Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Энергетическое сотрудничество между Россией и Китаем в конце 20 начале 21в.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1. Энергетическая безопасность государства. 8
1.1. Понятие экономической безопасности государства. 8
1.2. Энергетическая безопасность как элемент
экономической безопасности государства. 14
2. Анализ развития энергетической политики Китая и
России в конце 20-начале 21 века 22
2.1. Стратегия развития энергетики КНР и состояние
топливно-энергетического комплекса КНР. 22
2.2. Энергетический кризис в Китае в 2021г. и
инновационные направления в энергетической политике Китая. 30
2.3. Условия обеспечения энергетической безопасности
России. 36
2.4. Ключевые направления деятельности крупнейших
энергетических компаний России. 46
3. Сотрудничество Российской Федерации и КНР в
энергетической сфере. 58
3.1. Энергетическая стратегия КНР в отношении РФ.. 58
3.2. Российско-китайское сотрудничество в газовой сфере. 61
3.3. Перспективы сотрудничества КНР и России в газовой
отрасли. 64
Заключение. 71
Список литературы. 76
Введение:
Постановка
проблемы. В настоящее время Китайская Народная Республика (КНР) остро нуждается в
постоянном и надёжном источнике энергоресурсов, но государство не занимается
активной разработкой национальных ТЭК. После 1993 года, КНР стала
нетто-импортером сырой нефти, а в 2000 году нетто-импортером газа. Данные
изменения в энергетическом статусе страны обратили внимание правительства на
вопрос национальной энергетической безопасности, которая стала приоритетом
внешней и внутренней политик Китая.
Россия занимает важное место в энергетической политике Китая. Россия
одна из основных стран-поставщиков энергетических ресурсов на рынки Европы и
Азии. Российская Федерация обладает крупнейшими запасами природного газа,
занимает лидирующие места по запасам и производству нефти. Из этого следует,
что экспорт энергоресурсов в настоящее время формирует основания для реализации
РФ внешнеполитического влияния в различных регионах мира, что делает ее
особенно привлекательным энергетическим партнером для КНР.
Актуальность темы исследования. За последнее десятилетие
вопросы энергетической безопасности и энергетической политики стали выходить на
первый план. Это связано с прогнозами, что в будущем потребность в
энергоресурсах будет возрастать, следовательно, конкуренция за бесперебойные
поставки будет усиливаться. Развитию мирового нефтегазового рынка способствуют
нарастающие процессы глобализации. Естественная неравномерность государств в
обеспеченности природным ресурсами обуславливается геополитическими факторами,
которые играют важную роль в мировом разделения труда и интеграции в
нефтегазовом секторе экономики. Все государства можно условно поделить на 3
типа. Первый – страны – экспортеры, обладающие богатыми запасами энергоресурсов, на чьих территориях располагаются месторождения
природного ресурса. Второй тип — импортеры, государства, нуждающиеся в
поставках нефти и газа, т.к. сами не обладают достаточным количеством топлива,
но имеющие средства для его импорта, третий – транзитные страны, через
территорию которых проходят трубопроводы.
Транзит является важной ценовой составляющей логистического процесса транспортировки газа от производителя к потребителю и имеет
сложную многослойную структуру.
КНР как страна с постоянно увеличивающимся показателем потребления
энергоресурсов нуждается в планомерной и четкой стратегии энергетической
безопасности, которая понимается экспертами как состояние защищенности
государства, его граждан и экономики от внутренних и внешних угроз, которые
связаны с бесперебойными поставками энергоресурсов на территорию страны. В
рамках проекта «Новый шелковый путь» КНР планирует развернуть строительство
транспортных путей, а также трубопроводов для обеспечения постоянных поставок
ресурсов от различных поставщиков, начиная от Сингапура и заканчивая
Лиссабоном.
После начала политики реформ и открытости правительство КНР стало
уделять больше внимания выработке действенной и планомерной энергетической
политики во избежание «энергетического кризиса». Международное сотрудничество в
сфере энергетики Китай рассматривает как основу энергетической политики и
безопасности страны. Основным партнером в энергетических вопросах для Китая
является Россия, немаловажное значение имеют и страны Центральной Азии (ЦА).
Возрастающая потребность КНР в природном газе связана со сменой курса
энергополитики в более экологичное русло. Переход к более «дружелюбным» для
природы видам энергии активно поощряется государством. Замещение угля газом за
2 года Китай добавил в 2018 году к мировому спросу на газ 75 млрд куб. м;
добыча в стране не справилась с таким огромным увеличением спроса, что привело
к росту импорта.
Потребление природного газа в Китае за 2000-2017гг. увеличилось в 15 раз
— с 15,8 млрд куб. м в 2000 г. до 240,4 млрд куб. м в 2017 г., причем на
электроэнергетику приходится всего 15% от общего объема. Добыча газа в самом
Китае составляет 149,2 млрд куб. м, что на 38% ниже объема потребления 2017 г.
Дефицит добычи покрывается за счет импорта СПГ и газа по трубопроводам из
Средней Азии и Мьянмы[1].
Степень научной разработанности темы
исследования. Различные аспекты энергетической
политики КНР получили достаточное освещение в российской и зарубежной
историографии. Энергетическая стратегия и энергическая политика Китая – объект
исследований многих зарубежных и отечественных авторов. В
последние годы проблеме энергетической политики и энергетической безопасности
Китая уделяли внимание китайские исследователи Ли Цзыцзя[2],
Ванг Лэй[3]
и др. и
российские исследователи Бобылев С. Н.[4],
Захаров А.Н.[5]
и др.
История
развития и правовая база являются фундаментальным общим вектором
энергетического сотрудничества Китая и России. В связи с этим были изучены
научные труды ведущих российских учёных по истории энергетического
сотрудничества Китая и России: Лузянин С.Г.[6],
Хренков
Н.[7]. Китайские исследователи уделяют все
большее внимание данной тематике: Цзя Хао[8],
ученые Института Дальнего Востока РАН. [1] Газовый рынок Китая: риски на
средне- и долгосрочную перспективу. —
https://oilcapital.ru/article/general/24-09-2019/gazovyy-rynok-kitaya-riski-na-sredne-i-dolgosrochnuyu-perspektivu [2]
Ли Цзыцзя. Энергетическая
стратегия Китая и финансовый анализ энергетической отрасли // Современная
экономическая информация. 2020. — № 7. [3] Wang Lei, Lihan Liu, Muhammad
Hafeez, Sidra Sohail. Do economic policy uncertainty and financial development
influence the renewable energy consumption levels in China? // Environmental
Science and Pollution Research, 2021. [4]
Бобылев С. Н. Приоритеты
низкоуглеродного развития для Китая // Государственное управление, 2020. — №
82. [5]
Захаров А.Н., Русак Н.А.
Стратегия энергетической безопасности КНР – внешнеторговый аспект // Российский
внешнеэкономический вестник, 2017. — № 10. – С.23. [6]
Российско-китайский диалог:
модель 2016 / С.Г. Лузянин (рук.) и др.; Х. Чжао (рук.) и др.; гл. ред. И.С.
Иванов; Российский совет по международным делам (РСМД). – М.: НП РСМД, 2016. —
№25. – С.24. [7]
Хренков Н. Стратегическое
сближение: Россия и Китай против энергетического колониализма. — https://iz.ru/887530/nikolai-khrenkov/strategicheskoe-sblizhenie-rossiia-i-kitai-protiv-energeticheskogo-kolonializma [8]
Цзя Хао. Инновационные
тенденции развития энергетики Китая, ориентированные на сохранение
экологической среды. // Вестник Института Дружбы народов Кавказа, 2021. — № 3.
— С. 95-99.
Заключение:
Термин
«энергетическая безопасность» широко используется и тесно связан с национальной
безопасностью. Энергетическая безопасность, как одна из важнейших составляющих
экономической безопасности, проявляется в поставках топлива и энергоресурсов,
обеспечивающих всю жизнь государства, с одной стороны, и в состоянии
безопасности государства с другой. Энергетический комплекс важен для
обеспечения нормального функционирования экономики и энергетического сектора.
Политическая и энергетическая независимость взаимозависимы.
В
то же время существуют различия в приоритетах энергетической безопасности
каждой группы стран. Для стран-импортеров это означает, в частности, внедрение
новых технологий для обеспечения безопасности энергоснабжения, диверсификации
источников энергии, обеспечения безопасности энергетической инфраструктуры и
снижения зависимости от импорта энергии. Китай принадлежит к этой группе.
Помимо
укрепления двусторонних отношений, Китай будет укреплять многостороннее
сотрудничество. Китай теперь признает глобальное управление энергетикой не
только как средство решения энергетических проблем, но и как взаимовыгодный
политический механизм.
Сегодня
Китайская Народная Республика является членом или участником многих
международных энергетических организаций. Китайская инициатива «Один пояс, один
путь» подтверждает намерение страны усилить свое влияние в мировом
энергетическом секторе за счет соединения энергетических инфраструктур
азиатского, европейского и африканского континентов.
На
сегодняшний день КНР является членом или участником многих международных
энергетических организаций, таких как Международный энергетический форум,
Международное агентство по атомной энергии, Международное энергетическое
агентство (МЭА) и Международная энергетическая хартия. КНР также играет
активную роль в решении энергетических вопросов с платформ мировых
многосторонних объединений, таких как G20, Азиатско-Тихоокеанское Экономическое
Сотрудничество (APEC), Сотрудничество стран Бразилии, России, Индии, Китая и
Южной Африки (BRICS) и организация Сотрудничества Шанхая (SCO). Инициатива
Китая «Один пояс и один путь» подтверждает стремление этой страны усилить свое
влияние на мировую энергетику через объединение энергетической инфраструктуры
азиатского, европейского и африканского континентов.
Топливно-энергетический
комплекс Китая играет ключевую роль в поддержании темпов экономического роста
страны. Без правильно сбалансированной энергетической стратегии вряд ли страна
сможет развивать все существующие отрасли экономики, при этом очень важно
сочетать развитие собственной стратегии с трансформацией глобального
энергетического рынка.
С
растущей зависимостью от поставок энергоресурсов Китай стал все больше
участвовать в международном энергетическом сотрудничестве и глобальном
энергетическом управлении. Однако основным вектором развития в данном
направлении китайские власти считают углубление двустороннего сотрудничества со
странами-экспортерами. Для Пекина крайне важно гарантировать надежность
поставок нефти, газа и угля из других стран путем развития двусторонней
энергетической кооперации.
Расширению
российско-китайского сотрудничества в энергетической сфере препятствует ряд
таких факторов как: разница в ценах и отсутствие взаимного доверия. Сторонам
следует уменьшить политический подтекст энергетического сотрудничества.
В
настоящее время российские и китайские энергетические власти не имеют
достаточного понимания плана и программы развития энергетики, а также
промышленной политики друг друга. Компании также не имеют достаточной
информации о социально-экономической ситуации, инвестиционном климате и
рыночной ситуации в России и Китае. Отсутствие такой информации может
отрицательно повлиять на будущие разработки.
Инфраструктура
с обеих сторон также нуждается в улучшении. России следует проанализировать
возможности и возможности китайского рынка. Совместные энергетические проекты,
которые уже были успешно реализованы, повысили взаимное доверие между
партнерами. Этому также может способствовать укрепление связи между властями
двух стран и усилении исследований в области энергетики и отраслевой политики.
Фрагмент текста работы:
.
Энергетическая безопасность государства
1.1. Понятие экономической безопасности государства
Экономическая
безопасность — важнейший элемент национальной безопасности. Он защищает
экономические интересы граждан, общества и государства от внутренних и внешних
угроз, а также обеспечивает эффективность, независимость и
конкурентоспособность экономики государства.
Экономическая
безопасность — это состояние экономической системы, которое позволяет ей
динамично и эффективно развиваться в соответствии с социальными целями, а также
формулировать и проводить независимую экономическую политику.
Внутренняя
экономическая безопасность — это защита национальной экономики от воздействия
внешних и внутренних угроз, а также эффективность, независимость и
конкурентоспособность национальной экономики.
Существует
также региональная трактовка понятия «экономическая безопасность».
Способность
власти и общества обеспечивать устойчивое развитие в рамках региональной
экономики важна для экономической безопасности региона, прежде всего как
целостной структуры, что можно объяснить особенностями жизни, характеристикой
населения данной области по отношению к общим условиям в стране.
Качество
экономической безопасности в регионах определяется состоянием
социально-экономической системы и ее сопротивляемостью воздействию внешних и
внутренних угроз. Благополучие населения также может быть критерием оценки.
Для
более полной характеристики понятия экономической безопасности следует
обозначить ее структурные элементы. К ним относятся[1]: [1] Тараканова Л.А., Цишковский Д.С.
Актуальные проблемы понятия и содержания экономической безопасности. // Вестник
Академии знаний, 2018. — Т. 24. — № 24. — С. 198.