование форматов познавательных программ
телеканала «РЕН ТВ»  22

2.1. Телеканал «РЕН ТВ»: общая характеристика. 22

2.2. Анализ форматов актуальных познавательных
программ на телеканале «РЕН ТВ». 26

Заключение. 47

Список литературы и источников. 49

Приложение  55

  

Введение:

 

Актуальность
темы данной выпускной квалификационной работы заключается в том, что телевидение
является в современном мире является одним из масштабных средств массовой информации
по охвату аудитории и психологическому воздействию на аудиторию. Его массовость
очевидна, и в этой связи у каждой аудиторной группы формируются свои
предпочтения. Основным преимуществом в современной журналистике является
высокая информативность и доступность, что в полной мере демонстрирует познавательный
контент.

Познавательное телевидение в России
имеет большую историю. В советские годы научно-популярные и учебные фильмы и
телевизионные передачи занимали одно из центральных мест в телевещании. Они
отличались своим качеством, научной составляющей и вызывали интерес у
аудитории. После коммерциализации российского телевидения 1990-х годов
телевизионные программы не смогли выдержать конкуренции с зарубежным контентом.

Однако, постепенное возрождение познавательного
контента начинает приносить свои плоды, в связи с чем состояние некоторых познавательных
телевизионных передач в настоящее время находится на достаточно высоком уровне
производства.

В современном мире, где происходит
постоянное развитие науки и техники, проблема информированности общества как
никогда актуальна. Получение знаний – очень важная составляющая личности в
развивающемся информационном мире. «РЕН-ТВ» сегодня является одним из интересных
познавательных телеканалов.

Это крупный федеральный канал для разноплановой
аудитории, ядром которого являются познавательные телевизионные передачи. Доля
телесмотрения их составляет более 10%.[1]

На отечественном телевидении
происходят постоянные изменения в сфере создания познавательных телевизионных
передач. Меняется доминирующая тематика, манера популяризации знаний,
появляются новые выразительными средства и форматы.

Соответственно, интерес к теме
вызван теми процессами, которые происходят сегодня на телевидении, новыми
формами трактовки материала, которые определяют формат телепередач для привлечения
зрителя к продукции познавательного характера.

Объект
исследования – современные телевизионные познавательные программы
на телеканале «РЕН ТВ».

Предмет
исследования – форматы телевизионных познавательных программ на
телеканале «РЕН ТВ».

Цель
исследования: выявить основные тенденции в использовании форматов на
телеканале «РЕН ТВ».

Исходя из поставленной цели
необходимо представить задачи:

— рассмотреть понятие «познавательное
телевидение»;

— изучить форматы подачи
познавательного контента;

— дать общую характеристику
телеканалу «РЕН-ТВ»

— проанализировать форматы
познавательных программ на телеканале «РЕН ТВ».

Методы
данного исследования:

— теоретические (анализ, синтез);

— эмпирические (контент-анализ).

Теоретико-методологическая
база исследования:

В данном исследовании использованы
научные работы, посвященные:

— познавательному телевидению: Е.М.
Ершова, А.М. Бурлва, М.В. Литке и другие.[2]

— форматам телевидения: В.В.
Лаврова, М.А. Мясниковой и других.[3]

Структура
исследования состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы
и источников. [1] РЕН ТВ начал год
с рекордной долей телесмотрения [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://adindex.ru/news/releases/2019/02/5/231234.phtml (дата обращения
23.05.2021). [2] Ершов Ю.М. К
определению понятия познавательного телевидения // Вестник Московского
университета. Серия 10. Журналистика. – 2010. –№ 1. – С. 113-125; Бурлва А.М.
Обыденное и научное познание: сходства и различия // Экономика и социум. –
2007. – № 36. – С. 5-11; Литке М.В. Научно-популярные и научно-познавательные
журналы: проблема типологической классификации // Журналистский ежегодник. –
2014. – № 3. – СС. 59-65. [3] Лавров В.В.
Доминирующие форматы передач отечественных телеканалов // Известия СПбГЭУ. –
2019. – № 2 (116). – С. 134-137; Мясникова М.А. Понятия «жанр» и «формат» в
арсенале медиапедагога // Образование. Медиа. Общество. – 2011. – № 4. – С.
45-47.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

При
изучении понятия
познавательного телевидения, было выяснено, что познавательное телевидение –
это такое телевидение, которое вещает для массовой аудитории о науке, дает
возможность познать те или иные аспекты жизни доступным языком, понятным
каждому. Познавательное телевидение формирует
у человека целостную картину мира. Познавательное телевидение играет роль
дополнительной формы непрерывного образования за счет создания в эфирном
пространстве развивающей среды. Это такое телевидение, которое ориентировано на
формирование вполне реального кругозора интересов и знаний. Познавательное
телевидение дает возможность узнать что-то новое, получить ответы на какие-то
свои вопросы.

В процессе изучения форматов подачи
познавательного контента, было выяснено, что форматы познавательных программ – это,
по сути, способ их подачи. Они могут быть совершенно разными, особенно в
условиях единого классификационного подхода к данной проблеме.

Мы дали общую характеристику
телеканалу «РЕН-ТВ». Было выяснено, что у РЕН ТВ достаточно богатая история
становления, в том числе и жанровая. РЕН
ТВ имеет неоднозначное позиционирование, не позволяющее относить телеканал к
той или иной форме, жанру. Это канал, который развивается в русле гипотез и
исследований для широкого круга аудитории. Его рейтинг достаточно высок, а
аудитория преимущественного мужская.

Были
проанализированы форматы актуальных познавательных программ на
телеканале «РЕН ТВ».

В ходе исследования стало ясно, что имеющийся подход телеканала «РЕН ТВ» к
форматам достаточно креативен, в то время как форматы уникальны.

В целом же
были получены следующие выводы:


познавательные телепрограммы на телеканале «РЕН ТВ» не являются чисто
жанровыми: познавательная направленность коррелирует с другими, например, документалистикой,
развлекательным жанром;

— прием инфотейнмента
на телеканале «РЕН ТВ» является широко применяемым: все программы имеют
выраженный развлекательный контекст, отчего любая тема подается интерактивно,
интересно, порой шокирующе, тогда как зрители вовлекаются в процесс вещания;


познавательные телепрограммы на «РЕН ТВ» имеют большое количество различных
форматов: часто форматы создаются телеканалом впервые, то есть, у них нет
аналогов или конкурентов.  В частности,
нами были определены следующие форматы: расследование, обозрение, шоу, реалити,
репортаж, путешествие (тревел) – это форматы, которые достаточно популярны на
телевидении, однако, такой формат как, например, шоу, для познавательного
контента не вполне типичен; форматы блокбастер, телеальманах, сборник, топ-лист
– это уникальные форматы телеканала РЕН ТВ, которые были созданы самими
авторами и корреспондентами для того, чтобы поднять уникальность телепрограммы
и телеканала в целом. Их уникальность состоит в новой подаче материала.

Таким
образом, задачи исследования решены. Цель достигнута.

 

Фрагмент текста работы:

 

ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО
ТЕЛЕВИДЕНИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 1.1. Понятие «познавательное телевидение» Важной исследовательской задачей
теории и практики телевидения следует считать разработку модели познавательного
телевидения. Прежде всего, обратим внимание на том, что познание, по мнению
М.М. Грибовой, – это процесс постижения действительности, приобретения и
постоянного обновления знаний.[1]

Познание – это, по мнению Ю.М.
Ершова, процесс постижения действительности, приобретения и постоянного
обновления знаний. Познавательное телевидение можно назвать телевидением знаний
и просветительским телевидением, имея в виду преимущественно характер и
направленность контент-стратегии.[2]

А.М. Бурлва понимает познание как
особый вид деятельности, направленный на постижение окружающего мира и себя в
мире.[3]
В словаре Ожегова познавательный – это способствующий познанию, расширению
знаний.[4]
Ю.А. Сенкевич определяет понятие познавательного как помогающего познавать,
содержащего много полезной информации.[5]

Поскольку мы коснулись полезной
информации и способности расширять знания, можно говорить о научной
популяризации – это деятельность, направленная на то, чтобы научное знание
стало общедоступным, излагая его в той форме, которая понятна широкой аудитории.
Все, что касается широкого круга аудитории, в свою очередь, можно именовать
популярным, доступным для все.

Отсюда можно сформулировать
следующий термин и его понятие – научно-популярное знание – это знание о науке,
научных достижениях и об ученых, предназначенные для широкого круга читателей,
то есть, для мало подготовленной аудитории, не специалистов.[6]

Формулируется проблема о способах
получения научно-популярных знаний. К.Е. Левитин говорил о том, что это сфера
деятельности научной журналистики, которая, в свою очередь, понимается как доведение
сложной информации об истории науки, ее достижениях, состоянии в настоящее
время и перспективах развития научного знания до массовой аудитории.[7]

С.В. Муравицкая полагает, что
научно-популярная журналистика – это деятельность СМИ (средств массовой
информации), освещающая вопросы развития и достижений науки.[8]
В.Ю. Иваницкий обращал внимание на то, что к цели научно-популярной
журналистики можно отнести популяризацию научных знаний перед широкой
аудиторией читателей-неспециалистов в определенной научной сфере.[9]

Если исходить из лексической
структуры термина «научно-популярный», подобные СМИ имеют своим предметом науку
(научные исследования, их результаты), а их основная задача – популяризация,
доходчивое объяснение сложной научной информации читателю-неспециалисту.

Кроме того, можно сказать о том, что
понятие «научно-популярной» журналистики значительно уже понятия
«познавательной» или «научно-познавательной» журналистики, где объектом могут
быть не только результаты научных исследований, но и реальность как таковая,
взятая непосредственно.

По мнению Л.В. Литке, «научно-познавательной»
журналистикой уместно именовать такой род журналистского творчества, который,
обращаясь к реальности во всем ее многообразии, исходит из принципов научного
познания и опирается на результаты наук как достоверные, адекватные задачам
объективного описания и объяснения мира во всем его своеобразии связей и
отношений. С коммуникационной точки зрения научно-познавательные материалы
должны быть доступными для широкой аудитории, и, вместе с тем, способными
увлечь.[10]

Один из способов получения
научно-популярного знания в журналистике – это телевидение. Познавательное
телевидение – это непосредственно знаниевое и просветительское телевидение, если
говорить о том, какую оно преследует контент-стратегию. Познавательное телевидение
формирует у человека целостную картину мира, оно направлено на становление
мировоззрения. Познавательное телевидение играет роль дополнительной формы
непрерывного образования за счет создания в эфирном пространстве развивающей
среды.

Телевидение, которое видит
отдельного зрителя и обращается к его информационным запросам, составляет телепрограммы в интересах
нравственного развития личности, и есть познавательное телевидение.

В советский период с точки зрения
развития познавательного телевидения сделано достаточно многое: организовано
систематическое учебное телевещание для школ, вузов, а также помощь врачам,
учителям и другим специалистам, запущен специализированный канал (Третья
учебная программа), после чего 4-й канал («Российские университеты»),
проводилась консультативная помощь и моральная поддержка центральным
телевидением региональных студий, которые выпускали познавательные телепрограммы для детей и взрослых.

С началом реформ в России в 1990-е годы
на фоне снижения роли и значения науки в развитии общества, на фоне ослабления
внимания государства к сфере образования познавательные телепрограммы стали вытесняться коммерческим телевизионным
вещанием, преимущественно развлекательного плана. Возможность возвращать
позиции представилась к концу столетия, когда был создан новый государственный
телеканал «Культура» с наполнением познавательным контентом. Но, программная
политика данного телеканала, не вполне ясная, не способствовала тому, чтобы все-таки
понять и утвердить суть познавательного телевидения.

В последние годы, когда наука,
образование становятся вновь востребованными в обществе, познавательные,
культурно-просветительские телепрограммы
вслед за телеканалом «Культура» стали появляться и на других федеральных
телеканалах. Однако, очень важно заметить, что познавательное телевидение в
настоящее время живет сегментировано, где-то далеко за образом развлекательного
телевидения.[11] Действительно,
имеется тенденция ухода познавательных каналов в развлечение. К примеру, телеканал
Discovery, являясь изначально каналом познавательным, тем не менее,
позиционируют себя как развлекательное телевидение.

В той же степени развлекает History.
Появились художественные сериалы на National Geographic. Есть масса примеров,
когда изначально познавательные каналы начинают развлекать.

Исследователи выдвигают требования к
общественному вещанию по реализации познавательного контента на телевидении. Из
этого следует, что для общественного вещания характерна реализация познавательной
функции журналистики. Согласно суждению Е.П. Прохорова, выполнение этой функции
связано с «пропагандой и распространением в обществе высоких культурных
ценностей, воспитанием масс на образцах общемировой культуры и способствует
всестороннему гуманистическому развитию человека».[12]
Это не только говорит о том, что в материалах общественных СМИ должна быть
высокая доля текстов или передач познавательного плана, но и выдвигает
требования к контенту названных СМИ, а также к манере подачи информации.

Большая роль в реализации
телеканалом именно этого требования отводится научно-популярным телепередачам,
а также документальным фильмам.[13]
Именно они являются основой познавательной деятельности телеканала, поскольку
содержат в себе ядро фактологического наполнения познавательного эфира.[14]

Информация о последних достижениях
науки, как гуманитарной, так и естественно-научной, последних изобретениях и
открытиях, об интересном в мире природы выступает основой, то есть теми самыми
образцами, на которых и строится познание в рамках телевидения.

Познавательные телевизионные передачи,
набирающие в последнее десятилетие все большую популярность и в то же время
отграниченные от толкования непосредственных социальных проблем и условий,
являются носителями информации универсальной тематики, интересной для самых разных
представителей социума.[15]

Доступное изложение сложной
информации дает доступ зрителям разного уровня потребностей воспринимать
новейшие тенденции научных исследований, таким образом, приобщая массового
зрителя к передовому опыту человечества.[16]

Цель образовательных телепередач, по
мнению И.Ю. Лапиной – обновление и углубление знаний зрителей. Такие передачи
имеют самостоятельное значение в той или иной области науки, культуры,
искусства, общественной жизни. Они ведут зрителя от одной темы к другой в
определенной последовательности, основанной на логике и истории научного
познания.

Научно-популярное телевидение
призвано информировать о наиболее важных событиях в мире науки и техники,
пропагандировать новейшие научные достижения и так далее.[17]

Специфическими изобразительными
средствами научно-популярного телевидения являются исследовательская съемка,
часто с помощью микроскопа, динамичные и статичные диаграммы, реконструкция
факта, инсценировка. Жанровое разнообразие научно-популярной телевизионной
программы определяется тематическим, научным разнообразием, оно детерминировано
содержанием передач, обусловливает оригинальную форму подачи.[18]

В целом же телевидение становится
все более универсальным средством, способным синтезировать все виды
просветительства в области культуры и научной популяризации. Эта его уникальная
способность открывает большие возможности, позволяя решать такие задачи, как
развитие творческой активности, познавательных способностей зрителей из разных
социальных слоев общества, людей разных возрастов.

Телевидение, которое видит
отдельного зрителя и обращается к его информационным запросам, составляет телепрограммы в интересах
нравственного развития личности, и есть познавательное телевидение. Во всех
странах национальное телевидение стремится информировать, развлекать и
просвещать телезрителей. Первые две функции в России вполне успешно реализуются
государственными и негосударственными телекомпаниями.

Таким образом, познавательное
телевидение – это такое телевидение, которое вещает для массовой аудитории о
науке, дает возможность познать те или иные аспекты жизни доступным языком,
понятным каждому.  Познавательное телевидение
формирует у человека целостную картину мира. Более того, познавательное
телевидение являет позитивную картину мира, показывая, как разумно устроено, к
примеру, сообщество дельфинов или какая-то иная часть живой природы, а значит,
дает пример и подсказывает, что человек тоже может разумно организовать свою
частную и общественную жизнь.

Познавательное телевидение играет
роль дополнительной формы непрерывного образования за счет создания в эфирном
пространстве развивающей среды. Его не обошла тенденция инфотейнмента, то есть
углубления в развлекательность, тем не менее, познавательный контент остается
тем контентом, который дает определенные знания и позволяет формировать свою
картину мира у аудитории. [1] Грибова М.М.
Научное познание, его взаимосвязь с другими формами познания // Известия РГПУ
им. А. И. Герцена. – 2008. –№ 58. – С. 99-103. [2] Ершов Ю.М. К
определению понятия познавательного телевидения // Вестник Московского
университета. Серия 10. Журнаилистика. – 2010. –№ 1. – С. 113-125. [3] Бурлва А.М.
Обыденное и научное познание: сходства и различия // Экономика и социум. –
2007. – № 36. – С. 5-11. [4] Познавательный.
Словарь Ожегова [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://diclist.ru/slovar/ozhegova/p/1-poznavatelnyj.html (дата обращения
21.05.2021). [5] Сенкевич Ю.А.
Путешествие длиною в жизнь. – М., 1999. – 384 с. [6] Принятие
фрагментарности мира через призму научных терминов (по материалам Всемирного
социологического конгресса 2018 г.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://mgimo.ru/upload/2018/10/nauchno-populyarnoe-esse-grant.pdf (дата
обращения 21.05.2021). [7] Леветин К.Е Научная
журналистика как составная часть знаний и умений любого ученого. Учебник по
научно-популярной журналистике [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
is.gd/roCLvS (Дата обращения 21.05.2021). [8] Муравицкая С.В.
Научная журналистика: вопросы терминологии и тенденции современного развития
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: is.gd/zkUAl4 (Дата обращения
04.05.2021). [9] Иваницкий В.Ю.
Научно-популярная литература на современном этапе развития науки: Автореф. дис.
… канд. филол. наук: Книговедение. ‒ М., 1986. – С. 12. [10] Литке М.В.
Научно-популярные и научно-познавательные журналы: проблема типологической
классификации // Журналистский ежегодник. – 2014. – № 3. – СС. 59-65. [11] Ракитов A.И.
Общество, основанное на знаниях // Вестник Российской Академии Наук. – 2007. –
Т. 74. – № 7. – С. 600. [12] Прохоров Е.П.
Ведение в теорию журналистики. 8-е изд. –М.: Аспект Пресс, 2011. – 351 с. [13] Константинова
Е.Г. Эстетическое пространство современного научно-популярного телевидения //
Ломоносов-2009: материалы междунар. науч. конф. студентов, аспирантов и молодых
ученых. – М., 2009. С. – С. 26-28. [14] Сладкомедова Ю.Ю.
Культурно-просветительские программы на государственном радио : дис. … канд.
филол. наук. – М., 2011. – 180 с. [15] См. по
Константинова Е.Г. – С. 26-28. [16] Ульянов М.А.
Научно-популярные телепрограммы в эфире общественного телевидения России //
Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – 2015. – № 3. – С.
259-262. [17] Лапина И.Ю.
Научно-популярное телевидение. Драматургия мысли. – М. : Аспект Пресс, 2007. –
167 с. [18] Лапина И.Ю.
Основные тенденции функционирования научно-популярного телевидения : дис. …
канд. филол. Наук. – М., 2005. – 21 с.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы