Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Этнокультурное воспитание младших школьников в условиях внеурочной деятельности.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 5
1.1 Сущность
и содержание понятия «этнокультурное воспитание». 5
1.2 Формы и
методы этнокультурного воспитания младших школьников. 12
Выводы по
первой главе. 25
ГЛАВА 2.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 26
2.1
Организация этнокультурного воспитания во внеурочной деятельности младших
школьников. 26
2.2. Анализ
результатов организации этнокультурного воспитания во внеурочной деятельности
младших школьников. 36
Выводы по
главе 2. 49
Заключение. 50
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ.. 51
Введение:
Федеральные
государственные стандарты современной образовательной системы нацелены на
формирование гармоничной, разносторонне развитой личности, в том числе со
сформированными культурными ценностями. Для достижения современного уровня
образования необходимо обратить внимание на культурное развитие личности, на
формирование у нее спектра культурных интересов и потребностей. Фундаментальной
характеристикой современного культурно развитого человека можно считать его
способность к культурной идентификации, т. е. к осознанию собственной
принадлежности к конкретной культуре, выбору и реализации культуросообразного
образа жизни (М.М.Бахтин). Такой подход предполагает необходимость
преобразований как в формах организации учебного и воспитательного процесса и
методов преподавания, так и содержания образования.
Содержание
образовательного и воспитательного процесса, направленного на воспитание
субъекта, соответствующего современным требованиям, должно формировать базовые,
фундаментальные основы культуры личности – умственной, нравственной,
эстетической, правовой и других ее сторон. Сохранение культурной идентичности и
многообразия национальных культур в настоящее время является актуальной
проблемой современной России. Основные целевые ориентиры развития национальных
культур, которые соотносятся с необходимостью сохранения их уникальности, самобытности
и возрождения национального самосознания народов, актуализируют проблему их
изучения и трансляции подрастающему поколению.
Фокусировка
внимания государства на традиционной народной культуре соотносится с вопросами
необходимости сохранения самобытности и культурного наследия каждого народа.
Таким образом, в условиях многообразия национальных культур и поликультурного
образовательного пространства России актуальной проблемой современного
образования является этнокультурное обучение и воспитание личности –
педагогический процесс приобщения учащихся к народной культуре на основе
изучения и освоения ее духовно-нравственных ценностей в различных типах и видах
образовательных учреждений.
Проблема
этнокультурного обучения и воспитания является предметом исследования многих
современных ученых-педагогов – Т.И. Баклановой, Л.И. Васехи, Г.Н. Волкова, И.Ф.
Гончарова, Т.И. Гончаровой, Л.В. Ершовой, Л.М. Кашаповой, М.Ю. Новицкой, Ф.Ш. Салитовой,
С.А. Хамматовой, Ф.Ф. Харисова, Т.Я. Шпикаловой, Н.В. Янкина и др.
Цель
исследования: изучить особенности организации этнокультурного воспитания
младших школьников во внеурочной деятельности.
Объект
исследования: этнокультурное воспитание младших школьников.
Предмет
исследования: этнокультурное воспитание младших школьников во внеурочной
деятельности.
Задачи
исследования:
1) Изучить особенности понятия
«этнокультурное воспитание»;
2) Проанализировать особенности и формы
организации этнокультурного воспитания в младшем школьном возрасте;
3) Предложить комплекс мероприятий по
организации этнокультурного воспитания младших школьников во внеурочной
деятельности;
4) Проанализировать эффективность
этнокультурного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности.
Методы
исследования: анализ научной литературы, систематизация и обобщение полученной
информации, тестирование, качественный и количественный анализ информации.
Заключение:
Этническое
воспитание представляет собой одно из направлений общей воспитательной деятельности
в образовательном учреждении, которое направлено на осознание учащимся
собственной этнической идентичности, формирование полноценных представлений о
культуре собственного народа и других народов России, воспитание уважения к
представителям разных национальностей, их традициям и культуре. Этническое
воспитание представляет собой необходимое условие формирования высокого уровня
общей культуры личности.
Одной
из наиболее оптимальных форм деятельности, позволяющей максимально эффективно
организовать процесс этнического воспитания, выступает внеурочная деятельность.
Это связано с ее меньшей регламентированностью, что позволяет использовать
более свободные формы, методы и средства деятельности.
Младший
школьный возраст рассматривается как благоприятный для активного осуществления
этнического воспитания, так как в этом возрасте ребенок демонстрирует
достаточно высокий интерес к взаимоотношениям людей, отличиям между ними,
однако при этом он еще свободен от стереотипов и не проявляет агрессии к людям,
отличающимся него чем-либо, например, национальностью.
Нами
была предложена программа этнического воспитания младших школьников во
внеурочной деятельности, которая направлена на формирование этнической
идентичности и представлений о собственной национальной культуре и культуре
других народов. Экспериментальное диагностическое исследование эффективности
проведенной работы по этническому воспитанию младших школьников во внеурочной
деятельности подтвердило эффективность предложенной программы: участники исследования
показали в основном высокий и средний уровень сформированности национального
самосознания.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1.1 Сущность и содержание понятия «этнокультурное воспитание» В
ряде документов, таких как Национальная доктрина образования, государственная
программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013—2020 годы,
«Концепция художественного образования в РФ», ряд нормативных документов и
программ ООН и ЮНЕСКО: «Концепция устойчивого развития», «Рекомендации по
сохранению фольклора», «Шедевры устного и нематериального наследия народов
мира» и др., подчеркивается, что взаимодействие культуры и образования,
основанное на ценностях этнических культур и педагогических достижениях
народов, есть действенный источник воспитания личности. Вовлечение
подрастающего поколения в процесс изучения и практического освоения
этнокультурного наследия (материального, духовного, социального) позволяет
личности через традиционную культуру постичь ее моноэтническую глубину и
полиэтническую широту. Представляя собой сложное междисциплинарное явление,
этнокультурное воспитание является предметом изучения многих ученых педагогов.
Так,
Л. М. Захарова отмечает, что этнокультурное воспитание — это такой процесс, в
котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на
развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального
Российского государства. Этнокультурное воспитание определяется введением в
образовательный процесс знаний родной народной культуры, социальных норм
поведения, духовно-нравственных ценностей; знакомством с культурными
достижениями других народов; использованием опыта народного воспитания с целью
развития у детей интереса к народной культуре, воспитания дружеского отношения
к людям разных национальностей.
По
мнению Г.И. Губа этнокультурное воспитание — это обеспечение наследования
детьми лучших нравственных традиций, ценностей и стереотипов поведения,
характерных для данного народа, освоение которых способствует вхождению ребенка
в российское и затем мировое пространство.
А.А.
Басова указывает, что этнокультурное воспитание — это не просто определенная
совокупность знаний, ценностных представлений конкретной этнической общности,
которая через знаково-символические основы обеспечивает осознание,
воспроизводство морально-этических и эстетических воззрений своего народа, но и
понимание, уважительное отношение к его культуре в сочетании с аналогичным
отношением к культурам других народов.
А.Б.
Афанасьева отмечает, что этнокультурное образование представляет собой
целостный процесс изучения, деятельностного освоения этнокультурного наследия и
воспитания личности на этнокультурных традициях, процесс становления личности в
осмыслении синхронных и диахронных информационных связей, учитывающих
полиэтническую горизонталь географического пространства и историко-временную
вертикаль развития этноса и суперэтноса в структуре развития мировой культуры.
Таким
образом, этнокультурное воспитание — это целенаправленное взаимодействие
поколений, в результате которого у подрастающего поколения формируются
этническое самосознание, адекватное отношение к себе как члену этноса, чувство
гордости за свою нацию, положительное отношение к родному языку, истории и
культуре своего народа, а также уважение и толерантное отношение к
представителям других этносов.
Анализ
многочисленных исследований позволил выявить два противоположных подхода к
рассмотрению этнокультурного образования. Первый — углубление в моноэтническую
культуру, возврат к её корням. Это отразилось на активном интересе к
этнонациональной и региональной специфике в образовании, в разработке
этнопедагогической проблематики. Второе направление — полиэтническое, или
глобальное образование и воспитание.
Первое
направление имеет давнюю педагогическую традицию учета национального фактора в
обучении и воспитании ребенка. В трудах П.Ф. Каптерева, К.Д. Ушинского, Л.Н.
Толстого, Н.Д. Бартрама и др. была разработана теория и практика использования
культурно-исторического опыта народа, а также учтено своеобразие воспитательных
традиций в работе образовательных учреждений: детских садов и школ.
Национальные черты характера, на формирование которых нацелено воспитание детей,
диктуют свой особый стиль взаимоотношений между взрослыми и воспитанниками.
Учитывая традиции русского народа, особенности детского восприятия, главными
предметами изучения в российских школах и детских садах, по мнению П.Ф.
Каптерева, должны стать: природа родного края; родной язык; устное народное
творчество; историко-этнографические рассказы о своем и других народах,
помогающие развитию детских представлений об этническом многообразии мира.
В
советский период этнокультурное воспитание реализовывалось за счет
использования музыкального и танцевального, устного народного творчества
народов России. Народное художественное творчество в 1940—60-е годы в практике
этнокультурного образования рассматривалось и как средство воспитания любви к
Родине, к своему народу, и как средство развития детского творчества, и как
средство приобщения к культуре других народов.
На
развитие этнокультурного воспитания оказали влияние труды Г.Н. Волкова и его
идея этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса в школе. В 80—90-е годы
XX века педагогической общественностью ясно осознается потребность в
реформировании школы, в гуманизации образовательного процесса на основе
этнокультурного компонента содержания образования. В Законе РФ «Об образовании»
(1992) одним из принципов государственной политики в области образования был
определен принцип единства федерального культурного и образовательного
пространства. Система образования должна была защищать и развивать национальные
культуры, региональные культурные традиции и особенности в условиях
многонационального государства.
В
связи с этим в России активизировались национально-образовательные новации и
движения, что отразилось:
—
в изменении содержательной составляющей образования, в углубленном изучении
различных аспектов этнопедагогики как корневой системы воспитания ребенка;
—
в защите диссертаций, посвященных особенностям обучения и воспитания на
этнокультурных традициях различных народов нашей страны;
—
в разработке концепций этнокультурного образования в ряде регионов России,
включая Москву.
В
исследованиях этнокультурной составляющей в модернизации образования, которые
были проведены в регионах России (А.Ю. Белогуров, Е.В. Бондаревская, Т.С.
Буторина, В.И. Загвязинский, Т.К. Солодухина, Л.Л. Супрунова, В.К. Шаповалов и
др.), отмечается, что одностороннее углубление в моноэтническую традицию
приводит к нарушению равновесия в целостном образовательном пространстве
многонациональной России, сказывается на становлении идентичности личности.
Полиэтническая
мозаика большинства регионов потребовала гибкой образовательной политики, в
основе которой — соблюдение принципа равенства всех национальностей. Таковой
явилась политика поликультурного воспитания, которая получила свое развитие в
конце ХХ века в российской педагогической науке. Это второй вектор.
Полиэтническое и даже глобальное образование и воспитание имеют разные
толкования:
—
поликультурное (З.А. Малькова, А.А. Сыродеева, Л.Л. Супрунова, В.А. Ершов и
др.);