Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Психология и социальная педагогика

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Эмоциональные особенности детей младшего школьного возраста с различным лидерским потенциалом;

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 4

Глава 1. Теоретические подходы изучения лидерского потенциала у детей младшего школьного возраста 8

1.1 Теоретический анализ специфики младшего школьного возраста 8

1.2. Психологический анализ феномена лидерства в младшем школьном возрасте 13

1.3. Общая характеристика эмоциональной сферы в младшем школьном возрасте 18

1.4. Проявление эмоциональные особенности детей младшего школьного возраста с различным лидерским потенциалом 25

Глава 2. Организация и методы исследования 33

2.1 Методологические принципы исследования 33

2.2 Организация и планирование исследования 34

2.3 Характеристика выборки исследования. 34

2.4 Методы и методики исследования. 34

2.5 Математико-статистические методы исследования 39

Глава 3. Результаты эмпирического исследования эмоциональных особенностей детей младшего школьного возраста с различным лидерским потенциалом 40

3.1 Результаты диагностики эмоциональных особенностей детей младшего школьного возраста. 40

3.2 Результаты диагностики лидерского потенциала детей младшего школьного возраста. 45

3.3 Результаты сравнительного анализа значений показателей эмоциональных особенностей детей младшего школьного возраста с различным уровнем лидерского потенциала. 53

3.4 Результаты корреляционного анализа значений показателей эмоциональных особенностей и лидерского потенциала детей младшего школьного возраста. 58

Заключение 64

Список литературы 69

  

Введение:

 

Актуальность исследования: Изменения, происходящие в обществе, затрагивают все сферы жизнедеятельности человека. Образовательная сфера не осталась в стороне от этих изменений. Все уровни образования пересмотрели образовательные стандарты в сторону изменения содержания и результата подготовки выпускников. ФГОС НОО определяет цель и результат подготовки выпускников в следующих показателях: развитая социальная активность, лидерская целеустремленность личности, усвоение универсальных учебных действий. В основе реализации обновленных стандартов положен системно-деятельностный подход. На основе данного подхода возможно достижение личностных, метапредметных и предметных результатов. Большое внимание в процессе обучения в начальной школе уделяется личностным результатам, которые включают необходимые для дальнейшего становления личности личностные качества. Одно из направлений в развитии личностных результатов есть развитие лидерского потенциала школьников.

На формирование лидерских качеств и социальную активность ребенка в большей степени влияет комплекс взаимосвязанных факторов, представляющих собой систему «образовательный процесс – социальная среда – детский коллектив».

Развитие основы лидерских качеств закладывается в младшем школьном возрасте, начиная свой процесс развития в конце дошкольного возраста, в младшем школьном возрасте этот процесс приобретает содержательную сторону. Доминирующем в этом процессе развития становится образовательный процесс, опираясь на личностно-ориентированное образование, младший школьник становится субъектом этого образовательного процесса и структурирует лидерские качества в фундаментальные образования личности.

В младшем школьном возрасте происходит становление основных личностных качеств, которые развиваются как разнообразные стороны личности ребенка, отражающие его мотивационно-ценностную сторону, взаимоотношения с окружающим миром, отношение к деятельности и к себе.

Именно в этом возрасте закладываются такие личностные качества как: ответственность, инициативность, общительность, чувство эмпатии, рефлексия. Эти качества как характерологические образования могут влиять на способность быть лидером в коллективе.

Таким образом, на основе представленной актуальности, нами была определена цель, которая состояла в следующем: обобщить представление о лидерстве и лидерском потенциале у детей младшего школьного возраста и выявить его взаимосвязь с эмоциональными особенностями.

Задачи исследования:

• Обобщить результаты теоретических исследований по проблеме психологических особенностей эмоциональной сферы младшего школьного возраста.

• Теоретически изучить проблему лидерства и лидерского потенциала у младших школьников.

• Эмпирически изучить эмоциональные особенности детей младшего школьного возраста с различным лидерским потенциалом.

• Сравнить значения эмоциональных особенностей детей младшего школьного возраста с высоким и низким лидерским потенциалом.

• На основе математический статистики установить взаимосвязь эмоциональных особенностей и лидерского потенциала у детей младшего школьного возраста.

Объект исследования: воспитанники (обучающиеся) ГБОУ СОШ 191 в количестве 60 человек.

Предмет исследования: эмоциональные особенности и лидерский потенциал.

На основе выделенной цели, задач, нами была сформулирована гипотеза: существует взаимосвязь между эмоциональными особенностями школьников и различным лидерским потенциалом; а именно:

• для детей с высоким лидерским потенциалом характерны переживание состояния функционального возбуждения и состояние функциональной расслабленности, они обладают развитым социальным интеллектом, разбираются в эмоциях собеседника и его эмоциональных состояниях;

• для детей с низким лидерским потенциалом свойственны состояния состояние функциональной напряженности и настороженности, состояние эмоционального торможения, они плохо разбираются в эмоциональном состоянии собеседника.

Теоретико-методологическая основа. Возрастные особенности развития детей младшего школьного возраста являются предметом исследования многих ученых (Л.И. Айдаровой, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, А.К. Дусавицкого, Ю.А. Полуянова, В.В. Репкина, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконина и др.). Существует несколько подходов к периодизации психического развития ребенка (П.П. Блонского, З. Фрейда, Л. Колберга, Э. Эриксона, Ж. Пиаже и др.).

Методы исследования:

• теоретические методы: анализ научной литературы по проблеме исследования, обобщение, сравнение, систематизация.

• эмпирические методы: психодиагностические методики.

• статистические методы: первичная описательная статистика (среднее арифметическое значение, частота распределения признака); методы сравнительного и корреляционного анализа.

В работе были использованы методики:

1. Оценка эмоционального состояния по типу сдвига цветовой чувствительности (автор Дорофеева Э.Т.).

2. Тест «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур» (авторы Либин А.В., Либин В.В.).

3. Диагностика функционального лидерства в малых группах Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов.

4. Методика «Изучение способности определять эмоциональные состояния людей в школьной ситуации» (разработка Л.Ф. Фатиховой).

5. Методика «Я – лидер» (Е.С. Фёдоров; О.В. Ерёмин, Т.А. Миронова).

Эмпирическая база исследования: ГБОУ СОШ 191, в исследовании приняли участие ученики 4-х классов, в количестве 60 человек.

Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы педагогами-психологами в коррекции эмоциональной сферы младших школьников и в процессе работы по формированию лидерских качеств.

Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:

1. Младший школьный возраст становится сенситивным периодом для становления личности ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы межличностных отношений со сверстниками, происходит становление черт личности, которые в дальнейшем определяют жизненный путь и способность к профессиональной деятельности. Деятельность в этом возрасте становится сознательно регулируемой со стороны ребенка. Ребенок сознательно подходит к планированию учебной деятельности, принимает решения в момент проблемного выбора, ребенок может не только организовать учебную нагрузку, но и умело распределить свое свободное время.

2. Рефлексивность является важным приобретением этого возраста. Ребенок изучает себя, свои умения, соотносит свое поведение и оценкой его другими. Он соотносит свое поведение с социальными нормами. Именно за счет рефлексивности происходит отказ от непосредственности в поведении, происходит появление показной взрослости.

3. Школьный возраст это отправной пункт для развития лидерских качеств. Лидером становится ребенок, который не просто популярен в коллективе, а способен находить нужное решение, вырабатывать общее мнение. Школьники лидеры проявляют себя в большей степени в общественной жизни, через организацию внеучебных мероприятий. Школьник реализует свой лидерский потенциал, способность руководить и предлагать идеи другим, распределять обязанности и функции в процессе совместной деятельности. В отличие от учебной деятельности внеучебная деятельность является не такой формализованной нормативными документами.

4. Процесс эмоционального становления — это процесс последовательного изменения ребенка и его эмоциональной сферы через общение со взрослыми и сверстниками. Процесс взаимодействия опосредован различными видами деятельности, в которые включен ребенок. Все составляющие эмоциональной сферы ребенка, а именно его опыт, глубина и модальность эмоциональной сферы способны определить направленность личности ребенка. В этом возрасте реакции ребенка подвержены действию социально-психологического механизма заражения. Они живо и ярко сопереживают чужим эмоциям. Любая эмоциональная реакция запускает цепную реакцию среди младших школьников, заставляя переживать эмоции длительный период.

5. Наиболее ярко эмоциональная картина провялятся в общении с ближайшим окружением: так развиваются сострадание, сопереживание, эмпатия, жалость, гнев, ненависть, злоба. Эмоциональное развитие в младшем школьном возрасте направлено на развитие позитивного отношения к миру, к себе, к окружающим. В общении формируются и развиваются полярные эмоции, так у детей формируются отрицательные эмоции на негативные события, а не только положительные эмоции. Дети должны научиться адекватно реагировать на события, которые происходят в их жизни, и давать им соответствующую оценку.

В результате экспериментального исследования, проведенного со школьниками 4-х классов нами было установлено, что большинство школьников испытывают состояние функциональной расслабленности. Это свидетельствует о спокойном состоянии, дети не подвержены переживаниям и перепадам настроения. Общая картина настроения устойчивая, они легко общаются с окружающими, не поддаются эмоциям в процессе взаимодействия с окружающими. Спокойны при выполнении разных видов деятельности.

Большинство детей представляют на основании конструктивного рисунка человека, II тип – ответственный исполнитель. Для данного типа характерно, способность к выполнению функций руководителя, но в процессе принятия ответственных решений, опрошенный не способен их выполнить и отдает возможность другим. Эти школьники могут хорошо выполнять поставленный перед ними поручения.

Среди лидерских качеств младших школьников отличает умение работать с группой. Большинство опрошенных выделили это качество у себя. Данная способность к лидерству объяснятся возрастающей ролью коллектива к концу начального образования и перед переходом в основное звено школы. Доминирующие лидерские качества на низком уровне – это умение решать проблемы. Дети не всегда могут объективно оценить условия и решить поставленные перед ними задачи. Дети не могут до конца соотносить свои желания индивидуальные и коллективные проблемы.

Сравнительный анализ показал, что младших школьников с высоким лидерским потенциалом отличает эмоциональное состояние функционального возбуждения и функциональной раскрепощенности. Эти состояния свидетельствуют о способности к проявлению эмоций адекватных ситуации, возможности реализовывать эмоции в коллективе сверстников, поддерживать их, они занимают самую благоприятную позицию в коллективе, удерживая свои позицию. Они переживают приподнятое настроение, их эмоциональный фон зависит от удовлетворения в общении.

Для младших школьников с низким уровнем лидерских способностей характерно состояние функциональной напряженности, что свидетельствует о настороженности в общении, аккуратности в выборе слов, ситуаций и собеседников. Они подвержены минорному настроению.

Изучение проблемы эмоциональной осведомленности показало, что младшие школьники независимо от лидерского потенциала разбираются в эмоциях, могут соотносить свое поведение с эмоциями. Они ориентируются на оценочную сторону, они регламентируют свою деятельность нормами и правилами. Эти результаты по всем предложенным сериям были высокими, к четвертому классу дети научились читать эмоции по лицу. Свое поведение дети регулируют и контролируют. То есть преобладает определенного рода произвольность в эмоциональной сфере.

В результате сравнительного анализа было выявлено, что младшие школьники в процессе учебной деятельности и совместного общения в школьном коллективе проявляют эмоциональное состояние функциональной раскрепощенности и функционального возбуждения. Эти состояния характерны для младших школьников, которые по определению группы наделены статусом лидера. А значит окружающие по поведению и внешним проявлениям, уровню успеваемости наделяют их лидерскими чертами. На основе самоанализа своих лидерских черт эти школьники считают, что они могут решать проблемы, находит выход из ситуации, а также способны влиять на окружающих. В процессе общения для этого они используют разнообразные механизмы, включая эмоциональное заражение.

Для школьников с низким уровнем развития лидерских способностей, по мнению группы они выполняют роль аутсайдеров, не свойственны какие-либо ярко выраженные черты, способствующие наделению их способностями к руководству группой. Чаще всего эти школьники переживают эмоциональное состояние в виде функционального напряжения. Они избранно подходят к общению со сверстниками, выбирают определенный круг общения. На основе проведенного самоанализа лидерских способностей у этих детей следует выделить способность к творческому решению проблем. Эти дети обладают нестандартным подходом к решению проблем, могут найти новое необычное решение. Но в силу того, что они не выполняют роли лидера к ним редко кто, прислушивается. Своим эмоциональным состоянием они отталкивают от себя окружающих.

Корреляционный анализ показал значимую взаимосвязь между способностью к организаторским способностям и эмоциональными состояниями.

Таким образом, гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования, подтвердилась.


 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические подходы изучения лидерского потенциала у детей младшего школьного возраста

1.1 Теоретический анализ специфики младшего школьного возраста

Младший школьный возраст в психологии развития имеет важное значение для становления многих характерологических черт.

По мнению Макаровой О.А., возраст младшего школьника совпадает с периодом обучения в начальной школе. Этот период можно охарактеризовать как спокойный и уравновешенный с позиции психического развития, период равномерного физического развития. За счет того, что ведущим видом деятельности является учение, то у ребенка повышаются показатели работоспособности, совершенствуются волевые механизмы. Начало становления лидерских черт можно наблюдать у детей дошкольного возраста, когда в игре дети могут инициировать игры, распределять роли, управлять развитием сюжета, уметь режиссировать развитие самой игры. При распределении ролей дети могут отдать роль другому, даже если хотели сыграть сами [22].

Пескова И. В. считает, что именно младший школьный возраст становится сенситивным периодом для становления личности ребенка. Именно в этом возрасте происходит становление основ межличностных отношений со сверстниками, происходит становление черт личности, которые в дальнейшем определяют жизненный путь и способность к профессиональной деятельности. Среди этих черт можно выделить организованность, положительную направленность на других, целеустремленность, предприимчивость. Именно в этом возрасте происходит становление мотивационно-ценностной сферы, закладываются смысло-жизненные ценности [25].

Петровский А.В. определяет интерес к этому периоду именно развитием межличностной сферы отношений, совместной деятельности с другими людьми, что очень важно для дальнейшего становления человека [3]

Опираясь на работы Эльконина Д.Б., можно сказать, что младший школьный возраст ценный период для развития личности и личностно важных навыков, необходимых ребенку для обеспечения процесса жизнедеятельности. Деятельность в этом возрасте становится сознательно регулируемой со стороны ребенка. Он осознанно подходит к деятельности, выполнению действий, взаимодействию в процессе деятельности. Ребенок сознательно подходит к планированию учебной деятельности, принимает решения в момент проблемного выбора, ребенок может не только организовать учебную нагрузку, но и умело распределить свое свободное время. Эти изменения в жизнедеятельности и личностном функционировании ребенка обусловлены новым видом ведущей деятельности в этом возрасте – учением. Именно в учебной деятельности формируются и развиваются такие черты личности как: организованность, внимательность, самостоятельность. Развитию этих качеств следует уделять особое внимание со стороны взрослых, так как они опосредуют получение чувства радости и удовлетворения от полученных результатов. По мнению Эльконина Д.Б. развитие саморегуляции младших школьников важный вопрос этого периода [39].

Кризис семи лет знаменует начало младшего школьного возраста. Кризис порождает личностные изменения у детей, перешедших рубеж семилетнего возраста. Эти изменения затрагивают процесс воспитания, вызывая массу проблем для детей и родителей. У детей исчезает непосредственность, и спрогнозировать его дальнейшее развитие и поведение становится все труднее. Взрослые путаются и считают такое поведение непонятным, неестественным, считают поведение требующим корректировки. Как определяет И.В. Дубровина, непосредственность детей, представленная в дошкольном возрасте схемой «эмоции – поступки», в младшем школьном возрасте включает новый компонент интеллектуальный. То есть к своему поведению и проявлению эмоций ребенок подходит осознанно, он пытается регулировать свои эмоции [7].

Событийная сторона в младшем школьном возрасте изменяется и соотносится с определенным детским графиком. Как считают Швецова В. М, Милованов А. М. для детей происходит много событий впервые: поход в первый класс, окончание четвертого класса. В период начального обучения происходит изменение системы мировоззренческих приоритетов ребенка, происходит изменение специфики мышления младших школьников [38].

Как утверждает Коцарева В.В. при формировании личности в младшем школьном возрасте происходят важные изменения: изменение в сторону произвольности познавательной сферы; изменение мировоззренческой картины мира; появление словесно-логического мышления обуславливает развитие новых форм мышления; изменение иерархии потребностей и выстраивание деятельности на основе этой иерархии; соотношение мотивации соподчинения «хочу – надо», позволяет сознательно достигать поставленные цели; у ребенка формируются стереотипные реакции на типичные ситуации поведения в школе и дома. Все это является основой для формирования характера, развития высших форм самосознания младшего школьника в виде навыков саморегуляции, самоконтроля и самоорганизации. Нравственные стандарты поведения зависят от усвоения детьми социальных норм, происходит становление самооценки детей, формирование критического отношения к себе и к окружающим [15].

По мнению Барышниковой Е.В значение учебной деятельности осознается детьми младшего школьного возраста. Они осознают роль знаний, полученных в начальной школе для дальнейшего обучения. Дети понимают, что знания позволят им стать культурными, умными, развитыми. Первоклассники с первых дней обучения оценивают этот процесс с положительной точки. Это является основой для дальнейшего процесса обучения. Для эффективного процесса обучения важно соотношение внешних и внутренних мотивов. Внешняя мотивация в виде интересно организованного учебного процесса, является стимулом к повышению внутренней мотивации к обучению. Таким образом для детей младшего школьного возраста очень важны учебные мотивы, которые формируют успешность в учебной деятельности [1].

Процесс межличностного общения для школьников является важным для формирования личностных качеств, по мнению Дубровиной И.В. Социальная ситуация общения расширяется в младшем школьном возрасте такими объектами как педагоги, сверстники, взрослые. Психологическая ситуация вокруг ребенка формирует отношение к окружающему миру, как с позиции нормы или отклоняющегося поведения. Формирование отношения с позиции нормы возможно при соблюдении ряда факторов: полная успешная адаптация, школьная успеваемость, адекватное отношение родителей к успехам и неудачам детей, взаимоотношения с учителем. И напротив, дезадаптация, школьная неуспеваемость, конфликты с учителями, неадекватные требования родителей, способствуют формированию отношения к окружающим с позиции девиации в поведении. Результатом дезадаптации первоклассников являются проявления психосоматических и невротических реакций, что негативно складывается на успешности обучения в школе [7].

Как утверждает Салаватулина Л.Р. интерес к обучению и учебному процессу в школе это динамичный процесс, динамика которого зависит от года обучения в школе. На начальном этапе обучения младшие школьники с интересом участвуют в учебном процессе, включаются в образовательный процесс и мотивированы на обучение. В конце начального обучения дети теряют интерес к процессу обучения. В этот период происходит замена мотивационных приоритетов. Внутренняя позиция школьника теряет свою актуальность для младшего школьника, познавательные мотивы также теряют свою актуальность. На смену этим мотивам приходят более приоритетные, связанные с познанием мира взрослых, повышением интереса к внешкольной деятельности. Рефлексивность является важным приобретением этого возраста. Ребенок изучает себя, свои умения, соотносит свое поведение и оценкой его другими. Он соотносит свое поведение с социальными нормами. Именно за счет рефлексивности происходит отказ от непосредственности в поведении, появление показной взрослости. Младший школьный возраст в конце обучения в начальной школе рождает возрастное противоречие, основанное на желании утвердиться в мире взрослых как личности, но при этом у детей отсутствуют инструменты для удовлетворения этой возможности. Это противоречие рождает надвигающийся кризис подросткового возраста и подчеркивает переход на новый этап психического развития [32].

Таким образом, младший школьный возраст начинается перерождением психического развития на этапе кризиса семи лет. Кризисные изменения касаются не только познавательной сферы, но в большей степени изменения затрагивают личностные изменения. Учитывая смену вида деятельности с игровой деятельности на учебную деятельность, изменения происходят в большей степени и в личности. У детей за счет значимой учебной деятельности формируются такие важные личностные качества как: организованность, трудолюбие, инициативность, умение принимать решения, самостоятельность, самоконтроль и саморегуляция. Появление такого значимого качества как рефлексия позволяет ребенку регулировать свое поведение и свои эмоции в процессе поведения. Соотносить свое поведение с социальными нормами.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы