Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Эмоциональное выгорание у продавцов-кассиров пекарни с разными личностными характеристиками в период неблагоприятной эпидемиологической ситуацией связанной с распространением новой коронавирусной инфекции
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1.
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА КАК ОСНОВНОЙ ПРИЧИНЫ СИНДРОМА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ в период неблагоприятной эпидемиологической
ситуации, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции.. 8
1.1 Причины, симптомы и последствия
профессионального стресса. 8
1.2 Связь профессионального стресса с симптомом
профессионального выгорания 12
Выводы по 1 главе. 15
ГЛАВА 2.
ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО
ВЫГОРАНИЯ 17
2.1 Отечественные и зарубежные исследования
эмоционального выгорания. 17
2.2 Факторы, способствующие развитию и основные
симптомы эмоционального выгорания. 23
2.3 Основные направления профилактики
эмоционального выгорания. 29
Выводы по 2 главе. 35
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПЕРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
УРОВНЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В
КОНТЕКСТЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ 37
3.1 Цели, задачи, программа и методы эмпирического
исследования. 37
3.2 Анализ результатов эмпирического исследования. 48
3.3 Рекомендации по профилактике и снижению уровня
профессионального выгорания сотрудников. 64
Выводы по 3 главе. 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 70
Введение:
Актуальность. B настоящее время
проводится множество исследований, относительно вопроса профессионального
выгорания сотрудников. Но, в основном, эти исследования проводятся относительно
«коммуникативных» и «социальных» профессий.
Однако, есть ряд предположений, что и в других профессиях, не
имеющие первоочередной направленностью взаимодействие с другими людьми, так же
велик риск профессионального выгорания. Однако, проявление стресса и симптомов
выгорания у не «социальных» профессий не так заметно внешне. У людей не «социальных» профессий стресс и выгорание
проявляются при общении с близкими, коллегами, начальством и сотрудниками. Так, в данной работе исследуются продавцы и административно-управленческий
персонал на предмет симптомов профессионального выгорания в контексте
личностных особенностей.
И, несмотря на то, что существует достаточно большое количество
исследований профессионального выгорания, его связи со стрессом, и эффективных
методов профилактики, единого, научно доказанного мнения исследователи так и не
вынесли.
Необходимость исследования связи стресса и профессионального
выгорания у административных работников и продавцов-кассиров пекарни
объясняется тем, что для этих категорий, так же, как и для врачей, учителей
свойственны профессиональные стрессы, выгорание, и все вытекающие из него
неприятные последствия как для работника, так и для предприятия.
Из-за недостаточной изученности влияния стресса и профессионального
выгорания административных работников и продавцов-кассиров пекарни организация
может терять ценных специалистов, которых могла бы сохранить при условии
своевременной диагностики и эффективной профилактики профессионального
выгорания. А, специалист, приобретает множество необратимых симптомов – таких
как хроническая усталость,
деперсонализация, эмоциональное истощение, депрессия и тревожность. При этом
симптомы распространяются на все сферы жизни «сгоревшего» работника.
Синдром выгорания (burnout) довольно
широко известен и исследуется в зарубежной литературе медико-психологического
профиля, однако нельзя сказать, что он уже достаточно хорошо изучен. В
отечественной науке этот феномен личностной деформации начал изучаться как
самостоятельный лишь с конца 1990-х гг., а до этого он либо обозначался, либо
рассматривался в контексте более широкой проблематики [16].
И еще меньше синдром профессионального выгорания изучен
относительно работников не «социальных» профессий.
Синдром профессионального выгорания исследовался отечественными и
зарубежными авторами: К. Маслач, Б. Перлман, К. Кондо, В.В.Бойко, Н.Е.
Водопьянова, Т.В. Форманюк, Е.П. Ильин, Е.Л. Старченкова, и другие.
Результаты многих исследований показывают, что ведущая роль в
возникновении и развитии факторов профессионального выгорания принадлежит
индивидуально-психологическим особенностям личности [17, 1, 19].
Актуальность данной темы обусловлена разносторонне интерпретацией
факторов, причин и способов профилактики феномена профессионального
выгорания. Так, изучение данного
синдрома, и предложение мер по профилактике профессионального выгорания у продавцов-кассиров
пекарни и административных работников предприятия, имеет не только научную
ценность, а может быть с успехом использовано в предприятиях для уменьшения
«текучести» кадрового состава, сохранения ценных специалистов, и увеличении
эффективности труда.
Теоретико-методологическая
основа исследования.
Принципы и идеи субъектно-деятельностного подхода (С.Л.
Рубинштейн); современные концепции психологии труда и профессионального
становления личности (Л.М. Митина, Б.Ф. Ломов, Е.А. Климов, А.В. Карпов, Н.С.
Пряжников, Э.Ф. Зеер.); теоретические и практические исследования синдрома
профессионального выгорания (В.В. Бойко,
С. Maslach, Т.В. Форманюк, Е.Г. Таткина, Н.В. Гафарова, Н.Е. Водопьянова, Е.С.
Старченкова, Е.Ю. Райкова), выводы Г.В. Залевского, С.В. Умняшкиной, В.Е. Орла,
касающиеся синдрома эмоционального выгорания и стресса.
Объект исследования — синдром
профессионального выгорания и возможности его профилактики.
Предмет – синдром
профессионального выгорания у продавцов-кассиров пекарни.
Цель исследования – определить зависимость
профессионального выгорания от особенностей личности и занимаемой должности, а
также возможности профилактики эмоционального выгорания продавцов-кассиров
пекарни.
Гипотезы исследования. Предполагается, что:
1. Уровень и стадии профессионального выгорания различен в группах продавцов-кассиров
пекарни и руководителей. Предполагается, что у управленческого состава он выше,
из-за большей ответственности.
2. Между выраженностью компонентов синдрома профессионального
выгорания и личностными особенностями продавцов-кассиров пекарни существует
корреляция.
Задачи исследования:
1.
Провести теоретический анализ факторов профессионально выгорания, его
связи со стрессом и возможных способов профилактики
2. Провести анализ
наличия признаков профессионального выгорания у административных работников и у
продавцов-кассиров пекарни.
3. Выявить связь
выраженности симптомов профессионального выгорания с личностными особенностями
работников и с занимаемой должностью.
4. Сформулировать методы
профилактики профессионального выгорания на основе проведенного исследования.
Методы проводимого
исследования.
Диагностические средства
исследования:
Методика диагностики
уровня эмоционального выгорания, разработанная В.В.Бойко.
Диагностика
профессионального выгорания (К. Маслач и С. Джексон, в адаптации Н.Е.
Водопьяновой.
Опросник EPQ (методика Г.
Айзенка.
Методика исследования
самооценки личности (С.А. Будасси).
Статистический анализ
результатов исследования был осуществлен с использованием возможностей
математической статистики. В исследовании был использован статистический
критерий Манна-Уитни.
Для определения характера
взаимосвязи показателей эмоционального выгорания и личностных особенностей
сотрудников использован коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Статистический анализ
осуществлен в специализированной программе статистического анализа StatSoft Statistica 10,0.
Эмпирическая база.
Исследование проводилось
на примере сети
пекарен «Буханка».
На предприятии работают
40 сотрудников, из которых 8 – являются представителями
административно-управленческого персонала, 32 – являются продавцами-кассирами,
которые по своим должностным обязанностям постоянно общаются с клиентами.
В исследовании принимали
участие лица в возрасте от 21 до 35 лет.
Для достижения целей,
исследования проводились отдельно для
административно-управленческого персонала и отдельно для продавцов-кассиров
пекарни и потом сравнивались между собой.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использовать его
результаты для профилактически и коррекции профессионального выгорания, как на
исследуемом предприятии, так и в других организациях для
административно-управленческого персонала и для продавцов-кассиров пекарни.
Заключение:
В данной работе
проанализированы различные теоретические подходы к понятию и структуре синдрома
профессионального выгорания, его связи со стрессом и профилактикой и сделаны
следующие выводы:
1.
Разного рода производственные стрессы, вероятнее всего, являются основной
причиной развития профессионального выгорания сотрудников. Причины профессионального стресса могут быть
как внешними, так и внутренними и зависят от самоощущения. В связи с этим любая
производственная ситуация выступает не причиной, а поводом для возникновения
стресса у работников. При планировании профилактических мер работы с
профессиональным выгоранием необходимо, в первую очередь обратиться к
профилактике производственного стресса.
2.
Основными факторами, способствующими развитию профессионального выгорания,
являются: возраст и стаж, пол, выносливость личности, организационные факторы,
условия работы, принятие решений, социально-психологические факторы, стиль
руководства, обратная связь, стимулирование.
Профилактика и коррекция профессионального выгорания осуществляется на
уровне работы с работниками и на уровне изменений на предприятии. Профилактическая работа с феноменом профессионального выгорания на
предприятии включает работу с личностными особенностями, снижение напряжения,
обучение управлению стрессом, улучшение организационных условий и
взаимоотношений в коллективе. Наибольшей
популярностью для профилактики профессионального выгорания пользуются тренинги.
Для исследования
возможностей профилактики эмоционального выгорания персонала исследуемой
организации было спланировано и осуществлено эмпирическое исследование.
Эмпирическое исследование строится по типу констатирующего эксперимента и
предполагает осуществление сравнительного и корреляционного анализа в выборке
исследования. Участниками эмпирического исследования являются 40 сотрудников
указанной организации, из которых 8 – являются представителями
административно-управленческого персонала, 32 – являются психологами. В
исследовании принимали лица в возрасте от 21 до 35 лет.
В ходе эмпирического
исследования были сделаны следующие выводы:
1. Определено, что
представители административно-управленческого персонала характеризуются
достоверно более высоким уровнем переживания психотравмирующих обстоятельств,
показателей чувства загнанности в клетку, а также имеют более высокий уровень
выраженности симптомов тревоги и депрессии. Также можно говорить о том, что
несмотря на то, что у представителей административно-управленческого персонала
и у продавцов-кассиров пекарни диагностируются тенденции к формированию фазы
«резистенция», представителям продавцов-кассиров пекарни характерен в целом
более низкий уровень выраженности данной тенденции по сравнению с участниками
исследования, являющихся представителями административно-управленческого
персонала.
2. Выявлено, что для
административно-управленческого персонала характерным является в целом более
высокий уровень эмоционального истощения по сравнению с участниками
исследования, являющихся психологами.
3. Показано, что уровень
выраженности личностных особенностей, диагностируемых с использованием
опросника EPQ у представителей административно-управленческого персонала не отличается
от уровня выраженности личностных особенностей у представителей группы продавцов-кассиров
пекарни.
4. Уровень самооценки у
представителей административно-управленческого персонала достоверно выше, чем у
продавцов-кассиров пекарни.
5. Существуют корреляции
личностных особенностей и выраженности симптомов эмоционального выгорания
сотрудников. Показано, что личностными факторами эмоционального выгорания у
сотрудников выступают интровертированность, психотизм, а также самооценка.
На основании проведенного исследования для профилактики симптомов
профессионального рекомендовано:
1.
Проводить тренинг по разработанной для
предприятия программе
2.
Информационные семинары для сотрудников о стрессе, профессиональном выгорании и
возможной самопомощи.
Цель исследования может
считаться достигнутой. Поставленные задачи выполнены. Гипотезы исследования полностью
подтверждается.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА КАК
ОСНОВНОЙ ПРИЧИНЫ СИНДРОМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ в период
неблагоприятной эпидемиологической ситуации, связанной с распространением новой
коронавирусной инфекции 1.1 Причины, симптомы и последствия
профессионального стресса Проведенные на производствах психологические
исследования показывают, что профессиональные стрессы негативно влияют на
работу всей организации. И произойти это
может в любой организации. Ведь развитие
стресса имеет множество причин: от организационных особенностей, характера
работы до индивидуальных особенностей работников. Когда стресс негативно сказывается на
конкретных сотрудниках: их самочувствии и психологическом состоянии, то он
несомненно влияет на работоспособность и психологическую устойчивость. А это в,
свою очередь, влияет на работу организации в целом. Исследования психологических факторов рабочей
нагрузки появились в первые десятилетия XX в.
Это было связано с развитием промышленности.
Производственная
психология уделяла много внимания адаптации и дезадаптации людей различных
профессий, утомлению и состоянию нервно-психической напряженности. Это
описывали в своих трудах: Шафранова, 1925; Психология утомления, 1929; Труд и
здоровье…, 1985; Платонов, 1970; Донская, Линчевский, 1979; Ванштейн, 1967.
В
наши дни изучение рабочих стрессов является очень важным, так как быстро
меняются социально-экономические и политические ситуации, увеличиваются
информационные нагрузки, растет конкуренция.
В
трудовой деятельности можно выделить следующие виды стресса (Куликов и
Михайлова в 2001): рабочий стресс, профессиональный стресс, организационный
стресс. Рабочий
стресс возникает из-за условий труда, места работы и других рабочих факторов.
Профессиональный
стресс – вызван факторами, связанными с профессией или видом деятельности.
Организационный
стресс — следствие негативного влияния конкретной организации и ее особенностей
на работника.
Причины профессионального стресса. Психологическая специфика
стресса зависит одновременно от внешних, факторов и от внутреннего
самоощущения. В связи с этим любая производственная ситуация выступает не
причиной, а поводом для возникновения стресса у работников