Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Эстетическое воспитание школьников на уроках биологии
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы эстетического воспитания школьников.. 5
1.1. Сущность и содержание понятия эстетического
воспитания. 5
1.2. Особенности эстетического воспитания. 16
Выводы по Главе 1. 20
Глава 2. Проблемы эстетического воспитания школьников на уроках биологии.. 21
2.1. Урок как целостная система. 21
2.2. Анализ методических аспектов эстетического воспитания учащихся в обучении биологии. 25
2.3. Описание педагогического опыта по эстетическому воспитанию школьников на уроках
биологии. 39
Выводы по Главе 2. 47
Заключение. 48
Список использованной литературы.. 51
Введение:
Актуальность работы. На
основе разработки научных представлений и обобщения передового опыта складывается
характеристика эстетического воспитания в современной общеобразовательной
школе, как целенаправленного процесса формирования творчески активной личности ученика,
который способен с позиций доступного для его понимания идеала оценивать и воспринимать
прекрасное, гармоничное, совершенное, иные эстетические явления в жизни, искусстве,
природе, который подготовлен к тому, чтобы жить, творить по законам красоты.
Анализ
имеющейся ситуации в образовании нашей страны позволяет сделать вывод, что
эстетическое воспитание начинает иметь наибольшее значение во всей
воспитательной работе с учащимися.
Педагогическая
установка на развитие психики учащихся заключается в становлении его
деятельности, сознания и, разумеется, всех «обслуживающих» их психических
процессов, которые необходимы при построении каждого изучаемого предмета, в
системе массового эстетического воспитания и образования приобретает, безусловно,
актуальность.
Особенную
заботу общеобразовательного учреждения составляет привлечение внимания учеников
к охране природы, улучшению окружающей среды, применению возможностей
архитектуры, ландшафтного и паркового искусства в формировании эстетического
мира учащихся.
У
школьников вместе со способностью оценивать эстетические черты отдельного
явления либо его элемента необходимо пробуждать вкус к оценке эстетических
свойств этой науки, самого процесса познания, учебно-трудовой и иных видов
деятельности, которые связанны с природной действительностью.
Актуальность
темы заключается в том, что эстетическое воспитание – это важное средство
формирования новой личности. Эстетическое воспитание школьников осуществляет
специфическое развитие их психической деятельности.
Степень разработанности темы исследования. В методике обучения
биологии и экологии на значимость эстетического воспитания школьников указывали
Бекетов А.Н., Верзилин Н.М., Герд А.Я., Зверев И.Д., Любен А., Половцов В.В.,
Райков Б.Е., Семчук Н.М. и др. Решению этой проблемы посвящены работы Арбузовой
Е.Н., Догаевой Н.Н.,Избасарова Ш., Савиной Г.В., Смеловой В.Г., Смольянинова И.Ф.
и др.
Объект исследования – эстетическое
воспитание школьников.
Предмет исследования – использование
разнообразных форм работы в эстетическом воспитании школьников при изучении
биологии.
Цель исследования – изучить
особенности эстетического воспитания школьников на уроках биологии.
Для достижения поставленной цели необходимо
решение ряда взаимосвязанных задач:
1. Определить сущность и
содержание понятия эстетического воспитания;
2.
изучить особенности эстетического
воспитания;
3.
рассмотреть урок как целостную систему;
4.
проанализировать методические аспекты эстетического воспитания учащихся в обучении биологии;
5. описать педагогический
опыт по эстетическому воспитанию школьников на уроках
биологии.
Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической
литературы по проблеме исследования, метод экспертных оценок, метод наблюдения.
Методологической
основой для исследования послужили научные труды
известных отечественных исследователей.
Структура
работы включает введение,
две главы, заключение и список используемой литературы.
При
написании работы были использованы учебные пособия, статьи и научные
исследования, авторы которых рассматривают вопросы выбранной нами темы.
Заключение:
Таким
образом, можно сделать вывод, что проблема эстетического воспитания
определяется в качестве системы мероприятий, которые направлены на выработку, а
также совершенствование в людях способностей к восприятию, правильному
осознанию, оценке и создании прекрасного и возвышенного в жизни людей и
искусстве.
Центральным
аспектом в эстетическом сознании является эстетический идеал, который выступает
в качестве представления человека о некой совершенной по своей сущности красоте
явлений и вещей материальной, а также духовной, интеллектуальной, а также
художественной действительности.
Такие
представления могут быть о совершенной по своей сути красоте в природе, общественном
укладе, человеческих отношениях, трудовой деятельности и создании произведений
искусства.
Для школьного возраста обучающихся вполне
характерна некоторая неустойчивость представлений о таком эстетическом идеале.
Причина этого кроется в недостатке жизненного опыта детей, недостаточных
знаниях в области литературы и искусства.
Таким
образом, для осуществления обеспечения глубокого постижения эстетических
явлений, поднятия до понимания подлинного искусства, красоты действительности и
прекрасного в человеческой личности необходимо целенаправленно воздействовать
на ребенка на эстетико-воспитательном уровне, а также вовлекать детей в
разнообразную художественную творческую деятельность, которая способна в своих
проявлениях развивать их сенсорную сферу.
Существует
огромное количество определений понятия эстетического воспитания, но,
осуществив рассмотрение лишь некоторых из них, появляется возможность выделения
основных положений, которые говорят о его настоящей сущности. Первым делом,
эстетическое воспитание является процессом целенаправленного воздействия.
Во-вторых,
оно осуществляет формирование способностей восприятия и видения красоты в
искусстве и жизни, а также даче ей справедливой оценки.
В
третью очередь его ключевой задачей является сформировать эстетические вкусы, а
также идеалы личности.
И,
в последнюю очередь, эстетическое воспитание конечно же представляет собой
развитие возможностей к осуществлению самостоятельного творчества и создания
каких-либо прекрасных вещей и явлений.
Так,
такое понимание сущностной ценности проблемы эстетического воспитания выражает
и различного рода подходы к его целям и задачам, которые требуют пристального
внимания, в особенности, в настоящее время.
Эстетическое
воспитание осуществляет формирование в человеке эстетических аспектов личности
посредством значимых и крайне важных предметов и явлений, в том числе
искусства, как одного из самых влиятельных его средств, методов.
Эстетическое
воспитание является целенаправленным процессом, который направлен на
формирование эстетически развитой личности, которая обладает определенными умениями
и знаниями и готова к творческой деятельности. Содержание этого процесса
определяется целями и задачами эстетического воспитания, а стратегия решения этих
проблем опирается на общепедагогические принципы воспитания.
При
выборе методов и средств важно учесть специфику эстетического воспитания, психологические
и возрастные особенности учеников. Критерии эстетического воспитания могут не
только определить его уровень, однако, и наметить пути преодоления трудностей и
решения проблем, которые возникают в ходе эстетического воспитания.
Федеральные
государственные образовательные стандарты нового поколения открывают перед учениками
различные перспективы развития, постижения окружающего мира, социализации
взаимоотношений с другими и самим собой.
Стандарт
основного общего образования предъявляет особенные требования к
результативности и адаптивным способностям учеников, психическим резервам:
психологической готовности строить конструктивные отношения с
действительностью.
Учебная
деятельность учеников по биологии создает благоприятные условия для
профессиональной ориентации и эстетического воспитания, развития способности
восприятия прекрасного в предметах и явлениях природы, эстетических суждений и
оценок творчества.
При
последовательном руководстве педагога ученики учатся наблюдать, ценить и понимать
красоту живой природы, у них формируются эстетическое отношение к природе и
культурные ценности.
Проблема
эстетического воспитания полным образом освещена в отечественной и зарубежной
литературе, что позволило нам провести
тщательный анализ литературы по данной проблеме.
Эстетическое воспитание играет
важную роль во всей системе учебно-воспитательного процесса, ведь за ним стоит и
развитие эстетических качеств человека, и всей личности, в общем: ее духовных
потребностей, сущностных сил
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы эстетического воспитания
школьников
1.1. Сущность и содержание понятия эстетического воспитания Современное
образование подвержено новым инновационным веяниям, появлению новых способов
коммуникации с учащимися и студентами, новых эффективных форм обучения, приемов
и методов. Не маловажным в меняющейся образовательной парадигме остается вопрос
формирования эстетического воспитания учащихся, ориентирование их на
способность видеть красивое в их повседневном труде, в окружающей природе, в
поведении и общении людей.
Все
это способствует гармоничному развитию учащихся, духовному становлению
личности, и, в свою очередь, требует целостную организацию системы
учебно-воспитательного процесса. Рассмотрение данного аспекта школьной
деятельности нашло отражение в трудах многих отечественных ученых (А.П. Белик,
Л.И. Божович, С.А. Герасимов, М.С. Каган, В.И. Лозовая, П.Г. Москаленко, З.П.
Морозова, А.В. Троцко, Я.Я. Чернецкий и др.).
Рассматривая
динамику развития понятия «эстетика» обратим внимание на его перевод с
древнегреческого, где данное понятие трактуется как чувственное восприятие.
Дальнейшее толкование данного понятия сводилось к пониманию «эстетики», как к
науке о прекрасном. По мнению древних ученых Аристотеля, Дионисия Фракийца.
Платона, Сафокла и других риторов и философов эстетика была своеобразного рода
учением о внешней форме и внутреннем содержании чего-то прекрасного в природе,
в общественной жизни, во внутреннем мире каждого человека.
Одна
из основных задач современной образовательной парадигмы заключается в том,
чтобы научить учащихся понимать и ценить красивое вокруг себя. Современное
понимание педагогической общественностью эстетического воспитания позволяет
трактовать его как всестороннее формирование у учеников уникального качества,
т.е. желания видеть, ценить, анализировать и создавать красивое и гармоничное в
повседневной жизни, а также в различных областях искусства. Это двусторонний
процесс взаимодействия и общения учителя и ученика, приводящее к формированию
эстетической культуры личности.
Эстетическому
воспитанию, как широко представленному и актуальному направлению педагогики
прогрессивная педагогическая общественность уделяет особое внимание,
рассматривая различные приемы и эффективные методы нравственно-художественного
развития учащегося.
Ветлугина
Н.А.: «Эстетическое воспитание как развитие способности чувствовать, воспринимать,
понимать прекрасное в жизни и в искусстве, как воспитание стремления самому
участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как
приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей»[1].
Козлова
С.А.: «Эстетическое воспитание является организацией жизни и деятельности
детей, которая способствует развитию эстетических чувств ребенка, формированию
представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и
эстетического отношения ко всему, что его окружает»[2].
Рыданова
О.П.: «Эстетическое воспитание обязано пронизывать всю жизнь формирующегося и растущего
человека: эстетическое воспитание имеет тесную взаимосвязь с иныфми сторонами
воспитания и образования и в первую очередь, с нравственным, умственным, социальным,
эмоциональным и сенсорным развитием: и особенно важно помнить, что эстетическое
воспитание основывается на прекрасном в жизни и искусстве. Все это способно обеспечивать
формирование детей на всем протяжении их жизни»[3].
В
этих определениях сказано о том, что эстетическое воспитание и развитие указывает
на важность совершенствовать и вырабатывать в людях умение, ценить и создавать возвышенное
и прекрасное в искусстве и в жизни, верно его понимать и оценивать. К
сожалению, в определении Ветлугиной, упущена, созидательная либо деятельная
сторона эстетического воспитания и развития, во втором высказывании выделяется,
что эстетическое воспитание и развитие не может ограничиваться лишь одной целью
— созерцательной, эстетическое воспитание и развитие обязано сформировать
умение нести и прекрасное в искусстве и в жизни.
В.Н.
Шацкая считает, что педагогика осуществляет определение эстетического
воспитания как воспитывающей способности целенаправленного восприятия,
правильного осознания и оценки красоты в окружающем нас мире, то есть в
природе, в общественной жизни, труде, а также в явлениях искусства[4].
В
«Кратком словаре по эстетике» проблема эстетического воспитания определяется в
качестве системы мероприятий, которые направлены на выработку, а также совершенствование
в людях способностей к восприятию, правильному осознанию, оценке и создании
прекрасного и возвышенного в жизни людей и искусстве[5].
Д.С.
Лихачев точно подчеркивает важную роль целенаправленного педагогического
влияния на эстетическое становление ребенка. К примеру, развитие у детей
эстетического осознания окружающего нас мира и искусства, как и развитие его
интеллектуальных возможностей, может быть в качестве неуправляемого, стихийного
и спонтанного процесса.
Ребенок
в процессе взаимодействия с эстетическими явлениями жизни и искусства так или
иначе, развивается в эстетическом аспекта. Все же, при этом дети не могут
осознавать, что есть эстетическая сущность предметов, а упомянутое прогресс
зачастую связано со стремлением к развлечению, к тому же следует отметить, что
без вмешательства со стороны у ребенка вполне могут сложиться совсем неверные
представления о жизни, ценностях, идеалах.
Таким
образом, для осуществления обеспечения глубокого постижения эстетических
явлений, поднятия до понимания подлинного искусства, красоты действительности и
прекрасного в человеческой личности необходимо целенаправленно воздействовать
на ребенка на эстетико-воспитательном уровне, а также вовлекать детей в
разнообразную художественную творческую деятельность, которая способна в своих
проявлениях развивать их сенсорную сферу[6].
Существует
огромное количество определений понятия эстетического воспитания, но,
осуществив рассмотрение лишь некоторых из них, появляется возможность выделения
основных положений, которые говорят о его настоящей сущности. Первым делом,
эстетическое воспитание является процессом целенаправленного воздействия.
Во-вторых,
оно осуществляет формирование способностей восприятия и видения красоты в
искусстве и жизни, а также даче ей справедливой оценки.
В
третью очередь его ключевой задачей является сформировать эстетические вкусы, а
также идеалы личности.
И,
в последнюю очередь, эстетическое воспитание конечно же представляет собой
развитие возможностей к осуществлению самостоятельного творчества и создания
каких-либо прекрасных вещей и явлений. [1] Ветлугина, Н.А. Музыкальное
воспитание в детском саду./ Н.А. Ветлугина – М.: Просвещение, 2012. – 240 с. [2] Божович, Л.И. Личность и ее
формирование в детском возрасте: учеб. пособие/ Л.И. Божович.- М.: Просвещение,
2011.- 426 с. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии /Л.С. Выготский. — М.:
Просвещение, 2017 .- 234 с [3] Галузинский В.М., Евтух М.Б.
Педагогика: Теория и история: Учеб. пособие. — М.: Высшая школа, 2015. — 237 с. [4] Шацкая, В.Н. Общие вопросы эстетического
воспитания в школе / В.Н. Шацкая – М., 1987. – 144 с. [5] Краткий словарь по эстетическому
воспитанию. Книга для учителя. Под ред. М.Ф. Овсянникова. – М., 2015. – 592 с. [6] Избранные работы [Текст]: В 3 т. /
Д.С. Лихачев. — Л.: Худож. лит. Ленигр. отд-ние, 1987.