Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Фольклорная составляющая в картине мира Жорж Санд
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Беррийская провинция как пространство жизни и творчества Ж. Санд 7
1.1 Берри в жизни Ж.Санд 7
1.2 Природа родной Беррийской провинции в изображении Ж. Санд (по роману «Валентина» и циклу рассказов конопельника ) 8
Глава 2. Фольклорные элементы как основа сюжета: от романа «Валентина» к циклу деревенских повестей «Чертово болото», «Франсуа найденыш», «Маленькая Фадетта» 13
2.1 Роль лирических песен, танцев, свадебных обрядов в повествовательной структуре романа 13
2.2 Картины быта, празднеств, верований, деревенской свадьбы как основа повестей с благополучным финалом 16
Глава 3. Феномен творческой индивидуальности писателя, теоретический и практический аспекты изучения 23
3.1 Факторы, обуславливающие индивидуальность писателя. Биографический фактор как источник материала для произведений Ж. Санда 23
3.2 Жоржсандизм как один из ориентиров русского национального сознания в романе А.Ф. Писемского «Люди сороковых годов» 31
Заключение 46
Список литературы 50
Введение:
Вольтер, Гегель, Ницше или Жорж Занд породили своего рода культурное движение, которое вышло за пределы Франции или Германии и охватило многие европейские страны, включая Россию. В каждом конкретном случае национальные коды, возникшие у себя на родине, претерпевали неизбежную трансформацию в процессе «акклиматизации» в чужой культурной и иноязычной среде.
Жорж-сандизм (или Жорж-Зандизм), термин, производный от псевдонима Жорж Санд, особенно воспринимается на российской почве и не имеет прямых аналогов в других странах. Он становится общепринятым в русском литературном процессе 1830-1860-х годов, обозначая весь комплекс морально-этических представлений, связанных с пересмотром любви и брака.
Ее национальная специфика, попросту говоря, определяется двумя факторами. Во-первых, формально: ни одна страна не сформировала такого термина, во Франции производные образуются от второй составляющей псевдонима (sandien — Sandowski).
Во-вторых, это показательно: возможно, только в России, где западные люди во главе с Белинским относились к Жорж Санд как к «первому поэту нашего времени», создателю социального романа и видели в нем предвестника новых идей, которые разрешили бы все противоречия и не возникли. такая бурная (можно сказать культурно и социально) полемика о нравственных проблемах ее творчества.
Эта дискуссия очень ярко нашла отражение у А. Ф. Писемского в главе «Жорж-Сандизм» его романа «Люди 1940-х годов» (1869). Основной ассоциацией, возникшей в связи с именем Жоржа Санд в России с 1832 г. (то есть с появления «Индианы») и примерно с середины 1860-х гг., было разрушение христианской церковной мифологии о «святости», неприкосновенности брака и вытекающих из этого факта, из этой ревизии «Святых основ» нравственности.
Во всех произведениях Жоржа Санд 1830–1840-х гг. Просматривается достаточно целостная этическая концепция любви и брака.
Философия любви французской романистки отвергала идею первородного греха и включала теорию Сен-Симона о реабилитации плоти, возникшую как антитезу христианскому аскетизму. Но сама страсть Санд дала прекрасный старт. «Божество оскверняется каждый раз, — верила она, — когда мужчина и женщина соединяют свои уста, не объединяя сердца и умы» [22, c. 5]. В «Истории моей жизни» («Histoire de ma vie», 1854-1855) она резюмировала: «Я считаю не только ложь смертным грехом. Я считаю, что нужно любить всем своим существом или действительно жить в полном целомудрии» [22, c. 5].
Вообще Жорж Санд принадлежит к тем авторам, значение которых выходит далеко за рамки литературно-эстетической парадигмы. В течение нескольких десятилетий ее новые конфликты, дискуссии и образы органично и глубоко внедрялись в российскую общественную жизнь, а предлагаемые ею новые идеалы укоренялись в национальном культурном сознании. В 1840-1860-е годы жорж-сандизм был важным знаком, кодексом русской культуры.
Актуальность работы заключается в том, что проблемы любви и феминизма в произведениях Ж. Санд дискуссируется во многих статьях и исследованиях разных отечественных и зарубежных писателей и критиков XVIII — XXвека, однако мало кем исследована фольклорная составляющая в произведениях писательницы Ж. Санд.
Цель исследования: выявить фольклорную составляющую в произведениях Ж. Санд.
Объект исследования: фольклорные элементы как основа сюжета в произведениях Ж. Санд.
Предмет исследования: феномен творческой индивидуальности писателя.
Актуальность работы, цель, предмет и объект исследования сформировали задачи:
1. Определить значение описание природы и быта народа Беррийской провинции в пространстве жизни и творчества Ж. Санд.
2. Рассмотреть роль лирических песен, танцев, свадебных обрядов в повествовательной структуре романа «Валентина».
3. Проанализировать влияние картин быта, празднеств, верований, деревенской свадьбы как основы повестей с благополучным финалом в рассказах конопельника.
4. Рассмотреть факторы, обуславливающие индивидуальность писателя Ж. Санд.
5. Изучить жоржсандизм как один из ориентиров русского национального сознания в романе А.Ф. Писемского «Люди сороковых годов».
Методы исследования:
— анализ литературы по выбранной теме;
— анализ произведений Ж. Санд;
— филологический анализ текста.
Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые подробно были рассмотрены влияния фольклорной составляющей в произведениях Ж.Санд.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что материалы работы могут использоваться в дальнейшем изучении данной темы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты могут быть использованы при разработке вузовских курсов по теории и истории зарубежной литературы XVIII-XIX века, филологическому анализу текста, составить основу вузовских и школьных спецкурсов о влиянии зарубежной литературы на русскую культуру, также могут быть положены в основу учебных пособий по истории русской литературы XVIII- XIX века. Собранный материал может быть использован при составлении словарей сюжетов и мотивов зарубежной литературы XVIII- XIX века.
Положения, выносимые на защиту:
1. Влияние Беррийской провинции на жизнь и творчество Ж. Санд
2. Фольклорные элементы как основа сюжета: от романа «Валентина» к циклу деревенских повестей «Чертово болото», «Франсуа найденыш», «Маленькая Фадетта».
3. Феномен творческой индивидуальности писателя Ж. Санд, теоретический и практический аспекты изучения.
Магистерская работа состоит из Введения, трех глав, Заключения и списка литературы.
Заключение:
В начале работы было сказано, что проблемы любви и феминизма в произведениях Ж. Санд дискуссируется во многих статьях и исследованиях разных отечественных и зарубежных писателей и критиков XVIII — XXвека, однако мало кем исследована фольклорная составляющая в произведениях писательницы Ж. Санд.
Целью исследования стало: выявление фольклорной составляющей в произведениях Ж. Санд.
Объектом исследования: фольклорные элементы как основа сюжета в произведениях Ж. Санд.
Предметом исследования: феномен творческой индивидуальности писателя.
В первой части работы было рассмотрено влияние Беррийской провинции на пространство жизни и творчество Ж. Санд.
Лирически окрашенные пейзажи в романе «Валентина» и деревенских рассказах конопельника сменяются картинами быта, празднеств, верований, трудовых будней. Писательница создает образы честных, добросердечных людей, с подкупающей искренностью рассказывает об их преданности земле, на которой они усердно работают с детских лет, чтобы воспользоваться «щедротами Бога», когда наградою за тяжкий труд оказывается всего-навсего «кусок черного хлеба».
Ознакомившись с романом «Валентина» и деревенские рассказы конопельника, можно увидеть ту тонкую грань, которая связывает жизнь и творчество писательницы с родными местами, которые еще с детских лет зародили в ней зерно любви и какого-то философского начала. Эта грань прослеживается в любви к родной Беррии, к красоте тех мест, к неповторимости природы родного края писательницы. Кажется, что все хорошее, которое может случиться с героями автора в произведениях Ж. Санд исходит от природы родной и дорогой Беррии.
Во второй части работы было проанализировано влияние фольклорной составляющей в романе Ж. Санд «Валентна» и «Рассказах конопельника».
Изображение деревенского быта, быта, обычаев и характеров крестьян, изображения природы составляют неотъемлемую часть многих романов, очерков, рассказов, созданных писателем в разные годы творчества Дж. Санд (в частности, роман «Валентина»), деревенские «Рассказы конопельника»: «Чертово болото», «Франсуа-найденыш», «Маленькая Фадетта»).
В рамках неизбежной условности различаются типы крестьян: счастливые и грустные, влюбленные и разочарованные, богатые и бедные, плохие и хорошие. Положительным и отрицательным персонажам были приданы черты обычных людей — это особенность письма Жоржа Санда, не признававшего в своих произведениях другого решения, в котором крестьяне принимали бы вид грубых одаренных существ. животные инстинкты.
Пейзажи, написанные на словах, сменяются образами повседневной жизни, отпуска, верований, будней. «Чертово болото», «Франсуа-найденыш», «Маленькая Фадетта» объединены в цикл под названием «Рассказы конопельника».
Отличающиеся богатством сюжета, развитием персонажей, полнотой биографий героев, эти произведения представляют собой, так сказать, форму небольшого романа со счастливым концом.
В третьей части работы был рассмотрен феномен творческой индивидуальности писателя Ж. Санд, теоретический и практический аспекты изучения.
Появление Ж. Санд в литературе свидетельствовало о важных изменениях, произошедших в ее сознании под влиянием социальных процессов того времени. Жорж Санд — псевдоним Авроры Дюдеван. Эти два имени относятся к разным периодам в жизни этой женщины. Между ними проходит линия, созданная социальными изменениями, ставшими центром июльской революции 1830 года. Аврора Дюдеван вышла замуж за Каземира Дюдеванта, но брак не был счастливым. Самым главным, что характеризовало молодую женщину в этот период, было стремление обеспечить свою независимость.
Постепенно Ж. Санд пришла к выводу, что критикам, помимо отрицания, тоже нужно подтверждение, потому что движущей силой художественного совершенства должны быть «идеалы, порожденные убеждениями». Я. Санд не скрывала своих убеждений, она выражала их как в художественных, так и в эстетических произведениях.
Как писатель-романтик, Ж. Санд всегда стремился к идеалу. Под этим она имела в виду свое право «представлять людей такими, какими они должны быть», а не такими, какие они есть. Эти эстетические принципы коснулись всех поздних романов Ж. Санд.
Во второй трети XIX века, когда романы Жорж Санд стали проникать в русскую литературу, общественное сознание Франции олицетворяло крайности патриархальной мысли. Женщина была полностью исключена из публичных сфер существования. Все политические, законодательные, церковные и образовательные учреждения отражали «мужскую» точку зрения, которая отождествлялась с универсальной, универсальной. Это «мужское» видение мира, общества и распределения ролей также проецируется в литературе.
В конце 1840-х — начале 1850-х годов каждый образованный русский знал идеи Жорж Санд, потому что они затрагивали самые глубокие основы жизни, открывали много варварского, животного, унизительного в традиционном семейном устройстве, обязывали переосмыслить привычные представления и изменить стереотипы поведения.
И каждый сделал эту «доработку» с большей или меньшей выгодой для себя и своих близких, в зависимости от индивидуальных наклонностей, интеллекта, темперамента, общего развития. Русская «вторая проза» также отражает яростное сопротивление этой прогрессивной дезинтеграции патриархальных ценностей под влиянием Жорж Санд.
Смерть Ж. Занд заставила многих общественных и литературных деятелей России понять и переоценить ее значение. Практически все столичные газеты и журналы откликнулись на это событие более или менее развернутыми статьями. По некрологам можно было бы написать отдельное исследование, а некоторые критики перечитали бы основные работы Жоржа Санда, чтобы сформировать оригинальное суждение о его работе и ее важности для русской культуры.
Таким образом, можно утверждать, что в работе были раскрыты все поставленные задачи, а именно:
1. Определено значение описания природы и быта народа Беррийской провинции в пространстве жизни и творчества Ж. Санд.
2. Рассмотреть роль лирических песен, танцев, свадебных обрядов в повествовательной структуре романа «Валентина».
3. Проанализировано влияние картин быта, празднеств, верований, деревенской свадьбы как основы повестей с благополучным финалом в рассказах конопельника.
4. Рассмотрены факторы, обуславливающие индивидуальность писателя Ж. Санд.
5. Изучен жоржсандизм как один из ориентиров русского национального сознания в романе А.Ф. Писемского «Люди сороковых годов».
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Беррийская провинция как пространство жизни и творчества Ж. Санд
1.1 Берри в жизни Ж.Санд
В 30-40-е годы романтическая литература продолжала развиваться даже во Франции. Помимо романтических драм Виктора Гюго, большинство из которых приходится на 1930-е годы, в этот период во французскую литературу пришли такие великие писатели-романтики, как Ж. де Нерваль и А. Мюссе. Теофиль Готье начал свою карьеру в эти годы в русле романтического настроя.
Одним из наиболее значительных явлений этого этапа в развитии французского романтизма были работы Жорж Санд. Можно сказать, что с именем этой женщины связана целая эпоха в развитии французской литературы и духовной жизни Франции в целом, тем более что слава ее даже при жизни распространилась далеко за пределы этой страны. Круг друзей Ж. Санд говорит сам за себя: ее близкими друзьями были самые блестящие люди Франции — Бальзак, Флобер, Готье; ее любили Мюссе и Ф. Шопен; Генрих Гейне и Ференц Лист были частыми гостями в их доме на улице Пигаль; Здесь Адам Мицкевич читал свои стихи; Эжен Делакруа часто сидел там за мольбертом, пела Полина Виардо, судьба которой легла в основу образа знаменитой героини Ж. Санд — Консуэло; ее другом был Тургенев, ею восхищались Белинский и Герцен. Она действительно была идейным лидером образованной Европы середины прошлого века [17].
Настоящее имя писателя — Аврора Дюпен. Она родилась в 1804 году в дворянской семье из поместья Ноан во французской провинции Берри. До 1817 года ее воспитывала бабушка, старая аристократка, враждебная революции и установленному после нее порядку. Последующее обучение в монастырской школе-интернате повлияло на будущего писателя в том же направлении — девочек воспитывали там с уважением к «королю-мученику» и «святым Вандеи». Кажется, все способствовало тому, что Аврора Дюпен стала убежденной монархисткой, противницей революции [17].