Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с русским народным творчеством
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 1490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы эстетического развития детей старшего дошкольного возраста 6
1.1 Эстетическое развитие дошкольников как результат эстетического воспитания 6
1.2 Специфика эстетического развития детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с русским народным творчеством 13
Глава 2. Эмпирическое исследование эстетического развития детей старшего дошкольного возраста 23
2.1 Организация и методы исследования 23
2.2 Анализ результатов констатирующего этапа исследования 29
Глава 3. Ознакомление с русским народным творчеством как средство эстетического развития детей старшего дошкольного возраста 41
3.1 Содержание работы по эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с русским народным творчеством 41
3.2 Организация и анализ результатов контрольного этапа 56
Заключение 69
Список использованной литературы 73
Введение:
Актуальность исследования. Эстетическое воспитание является значимой частью процесса формирования личности. Особую важность приобретает эстетическое воспитание в дошкольном возрасте. Основной педагогической задачей при работе с детьми старшего дошкольного возраста становится приобщение детей ко всему прекрасному, к красоте внешней и внутренней. При этом можно отметить особое значение эстетического воспитания в личностном развитии детей, что объясняется тем, что такое воспитание способствует формированию многогранной личности.
Каждая область человеческой жизнедеятельности находит свое отражение в эстетическом воспитании, которое способствует формированию личности, творческих способностей. При этом влияние эстетического воспитания сказывается на всех сторонах общественной жизни: культурно-просветительской, профессиональной, научной, образовательной и многих других.
Различные аспекты проблемы формирования нравственно-эстетических представлений и качеств у детей представлены в работах таких исследователей и ученых как: М.А. Верба, К.В. Гавриловец, И.И. Казимирская, Б.Т. Лихачев, А.Ж. Овчинникова, Л.И. Рувинский, И.Ф. Свадковский, Н.Е. Щуркова и многих других.
В процессе эстетического воспитания дети учатся познанию природы и искусства, учатся видеть прекрасное и красоту. При этом в личностном плане у детей формируются такие черты как художественный и эстетический вкус, эстетический идеал, эстетическое переживание, способность видеть и чувствовать красоту и гармонию и эстетически её оценивать. Задачей педагога в эстетическом воспитании детей является демонстрация детям окружающего мира с чувственной и художественно-творческой стороны.
В условиях современного информационного общества проблема эстетического воспитания подрастающего поколения становится одной из главных в области образования, т.к. приобщение дошкольников к красоте способствует их духовному обогащению, вызывает у них желание создавать прекрасное в разных видах деятельности. Особое значение при этом имеет ознакомление дошкольников с русским народным творчеством.
В произведениях устного народного творчества таятся огромные возможности для развития детей дошкольного возраста, они побуждают ребенка с самого раннего возраста к познавательной деятельности и речевой активности. Проникая в сюжет, постигая образность народного языка, дети не только овладевают речью, но и приобщаются к красоте и самобытности произведений устного народного творчества.
На сегодняшний день проблема эстетического развития детей дошкольного возраста посредством русского народного творчества является достаточно разработанной. Она изучена в теоретических работах и исследованиях В. И. Киреенко, Б. М. Теплова, П. М. Якобсона, и др. В то же время существует необходимость систематизации и обобщении всех точек зрения на данную проблему, в ее изучении с учетом требований современной педагогики и федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).
Объект исследования: эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с русским народным творчеством.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность использования русского народного творчества в эстетическом развитии детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть эстетическое развитие дошкольников как результат эстетического воспитания.
2. Изучить специфику эстетического развития детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с русским народным творчеством.
3. Изучить уровень эстетического развития детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе исследования
4. Представить содержание работы по эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с русским народным творчеством.
5. Оценить эффективность реализации работы по эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с русским народным творчеством.
Методы исследования: анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по теме исследования, систематизация, классификация, анализ и синтез, обобщение педагогического опыта; проведение экспериментальной работы, качественный и количественный анализ результатов экспериментальной работы.
Структура исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
В результате выполнения работы были получены следующие результаты и сделаны следующие выводы:
1. Теоретический анализ структурных компонентов эстетического воспитания личности позволил сделать вывод, что эстетическое воспитание дошкольников предполагает формирование у учащихся начальных эстетических представлений и понятий на основе чувственного освоения образов, а также многократных переживаний в процессе эстетического восприятия объектов и явлений действительности и произведений искусства. На этой основе у дошкольников формируются элементарные эстетические знания, эмоции и чувства; потребности, интересы и склонности; эстетический вкус и способность к творческой деятельности, эстетическому поведению.
2. Особенность применения русского народного творчества как эффективного средства эстетического развития детей старшего дошкольного возраста заключается в его реализации через природу искусства в целом. Это выражается в том, что средствами русского народного творчества осуществляется формирование личности ребенка, ему передаются национальные ценности, идеалы и нормы, которые были накоплены культурой народа. При этом русский фольклор способствует развитию эстетического вкуса. Ребенок чувствует красоту народной мысли, у него возникает потребность в общении с народом. Он стремиться понять, какие средства использует народ в своем творчестве, пытается применить их в дальнейшем.
3. Цель эмпирического исследования – изучить эффективность ознакомления детей старшего дошкольного возраста с русским народным творчеством как средства эстетического развития.
Эмпирическое исследование было организовано в течение 3 этапов:
1) Этап констатирующий.
2) Этап формирующий.
3) Этап контрольный.
В исследовании приняло участие 20 детей старшего дошкольного возраста. На основании теоретического анализа для диагностики были определены критерии и показатели уровня эстетического развития детей старшего дошкольного возраста. Были подобраны следующие диагностические задания:
1) Диагностическое задание №1: выявления уровня проявлений эмоциональной отзывчивости А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунской.
2) Диагностическое задание № 2: методика И.В. Груздовой.
3) Диагностическое задание № 3. «Водопад» Л.В. Ясинских.
4) Диагностическое задание №4: «Изучение эстетического восприятия картины» (И.А. Лыкова).
4. Можно отметить, что в обследуемой группе детей на констатирующем этапе исследования было выявлено:
15% детей старшего дошкольного возраста с высоким уровнем эстетического развития;
45% детей старшего дошкольного возраста со средним уровнем эстетического развития;
40% детей старшего дошкольного возраста с низким уровнем эстетического развития.
Проанализировав результаты констатирующего этапа, было определено, что в обследуемой группе детей старшего дошкольного возраста требуется провести формирующую работу по эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с русским народным творчеством.
5. Результаты констатирующего этапа работы стали основой для разработки и апробации формирующего этапа опытно-экспериментальной работы.
Комплекс мероприятий по эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с русским народным творчество состоял из следующих направлений:
организация развивающей предметно-пространственной среды;
работа с детьми;
работа с воспитателями;
работа с родителями.
Пополнение предметно-развивающей среды проводилось по следующим направлениям:
создание картотеки потешек;
организация детской библиотеки русских народных сказок, фототека колыбельных;
подбор открыток к потешкам, прибауткам, образных игрушек – персонажей, кукол, предметов русского быта, деталей народной одежды.
В ходе работы с детьми старшего дошкольного возраста по были подобраны также следующие жанры художественной литературы: колыбельные песни; потешки; прибаутки; заклички; приговорки; детские игровые песни (считалки, дразнилки, песни для детей об окружающей их жизни); русские народные сказки. Эти произведения использовались как в организованной образовательной деятельности, так и в течение всего дня, путем включения в режимные моменты и являлись средством эстетического развития детей старшего дошкольного возраста.
Были также составлены рекомендации для родителей с целью повышения их грамотности при эстетическом развитии детей в домашних условиях. Были также составлены рекомендации для педагогов с целью повышения их грамотности при эстетическом развитии детей в условиях дошкольного учреждения.
После проведения формирующей работы с целью оценки эффективности данной апробации был проведен контрольный этап.
6. После проведения и апробации формирующего этапа опытно-экспериментальной работы для оценки эффективности проведенной работы был проведен контрольный этап.
