Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Психология

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Эмоциональное выгорание у медперсонала различных специальностей

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У МЕДПЕРСОНАЛА
РАЗЛИЧНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ.. 6

1.1 Сущность
феномена «эмоциональное выгорание». 6

1.2
Особенности эмоционального выгорания работников социальных профессий  12

ГЛАВА 2
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У МЕДПЕРСОНАЛА РАЗЛИЧНЫХ
СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ.. 22

2.1
Организация и методы исследования. 22

2.2
Результаты исследования эмоционального выгорания у медперсонала различных
специальностей и их обсуждение. 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 41

СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 45

ПРИЛОЖЕНИЕ  51

  

Введение:

 

Актуальность
темы исследования. Современная
динамика развития общества, экономики, науки, политической и духовной сферы
требует постоянного обновления знаний и компетенций специалистов во всех
отраслях, в частности в сфере здравоохранения. Кадры в современном мире
являются главным ресурсом общества, ведущим фактором его развития, и их
профессиональное совершенствование становится насущной необходимостью.

Для любого эффективного профессионала приоритетной задачей является
достижение заданных результатов, что зачастую сопровождается
систематическими переработками, оперированием большим объемом информации,
решением дополнительных задач, связанных с повышенной коммуникативной,
психологической, эмоциональной нагрузкой. Это, в свою очередь, способствует
накоплению эффекта переживания неблаго­приятных функциональных состояний (стресса,
утомления, монотонии, пресыщения), которые являются факторами   возникновения и развития эмоционального выгорания.

Своеобразие «помогающих» профессий заключается в том, что сам субъект
деятельности является первичным инструментом своей работы. В силу этого
помогающая деятельность требует от профессионала значительной личностной
вовлеченности, открытости профессиональным и межличностным отношениям,
способности сопереживать, сочувствовать и понимать другого человека. Именно эти
факторы обоснованно считаются ведущими в развитии эмоционального выгорания.

Проблема эмоционального выгорания медицинских работников исследовались
такими учеными как: Н.И. Влах, Р.Р. Дементьева, А.Н. Петри,  Д.А. Хайрушева. Однако в результате анализа
работ установлено, что особенности эмоционального выгорания медицинского
персонала разных специальностей недостаточно изучено. Объект исследования – эмоциональное
выгорание.

Предмет исследования: эмоциональное выгорание у медперсонала различных специальностей.

Основная гипотеза исследования: у
хирургов степень эмоционального выгорания выше в сравнении с
анестезиологами-ревматологами.

Частные гипотезы:

— общий показатель эмпатии у хирургов выше по сравнению с
анестезиологами-реаниматологами;

— хирурги в сравнении с анестезиологами в большей
степени признают свою роль в возникновении проблемы и ответственность за ее
решение;

— хирурги чаще в сравнении с
анестезиологами, то есть они чаще прибегают к выбору стратегии «положительная
переоценка», а именно попыткам преодолевать негативные переживания в связи с
проблемой за счет ее положительного переосмысления, рассмотрения ее как стимула
для личностного роста.

Цель исследования: определить особенности
эмоционального выгорания хирургов и
анестезиологов-реаниматологов.

Для
реализации цели были поставлены следующие задачи:

— уточнить  сущность феномена «эмоциональное выгорание»,

— выявить особенности
эмоционального выгорания работников социальных профессий,

— исследовать
эмоциональное выгорание хирургов и анестезиологов-реаниматологов, его
специфику.

Методы
исследования:

— теоретические — теоретический анализ
научной литературы, а также сравнение, обобщение материалов и исследовательских
данных с целью изучения базового понятийного аппарата;

— эмпирические – тестирование («Тест эмпатийного потенциала личности» (И.М.
Юсупов); Адаптированный опросник «Стратегии совладающего поведения»; «Профессиональное (эмоциональное) выгорание (MBI)», адаптация Н.Е.
Водопьяновой; — метод математической статистики (U-критерий Манна-Уитни).

Эмпирическая база исследования – Городская клиническая больница №3 им. М. П.
Кончаловского,  Городская клиническая
больница №29 им. Н.Э. Баумана, Городская клиническая больница №1 им. Н.И. Пирогова.

Выборка исследования: 25
– врачей хирургов (из них 10 мужчин
и 15 женщин), и 25 — врачей-анестезиологов-реаниматологов
(из них 14 мужчин и 11женщин).
У всех стаж работы от 5-х до 10 лет.

Структура работы:
Работа состоит из введения, двух глав, выводов и заключения. Текст работы
представлен на 50 страницах, список литературы включает 50 источников, в том
числе 4 на иностранном языке.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В результате решения
задач исследования достигнута цель, подтверждены гипотезы и сделаны следующие
выводы:

1. Эмоциональное выгорание — форма
профессиональной деформации; комплекс психических переживаний и поведенческих
проявлений, которые сказываются на работоспособности, физическом и
психологическом самочувствии, а также на интерперсональных отношениях
работника.

Фазами формирования эмоционального
выгорания являются:  «напряжение»;  «резистенция»; «истощение».

Факторами эмоционального выгорания
определены:

—  внешние (хронически
напряжённая психоэмоциональная деятельность; дестабилизирующая организация деятельности;
 высокий уровень ответственности;  неблагополучная психологическая атмосфера;  трудный контингент, с которым работает
профессионал; отсутствие у человека ресурсов, определяющих нормальное
жизнеобеспечение (социальные связи, родственные связи, любовь, профессиональная
состоятельность, экономическая стабильность, цель, здоровье и т. д.);

— внутренние (склонность к
застреванию; интенсивная интериоризация; низкая мотивация эмпатии и
эмоциональной отдачи; нравственные дефекты и дезориентация личности; эмоциональная
тупость и сложности контактирования с другими людьми; алекситимия во всех
проявлениях (невозможность высказать словами свои ощущения), что всегда связано
с тревогой; трудоголизм, когда осуществляется камуфлирование какой-либо
проблемы работой; )

2. Специфика эмоционального
выгорания работников социальных профессий заключается в нарастании:

— негативизма в отношении служебных
обязанностей,

— тенденций к снятию с себя
ответственности, к изоляции от окружающих,

— капризности,

— импульсивности,

— эмоциональной холодности и
отчужденности,

— утраты интереса и позитивных
чувств к окружающим,

— ощущения «пресыщенности» работой,

— эмоциональной неустойчивости,
неспособностью справиться с жизненными трудностями,

— переноса отрицательных эмоций на
контакты с близкими людьми,

— неадекватного эмоционального
реагирования на пациентов, гипосенситивным отношением к ним,

— общего снижения работоспособности
со стремлением избегать выполнения некоторых предусмотренными регламентами
действий.

Степень эмоционального выгорания находится в зависимости от:

— характера и содержания деятельности,

— стажа работы (эмоциональное выгорание наиболее выражено у молодых
специалистов, чем у опытных),

— индивидуально-психологических особенностей личности (тревожности,
ответственности и удовлетворённости своей деятельностью, одобрения и принятия себя,
педантичности и др.).

3. По результатам проведенного исследования
установлено:

— общий показатель эмпатии  у врачей в обеих группах находится  в пределах среднего уровня, однако при он достоверно
выше у хирургов по сравнению с анестезиологами-реаниматологами;

— хирурги, в случае
возникновения затруднительных ситуаций чаще, чем анестезиологи, предпринимают
попытки преодоления негативных переживаний в связи с проблемой за счет
субъективного снижения ее значимости и степени эмоциональной вовлеченности в
нее. Для них характерно наиболее частое использование интеллектуальных приемов
рационализации, переключения внимания, отстранения, юмора, обесценивания и т.п.
Кроме того, они  предпринимают попытки
разрешения проблемы за счет привлечения внешних (социальных) ресурсов, поиска
информационной, эмоциональной поддержки. Вместе с тем им не чужды и агрессивные
усилия по изменению ситуации, которые предполагают определенную степень враждебности
и готовности к риску;

— врачи обеих
групп очень часто предпринимают усилия по регулированию своих чувств и
действий. Им свойственно преодоление негативных переживаний в связи с проблемой
за счет целенаправленного подавления и сдерживания эмоций, минимизации их
влияния на оценку ситуации и выбор стратегии поведения; стремление к самообладанию,
что, в свою очередь, способствует трудностям в выражении переживаний,
потребностей и побуждений в связи с проблемной ситуацией, сверхконтролю
поведения. Они преодолевают проблемы за счет целенаправленного анализа ситуации
и возможных вариантов поведения, выработки стратегии разрешения проблемы,
планирования собственных действий с учетом объективных условий, прошлого опыта
и имеющихся ресурсов;

— хирурги в
большей степени признают свою роль в возникновении проблемы и ответственность
за ее решение в сравнении с анестезиологами –реаниматологами.

— по шкале
«положительная переоценка» у хирургов имеют место достоверно высокие показатели
в сравнении с анестезиологами, то есть они чаще
прибегают к выбору данной стратегии, а именно попыток преодолевать негативные
переживания в связи с проблемой за счет ее положительного переосмысления,
рассмотрения ее как стимула для личностного роста;

—  степень эмоционального выгорания у хирургов выше
и соответствует среднему уровню в сравнении у анестезиологами-реаниматологами.

Полученные результаты
позволяют расширить понимание феномена эмоционального выгорания, его сущности и
структуры, а также могут быть использованы для построения теоретических моделей
выгорания и дальнейшей разработки концептуального аппарата.

С точки зрения
практического применения результаты исследования представляют особый интерес и
могут быть использованы как в разработке программ профилактики эмоционального
выгорания медперсонала, что будет способствовать повышению эффективности выполнения
ими профессиональных обязанностей.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ
ПРОБЛЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У МЕДПЕРСОНАЛА РАЗЛИЧНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

1.1
Сущность феномена «эмоциональное выгорание» Рассмотрим сущность
феномена «эмоциональное выгорание» в психологической литературе.

Понятие «эмоционального
выгорания» ввел Х. Дж. Фрейденберг в 1974 году для того чтобы описать
деморализацию, разочарование и крайнюю усталость, которые проявлялись у
работников психиатрических учреждений[1].

Дж. Рейчелсон определил
выгорание как хроническую усталость (утомление), депрессию и фрустрацию,
причиной которых в основном является то, что человек вынужден заниматься делом,
которое не удовлетворяет его амбиции и не приносит желаемого вознаграждения[2].

Согласно определению А.
Пайнс и Е. Аронсон[3],
выгорание представляет собой состояние физического и психического истощения,
которое возникает под влиянием долгого пребывания в эмоционально перегруженных
обстоятельствах.

К. Маслач трактует
эмоциональное выгорание как психологический синдром, который вызван
продолжительной ответной реакцией на постоянный эмоциональный и межличностный
стресс в рабочей среде[4]. Он включает:

— истощение,

— цинизм,

— профессиональную
неэффективность.

К. Кондо полагает, что
выгорание является следствием производственных стрессов и проявляется как
«процесс дезадаптации» к рабочему месту или своим обязанностям. Главной
причиной К. Кондо считает «чрезмерную рабочую нагрузку», связанную с
ситуациями, где преобладают напряженные межличностные отношения[5].

В отечественной
психологии ранние упоминания о данном феномене имеют место в работах Б.Г.
Ананьева, который употреблял термин «эмоциональное сгорание» для обозначения
отрицательного явления, возникающего у людей профессий типа «человек–человек»[6].

По мнению А.А.
Рукавишникова, эмоциональное выгорание — это негативное психологическое
явление, проявляемое через психоэмоциональное истощение, развитие
дисфункциональных профессиональных установок и снижение профессиональной
мотивации, наблюдаемое у лиц без психопатологии[7].

Согласно позиции М.А.
Черкассовой, эмоциональное выгорание – процесс исчерпывания ресурсов
индивидуума без возможности их адекватного восстановления. Причем циклы потери
ресурсов при выгорании являются медленными, иллюзорными и даже намеренно
скрываемыми[8].

Н.Е. Водопьянова и Е.С.
Старченкова считают эмоциональное 
выгорание феноменом личностной деформации, являющимся многомерным
конструктом, включающим комплекс отрицательных психологических переживаний,
которые связаны с долгосрочными, эмоционально насыщенными и сложными
межличностными взаимодействиями с другими людьми. По мнению авторов, выгорание
– это «ответ» на долговременные «стрессы межличностных коммуникаций»[9].

А.В. Ракицкая, развивая
позицию Н.Е. Водопьяновой и Е.С. Старченковой, отмечает, что эмоциональное
выгорание – это приобретенный стереотип поведения, проявляющийся в снижении
эмоционального реагирования в профессиональной жизни. Отрицательным моментом
является то, что выгорание негативным образом отражается на выполнении профессиональной
деятельности и межличностных отношениях. В качестве положительного момента
может выступать возможность «дозирования и экономии энергетических ресурсов»[10].

Схожую точку зрения можно
наблюдать у Л.Д. Деминой и И.А. Ральниковой[11], которые рассматривают выгорание
в качестве механизма психологической защиты, позволяющего дозировать и
экономить расход энергетических и психологических ресурсов.

Согласно Е. И.
Холостовой, выгорание есть «состояние физического, эмоционального и
психического истощения, которое вызвано долговременной вовлеченностью в
ситуации, требующие очень высоких эмоциональных затрат»[12].

В исследованиях С.В.
Умняшкиной, М.В. Агаповой и О.В. Крапивиной выгорание рассматривается как форма
профессиональной деформации, ее частный случай[13].

Профессиональ­ная
деформация личности — отрицательные со­циально-психологические изменения
сформировавшейся структуры деятельности и личности, появляющиеся в процессе
реализации профессиональной деятельности, нару­шающие целостность личности,
порождающие профессионально нежелательные качества, изменяющие профессиональное
пове­дение, негативно действующие на продуктивность труда[14].

В.В. Бойко[15] эмоциональное выгорание
представляется в качестве выработанного личностью механизма психологической
защиты, который проявляется в виде полного или частичного исключения
эмоционального реагирования из-за чрезмерного психотравмирующего воздействия.

В.Е. Орел отмечает, что эмоциональное
выгорание сопровождается чувством гнева, всегда связано с чувством неудачи и
представляет собой негативный опыт и проявляется только в профессиональной деятельности,
принадлежит к ней[16].

Компонентами
эмоционального выгорания являются:

— эмоциональное
истощение,

— деперсонализация,

— профессиональная
неэффективность[17].

Эмоциональное
истощение представляет собой комплекс признаков эмоциональной усталости,
«выпотрошенности» от хронически переживаемого напряжения и стресса, возникающих
в процессе профессиональных взаимодействий с другими людьми. Деперсонализация
выражается в явном отрицательном восприятии других людей. Профессиональная
неэффективность проявляется в снижении профессиональных знаний и умений,
сужении спектра применяемых профессиональных навыков.

В.В. Бойко выделены три
фазы формирования эмоционального выгорания[18]:

– фаза «напряжение»
(тревожное напряжение) служит предвестником и «запускающим» механизмом в
формировании эмоционального выгорания. Напряжение имеет динамический характер,
что обуславливается изматывающим постоянством или усилением психотравмирующих
факторов;

– фаза «резистенция»
(сопротивление нарастающему стрессу). В этой фазе человек пытается более или
менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений;

 – фаза «истощение» сопровождается оскудением
психических ресурсов, общим падением энергетического тонуса, которое наступает
вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным.

Исследователем также
выделены две группы факторов появления эмоционального выгорания: внешние и
внутренние.

 К внешним факторам относятся:

— хронически напряжённая
психоэмоциональная деятельность;

— дестабилизирующая
организация деятельности;

— высокий уровень
ответственности;

— неблагополучная
психологическая атмосфера;

—  трудный контингент, с которым работает
профессионал.

Внутренними факторами
являются:

—  склонность к застреванию (эмоциональной
ригидности);

—  интенсивная интериоризация (рефлексия и
ответственность);

 — низкая мотивация эмпатии и эмоциональной
отдачи;

—  нравственные дефекты и дезориентация личности[19].

Т.В. Форманюк выделяет
личностные, ролевые и организационные факторы[20].

По мнению П.И.
Сидорова, к этим факторам должны быть добавлены:


эмоциональная тупость и сложности контактирования с другими людьми;

— алекситимия
во всех проявлениях (невозможность высказать словами свои ощущения), что всегда
связано с тревогой;


трудоголизм, когда осуществляется камуфлирование какой-либо проблемы работой;

— отсутствие
у человека ресурсов, определяющих нормальное жизнеобеспечение (социальные
связи, родственные связи, любовь, профессиональная состоятельность,
экономическая стабильность, цель, здоровье и т. д.)[21].

Таким
образом, эмоциональное выгорание – одна из форм профессиональной деформации;
комплекс психических переживаний и поведенческих проявлений, которые
сказываются на работоспособности, физическом и психологическом самочувствии, а
также на интерперсональных отношениях работника. [1] Freudenberger H.
J. Staff burnout // Journal of social Issues, 1974. V. 30. P. 159–165 [2] Shanafelt TD,
Boone S, Tan L, et al. Burnout and satisfaction with worklife balance among US
physicians relative to the general US population // Arch Intern Med. 2012; 172
(18): 1377- 85. [3] Pines A. M.,
Aronson E. Career burnout. Causes and cures. N.Y.: The Free Press, 1988. 229 p [4]
Маслач К.
Эмоциональное сгорание – плата за сочувствие. М.: Лира, 2014. — 156с. [5] Лукьянов В. В.,
Леонова А. Б., Обознов А. А., Чернышев А. С., Водопьянова Н. Е. Выгорание и
профессионализация: сб. науч. трудов. Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та. Курск,
2013. 440 с. [6] Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. М.: Лира,
2017. 123с. [7] Рукавишников А.А.
Личностные детерминанты и организационные факторы генезиса психического
выгорания у педагогов: автореф. дис. … канд. психол. наук. Ярославль. 2011.
23с. [8]
Черкасова
М.А. Теоретические подходы к выявлению сущности понятия «профессиональное
выгорание» URL: 
file:///C:/Users/Admin/Downloads/teoreticheskie-podhody-k-vyyavleniyu-suschnosti-ponyatiya-professionalnoe-vygoranie.pdf
(дата обращения: 12.06.2021) [9] Водопьянова Н. Е.
Синдром выгорания : диагностика и профилактика. М.: Питер, 2015. 336 с. [10] Ракицкая А. В.
Синдром эмоционального выгорания как предмет социально-психологических
исследований // Технологии информатизации и управления: сб. науч. статей. Вып.
2. Минск, 2017. С. 430–434. [11] Дементьева Р.Р.
Особенности эмоционального выгорания медицинских работников URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-emotsionalnogo-vygoraniya-meditsinskih-rabotnikov-1(дата обращения: 25.05.2021) [12]
Лукьянов В.
В., Леонова А. Б., Обознов А. А., Чернышев А. С., Водопьянова Н. Е. Выгорание и
профессионализация: сб. науч. трудов. Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та. Курск,
2013. 440 с. [13] Эмоциональное
выгорание URL: 
https://psychologytoday.ru/public/emotsionalnoe-vygoranie-simptomy/
(дата обращения: 15.05.2021) [14] Милевич К.С.
Синдром эмоционального выгорания как факт деформации профессиональной
деятельности педагогов // Фундаментальные исследования. 2017. №. 12. С.9-15. [15] Бойко В.В. Синдром
«эмоционального выгорания» в профессиональном общении.- СПб.: Питер, 2016.
126с. [16] Орел В. Е. Феномен
«выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы //
Психологический журнал. 2011. Т. 22, № 1. С. 90-101. [17]
Маслач К.
Эмоциональное сгорание – плата за сочувствие. М.: Лира, 2014. 156с. [18]
Бойко В.В.
Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении.- СПб.: Питер,
2016. 126с. [19] Бойко В.В. Синдром
«эмоционального выгорания» в профессиональном общении.- СПб.: Питер, 2016.
126с. [20] Форманюк Т.В.
Синдром эмоционального сгорания как показатель профессиональной дезадаптации
учителя // Вопросы психологии. — М.: ШколаПресс, 2017. № 6. С. 57-63 [21]
Сидоров П.И.
Синдром эмоционального выгорания // Медицинская газета. 2015. № 43. С. 25–32

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы