Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Гуманитарные науки Международные отношения

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Европейский выбор Украины: устремления и реальное положение страны на современном этапе

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Оглавление Введение. 5
Глава 1. Обретение
независимости Украиной. Становление отношений Украины с Европейским союзом
(1991 – 2013 гг.) 10
1.1.Распад СССР и образование независимой Украины.
Основные положения. Декларации
о государственном суверенитете Украины……………………………………………………………………..…10
1.2. Предпосылки становления и эволюция двусторонних
отношений Украины и ЕС в начале 1990 гг. Развитие концептуальных основ
евроинтеграции Украины в 1994 – 2004.гг.. 19
1.3 Отношения между Европейским союзом и Украиной в
2004-2013 гг.: от Европейской
политики соседства к Восточному партнёрству. 26
Глава 2. Политический кризис
на Украине и устремления Украины в ЕС   35
2.1. Причины начала и углубления политического кризиса на
Украине. Позиции России и Европейского союза
в оценке событий. 35
2.2. Минские договоренности по урегулированию
вооружённого конфликта на юге-востоке Украины. Участие Германии и Франции в
Нормандском формате, роль ОБСЕ в урегулировании. 44
2.3. Попытки Украины по ускорению процесса вхождения в
ЕС. Политическая и социально-экономическая ситуация в стране в 2013-2020 годы. 52
Глава 3. Современный этап
развития отношений между Украиной и ЕС. Анализ проблем интеграции Украины в
ЕС. 61
3.1. Влияние внешних (геополитических) факторов на
внутреннюю и внешнюю политику Украины. 61
3.2. Оценки и выводы относительно последствий ассоциации
Украины в ЕС………………………………………………………………………………73
Заключение. 81
Список источников и
литературы.. 86

  

Введение:

 

Введение Актуальность работы.
Присоединение к Европейскому союзу стало одним из стремлений Украины с момента
её образования как независимого государства. Так, переговоры между Украиной и
ЕС начались в 1992 г., а через два года было подписано соглашение о партнерстве
и сотрудничестве. В 1999 г. украинское правительство определило европейскую
интеграцию приоритетной задачей. Целью и ключевым фактором внешней политики
Украины была объявлена государственная политика по вступлению в Европейский союз.

Украина
– страна, обладающая значительным экономическим потенциалом – ​​так и не стала
стабильной страной после обретения своей независимости, не говоря уже о росте
благосостояния ее населения. Несмотря на заявления украинского руководства о
«европейском выборе» в столицах стран-членов ЕС, Украина приобрела имидж
классического «постсоветского неудачника».

По
большей части «европейский путь» на Украине, прочно стоит в общественной
повестке дня с 2004 г. и после «Оранжевой революции». Институционально этот путь
отражается в стремлении страны вступить в ЕС и НАТО. Впоследствии, (в 2019 г.)
даже были приняты поправки в Конституцию Украины, подтверждающие это намерение
на правовом уровне. Стремление двигаться по европейскому пути говорит о
нацеленности страны на развитие и реформы, но есть ряд парадоксов и условий,
которые вызывают определенные сомнения в реализуемости этого проекта в
ближайшее время.

В
то же время каждый шаг к расширению ЕС, привлечению новых членов, влияет на его
экономическую и политическую мощь, снижение ведущей роли западноевропейского
компонента, ослабление процесса принятия решений в нужном направлении. Этот
факт тем более важен в случае интеграции Украины.

Степень изученности темы.
Вопрос о формировании внешнеполитического курса Украины, ее взаимоотношениях с
ЕС возник в связи с распадом СССР и продвижением европейских структур на Восток
европейского континента. Прошедшие события породили целый комплекс проблем
политического, экономического, военного и гуманитарного характера и потребовал выстраивания
нового «формата отношений» между государствами, возникшими на месте советской
державы. Эти вопросы активно изучаются в современных исследованиях российских
ученых: Дерябина Е.С., Косикова Л.С., Лапкина В.В., Найчука А.А., Пылова О.А. и
других.

В
работе использованы статьи Мироненко В.И. «Украина и ЕС. О некоторых аспектах
украинской евроинтеграции в 2014-2019 гг.», в которой рассматриваются аспекты
отношений Украины и Европейского союза последних пяти лет в условиях поиска
новой идентичности Украиной – выхода из экономического и
общественно-политического кризиса, с учётом Соглашения об ассоциации,
расширенной и углублённой зоны свободной торговли. В работе также
использовались материалы его статьи «Украинский транзит» – 3. неоконченная
революция», где автор предложил свое видение причин и возможных последствий в
свете структурно-демографической теории, тех вполне сложившихся уже объективных
условий, которые, скорее всего, будут определять долгосрочные политические
тренды.

Маркедонов
С.М., Гущин А.В. качественным образом исследовали конфликт на Украине. В
выпущенной ими «Рабочей тетради» анализируется общее и особенное в генезисе
кризиса. Предпринята попытка ответа на вопрос, что впоследствии случилось в
юго-восточных областях Украины. Так же, рассмотрен украинский кризис в
контексте экономической ситуации и социального измерения, взаимоотношений
Украины с Россией, Европейским союзом, перспективы интеграции с ЕС,
американский фактор.

 Вопросы политики ЕС в отношении стран
постсоветского пространства изучены в работах: Язьковой А.А., Забелина С.А. и
др.

Эмпирическая база работы.
Эмпирической базой исследования выступают различные аналитические доклады:
Правительства Украины, Верховной Рады Украины, Министерства экономики Украины,
Министерства иностранных дел России, Государственного комитета статистики
Украины, Официального сайта ЕС, Центра Разумкова, данные ведущих
информагентств, комментарии и речи политических деятелей, данные официальных
сайтов отдельных международных организаций и компаний, а также Соглашение об
ассоциации между Украиной и ЕС, комментарии экспертов.

Целью
исследования работы является рассмотрение процесса евроинтеграции Украины с
анализом различных сопутствующих факторов, а также выявление ряда значимых
тенденций и реального положения Украины в контексте реализации «европейского
выбора».

Для
решения поставленной цели, в работе решались следующие задачи:

· раскрыть основные положения Декларации о
государственном суверенитете Украины и аспекты распада СССР;

· выявить предпосылки становления и эволюцию
двусторонних отношений Украины и ЕС в начале 1990 гг., развитие концептуальных
основ евроинтеграции Украины в 1994 – 2004 гг.;

· выявить ключевые моменты отношений между
Европейским Союзом и Украиной в 2004-2013 гг. в контексте изменений перехода от
Европейской политики соседства к Восточному партнёрству;

· определить причины начала и углубления
политического кризиса на Украине, охарактеризовать позицию России и
Европейского Союза в оценке событий;

· раскрыть содержание Минских договоренностей
по урегулированию вооружённого конфликта на юго-востоке Украины. Рассмотреть
участие Германии и Франции в Нормандском формате, выявить роль ОБСЕ в
урегулировании;

· проанализировать попытки Украины по
ускорению процесса вхождения в ЕС, проанализировать политическую и
социально-экономическую ситуацию в стране в 2013-2020 годы.

· проанализировать и определить влияние
внешних (геополитических) факторов на внутреннюю и внешнюю политику Украины;

· дать оценки и выводы относительно
последствий ассоциации Украины в ЕС.

Объектом исследования
работы является европейский выбор Украины.

Предметом
исследования работы является формирование отношений ЕС и Украины, а также этапы
становления и анализ развития интеграционных отношений между Украиной и ЕС.

Гипотеза работы
– несмотря на множество проблем и реальное положение страны, тем не менее,
следует предположить, что в дальнейшем, на определенном историческом этапе и
контексте, будут реализованы устремления объединения и развития Украины.

Методической
основой исследования работы является совокупность общенаучных методов познания,
диалектики, а также логический и системный подходы к рассмотрению процессов и
явлений в сфере международных отношений. Для достижения поставленной цели  и решения сформулированных задач в работе
использована совокупность общенаучных и специальных методов научного
исследования, а именно: исторический – при исследовании эволюции; методы
сравнительного анализа – для анализа динамики развития отношений; индукция,
дедукция, синтез, логическое обобщение.

Научная новизна работы
заключается в обосновании теоретических положений и концептуальных подходов,
совокупность которых позволит исследовать комплексный механизм реализации
евроинтеграционной политики Украины, базирующейся на сочетании политического,
институционного, экономического, правового механизмов. Исследованы пути
совершенствования институционально-организационной и нормативно-правовой
реализации евроинтеграционной политики Украины, Национальной программы
выполнения Соглашения об ассоциации с целью интеграции Украины в европейское
политическое, экономическое, правовое пространство, Стратегии интеграции
Украины в ЕС, Концепции реализации евроинтеграционной политики Украины.

Теоретическая и
практическая значимость работы. Работа представляет
определенную ценность для развития исследований 
евроинтеграционной политики Украины и политики ЕС в период 1990-2020 гг.
Полученные результаты позволяют расширить и углубить знания по международным
отношениям, принципам внешней политики различных стран (Германии, России, США,
Франции) относительно Украины, а также изучить истоки текущих отношений ЕС с
Украиной. Материалы исследования могут быть использованы в дальнейших
исследованиях политики Украины, как в отношении подготовки обобщающих работ по
международным отношениям, политологических трудов и истории международных
отношений.

Хронологические
рамки исследования работы охватывают период с 1990 г. до 2020 г.

Источниковую базу
работы составляют нормативно-правовые акты и документы Украины и институтов
Европейского союза, документы, разработанные и подписанные совместно Украиной и
ЕС в рамках Европейской политики соседства и программы «Восточное партнерство»
и других форматов отношений. Также исследование опирается на научные труды
российских, украинских, европейских исследователей в изучаемой области,
материалы информационных агентств и периодической печати.

Структура работы. Работа
состоит из введения, трех глав, разделенных на девять параграфов, заключения,
списка использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Заключение Подводя
итоги работы резюмируем следующие результаты:

1.
Характерной чертой современного мирового развития стран является активизация
интеграционных процессов в мире и Европе, в частности. При этом даже те страны,
которые не входят в состав интеграционных объединений, неизбежно испытывают на
себе их ощутимое влияние, и Украина не является исключением. В течение
последних тридцати лет Украина мечтает о слабодостижимой цели вхождения в
состав Европейского союза.

Позиция
Украины относительно Евросоюза была сформирована впервые на законодательном
уровне в Основных направлениях внешней политики Украины 2 июля 1993 г. Начиная
с этого момента, Украина начала тяготеть к европейскому интеграционному
объединению, и с того момента пыталась все же присоединиться к ЕС. Эти попытки
можно наблюдать и до сегодняшнего дня. Евроинтеграционный курс – это на сегодня
часть общественно-политического и экономического развития Украины и эта идея
так прочно засела в сознании всего общества и, в частности, каждой личности,
что, пожалуй, более насущные проблемы современного развития Украины найти
трудно.

2.
Украиной были сделаны первые, казалось, довольно успешные шаги в направлении
европейской интеграции. Но в 2005 г. стало понятно, что интеграционный процесс
не будет таким простым и предсказуемым, каким он до этого представлялся ряду
украинских политиков. Современные отношения Украины и ЕС характеризуются
критическим состоянием, поскольку Европейский союз находится сейчас не в
выгодном положении из-за внутренних проблем стран-членов, которые подрывают всю
стабильность объединения. Стоит признать, что евроинтеграция Украины поставили
много кризисных вопросов эволюции общегосударственного развития.

На
фоне экономического кризиса, коррупции, организованной преступности,
политической нестабильности и обнищания основной массы народа Украины, «евростандарты»
выступают более привлекательными образцами и стимулами дальнейшей интеграции
Украины.

3.
Обычно, Европейская комиссия при рассмотрении страны-претендента на членство в
ЕС, кроме информации, предоставленной самим государством, изучает также документы
других международных организаций, прежде всего Совета Европы, который является
признанным авторитетом по установлению контроля за соблюдением стандартов в
области демократии, верховенства права и прав человека. Именно внедрение
стандартов Совета Европы в области верховенства права и прав человека следует
рассматривать как главный политический приоритет государства и ключевой
механизм достижения соответствия Украины, прежде всего, политическим критериям
членства в ЕС.

4.
При этом, следует выделить несколько преимуществ евроинтеграционной политики
Украины. Прежде всего, это политическая выгода, сущность которой заключается в
установлении стабильной политической системы, восприятии Украины как важного
субъекта политических отношений. Наверное, это основной и самый болезненный
фактор.

Вторым
можно считать экономический потенциал, то есть обеспечение развития малого и
среднего бизнеса, внедрение стандартов ЕС в производство, макроэкономическая
стабильность, дополнительные инвестиции в экономику страны, предоставления
субсидий сельскому хозяйству, количественное ограничение импорта,
антидемпинговая политика, протекционизм и контроль экспорта.

По
макроэкономической стабильности, то в этом случае имеется в виду, что при
вступлении в ЕС Украина должна подтянуть свои экономические показатели к
европейскими стандартами, создать достаточно развитый рынок, закрепить
тенденции к экономическому росту.

Третий
фактор – это социальный эффект, который имеет цель эффективной защиты прав
человека в институтах ЕС, открытие границ для свободного передвижения
населения, обеспечение высокого уровня жизни населения, формирования среднего
класса и проведения реформирования образования, здравоохранения, социальной
защиты.

Этот,
последний по иерархии фактор, содержит сам парадокс. Здесь скрыт важный
компонент общегосударственный менталитета. Какими бы ни были отчаянными и
добросовестными попытки украинской власти по евроинтеграции, она никогда не
преодолеет социального размежевания сознательных взглядов населения, а главное
— устоявшихся и генетически сформированных дифференциальных мировоззрений.
Украину можно включить в состав ЕС, но это только формальность. 10-15 лет
фундаментальных экономических и политических реформ не сможет справиться с
проблемой несоответствия евростандартам украинского мышления как единого
общегосударственного компонента.

5.
Передовые умы мировой политической системы еще не дошли к идеальному образу
группировки стран в отдельные сообщества, так и ЕС в своих целях не является
абсолютно бесполезной. Поэтому стоит выделить определенные недостатки:


политические недостатки несут с собой частичную потерю суверенитета и
подчинения территорий органам ЕС, неопределенность стратегии развития, что
также не очень хорошо повлияет на экономическое положение, поскольку между
странами ЕС существует в некоторой степени высокая конкуренция в некоторых
отраслях, поэтому нужно будет переориентироваться на менее конкурентные
области, также негативным фактором будет ухудшение отношений со странами СНГ;


экономические недостатки предусматривают потерю конкурентоспособности
определенных отраслей, сложность перехода на европейский уровень цен,
квотирования определенных видов товаров, возможно перемещение в Украину вредных
производств, использования Украины как сырьевого придатка, а также как дешевой
рабочей силы;


социальные недостатки – это осложнение визового режима с восточными соседями,
углубление демографического спада, незаконная миграция и отток кадров.

6.
Украина в ближайшей перспективе не станет членом ЕС, поскольку на данный момент
ЕС переживает кризис. Также вступление Украины в это интеграционное объединение
исключается тем, что к ЕС присоединится страна, которая потребует очень
серьезных компенсаций от закрытия целых отраслей промышленности. Поскольку в ЕС
строго квотированная экономика, которая предусматривает, что каждое
государство, вступающее в ЕС, должно включаться в общий рынок и соответственно
оно должна вводить квоты на производство той или иной продукции, поэтому для ЕС
на данном этапе не выгодно принимать Украину к себе и это и является одной из
проблем интеграции Украины.

7.
Попытка присоединиться к зоне доминирования евроатлантического мирового порядка
длится почти пять лет, и Украина не делает никаких других геополитических
предложений, за исключением того, что она фактически становится границей между
ЕС и Россией. В разное время в том же духе звучали громкие заявления о
«Европейском бронежилете» и «Европейском щите и мече». Мы говорим о границе,
потому что официальный Киев выражает готовность взять на себя роль защитника
своих западных соседей как существующего раздела, по мнению украинских
политиков, находящихся у власти, цивилизационного разлома.

Эта
стратегическая линия трансформации украинской границы имеет две очень важные
особенности, которые, если они будут реализованы в полном объеме, создадут
серьезные проблемы в контексте поддержания как национальной, так и
международной стабильности. Тот факт, что население страны принадлежит к
цивилизационному пространству, принципиально отличному от российского, вызывает
вопросы, основанные на историческом прошлом и культурных особенностях стран,
которые сейчас являются частью украинского государства.

8.
Отказ Украины от проведения многовекторной политики в принципе поставил страну
в гораздо более трудное положение, чем до 2013 г. Подписав соглашение об
ассоциации с Европейским союзом и вступив в зону свободной торговли с ЕС,
Украина не смогла восстановить свой внешнеэкономический потенциал из-за сложной
промышленной ситуации и резкого спада торговли с Россией. Существенно
уменьшилась независимость в принятии решений и выборе внешней политики.
Ключевые геополитические фигуры стали воспринимать страну только как объект
мировой политики. В то же время ответ на вопрос, подошла ли Украина к Европе
ближе, чем в 2013 г., остается совершенно неясным. В то же время украинский
фактор стал одним из определяющих в современных международных отношениях.

9.
Говоря о перспективах, следует также отметить следующее: сейчас есть основания
говорить о нехватке стратегических целей в отношениях Киева и Брюсселя.
Соглашение об ассоциации, которое ставит целью политическую ассоциацию и
экономическую интеграцию Украины и ЕС, не дает никаких перспектив присоединения
к Евросоюзу. Следует вспомнить, что в последнее время Президент В. Зеленский неоднократно
публично высказывал тезис о необходимости определить четкие перспективы
членства Украины в ЕС.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Обретение независимости Украиной. Становление
отношений Украины с Европейским союзом (1991 – 2013 гг.) 1.1.Распад СССР и образование
независимой Украины. Основные положения.

Декларации о государственном
суверенитете Украины. На
пленуме ЦК КПСС в апреле 1985 г. М. Горбачев провозгласил курс реформ,
названный перестройкой. «Перестройка –
вместительное слово – заявил он во время поездки на Дальний Восток в июле
1986 г. – Я бы поставил знак равенства
между словами – перестройка и революция … Это настоящая революция во всей
системе отношений в обществе».[1]

Новый
генсек ЦК постарался, прежде всего, обновить высшее партийное руководство, с
помощью которого намеревался осуществлять свою «революцию». За неполные три
года, до конца 1987 г., были отправлены на пенсию пять членов политбюро ЦК, а в
последующие два года – дополнительно А. Громыко и первый секретарь ЦК КП
Украины В. Щербицкий. Новый состав высшего партийного руководства поделился на
«реформаторов» во главе с А. Яковлевым и «консерваторов», возглавляемых Е. Лигачёвым.
Руководители низших ступеней партийного руководства во многом оказались
малопригодными для роли реформаторов.

Провал
экономических преобразований 1985-1986 гг., заставил М. Горбачева
радикализировать курс «перестройки». Осенью 1986 г. он начал готовить и лично
возглавил подготовку пленума ЦК КПСС, посвященного кадровой политике партии.
Вопреки принципам «демократического централизма» пленум ЦК должен был утвердить
возможность прямых и альтернативных выборов «первого» руководителя – от
секретаря первичной организации до секретарей обкомов и республиканских
организаций. Процесс выборов оказывался в зоне общественного контроля, то есть
провозглашаемый лозунг «гласности» получал яркую политическую окраску.[2] [1] Горбачев М.С. Перестройка
неотложна, она касается всех и во всем. Сборник материалов о поездке М.С.
Горбачева на Дальний Восток. 25-31 июля 1986г. – М.: 1986, – С.36. [2] Пихоя Р. Советский Союз: история
власти. 1945-1991. – М.: 1998, – С.496-497.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы