Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Экологическое обоснование проекта «Разделяй и умножай»»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 1490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Теоретико-методологические подходы к обоснованию экологических проектов 6
1.1. Понятие и роль экологических проектов 6
1.2. Виды экологических проектов 13
1.3. Методологическое обоснование экологических проектов 19
Выводы по главе 1. 24
Глава 2. Рекомендации по экологическому проекту «Разделяй и умножай» на примере Всероссийского Общества Охраны Природы 27
2.1. Характеристика организации 27
2.2. Анализ и оценка экологического проекта «Разделяй и умножай» 34
2.3. Экологическое обоснование проекта «Разделяй и умножай» и рекомендации по его совершенствованию 43
Вывод по 2 главе 58
Заключение 63
Список использованных источников 72
ПРИЛОЖЕНИЯ 78
Введение:
Актуальность исследования. Экологические вызовы и угрозы с точки зрения их территориального охвата принято подразделять на глобальные, национальные и региональные. «Современные вызовы и угрозы экологической безопасности России и ее регионов во многом обусловлены институциональными проблемами в сфере государственного управления охраной окружающей среды и связаны в значительной мере со сложившейся технически отсталой структурой экономики, малой результативностью проводимой в стране экологической политики, отсутствием эффективных экономических инструментов экологического регулирования, неадекватным потребностям экологической сферы финансированием, постоянным ослаблением роли природоохранного законодательства, ростом правонарушений и коррупции в экологической сфере, низкой экологической ответственностью бизнеса и другими причинами. Все это формирует серьезные вызовы в области обеспечения экологической безопасности в стране в целом и ее регионах», в связи с чем приняты ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ [2], Национальный проект «Экология» на 2019-2024гг.[4], а также Указ Президента РФ от 19.04.2017 № 176 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» [3].
Проблемы охраны окружающей среды в каждом отдельном регионе, как правило, специфичны и зависят, прежде всего, от особенностей как местных природно-климатических условий территории, так и ее социально-экономического развития. В соответствии с этим решение даже сходных экологических проблем может существенно различаться в разных регионах и требовать проведения своей системы природоохранных и прочих мероприятий.
Среди экологических вызовов можно условно выделить общерегиональные вызовы, которые характерны для регионов России любого типа, и специфические региональные вызовы, свойственные регионам определенного типа, в том числе ресурсным регионам нового хозяйственного освоения. Так, для многих ресурсодобывающих регионов и регионов с высокой территориальной концентрацией промышленного производства Сибири характерны серьезные экологические проблемы, связанные с сохранением ресурсной ориентации экономики, усилением процессов деградации природной среды и ухудшением здоровья и условий жизнедеятельности населения, ухудшением состояния лесных и водных ресурсов, ростом лесных пожаров, сокращением биологического разнообразия вплоть до исчезновения отдельных видов растений и животных, постоянным увеличением объемов образования промышленных и коммунальных отходов и числа несанкционированных свалок и др. Решение перечисленных проблем невозможно без формирования гибкой системы управления экологической сферой на федеральном, региональном и местном уровнях власти, препятствующей усилению сложившихся неблагоприятных эколого-экономических трендов и возникновению новых.
Значимость результатов выполненного исследования определяется возможностью их использования для формирования предложений по актуальным направлениям повышения результативности управления в экологической сфере региона и обоснования принимаемых хозяйственных решений в пределах территорий интенсивного хозяйственного освоения путем создания и реализации экологических проектов.
Основной целью работы является анализ и оценка экологического проекта «Разделяй и умножай» Всероссийского Общества Охраны Природы, и разработка предложений по его совершенствованию.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретико-методологические подходы к обоснованию экологических проектов.
2. Провести анализ и оценку экологического проекта «Разделяй и умножай».
3. Предложить рекомендации по проекту «Разделяй и умножай», его экологическому обоснованию.
Объект: экологический проект «Разделяй и умножай» Всероссийского Общества Охраны Природы.
Предмет: место и роль экологических проектов как условия повышения экологической безопасности страны.
Гипотеза исследования состоит в том, что популяризация бережного отношения к природе путем раздельного сбора и переработки мусора позволит повысить экологическую безопасность страны.
Практическая значимость данного проекта заключается в оценке результатов экологического проекта «Разделяй и умножай», а также экологическом обосновании необходимости реализации данного проекта на практике.
Нормативно-правовую основу составляют Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 No6-ФКЗ, от 30.12.2008 No7-ФКЗ, от 05.02.2014 No2-ФКЗ, от 21.07.2014 No11-ФКЗ, от 14.03.2020 No1-ФКЗ), Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 No136-ФЗ, Федеральный закон от 10.01.2002 No7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Национальный проект «Экология».
Теоретическая база исследования была представлена научными трудами отечественных и зарубежных авторов, а также анализом периодических изданий. В качестве эмпирической базы исследования выступили материалы, полученные в процессе прохождения практики и результаты проведенных автором исследований.
Теоретическую основу выпускной квалификационной работы составляют труды таких авторов, как А.Д. Акимов, А. С. Атаманова, М. С. Байнова А.М. Валинуров, Ю.И. Варюхина, Д.А. Гук, Н.Л. Дорофеева, Д.А. Есакова, Е.Г. Заданюк, А.С. Иванова, Р.Р. Искандарова, А.А. Кочиева, Е. Краснослободцева, Е.В. Кукуева, А.А. Лычагина, Е.И. Майорова, О.М, Махалина, Э.М. Мусинова, А.А Новоселова, К.Э. Паншева, А.И. Позднякова, В.А. Пономарева, Е.А. Преликова, В.В. Прохоров, А. Сасинович, И.А, Секушина, И.Н. Соловьев, Н.И. Трофимов, А.В. Халитова, И.М. Чибова, Е.Н. Чипко, Л.А. Шмакова, Я.В. Язев.
В процессе исследования использовались следующие методы: эмпирического исследования (наблюдение, сравнение), методы системного подхода (моделирование), источниковедческий (анализ данных) методы анализа, анкетирования, интервьюирования.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, основная часть, включающая 2 главы с параграфами, заключение, список использованных источников.
Заключение:
Подводя итоги данной работы, можно сделать следующие выводы.
Состояние окружающей среды и здоровья людей, состояние его здоровья и его работоспособность зависят от производственного процесса в сообществе, а также от поведения самого населения страны в части обеспечения безопасности, в том числе и в области экологии.
В настоящее время в Российской Федерации очень остро стоит вопрос о необходимости решения неотложных экологических проблем. Эта проблема беспокоит как гражданское общество, так и правительство на всех уровнях. В связи с этим увеличивается доля утвержденных государственных программ по реализации мероприятий, направленных на охрану окружающей среды и улучшение состояния окружающей среды в стране. Кроме того, основная цель правительства в области защиты окружающей среды — создание безопасной среды для нынешнего и будущих поколений, а также реализация конституционного права на здоровую окружающую среду. Основными функциями государственного управления в области экологического менеджмента и охраны окружающей среды являются:
1) обеспечение экологической безопасности;
2) реализация конституционного права граждан Российской Федерации на здоровую окружающую среду.
Реализация экологических проектов является основой для повышения качества экологической обстановки в стране.
Под проектом принято понимать ограниченное по времени, целенаправленное изменение конкретной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расходования средств и ресурсов, а также с учетом специфики выполняемых работ.
Экологическое проектирование – представляет собой комплекс процедур по разработке и согласованию разрешительной природоохранной документации в различных контролирующих органах, к которым относится Росприроднадзор, Роспотребнадзор, Департамент Природопользования, МобВУ и другие учреждения.
Главная цель экологического проектирования заключается в восстановлении и обновлении экосистемы, которая была повреждена из-за влияния антропогенной деятельности, в формировании новых экосистем, которые будут важны и полезны для всего окружающего мира.
Посредством экологического проектирования решаются следующие проблемы:
‒ контроль газообразных выбросов в атмосферу;
‒ контроль жидких сбросов в водоемы и почву;
‒ контроль образования твердых отходов.
Загрязнения в окружающую среду могут попадать в трех состояниях:
‒ газообразном — в виде выбросов в атмосферу
‒ жидком – в виде сбросов в водоемы и загрязнения почвы;
‒ твердом — при образовании отходов.
На этих трех видах загрязнений базируется экологическое проектирование.
На сегодняшний день ключевым экологическим проектом в России является национальный проект «Экология», рассчитанный на период до 2024 года. Целью национального проекта является кардинальное улучшение экологической обстановки и положительное влияние на оздоровление граждан.
В состав национального проекта «Экология» входит 9 федеральных проектов, направленных на повышение качества жизни населения, а также восстановление природы на территории Российской Федерации.
Экологическое обоснование хозяйственной и иной деятельности в документации осуществляется для оценки экологической опасности намечаемых мероприятий, своевременного учёта экологических, социальных и экономических последствий воздействия планируемых объектов на ОС.
