Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Экономические науки Экономика

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Финансовая политика государства в сфере малого бизнеса и ее эффективность (зарубежный и и российский опыт)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы формирования государственной финансовой политики поддержки развития малого предпринимательства 6

1.1 Значение малого бизнеса в экономике государства и необходимость его поддержки 6

1.2 Формы и методы государственной поддержки и политики развития малого бизнеса 8

Глава 2. Финансовая составляющая государственной политики поддержки малого предпринимательства в России 22

2.1 Основные показатели развития малого и среднего предпринимательства в России 22

2.2 Направления финансовой политики государства в сфере малого бизнеса 28

Глава 3. Совершенствование финансовой политики государства в сфере малого бизнеса 40

3.1 Анализ зарубежного опыта в формировании эффективной финансовой политики государства в сфере малого бизнеса 40

3.2 Направления совершенствования финансовой политики государства в сфере малого бизнеса в России на основе зарубежного опыта 73

Заключение 99

Список использованных источников 103

  

Введение:

 

Актуальность темы. Опыт развития ведущих экономик мира и эволюция научной мысли подтверждают, что в основе становления качественных, структурно сбалансированных социально-экономических систем заложены формирование и развитие сектора малого предпринимательства. Несмотря на базовые задачи и функции (формирование существенной части ВВП и бюджетных поступлений, создание конкуренции, обеспечение занятости и удовлетворение потребительских нужд населения) этот сектор национального хозяйства обеспечивает динамизм и инновационность хозяйственных процессов, улучшение межотраслевых и межсекторных связей и отношений, восстановление экономически менее развитых территорий, реализацию креативных способностей и интеллектуального потенциала общества и др. Реализация социально-экономического потенциала сектора малого бизнеса в значительной степени зависит от качественного государственного регулирования его развития, неотъемлемым инструментом чего служит политика, направленная на совершенствование правового регулирования хозяйственных и административных отношений между регуляторными органами и бизнесом, недопущение принятия экономически нецелесообразных и неэффективных нормативных актов, уменьшение вмешательства государства в деятельность субъектов хозяйствования и устранение препятствий для развития хозяйственной деятельности.

В то же время на современном этапе развития наметились негативные тенденции функционирования сектора малого предпринимательства, приводящие к сдерживанию социально-экономических преобразований в России. Это уменьшение численности субъектов малого бизнеса и их вклада в обеспечение занятости, ухудшение динамично-структурных и пространственно-отраслевых характеристик малого бизнеса, его роли в экономическом росте, укреплении конкурентоспособности национального хозяйства. В том числе эти тенденции обусловлены и недостаточно взвешенной и эффективной финансовой политикой государства.

Проблемы государственного регулирования развития малого предпринимательства исследованы в научных трудах таких ученых, как А. Волчанка, Л. Воротина, О. Долан, М. Нижний, П. Друкер, М. Козориз, А. Кузьмин, К. Макконнелл, В. Микловда, Н. Миценко, С. Реверчук, П. Самуэльсон, Й. Сафонов.

Цель выпускной квалификационной работы – проанализировать российский и зарубежный опыт финансовой политики государства в сфере малого бизнеса, провести оценку ее эффективность и определить направления ее совершенствования.

Задачи выпускной квалификационной работы:

— раскрыть значение малого бизнеса в экономике государства и необходимость его поддержки;

— изучить формы и методы государственной поддержки и политики развития малого бизнеса;

— проанализировать основные показатели развития малого и среднего предпринимательства в России;

— определить направления финансовой политики государства в сфере малого бизнеса;

— провести анализ зарубежного опыта в формировании эффективной финансовой политики государства в сфере малого бизнеса;

— определить направления совершенствования финансовой политики государства в сфере малого бизнеса в России на основе зарубежного опыта.

Объектом исследования является процесс развития малого предпринимательства.

Предметом исследования являются инструменты и средства государственной финансовой политики развития малого предпринимательства.

Методы исследования. В процессе исследования использовались общенаучные и специальные методы: синтеза и системного анализа для обоснования теоретических основ политики и ее инструментов; статистико-экономического анализа и компаративный — во время исследования состояния функционирования и развития малого предпринимательства в России, формирование характеристики финансовой политики в сфере развития малого бизнеса; группировок, логического анализа, стратегического менеджмента — во время оценивания институционально-правового обеспечения реализации финансовой политики в сфере развития малого предпринимательства в России, обоснование стратегических приоритетов реализации политики развития малого предпринимательства; системного анализа — с целью формирования системы механизмов государственной политики развития малого бизнеса; аналитико-прогнозных расчетов для совершенствования институционально-правового обеспечения реализации политики развития малого предпринимательства.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Каждое государство с высоким уровнем развития экономики имеет специальные программы поддержки малого бизнеса, поскольку именно он предоставляет им возможность развиваться и социально и экономически модернизироваться. Существует целостная система, которая поддерживает МСП в непростых рыночных условиях (например, ассоциации работодателей), улучшает общий уровень среды обитания малого бизнеса (например, инфраструктура, финансы, образование), внедряет улучшенные социальные условия (например, отраслевые переговоры об заработную плату, хорошие условия труда) и поддерживает существующие инновационные МСП и стартапы выборочно.

Проанализировав опыт стран, где малый бизнес имеет удачно созданную экосистему обитания, мы выбрали несколько инструментов, которые помогут развиваться российскому бизнесу: сотрудничество учебных заведений и бизнеса, создание бизнес– сообщества с низким финансовым порогом входа, поддержка инновационных предприятий (Германия); поддержка не только на государственном уровне, но и на региональном и местном уровнях, специальные Фонды, которые гарантируют возврат кредитов банкам под собственную ответственность, развитие бизнес– инкубаторов (Польша), прогрессивная система налогообложения по формуле: «малые платят меньше всего, большие — больше всего», освобождение от налогообложения в первый год деятельности малых предприятий (Франция) и т.

Итак, несмотря на то, что налоговая политика России подверглась реформированию в последние годы, она все еще недостаточно учитывает интересы малого бизнеса. В нашей стране необходимо внедрить такие инструменты налоговой политики, как установление порога, с которого налог может не уплачиваться, лояльная система налогообложения, улучшения администрирования (диджитализация и уменьшение бюрократии).

Таким образом, поддержка малого бизнеса начинается со надгосударственного уровня – с воплощения разнообразных программ поддержки Всемирного банка в разных странах, например как проект «инновационные малые и средние предприятия» (iSME) в Ливане.

На европейском пространстве действует организация COSME. Все страны ЕС и своей государственной политике по поддержке малого бизнеса руководствуются «Актом по вопросам малого бизнеса для Европы».

В основном стимулирование малого бизнеса в ЕС происходит через предоставление кредитов с низкой ставкой и уменьшение налоговой нагрузки.

В процессе совершенствования политики развития малого предпринимательства в России целесообразно ориентироваться на достижение двух ключевых стратегических императивов. Первый – рост качества и эффективности производства регуляторных процедур; второй – обеспечение положительного влияния регуляторной политики на состояние и тенденции развития этого сектора национальной экономики. Соответственно, при формировании стратегических приоритетов важно согласовать и объединить, сфокусировать государственную политику на одновременном решении этих двух задач.

Стратегические приоритеты государственного регулирования должны также направляться и на устранение недостатков и обеспечение повышения эффективности выполнения каждого из функциональных этапов регуляторной политики – планирования, подготовки НПА, их обнародование, отслеживание результативности, согласования, опубликования отчетов, просмотра, дерегулирование и пролонгации действия.

При таком методе планирования стратегическими приоритетами регуляторной политики развития малого предпринимательства в России определены:

— внедрение проектно-целевого подхода к планированию новых НПА;

— институциализация паритетного подхода к разработке и проработке новых решений;

— создание комплексной системы распространения информации и обратной связи;

— формирование инструмента аутсорсинга экспертно-аналитического обеспечения оценки качества регуляторной политики и НПА;

— организация «прозрачной» системы принятия управленческих решений; развитие «площадок» общественно-экспертного представления и обсуждения отчетов;

— внедрение механизма проектного диагностики результативности всех НПА.

Регуляторная политика является одним из инструментов государственного регулирования экономики, реализуемого в плоскости управления и в частности планирования. Но ее качество и эффективность – лишь первичная составляющая успеха; вторичная (более главная) и прикладное значение регуляторной политики заключается в получении положительных эффектов в конкретных сферах и сегментах функционирования и развития национального хозяйства. Поэтому важно паритетно подходить к вопросам совершенствования регуляторных процедур и подготовки и внедрения инструментов и средств направленных на развитие сектора малого бизнеса России.

Система механизмов и конкретных инструментов государственной политики должна формироваться на основе ключевых векторов вероятного регуляторного влияния на прогресс сектора малого предпринимательства. С учетом текущего состояния качества регуляторной политики и тенденций развития отечественного сектора малого предпринимательства такими определены: планирование; мониторинг, анализ, диагностика; дерегулирование; информационно-коммуникационная политика; экономическая и организационная поддержка бизнеса.

Результатам прикладного усовершенствование регуляторной политики развития малого предпринимательства в России должны стать: обеспечение стратегического характера управления и управляемости развития этого сектора экономики и его субъектов; максимальная реализация пространственно-структурного потенциала развития малого бизнеса; повышение эффективности регулирования за счет лучшего понимания проблем и препятствий; снижение затратоемкости регуляторной политики за счет замещения физического контакта информационным; упрощение и согласование положений НПА в сфере регулирования малого бизнеса; ослабление административного давления; формирование институциональных платформ сотрудничества и интеграционного развития субъектов малого предпринимательства; реализация потенциала сектора малого предпринимательства в части инновационного развития, внедрения информационных технологий; улучшение организационно-управленческого и финансово-ресурсного обеспечения, психологического климата в секторе малого бизнеса.


 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы формирования государственной финансовой политики поддержки развития малого предпринимательства

1.1 Значение малого бизнеса в экономике государства и необходимость его поддержки

Исследование любой сферы начинается с исследования значения основного понятия. В нашем случае это понятие «малый бизнес». Однако во время ознакомления материалов для исследования, нами было обнаружено что наряду с этим понятием также встречается термин «малое предпринимательство» .

Для того чтобы дать наиболее полное и основательное определение вышеприведенных понятий, рассмотрим сначала значение слов «бизнес» и «предпринимательство».

Самое простое определение бизнеса можно дать, исходя из этимологии самого понятия «бизнес» (от англ. Business – дело, дело). Как научный термин понятие «бизнес» был введен Р. Кантильоном в начале XVIII в.

В современной научной литературе довольно часто можно наблюдать отождествление и замещение терминов «бизнес» и «предпринимательство». Даже экономические энциклопедии не предоставляют унифицированного определения. Так, в «Финансовом словаре» содержится следующее определение: «Бизнес – дело, занятие, предпринимательство, экономическая деятельность, направленная на достижение определенных результатов (получение прибыли). В «Современном словаре» эти два понятия отождествляются.

Однако «Свободная энциклопедия» дает следующее толкование этой дефиниции: «Бизнес – предпринимательская, коммерческая или любая другая деятельность, которая может противоречить закону и направленная на получение прибыли» . Финансово-экономический словарь предлагает следующее определение: «Бизнес – экономическая деятельность, направленная на получение прибыли; любой вид предпринимательской деятельности, которая обеспечивает доход или иную выгоду» .

Малый бизнес сегодня-это социально-экономический фундамент, без которого не может развиваться любое инновационно-ориентированное государство. Малый бизнес во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество внутреннего валового продукта (ВВП). Основная его функция, которая является чрезвычайно важной — социальная, это создание рабочих мест, профессиональное обучение.

Итак, «малый бизнес» – это самостоятельная, систематическая хозяйственная деятельность малых предприятий любой формы собственности и граждан-предпринимателей (физических лиц), которая проводится на собственный риск с целью получения прибыли, «малое предпринимательство» – самостоятельная, систематическая, инновационная деятельность малых предприятий и граждан-предпринимателей на собственный риск с целью реализации экономического интереса – получения прибыли .

Сфера малого и среднего предпринимательства в России представлена юридическими лицами (микро-, малыми и средними предприятиями), а также индивидуальными предпринимателями, которые тоже могут быть разделены на три категории (микро-, малые и средние) по тем же самым критериям.

Действующие на настоящий момент критерии отнесения к субъектам МСП приведены в табл. 1.1.

Предельные значения дохода устанавливаются Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Большая часть сектора МСП в России состоит из индивидуальных предпринимателей (57,6%) и микропредприятий (38,7%). На малые и средние фирмы приходится лишь 3,7% от общего числа субъектов МСП. На микропредприятиях занято 5,8 млн чел. (31%), в сфере индивидуального предпринимательства — 5,9 млн чел. (31%), в малых и средних фирмах — 7,1 млн чел. (37,9%).

1.2 Формы и методы государственной поддержки и политики развития малого бизнеса

Малый бизнес среди всех других видов предпринимательства выделяется гибкостью, мобильностью, возможностью быстро реагировать на изменения и потребности рынка, высокая эффективность капиталовложений и доходность и тому подобное. Для того, чтобы удержать свои позиции на рынке и получать доход, малый бизнес должен постоянно совершенствоваться и внедрять инновационные технологии. Поэтому на современном этапе актуальным является создание условий развития малого бизнеса в России и повышение его инновационной активности.

Результатом инновационной деятельности являются инновации. Трактовка термина «инновация» учеными подтверждает его многогранность – от обобщенных теоретических подходов к более прикладных, в том числе технических новшеств. В целом эти подходы целесообразно разграничить на две группы. К одной группе относят ряд ученых, которые рассматривают «инновацию как процесс внедрения новых изделий, технологий, методов организации производства и труда и методов управления. Другие предполагают исследование инновации как продукта – результата процессов внедрения новой техники, технологии, нового метода» .

Большинство ученых считают, что размер предприятия играет решающую роль в осуществлении инновационной деятельности. При этом выделяют ключевые отличия крупных компаний от малых в контексте инноваций, такие как:

— скорость принятия решений;

— отношение к риску;

— размещение ресурсов;

— понимание бизнес-модели и управление ею;

— упорядоченные и стабильные процессы против отсутствия таких;

— соблюдение правил против их нарушения;

— разница в понимании инноваций .

Рассматривая сущность инновационной деятельности малых предприятий, стоит констатировать, что инновационные малые предприятия являются структурным элементом малого предпринимательства с характерными особенностями и функциями. В экономике любого государства малые инновационные предприятия выполняют определенные функции, занимая присущие им позиции в конкретных сферах экономики. Благодаря малым инновационным предприятиям формируется соответствующее предпринимательское поведение, обусловленное инновационной составляющей.

Развитие и поддержка инновационной деятельности малого бизнеса являются чрезвычайно важными задачами на уровне государства с точки зрения формирования его конкурентоспособной экономики и расширения ее присутствия в мировом экономическом пространстве. В свою очередь, расширение малого бизнеса способствует инновационной активности государства на мировой арене.

В России с точки зрения обеспечения конкурентоспособности отечественной продукции, актуальной является активизация инновационной деятельности предприятиями, направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок и предопределяет выпуск на рынок новых конкурентоспособных товаров и услуг» . Мировая практика показывает, что приоритетность формирования инновационной политики принадлежит малому бизнесу.

Стоит отметить, что повышение инновационного потенциала малого предпринимательства является одним из главных направлений политики государственного регулирования малого и среднего бизнеса в Европейском Союзе. Распространенной является прямая поддержка разработки инновационных продуктов и процессов через предоставление предприятиям грантов и льготных кредитов, а также консультативной и информационной поддержки через сеть инкубаторных технологий [13].

Высокотехнологичное производство – это небольшая составляющая экономической деятельности всех развитых стран. В мире этот сектор генерирует 2,2% ВВП – от 0,05% (Панама) до 13,8% (Тайвань). Высокотехнологичный сектор России меньше, чем в большинстве стран, производит 0,5% ВВП и предоставляет работу 0,5% занятых лиц. Однако он является наиболее интенсивным в производстве продукции и осуществлении инновационной деятельности.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы