Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Фольклор кальянщиков.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
Глава
1. История вопроса. 6
Глава
2. Кальяньщик: униформа, взгляд на мир. 11
Глава
3. Субкультура кальянщиков. 19
3.1.
Фольклорные тексты.. 19
3.2. Мемы как изобразительный ряд. 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 45
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ.. 47
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. 50
ПРИЛОЖЕНИЕ
2. 63
Введение:
ВВЕДЕНИЕ
В наши дни кальян — это популярное курительное
устройство, со всевозможными табачными аксессуарами, которое широко
используется в качестве метода релаксации. Но это необычное устройство прошло
долгий путь.
Курение кальяна — это многовековая
традиция, которая претерпела множество изменений и нововведений, пока не дошла
до нас, приняв современный вид. Это теперь кальян курят в свободном доступе в
стильных подвальных комнатах под клубную музыку. Раньше такой подход был бы
грубым нарушением традиций!
В работе рассматривается обширное дело
кальянщиков, их субкультура, описывается практика кальянных мастеров,
проанализирован их труд на основе собственных наблюдений и отталкиваясь от слов
любителей кальяна. Ведь кальян — это не просто процесс курения и переработки
табака в дым. Кальян — это философия, своего рода медитация, возможность на
некоторое время отойти от реальности, чтобы понять себя и других.
Актуальность темы состоит в том, чтобы показать профессию и фольклор в субкультуре
кальянщиков, проанализировать их род деятельности, выяснить, почему творчество
кальянщиков считается фольклором, ведь это необычное народное творчество, это
творчество двадцать первого века. Это совершенно отличается от ранее изученных
видов фольклора.
Все знают определение слова фольклор – это устное народное творчество,
наделенное идейной глубиной, высокохудожественными качествами, к нему относят
все поэтические, прозаические жанры, обычаи и традиции, сопровождаемые
словесным художественным творчеством.
Фольклор представляют в виде песен,
былин, сказок и т. д. Но может ли фольклор быть другим, отличающимся от нашего
понимания этого слова?
Фольклор достаточно изучен в наше
время, чтобы про него можно было писать и свободно говорить. Фольклор тесно
связан с традиционной культурой, он хранит и передает традиционные ценности
народа, его нормы поведения, идеалы, обычаи и редко изменяет своим традициям.
То есть, как выясняется, фольклор –
это что-то традиционное и устаревшее, грубо говоря. Мир развивается, все
меняется, но фольклор остается тем же, только постепенно принимает в свой узкий
круг необычные течения. Одно из таких течений – кальян и профессия кальянщик.
Объект исследования: фольклор в субкультуре кальянщиков.
Предмет исследования: анализ фольклора в субкультуре кальянщиков.
Целью работы является анализ фольклора в субкультуре кальянщиков.
Задачи:
1. Рассмотреть историю кальяна.
2. Выделить секреты профессии.
3. Рассмотреть субкультуру мастеров
кальяна.
4. Проанализировать фольклор в субкультуре
кальянщиков в литературных произведениях.
5. Проанализировать мемы и шутки
кальянных мастеров.
Степень изученности. Тема фольклора в субкультуре кальянщиков новая, но Максим Мантулин в
своей книге «Кальяны» рассказывает процесс появления кальянов, но дело
кальянных мастеров относит к фольклору.
В книге «Современный городской
фольклор» есть глава о фольклоре субкультур. Фольклор городских субкультур –
достаточно большой фрагмент общегородской культуры, который раньше не замечали
либо ввиду его табуированности, либо, напротив, в силу его повседневности.
Теория субкультур ориентируется на
один из способов описания культурной дифференциации современного общества. Тем
не менее, известны и другие термины для обозначения той же реальности: контркультура,
общественные движения, неформалы, локальные сети, социальные страты, жизненные
стили и др.
Каждое из этих названий акцентирует
внимание на одной, но важнейшей стороне явления: символике, атрибутике,
идеологии (теория жизненных стилей), внутренней структуре сообщества и типах
межличностных связей (теория и метод социальных сетей), месте в иерархической
структуре социума (теория социальной стратификации), социальной активности и
воздействии на эту структуру (теория общественных движений) и т. д.
Термин же «субкультура» охватывает практически
все из перечисленных аспектов, поэтому именно его используют для названия стиля
жизни и поведения людей в определённых сообществах.[1]
Методы исследования: анализ
литературы по теме исследования, историографический метод, метод интервью.
Структура работы: работа состоит из
введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы, приложения. [1] Современный
городской фольклор. М., 2003. С. 66.
Заключение:
Культурная функция
курения по-разному реализует себя в разные
периоды и в разных сферах. И при этом, некоторые семантические
и прагматические коннотации оказываются настолько стабильными,
что позволяют усмотреть параллели между весьма отдаленными феноменами.
Именно поэтому в заглавие
вынесено понятие визуального фольклора в качестве определения сферы наблюдения.
При этом фольклор здесь
понимается скорее как подход к материалу, что есть, разумеется,
определенный отход от традиции использования этого понятия дефинирующего устное
вербальное анонимное народное творчество. Я полагаю, что любой продукт культуры
может рассматриваться как результат коллективной языковой деятельности, включая
изобразительные тексты, имеющие даже указание на конкретное авторство. Если мы
в своих наблюдениях переходим в сферу типологии, блуждающих повторяющихся мотивов,
бытование которых никак не может быть определено в терминах цитирования с
известными источниками, мы тем самым вступаем в зону не историческую, но
мифологическую – в зону коммунального владения языком, в нашем случае – языком
визуальной культуры.
Таким образом, мы
описываем регулярные механизмы смысло- и формо-образования культуры, которые, как
мы увидим, на достаточно высоком уровне типологического обобщения не зависят от
конкретной национальной традиции и исторической локализации. В принципе, с этой
точки зрения нет особо большой разницы, имеем ли мы дело с авторскими текстами
или с текстами анонимными.
Каждое высказывание имеет
автора, но автор, при этом,
есть всегда продукт языка, то есть принадлежит коллективному полю.
Подпись и дата в углу картины многое меняет в ситуации продажи
ее с аукциона или получения гонорара, но мало помогает в понимании
самого языка, на котором произведение артикулировано. С этими
предпосылками мы и вступаем в зону иконографии курительной трубки.
Указанная
ситуация представляет интерес в контексте проблемы распространения в литературе
табачной образности. Табак или курительная трубка оказываются более
привлекательными подарками, нежели цветы. В тему табакокурения проникает
наркотический подтекст, который намечает оригинальную для культуры геометрию
фабулы, ранее связываемую с мотивом алкогольного опьянения. Теперь, минуя
горячительные напитки, герои без всякого насилия над смыслом, исключительно
через обращение к табаку могут на принципах причудливой ассоциации объединять
страуса, пустыню, отца и цветок.
Долгое
время общество терпимо относится к табаку, воспринимает его модным увлечением.
Одинокие голоса физиологов, очеркистов, химиков против дурной привычки тонут в
табачном дыме, не услышанные никем. Мода на здоровый образ жизни ещё не
известна, она наступит только в начале XX века, когда откроются страшные
последствия табакокурения.
Начиная с XIX века
в сознании укореняются казуистические формулы, отражающие неоднозначные
отношения человека с вредной привычкой. Л.Толстой негодует, увещевает,
утверждает, что курение – это “добровольное сокращение жизненных сил, истощение
жизненных соков, осознанное отупление и отказ от человеческой самости”.
У.Черчилль, верный аристократическим представлениям об удовольствиях, замечает:
“Хорошая сигара – такая же дань законам общества, в котором ты живёшь, как умение
читать по-французски и поездка на скачки в Аскоте”.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. История вопроса
История
возникновения кальяна начинается с древних времен. Никто в точности не знает,
откуда появился прибор и кто его вообще придумал. Но среди людей, которые
занимаются разного рода исследованиями, появилось две теории происхождения кальяна.
Первая
теория гласит, что аппарат изобретен в индийском городе Фатехпур-Сикри в XVI в. Иезуиты, прибывающие из южной
части страны, представили табак императору Великих Моголов Акбару Великому
(1542—1605), после чего один из врачей императора Хаким Абул-Фат Гилани, иранец
из Гиляна, изобрел кальян. Курение табака стало популярным среди индийской знати,
а новое устройство символизировало высокий статус и принадлежность к индийской
аристократии. Из Индии, где придумали сам механизм, он распространился и перешел
на Ближний Восток, где был изменен. Согласно второй теории, кальян возник в
древней Персии (современный Иран) во время династии Сефевидов, откуда пошел на
восток и в Индию. Персидский поэт Ахли Ширази (1460—1536) упоминал прибор в
своих стихах, таким образом, указывая время, когда его изобрели, — еще до
1560-х гг., в период правления иранского шаха Тахмаста I (1524—1576)[1].
Наиболее
вероятное месторождение кальяна — Индия. Но место, откуда пришло это
курительное приспособление, может быть и Персия. Точная информация о том, в
каком году изобрели кальян, неизвестна[2].
Слово
«кальян» произошло от индийского huqqa (с языка хиндустани), являющееся
источником для английского слова hookah, и арабского galian, что переводится
как «кипящий». [1] Флоровский А. В.
Собрание рукописей А. Д. Григорьева в Славянской библиотеке в Праге // Труды
Отдела древнерусской литературы. Л.: АН СССР, 2018. Т. 16. С. 573-580. [2] Максим Мантулин.
Кальяны. М., 2008. С. 23.