Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Экспериментирование, как условие развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Глава 1. Теоретические основы развития
познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников посредством
экспериментирования. 1.1. Познавательно-исследовательская деятельность как
вид детской деятельности. 1.2. Возрастные особенности развития
познавательно-исследовательской деятельности в страшим дошкольном возрасте. 1.3. Роль экспериментирования в развитии познавательно-исследовательской
деятельности старших дошкольников. Выводы по 1
главе. Глава 2. Эмпирическое исследование развития
познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников посредством
экспериментирования. 2.1. Организация и методы исследования. 2.2. Анализ особенностей развития
познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников. 2.3. Содержание и организация процесса развития
познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников в условиях
организации детского экспериментирования. 2.4. Выявление динамики в уровне развития
познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников. Выводы по 2
главе. Заключение. Список используемой
литературы.. Приложения.
Введение:
Согласно Федеральному
государственному образовательному стандарту дошкольного образования «важной
задачей является совершенствование педагогического процесса и повышение
развивающего эффекта образовательной работы с детьми за счет исследовательской
деятельности и организации предметно-развивающей среды, обеспечивающей
творческую активность ребенка и способность к полной реализации себя» [41].
Стоит отметить, что
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
определяет познавательно-исследовательскую деятельность как сквозной механизм
развития ребенка, а также как одну из задач образовательной области «Познавательное
развитие» [41].
Очень важно отметить, что
на сегодняшний день наше общество имеет необходимость в творческой личности
способной не только видеть проблематику, но и способную проявлять исследовательскую
инициативность в разрешении актуально значимой трудности. Первоосновы такой
личности необходимо заложить уже в дошкольном детстве (А.Н. Поддьяков, А.Г.
Гогоберидзе, З.А. Михайлова, Л.М. Кларина, Е.Н. Герасимова, Н.Б. Шумакова, И.Э.
Куликовская и др.).
Как показывают результаты
исследования О.Н. Седых, Н.А. Степанова, Е.Н. Ращикулина, Г.П. Тугушева и др.,
одним из средств развития познавательно-исследовательской деятельности детей
дошкольного возраста является организация осмысленной деятельности, в процессе
которой детям предоставляется возможность открывать новые свойства предметов,
их сходство и различия.
Н.Н. Поддъкова
определяет, детское экспериментирование как основу
познавательно-исследовательской деятельности. Н.В. Нищева доказывает, что детское
экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период
дошкольного детства, основу которой составляет познавательное ориентирование;
что потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и
развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание
окружающего мира.
Методика организации
детского экспериментирования на сегодняшний день разработана не до конца. Это
обусловлено тем, что недостаточно проработан теоретический вопрос, не хватает
методической литературы, а самое главное – направленность на данный вид
деятельности у педагогов отсутствует. И поэтому, детское экспериментирование в
практику работы внедряется очень медленно.
Заключение:
Данная работа посвящена
изучению проблемы развития познавательно-исследовательская детей дошкольного
возраста, которая на сегодняшний день приобретает всё большую актуальность.
Этой теме посвящено множество исследований в педагогике и психологии. И это
закономерно, т.к. в процессе обучения решаются главные задачи: подготовить
подрастающее поколение к жизни, к активному участию в научно-техническом и
социальном процессе. Общеизвестно, что эффективное обучение находится в прямой
зависимости от уровня активности детей в этом процессе.
В результате исследования
была изучена сущность понятия «познавательно-исследовательская деятельность»,
рассмотрены приемы познавательной деятельности. Приходим к выводу, что познавательно-исследовательская
деятельность – это особый вид интеллектуальной и творческой деятельности,
сформированный в результате функционирования механизмов поисковой деятельности
и построенный на основе исследовательского поведения.
Обобщив особенности
развития ребенка к концу дошкольного возраста, можно заключить, что накопление
к старшему дошкольному возрасту большого опыта практических действий,
достаточного уровня развития восприятия, памяти, мышления, повышают у ребенка
чувство уверенности в своих силах. Выражается это в постановке все более
разнообразных и сложных целей, достижению которых способствует развитие волевой
регуляции поведения.
Одним из средств развития
познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного
возраста является экспериментальная деятельность дошкольников, где вербальные
формы обучения (беседы) сведены к минимуму. В процессе обучения задействованы
все органы чувств ребенка. Для этого ребенок имеет возможность потрогать,
понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это
безопасно. В процессе детского экспериментирования ребенок выступает как
субъект, самостоятельно строит собственную деятельность, проявляет активность,
которая к старшему дошкольному возрасту заметно возрастает.
Фрагмент текста работы:
Познавательно-исследовательская деятельность как вид детской
деятельности Познание ребенком
окружающего мира в дошкольном детстве направлено на постижение и исследование
его разнообразия, широкого круга явлений и объектов, а также, что самое
главное, установление тех закономерностей, по которым мир развивается.
Начиная с 1960-х годов в
работах психологов (А.А. Леонтьев,
Н. Н. Поддьяков и др.) изучалась познавательно-исследовательская деятельность.
Относительно детей дошкольного возраста, такие исследования проводились: на
материале труда по выращиванию растений (Н. Постникова, С. Николаева), в
игровой деятельности (Н. Кузьмина), основ естествознания (Л. Маневцова), работы
с компьютером (А. Иванова) и другие.
М. Н. Емельянова выражает
мнение о том, что потребность в исследовании является специфической, поскольку
генетически человек получает только предпосылки для такой деятельности.
Реализация исследовательских предпосылок во многом зависит от того, насколько
окружение ребенка и сам процесс его воспитания будут направлены на развитие у
него умений исследования, восприятия и познания окружающего мира [15].
С точки зрения А.А.
Тихоновой, «познавательно-исследовательская деятельность предстает как высшая
форма развития исследовательской активности, когда индивид из «субъекта
(носителя) спонтанной активности» превращается в «субъекта деятельности»,
целенаправленно реализующего свою исследовательскую активность в форме тех или
иных исследовательских действий» [40].
А.И. Савенков полагает,
что «познавательно-исследовательская деятельность как целостное воспитание
личности в совокупности процессов: интеллектуальных, эмоциональных, творческих,
волевых» [34]. Под организацией познавательно-исследовательской
работы детей дошкольного возраста, А.И. Савченко, понимает, прежде всего,
использование педагогами определенных форм и методов работы, способствующих
развитию исследовательских умений детей [34].