На контрольном этапе использовались те же методики, что и на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы
По сравнению с констатирующим этапом были замечены следующие изменения в уровне эстетического развития детей:
увеличилось число детей старшего дошкольного возраста с высоким уровнем эстетического развития на 15%;
увеличилось число детей старшего дошкольного возраста со средним уровнем эстетического развития на 10%;
уменьшилось число детей старшего дошкольного возраста с низким уровнем эстетического развития на 25%.
Итак, можно отметить положительные изменения в результатах по эстетическому развитию детей.
Можно отметить, что повысился процент детей, имеющие высокий и средний уровень сформированности эстетического развития на контрольном этапе, уменьшилось количество детей с низким уровнем по всем выделенным показателям, что доказывает эффективность проделанной работы. Очевидно, что ознакомление с русским народным творчеством способствовало положительной динамике в формировании эстетического развития детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы эстетического развития детей старшего дошкольного возраста
1.1 Эстетическое развитие дошкольников как результат эстетического воспитания
Эстетическое воспитание опирается на такие основные понятия как «эстетика» и «воспитание». Исследованием данных понятий и их содержания занимались многие авторы, педагоги и исследователи, в том числе: А.А. Радугин, И.Н. Титаренко, Н.Г. Коренистова, В.И. Андреев, В.И. Загвязинский, Л.И. Маленкова, В.В. Бычков и многие другие авторы.
Рассмотрим понятие «эстетика» в различных исследованиях. С точки зрения В.В. Бычкова, можно отметить, что эстетика рассматривается как процесс материально-духовных человеческих чувств и эмоций, в соответствии с которыми может развиваться наивысшая форма существования, а также осмысленная позиция человека к жизни [12].
В исследованиях А.А. Радугина отмечается понятие «эстетика». В соответствии с мнением автора под этим понятием можно понимать определенную науку, которая опирается на законы художественно-эстетического наблюдения за окружающей действительностью со стороны человека [45].
По мнению А.К. Дремона понятие «эстетики» можно рассматривать в качестве термина в философии, обозначающего знания с теоретико-практической направленностью в сфере искусства и в сфере человеческого отношения к искусству [43].
С позиции Н.Г. Коренистовой понятие эстетики можно рассмотреть как определенный вид науки, который характеризует особенности природы, творчества, красоты и специфику познания природы человеком за счет эстетического наблюдения, восприятия, исследования [27].
Итак, в соответствии с мнением большинства авторов можно отметить, что эстетика воспринимается в качестве определенной науке о прекрасном, об искусстве и отношении личности к нему, о творчестве и законах красоты.
Далее рассмотрим понятие «воспитание» в различных источниках.
По мнению В.И. Андреева понятие «воспитание» можно рассматривать в качестве определенного типа человеческой деятельности, организуемой в образовании и взаимодействии между педагогом и учеником за счет реализации игровой или иной образовательной деятельности для формирования основных качеств личности [2].
С точки зрения В.И. Загвязинского термин «воспитание» рассматривается в качестве определенного многомерного процесса, происходящего под воздействием разных факторов (среда, интересы, нужды, наследственность) и по итогам которого производится определенный эффект на человека [21].
В исследованиях Л.И. Маленковой отмечается, что понятие «воспитание» обозначает определенный продуктивный процесс взаимоотношений между педагогом и учащимся, который ориентирован на формирование оптимальных условий изучения социальных и культурных идеалов и который способствует формированию самоидентичности человека [33].
Изучением понятия «воспитания» занимался также В.А. Сластенин. По мнению автора его можно рассматривать в качестве определенного образовательного процесса, содержание которого ориентировано в первую очередь на взаимодействие между учащимися и педагогом с целью достижения поставленных образовательных целей [53].
В работах В.М. Полонского присутствует определение понятия «воспитание». С точки зрения автора это понятие характеризуется в качестве определенных действий, которые ориентированы на формирование у человека нравственных и волевых личностных качеств, включающих определенный взгляд на мир, определенные убеждения и представления, правила и привычки [44].
Многими авторами дано определение «эстетического воспитания» с различных точек зрения.