ВООП является всероссийской общественной и культурно-просветительской экологической организацией.
Миссия ВООП — поддержание благоприятной экологической и социальной обстановки в регионе и стране, принятие мер для экологически безопасного и устойчивого развития страны.
Фактически ВООП является социально ориентированной некоммерческой организацией, которая не имеет цель извлечения прибыли в качестве основной цели деятельности.
ВООП находится в активном содействии с государственными органами. Возникающие природоохранные проблемы зачастую решаются сообща. И такой подход приносит свои плоды:
1. Благодаря содействию государства, ВООП может развивать клубное движение, связанное с экологической безопасностью. Это позволяет улучшить качество охраны окружающей среды и добиться ощутимых результатов в вопросе её восстановления.
2. Контроль за соблюдением природоохранного законодательства позволяет предотвращать наносимый природе вред, или, по крайней мере, изымать средства с нарушителей для восстановления окружающей среды.
3. Информирование населения и улучшение экологического образования позволяет предотвратить экологические преступления в будущем.
4. Осуществление исследовательской и научной деятельности позволяет уменьшить наносимый окружающей среде вред.
5. Принятие других мер для защиты окружающей среды.
Экологический проект «Разделяй и умножай» является федеральным эколого-просветительским проектом, который реализуется Московским областным отделением ВООП совместно с Межрегиональной общественной экологической организацией «Тут грязи нет» и Национальным экологическим корпусом при поддержке Министерства природных ресурсов и экологии РФ.
Фактически проект «Разделяй и умножай» представляет собой систему просветительских и практических занятий с учащимися и воспитанниками образовательных организаций по формированию устойчивого навыка раздельного сбора отходов, развитию экономически грамотных личных финансовых стратегий и осознанию личного вклада в реализацию стратегии развития нашего государства.
На сегодняшний день можно выделить следующие группы участников экологического проекта «Разделяй и умножай»:
1. Дошкольные учреждения.
2. Общеобразовательные школы, в том числе воскресные и спортивные школы.
3. Колледжи.
4. ВУЗы.
5. Бюджетные организации.
6. Коммерческие организации.
Всего в проекте участвуют 845 школ, 572 садиков, 609 тысяч детей, прошедших обучение и 3 млн. кг. собранных и отправленных на вторичную переработку отходов.
Основными этапами реализации данного проекта являются:
1. Информирование участников экологического проекта о пользе и необходимости раздельного сбора мусора путем проведения экоуроков по разработанным членами проекта методическим материалам.
2. Практика раздельного сбора мусора в домашних условиях вместе с родителями и близкими ученика. Основной акцент на формировании привычки раздельного сбора мусора в домашних условиях делается на следующих фракциях:
— макулатура;
— пластиковые крышки;
— отработанные батарейки.
3. Проведение акции по сбору вторсырья.
Результатом реализации экологического проекта «Разделяй и умножай» являются наглядные показатели переданного в переработку (силами и за счет организаторов проекта) вторсырья. Так, например, по результатам проводимых в 2019 г. акций было собрано 10 тонн отработанных батареек в рамках реализации проекта «Разделяй и умножай» в образовательных организациях г. Москва.
На данном этапе на базе экологического проекта «Разделяй и умножай» реализуются следующие конкурсы:
1. Конкурс по сбору макулатуры в образовательных организациях Москвы в рамках городского экологического фестиваля «Бережем планету вместе» от Департамента образования и науки города Москвы.
2. «Школа деток Кремлёвской Ёлки».
3. Конкурс на лучшую экологическую постановку «Театральный ЭкоМир».
4. Акция «ЭкоАктивист».
5. Конкурс «ЭкоЕлкаРу 2023».
Основными результатами экологического проекта «Разделяй и умножай» на 2022 г. являются:
Экологический проект «Разделяй и умножай» реализуется с 2013 г. на территории РФ. За этот период:
— было вовлечено в реализацию проекта 6 регионов РФ;
— более 1 000 000 участника в проекте;
— было собрано 3,9 млн. кг вторсырья и отправлено на переработку.
Организация сбора и переработки мусора является одной из важных мировых экологических проблем. Большая часть мусора вывозится на полигоны для захоронения, где он лежит десятки и сотни лет, загрязняя подземные воды и издавая крайне неприятный запах, который делает невыносимыми для проживания близлежащих земли.
Экологическое положение усугубляется и тем, что вместе с пищевыми отходами, бумагой, стеклянной, полимерной, и металлической тарой, выбрасываются разбитые ртутьсодержащие люминесцентные лампы и термометры, лекарства с просроченным сроком годности, тара с остатками лаков, красок, ядохимикатов и т.п. Все это под видом обычных малоопасных отходов вывозится на полигоны, которые обычно устраивают в оврагах, выработанных карьерах и прочих неприспособленных для этого местах, что совершенно недопустимо с эколого-гигиенической точки зрения.
Сегодня большинство россиян озадачены тысячами тонн коммунального мусора, который ежегодно размещается на все новых территориях и полигонах. Экологи на этот счет высказываются конкретно и угрожающе: через несколько лет в России будет такое количество мусора, что он станет угрозой национальной безопасности. Таким образом необходимость организации раздельного сбора мусора и вторичной переработки очевидна, ведь ресурсы планеты не бесконечны, а для их сохранения следует замкнуть и замедлить жизненный цикл всех вещей, которые производятся и потребляются обществом.
За год один человек производит 0,5 т отходов, 92-95 % из которых складируются на свалках, выделяя токсичные вещества десятки, а то и сотни лет. От 60 до 80 % мусора составляет вторсырье, возможное для дальнейшей переработки. Организуя раздельный сбор мусора дома и сдавая отходы по видам в пунктах приема, люди способствуют улучшению экологической обстановки, экономят энергоресурсы. Значение сортировки отходов состоит в сокращении доли складируемого мусора и уменьшении площади полигонов ТКО.
Наряду с обычными отходами, существуют опасные виды мусора, утилизация которых требует соблюдения специальных норм и правил. Чтобы минимизировать их негативное влияние на экологию планеты, надо отдельно складировать предметы, несущие потенциальную угрозу. В дальнейшем требуется сдача опасных отходов организациям, обеспечивающим их утилизацию без негативного влияния на окружающую среду.
Задачи, решаемые благодаря раздельному сбору отходов:
— снижение потребления природных ресурсов из-за использования вторсырья;
— сокращение объема складируемого мусора на полигонах ТКО и несанкционированных свалках;
— улучшение экологической обстановки;
— сокращение расходов на повторную переработку.
Залогом успеха проводимой в Российской Федерации «мусорной реформы» является осознание выгоды производителями отходов (гражданами и юридическими лицами) и организациями, осуществляющими сбор, вывоз и переработку твердых коммунальных отходов (ТКО). Пищевые остатки, бумага, листва и многое другое, разлагаясь, не оказывает негативного влияния на здоровье человека и окружающую экосистему. Но не все содержимое мусорных баков так безвредно.
Пункты приема мусора все собранные отходы отправляют на заводы по переработке. Вторсырье используется для дальнейшего производства товаров. Для предприятий выгодно применение в производственном цикле вторичного сырья, так как оно снижает себестоимость продукции. При этом остаются нетронутыми природные ресурсы, например, лес при производстве бумаги.
Вторая жизнь пластиковых бутылок:
a) для изготовления футболки требуется 7 бутылок из пластика;
b) для куртки из флиса – 25;
c) создание пластикового стула возможно из 110 емкостей;
d) из 1200 пластиковых бутылок можно создать ковровое покрытие для комнаты.
Кроме этого, переработка позволяет сэкономить ресурсы. Ведь, производство еще одной банки, которая улетит в мусор, тоже имеет затраты: 10 деревьев может спасти 1 тонна собранной макулатуры; 20 литров воды будет сэкономлено благодаря переработке 1 кг макулатуры; 5 чашек чая можно вскипятить, сэкономив энергию на переработке 2 стеклянных бутылок; 3 часа работы телевизора может обеспечить энергия, сэкономленная благодаря переработке 1 алюминиевой банки.
Люди, разделяя мусор, увеличивают долю перерабатываемых отходов, сокращают количество мусора на полигонах. При повсеместной организации раздельного сбора и переработки отходов выигрывают не только население и экосистема.
Не менее важным является и просвещение населения, начиная с внедрения основ экологического образования в дошкольных и школьных учреждениях.
В настоящее время экологическое образование и воспитание подрастающего поколения играет ключевую роль в предотвращении экологических катастроф, а также — формирует экологическую культуру общества. Прививая молодым людям основы экологических и этических норм и ценностей, закладывая гуманное и бережное отношение к природе и ее ресурсам, мы формируем энвайроментальное мышление молодежи, создавая основу качественно нового общества, живущего в гармонии с окружающей средой нашей планеты.
Таким образом, закладывается структура нового общества, в которой личность каждого оказывает влияние на развитие и формирование всех. Экологические социальные проекты, позволяют минимизировать негативные последствия влияния человека на природу, восстановить экосистему, создать культуру дружественной природе городской среды, обеспечить гармоничное слияние сфер бизнеса, природы, общества, информационных технологий и современных инновационных решений.
Резюмируя вышесказанное, можно отметить, что необходимо комплексное воздействие на население РФ, направленное на обеспечение лояльности к раздельному сбору мусора.
В рамках данной выпускной квалификационной работы были предложены следующие рекомендации:
1. Установка специальных баков на каждой контейнерной площадке
2. Проведение благотворительного концерта
3. Установка специальных урн в общественных местах
4. Установка информационных стендов у контейнерных площадок
5. Уроки экологического воспитания в школах и детсадах
6. «Экологическая» реклама
7. Акция «Пакеты для раздельного сбора»
Польза для государства:
1) создание новых рабочих мест в процессе сортировки и переработки отходов, что снизит уровень безработицы и увеличит поступление в бюджет от уплаты НДФЛ;
2) экономия невосполняемых природных ресурсов – природного газа и нефти, идущих на создание синтетических волокон;
3) отсутствие потребности в выделении значительных территорий под полигоны ТКО, возможность использования земельных участков в целях развития социальной сферы или жилищного строительства.
Итогом работы станет привлекательный внешний вид и чистота населенных пунктов, стабильность экосистемы.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретико-методологические подходы к обоснованию экологических проектов
1.1. Понятие и роль экологических проектов
Состояние окружающей среды и здоровья людей, состояние его здоровья и его работоспособность зависят от производственного процесса в сообществе. Развитие рыночной экономики, интеграции и глобальных процессов не способствует улучшению глобальной окружающей среды. В частности, было обнаружено, что человеческое развитие уничтожило более 60% природных ресурсов Земли за время ее существования.
Если в начале XIX — XX в. экосистемы были полностью разрушены в результате хозяйствования и других занятий, которые занимали 20 процентов земли, к концу 20 века — уже 63,8%. В основе деградации окружающей среды мира лежит человек с потребительским отношением к природе и неправильным и опасным умом создателя Вселенной, который необходимо преодолеть во имя продуктивного развития и общества в целом. Между тем, в свете беспристрастных взглядов многих зарубежных и российских ученых в социальных и экологических отношениях происходит постепенный сдвиг от антиэкологического к естественному. Рост социальной продуктивности в мире соответствует ее естественные основы и возможности, а также ближайшие и долгосрочные цели социально-экономического развития, народонаселения и национальной окружающей среды, а также ее местоположения. Важная часть здесь — это правительство и закон, правовые системы и организация.
С каждым годом экологическая ситуация ухудшается, поэтому существует потребность в более эффективном регулирующем надзоре за отделом охраны окружающей среды с помощью различных государственных органов. Существует необходимость в создании новых нормативных актов, регулирующих охрану окружающей среды, управление окружающей средой и окружающую среду. Также необходимо усилить нормативную базу для всех регулируемых местных законов.
В настоящее время в Российской Федерации очень остро стоит вопрос о необходимости решения неотложных экологических проблем. Эта проблема беспокоит как гражданское общество, так и правительство на всех уровнях. В связи с этим увеличивается доля утвержденных государственных программ по реализации мероприятий, направленных на охрану окружающей среды и улучшение состояния окружающей среды в стране.
Кроме того, основная цель правительства в области защиты окружающей среды — создание безопасной среды для нынешнего и будущих поколений, а также реализация конституционного права на здоровую окружающую среду.
Основными функциями государственного управления в области экологического менеджмента и охраны окружающей среды являются:
1) обеспечение экологической безопасности;
2) реализация конституционного права граждан Российской Федерации на здоровую окружающую среду.
Необходимо отметить, что в последние годы в Российской Федерации уделяется больше внимания вопросам экологии. Так, в 2019 г. был утвержден национальный проект «Экология», рассчитанный на 2019-2024 гг.
В настоящее время в научной литературе существует достаточно большое количество трактовок понятия «проект». Приведем некоторые из них:
1. Проект — уникальная деятельность, которая предполагает координированное выполнение определенных действий для достижения конкретной цели.
2. Проект — это временное предприятие, которое предназначено для создания уникальных продуктов или услуг.
3. Проект — это совокупность действий, которые приносят результат.
4. Проект — система сформулированных в его рамках целей, создаваемых для реализации конкретных технологических процессов.