Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Педагогика

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Эффективные способы повышения стрессоустойчивости учащихся выпускных курсов высшего учебного заведения

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СПОСОБОВ ПОВЫШЕНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ УЧАЩИХСЯ ВЫПУСКНЫХ КУРСОВ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ 7

1.1 Психологические особенности развития в юношеском возрасте 7

1.2 Содержание понятий «стресс» и «стрессоустойчивость» в научной литературе 19

1.3 Арт-терапия и другие способы повышения стрессоустойчивости 27

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 33

ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПОВЫШЕНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ УЧАЩИХСЯ ВЫПУСКНЫХ КУРСОВ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ 35

2.1 Методика проведения опытно-практического исследования 35

2.2 Диагностика стресса и стрессоустойчивости учащихся выпускных курсов высшего учебного заведения 39

2.3 Результаты анкетирования учащихся выпускных курсов на тему их отношения к известным способам повышения стрессоустойчивости 42

2.4 Арт-терапевтическая программа повышения стрессоустойчивости учащихся выпускных курсов высшего учебного заведения и ее апробация 54

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 60

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………………………………71

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Психологическая устойчивость к стрессу в современных условиях становится одним из наиболее востребованных к изучению вопросов психологии. Интерес к этой теме обусловлен усложнением условий существования человека в окружающем его современном мире (в социуме возрастает напряженность, происходят политические и военные конфликты, экономические потрясения, информационные перегрузки и пр.).

Особой отраслью, в которой высокая стрессоустойчивость является востребованной характеристикой, является профессиональная деятельность. Стресс, сопровождающий труд, предъявляет высокие требования к ресурсам адаптации человека. Отсутствие подобных ресурсов приводит к снижению результативности деятельности, нарушениям адаптации к социуму, а также к формированию болезней, вызванных переживанием чрезмерного стресса.

По мнению ряда авторов, стрессоустойчивость, будучи одним из видов психологической устойчивости, лежит в основе формирования и сохранения психического и физического здоровья человека. Также она является одним из детерминирующих факторов, обуславливающих развитие психологической готовности к самой профессиональной деятельности и увеличение ее эффективности.

Учащиеся выпускных курсов высшего учебного заведения – это практически готовые специалисты, собирающиеся в ближайшее время приступать к профессиональной деятельности. Они переживают стресс, связанный с предэкзаменационным волнением и подготовкой выпускных квалификационных работ, с одной стороны, и встревожены скорым началом трудовой деятельности, с другой стороны. Поэтому поиск эффективных способов повышения стрессоустойчивости учащихся выпускных курсов высшего учебного заведения – это проблема, востребованная, как наукой, так и практикой. Что обусловило ее актуальность и послужило причиной для выбора в качестве темы исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема психологического стресса и личностной стрессоустойчивости исследовалась В.А. Аббабаковым [1], Ю.Б. Абрамовой [2], В.А. Бодровым [7], А.В. Вальдманом [8], М.И. Дьяченко [12], О.В. Завязкиным [13], А.Б. Леоновой [21], В. Марищуком [23], И.Ю. Митевой [26], Е.В. Руденским [31], Э.М. Рутманом [32], Г. Селье [33], С.В. Субботиным [37], В.В. Суворовой [38], М.А. Уколовой [44], Д. Фонтаной [45], Е.М. Черепановой [47], Ю.Г. Чирковым [48], Ю.В. Щербатых [49].

Различные аспекты психологических особенностей развития в юношеском возрасте рассматривали такие ученые как Б.Г. Ананьев [3], И.В. Васенина [9], А.М. Газалиев [11], И.А. Зимняя [14], И.С. Кон [18], Н.С. Лейтес [20], Л.В. Марищук [24], Е.И. Николаева [28], Л.Г. Пак [29], А.В. Соколов [35], В.Н. Стегний [36], А.В. Толстых [43], З. Фрейд [46], К.Г. Юнг [50].

Арт-терапию и другие способы повышения стессоустойчивости в своих исследованиях изучали В.П. Анисимов [4], Е.А. Медведева [5] Р.А. Верховодова [10], Т.Ю. Кисилева [16], Н.Н. Колмогорцева [17], И.С. Кон [18], Е. Макарова [22], Н.Ю. Сергеева [34], А.А. Сучилин [39], Е. Таранова [40].

Объект исследования: стрессоустойчивость как личностная характеристика.

Предмет исследования: способы повышения стрессоустойчивости учащихся выпускных курсов высшего учебного заведения.

Цель исследования: определить уровень стресса учащихся выпускных курсов высшего учебного заведения, разработать и апробировать программу повышения их стрессоустойчивости.

Гипотеза исследования: предполагается, что наиболее эффективным способом повышения стрессоустойчивости учащихся выпускных курсов высшего учебного заведения является метод арт-терапии (в частности, изотерапия).

Объект, предмет, цель и гипотеза исследования обусловили необходимость решения следующего комплекса задач:

1. Представить психологические особенности развития в юношеском возрасте.

2. Рассмотреть содержание понятий «стресс» и «стрессоустойчивость» в научной литературе.

3. Изучить арт-терапию и другие способы повышения стрессоустойчивости.

4. Выполнить диагностику стресса и стрессоустойчивости учащихся выпускных курсов высшего учебного заведения.

5. Проанализировать результаты анкетирования учащихся выпускных курсов на тему их отношения к известным способам повышения стрессоустойчивости.

6. Апробировать арт-терапевтическую программу повышения стрессоустойчивости учащихся выпускных курсов высшего учебного заведения.

Методы исследования:

— анализ литературы по проблеме исследования;

— анкетирование (с использованием анкеты, посвященной изучению осведомленности студентов в отношении знакомых им способов снятия стресса и отношения к арт-терапии);

— тестирование (с использованием Шкалы психологического стресса, PSM-25);

— эксперимент.

Выборку испытуемых составили студенты выпускных курсов ИСОП в количестве 47 человек.

Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации и обобщении научных позиций относительно психологических особенностей развития в юношеском возрасте; в реализации обзора содержания понятий «стресс» и «стрессоустойчивость» в научной литературе; в рассмотрении арт-терапии как способа повышения стрессоустойчивости.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования разработанной и апробированной арт-терапевтической программы в процессе психологического сопровождения студентов выпускных курсов высшего учебного заведения. Сведения об уровне стрессоустойчивости студенческой молодежи могут быть использованы молодыми учеными, занимающимися разработкой схожей научной проблемы, с целью систематизации и обобщения эмпирических данных.

Структура работы. Выпускная квалификационная работа представлена введением, двумя главами, заключением, списком литературы и приложениями. Проиллюстрирована 3 таблицами, 14 рисунками, 3 приложениями.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Выполнение выпускной квалификационной работы позволило достичь поставленной во введении цели – определить уровень стресса учащихся выпускных курсов высшего учебного заведения, разработать и апробировать программу повышения их стрессоустойчивости.

Для достижения указанной цели были решены все поставленные задачи.

По итогам решения первой задачи исследования были представлены психологические особенности развития в юношеском возрасте. Было выявлено, что студенчество выступает особой возрастной и социально-психологической категорией населения. Если рассматривать студентов очного отделения, то большинство из них в возрастной периодизации входят в юношеский возраст. Студенческий возраст – это период интенсивного социального развития человека, его профессионального становления и окончательного формирования личностной индивидуальности. Студенты отличаются высокой умственной работоспособностью и интеллектуальным потенциалом, но, вместе с тем, эмоционально неустойчивы, бывают склонны к негативным переживаниям (социальной тревожности, депрессии). Последний факт обусловлен развитием рефлексии и самоанализа, характерным индивидам студенческого возраста. К основным причинам формирования тревожности в студенческой группе можно отнести неспособность контролировать ситуацию, фрустрацию и потерю базовой любви к самому себе. Объективными факторами, обуславливающими тревожность в студенческой группе, являются неблагоприятная психологическая атмосфера, перегрузки различного рода, излишки ситуаций неопределенности и низкий социальный статус.

По итогам решения второй задачи исследования было рассмотрено содержание понятий «стресс» и «стрессоустойчивость» в научной литературе. Было установлено, что стресс является неспецифической ответной реакцией организма на разнообразные раздражители, оказывающей содействие индивиду в ходе приспособления к меняющимся условиям. Специфика протекания стрессовой реакции связана с целым рядом факторов, наиболее значимыми из которых выступают физиологические характеристики организма и личностные особенности человека. А под стрессоустойчивостью следует понимать комплекс качеств, обеспечивающих организм возможностями для преодоления негативных действий стрессоров с наименьшим объемом эмоциональных и энергозатрат.

По итогам решения третьей задачи исследования была изучена арт-терапия и другие способы повышения стрессоустойчивости. Выявлено, что арт-терапия (иначе говоря, терапия искусством) является направлением психологической коррекции, основанном на применении средств искусства и самостоятельного творчества с целью преодоления психологических сложностей или развития желаемых личностных характеристик.

По итогам решения четвертой задачи исследования была выполнена диагностика стресса и стрессоустойчивости учащихся выпускных курсов высшего учебного заведения. Было установлено, что высокий уровень стресса был зафиксирован у 35,7%. Средний уровень стресса был определен у 46,2%. Низкий уровень смогли показать только у 16,8%.

По итогам решения пятой задачи исследования были проанализированы результаты анкетирования учащихся выпускных курсов на тему их отношения к известным способам повышения стрессоустойчивости. Было установлено, что выпускникам проблема стресса знакома. Основной причиной стресса, в целом, они полагают сложные жизненные ситуации и напряженные условия работы или учебы. Сами также регулярно сталкиваются со стрессовыми ситуациями, часто эти ситуации связаны с учебой, в частности, подготовкой к защите ВКР и госэкзамену. Основным способом для преодоления стресса выпускники полагают обращение за помощью к друзьям и семье. Для повышения стрессоустойчивости эффективными способами считают занятия спортом, ведение здорового образа жизни. Арт-терапия как эффективный способ повышения стресса знаком выпускникам недостаточно, однако, их готовность к участию в реализации арт-терапевтической программы оценивается как исключительно высокая.

По итогам решения шестой задачи исследования была апробирована арт-терапевтическая программа повышения стрессоустойчивости учащихся выпускных курсов высшего учебного заведения. Программа была трехдневной и включала выполнение проективных рисуночных методик, проективную технику «коллаж» и выполнение символических мандал на архетипические темы. По итогам апробации программы высокий уровень стресса показали лишь 6,3% выборки. Средний уровень был выявлен у 54,6% выборки. А низкий уровень изучаемого параметра смогли продемонстрировать 37,8%.

Анализ эмпирических данных, полученных в ходе опытно-практического изучения темы, позволил доказать гипотезу исследования о том, что наиболее эффективным способом повышения стрессоустойчивости учащихся выпускных курсов высшего учебного заведения является метод арт-терапии (в частности, изотерапия).


 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СПОСОБОВ ПОВЫШЕНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ УЧАЩИХСЯ ВЫПУСКНЫХ КУРСОВ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

1.1 Психологические особенности развития в юношеском возрасте

Студенчество является особенной категорией, как в отношении возрастных характеристик, так и в социально-психологическом отношении. Изучению своеобразия студенчества посвятили свои труды Б.Г. Ананьев и Л.А. Баранова, М.Д. Дворяшина и И.С. Кон, Е.И. Степанова и В.А. Якунин, а также многие другие отечественные ученые [35].

Изучение особенностей студенческой популяции обусловлено не только чисто научным интересом, но и практической потребностью рассмотрения необходимых для успешного обучения и результативной профессионализации характеристик. В частности, высокий уровень сложности теоретических знаний и обучения необходимым умениям будущей профессии обуславливает потребность в развитом мышлении, высокой самоорганизации и произвольности психических процессов у студентов.

Б.Г. Ананьевым [3] отмечалось, что студенчество как период развития личности демонстрирует высокий потенциал в отношении социогенеза, т.е. развития тех функций, которые связаны с процессом социализации.

Студенчество в отношении своей возрастной периодизации находится в промежутке между юностью и зрелостью, представляя собой такой период развития как раннюю взрослость, в которую учеными включается период развития от 18 до 25 лет.

И.А. Зимняя [14] к наиболее характерным особенностям студенчества относит:

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы