Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Гуманитарные науки Русский язык

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Фонетические игры как средство повышения интереса младших школьников к русскому языку

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические основы
изучения фонетических игр как средства повышения интереса младших школьников к
русскому языку. 6

1.1. Роль и место фонетических
навыков в обучении русскому языку в начальной школе, их характеристика. 6

1.2. Содержательное понятие
«познавательный интерес» и специфика интереса к русскому языку. 15

1.3. Использование игр на
начальном этапе обучения и особенности фонетической игры.. 20

Выводы по первой главе. 28

Глава 2. Исследование повышения интереса младших
школьников к русскому языку посредством фонетических игр. 30

2.1. Организация и ход опытно-практической работы.. 30

2.2. Результаты анкетирования педагогов начального звена и
их обсуждение  31

2.3. Результаты опроса младших школьников и их обсуждение. 34

Выводы по второй главе. 38

Глава 3. Проект формирующей работы по повышению интереса
младших школьников к русскому языку средствами фонетических игр. 40

3.1. Содержание комплекса фонетических игр по русскому
языку. 40

3.2. Рекомендации по использованию фонетических игр как
средства повышения интереса младших школьников к русскому языку. 42

Выводы по третьей главе. 43

Заключение. 44

Список литературы.. 46

Приложение……………………………………………………………………….52

  

Введение:

 

Актуальность
исследования. Педагоги-практики все чаще отмечают, что
современные учащиеся считают русский язык трудным и неинтересным предметом.
Согласно опросам учащихся, ведущей мотивацией изучения русского языка выступает
желание с успехом преодолеть выпускные и промежуточные экзаменационные
испытания, а вовсе не освоить язык во всей его полноте и разнообразии. Родители
жалуются на то, что дети не хотят заниматься дома, а потому показывают более
низкие результаты во время написания диктантов и сочинений. В свою очередь
постепенно снижающиеся знания по русскому языку приводят к падению интереса к
его усвоению.

Вместе с тем, дети
младшего школьного возраста в силу своих возрастных особенностей стремятся к
активной деятельности, и задача педагогов – не дать этому стремлению угаснуть. Опыт
работы со школьниками в начальном звене показывает, что чем полнее и
разнообразнее организована учебная деятельность, тем она более значима для
ребенка, тем успешнее осуществляется его развитие.

В связи с этим мы считаем проблему развития познавательного
интереса современных детей весьма актуальной. Эта проблема рассматривалась в
работах Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, З.М. Богуславской, М.И. Лисиной,
А.А. Люблинской и др. Исследователи отмечают, что развитие человека немыслимо
без воспитания познавательного интереса, который, в свою очередь, связан с
овладением разнообразным опытом, знаниями, умениями и навыками, общественными
нормами и правилами поведения. Ребенок, появившись на свет, имеет врожденные
предпосылки для познавательной деятельности, которые помогают ему
адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности.

Исследования ведущих психологов Д.Б. Эльконина, Н.Н.
Поддъякова, А.Н. Леонтьева, В.С. Мухиной, П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца,
Л.А. Венгера и других доказали, что дети младшего школьного возраста имеют
широкие возможности умственного развития. Наиболее эффективным средством
формирования познавательного интереса школьников современная педагогика считает
игру. Поэтому мы полагаем именно фонетическую игру эффективным средством
повышения интереса младших школьников к русскому языку.

Для создания
благоприятных условий, способствующих формированию фонетических навыков у
учащихся, а также для превращения процесса обучения в более интересный и
запоминающийся, был разработан комплекс фонетических игр. Данные игры
способствуют развитию мышления, памяти, восприятия и внимания ребенка. Основная
цель их использования на уроках русского языка – это закрепление и
совершенствование произносительных навыков. Кроме того, игры направлены на развитие
слухового внимания и памяти, умения слышать и дифференцировать звуки по долготе
и краткости.

Работа призвана дать
ответ на вопрос: какова роль использования фонетических игр как средства повышения интереса младших школьников к
русскому языку?

Таким
образом, объектом исследования
данной работы является процесс повышения интереса младших школьников к русскому
языку.

Предметом исследования
является фонетическая игра как средство повышения
интереса младшего школьника к русскому языку.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В современных условиях
развития русского языка необходимо отметить тенденцию к его демократизации,
упрощению. Средства массовой информации, выполняющие функцию транслирования
языковой нормы, демонстрируют частые отступления от правил, ошибки,
использование жаргонизмов, диалектизмов, злоупотребления иноязычными словами.
Поэтому культура речи у детей неуклонно снижается, вместе с ней падает и
интерес к изучению русского языка. Учитывая, что все языковые, фонетические
навыки важно формировать именно на начальном этапе изучения русского языка,
именно младшие школьники нуждаются в особой поддержке своего интереса к его
изучению. На наш взгляд, использование фонетических игр способно поддерживать
снижающийся интерес у учащихся, вызвать его даже у тех учеников, кто вообще не
интересуется этим предметом. Поэтому в рамках выпускной квалификационной работы
была рассмотрена проблема использования фонетических игр как средства повышения
интереса младших школьников к русскому языку.

По
итогам выполнения выпускной квалификационной работы удалось достичь
поставленной во введении цели работы, что позволило обосновать на практике
эффективность применения фонетических игр при изучении русского языка.

Для
достижения указанной цели были решены следующие задачи:


были определены роль и место фонетических навыков в обучении русскому языку в
начальной школе, их характеристика;


было представлено содержательное понятие «познавательный интерес» и специфика
интереса к русскому языку;

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы изучения фонетических
игр как средства повышения интереса младших школьников к русскому языку 1.1. Роль и место фонетических навыков в обучении
русскому языку в начальной школе, их характеристика ФГОС [51] – это определенная
система требований, которые необходимо соблюдать в процессе выполнения основной
образовательной программы основного общего образования образовательными
учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Согласно требованиям ФГОС [51] второго
поколения НОО основой обучения русскому языку является система действий,
связанная с развитием фонематического слуха.

Примерной учебной
программой начального общего образования представлены такие основные задачи
реализации содержания учебного предмета «русский язык» в период обучения
грамоте:

— осознание
единства звукового состава слова и его значения;

— установление
числа последовательности букв и звуков в одном слове;

— сопоставление
слов, различающихся одним или несколькими звуками;

— различение
гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и
мягких, звонких и глухих.

В соответствии с
требованиями программы школьного обучения, учащиеся начальных классов
овладевают комплексом фонетико-графических умений:

— распознавать звук
и букву;

— распознавать звуки
гласные и согласные;

— распознавать
согласные парные по звонкости и глухости;

— распознавать
непарные звонкие, непарные глухие, согласные парные по мягкости и твердости;

— распознавать
всегда твердые и всегда мягкие;

— делить слова на
слоги;

— находить и
выделять ударный слог;

— с помощью гласных
букв правильно обозначать мягкие и твердые согласные на письме;

— пользоваться ь
для обозначения мягкости согласных звуков и для разделения [30].

До периода
школьного обучения дети знакомятся со звуками, но учащиеся первых классов в
большинстве своем не могут разделить слово на слоги, имеются существенные
ошибки в звукопроизношении детей.

Таким образом, с
первых дней школьного обучения учитель ставит перед собой задачу формирования у
первоклассников фонетических умений и навыков.

Изучение фонетики в
первом классе является первоочередной задачей в процессе знакомства с чтением и
письмом.

В дальнейшем
программа не включает новых сведений, однако фонетические знания вступают в
новые связи и совершенствуются.

Можно назвать
следующие задачи изучения фонетики в начальной школе:

— сформировать у
школьников представления о звучащем слове как основной единице устной речи,
системе фонетических понятий;

— познакомить с
основными произносительными нормами, ввести их в речевую практику;

— сформировать на
основе фонетических знаний отдельные фонетические умения, обеспечить
становление навыка осуществления звукового анализа [30].

Недооценка значения
фонетики на начальном этапе обучения русскому языку выступает одной из
существенных причин графических и орфографических ошибок в письменных работах
младших школьников. Если ребенок может установить последовательность звуков в
слове, ориентируется в «звуках-соседях», различает ударные (безударные

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы