Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Федеративное устройство Российской Федерации
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 1490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФЕДЕРАЛИЗМА КАК ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА 6
1.1. Понятие федеративного государственного устройства. 6
1.2. Основные международные принципы и тенденции развития федерализма 14
2. АНАЛИЗ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 21
2.1. Становление федеративного государственного устройства в России 21
2.2. Государственное устройство Российской Федерации на современном этапе 27
2.3. Принципы федеративного устройства России 32
3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ФЕДЕРАЛИЗМА В РОССИИ 39
3.1. Выявление проблем современного российского федерализма 39
3.2. Разработка предложений по реализации принципов федерализма 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 59
Введение:
Появление и существование федерализма можно объяснить естественным желанием отдельных народов и территорий к организации единого общества, также политическими стремлениями могущественных стран расширять свое влияние путем присоединения мелких государств, и наделением их определенным суверенитетом.
В соответствии с Конституцией Россия имеет федеративное государственное устройство, но на практике существует множество проблем с реализацией принципов федерализма при взаимодействии федеральных и региональных органов власти. Можно сказать, что реализация федерализма и его правовое обеспечение в последние годы практически не развивается и требует внесение необходимых нормативных актов для изменения существующего отношения к федерализму и принципам государственного строительства. В настоящее время происходит глобальная трансформация как экономических, так и политических процессов во всем мире. Процессы цифровизации и глобализации кардинально меняют устоявшуюся реальность. По этой причине можно говорить о необходимости формирования нового правового подхода к государственному устройству страны и взаимодействию всех уровней государственного управления в современно России, который бы обеспечил необходимый толчок по совершенствованию федерализма в нашей стране.
Существующие на практике противоречия и игнорирование норм Конституционного права по части обеспечения прав субъектов Федерации зачастую вызваны несоответствием устаревших представлений о структуре государственного устройства. Сложившиеся исторически доктринальные модели реализации государственного устройства и реализации властных полномочий в отношении всех уровней государственного регулирования на данном этапе общественного развития уже не соответствуют вызовам реального времени, для того чтобы гарантированно защитить и обезопасить государство от посягательств на нарушение его территориальной целостности.
Актуальность рассматриваемой темы определяется необходимостью изучения способности и интенсивности реализации федеративных отношений в государственном устройстве России, как одной из приоритетных задач правового регулирования в современной юридической науке и практике, целью которой будет развитие сложившихся правовых форм общественных отношений и государственного управления в нашей стране.
Так же тема выбранная тема исследования определяется острой необходимостью сохранения конституционных гарантий в свете растущего недовольства государственным регулированием правовых норм в Российской Федерации, связанной со сложнейшим геополитическим и экономическим положением страны в 2022 году.
Становлению и развитию теории федерализма способствовали фундаментальные исследования зарубежных авторов, в частности произведения М. Вебера, Г. Ф. Гегеля, М. Зейделя, Д. Мэдисона, А. Смита и других авторов. Анализ реалий государственного устройства России был проведен с учетом взглядов на федерализм, сформированных российскими правоведами, историками, философами и политическими деятелями прошлого, среди них Н. Т. Беляев, А. А. Жилин, С. Н. Корф, В. И. Ленин, Н. Муравьев, П. И. Новгородцев, П. И. Пестель, С. М. Соловьев, И. В. Сталин, А. С. Ященко и другие.
Основополагающим трудом в области федерализма, имеющим всемирное значение, является работа А. С. Ященко «Теория федерализма. Опыт синтетической теории права и государства» 1912 г. В настоящее время с учетом меняющихся государственных и общественных процессов тему федеративного устройства России можно считать недостаточно изученной и требующей дальнейшего исследования.
Цель работы – изучить особенности федерализма как формы государственного управления и выявить перспективы его развития в Российской Федерации.
Задачи исследования:
1) Изучить понятие федеративного государственного устройства;
2) Рассмотреть основные международные принципы и тенденции развития федерализма;
3) Исследовать становление федеративного государственного устройства в России;
4) Проанализировать государственное устройство Российской Федерации на современном этапе;
5) Рассмотреть принципы федеративного устройства России;
6) Выявить проблемы современного российского федерализма и разработать предложения по их устранению;
Объектом исследования выступает федеративная форма государственного устройства.
Предметом исследования является особенности развития федерализма в современной России.
Источниковую базу исследования составили действующие нормативно-правовые акты и законодательные акты, государственные программы и национальные проекты, учебная литература, научные исследования, диссертации и статьи, посвященные проблематике развития федерализма.
В работе применяются такие общенаучные методы исследования, как наблюдение, измерение, описание, сравнение, анализ, синтез, индукция, дедукция и обобщение.
По структуре работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Заключение:
В результате проведенного исследования мы можем сделать следующие выводы:
Федеративная форма правления используется в сложных по составу государствах, в состав которого входят относительно самостоятельные государственно-территориальные обособленные единицы именуемые субъектами федерации.
В общем виде федерация – это способ территориально-политического устройства государства, при которой несколько отдельных территориальных образований наделяются определенными компетенциями, образуя единое политическое и государственное сообщество, основанное на принципе добровольного и эффективного сотрудничества.
Федерализм в самом общем виде можно рассматривать как совокупность принципов гармоничного и взаимовыгодного сосуществования отдельных регионов государства, наделенных определенной степенью автономии, и закреплением принципиальных основ этого государства в федеральной конституции.
В настоящее время требуется пересмотр устоявшихся подходов к научному и практическому определению понятия федерализма. Современные исследования в период мировой трансформации общественных отношений должны иметь новые подходы и методы.
Задачей современного федерализма в контексте мировых преобразований становится обеспечение такого соединения различных обособленных территориальных образований в единое государство, которое позволяло бы для народов, проживающих на этих территориях осуществлять на принципах равноправия общие цели, с сохранением определенной степени автономии. По мнению современных исследователей, такой подход, обеспечит применение принципов федерализма с соблюдением определенных гарантий самоуправления и раздельных наделений субъектов федерации властными полномочиями.
Многие российские регионы по причине недостаточной ресурсной или экономической составляющей самостоятельно существовать без поддержки центра и других субъектов просто не могут. Чрезмерное усиление центра не способствует стабильности страны и в конечном итоге может привести к ослаблению федеративных отношений. По этой причине федерализм в России это некий баланс полномочий центра и самостоятельности субъектов, и пока данный баланс сохраняется и обеспечивается государством будет сохраняться и его территориальная целостность. Именно на соблюдение необходимого баланса распределения властных полномочий, по сути, направленно все правовое регулирование по обеспечению реализации конституционных принципов федерализма, которое происходило на всех этапах его становления в российском государстве.
Таким образом, описанные принципы конституционного разделения власти между федерацией и ее субъектами, при которых субъекты являются участниками процесса принятия политических решений, может обеспечивать устойчивость федерализма, как самой демократической формы государственного устройства.
Говоря о нынешней ситуации и обозначению необходимых шагов по приведению в соответствие реальной политической системы и устройства, следует отметить ее постоянное развитие и необходимость решения ряда важнейших задач по ее развитию. Таких задачами можно назвать обеспечение равенства интересов регионов и налаживание системы межрегионального взаимодействия, совершение системы законодательного регулирования и обеспечение федерального контроля за государственными чиновниками регионального уровня.
Наблюдаемая в последнее время тенденция наделения отдельных субъектов страны большими властными полномочиями
Фрагмент текста работы:
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФЕДЕРАЛИЗМА КАК ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА
1.1. Понятие федеративного государственного устройства
На сегодняшний день специалисты выделяют федерализм как наиболее сложный социально-политический феномен для определения во всей российской юридической науке. В действительности, парадокс данного утверждения состоит в том, что трудности с формулировкой концептуального определения федерализма возникают, несмотря на одновременное существование четко выделенных правовых принципов этого понятия .
Термин «федерализм» имеет латинское историческое происхождение от слова «foedus», что в переводе на русский означает «договор» или «союз». Термин «foedus» входил в состав одного из институтов римского права «jus gentium» в переводе на русский «право народа». которое являлось предпосылкой и основой для возникновения современного международного права. Исходя из смысловой нагрузки данных терминов само понятие «федерация» можно определить в качестве некого объединения народов, основанное на принципах добровольного партнерства, согласия и доверия.
В самом конституционном праве «федерализм» как достаточно распространенный юридический термин применяется с одной стороны для определения существующей сегодня в России формы государственного устройства, а с другой, по отношению к направлению развития государственного управления и регулирования в сторону реализации признаков федеративного государственного устройства. По этой причине федерализм принято рассматривать как комплекс сложившихся принципов