Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Эффективность применения фитбол занятий в физической реабилитации детей 6-7 лет, со сколиозом 1 степени
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Обзор научной и методической
литературы по исследуемой проблеме. 5
1.1. Особенности функциональных
нарушений опорно-двигательного аппарата у детей
6-7 лет. 5
1.2. Клиническая характеристика
сколиоза. 8
1.3. Применение лечебной физической
культуры в физической реабилитации детей 6-7 лет со сколиозом. 11
Глава 2. Методы и организация
исследования. 19
2.1. Методы исследования. 19
2.1.1 Анализ литературных источников. 19
2.1.2 Педагогическое тестирование. 20
2.1.3 Педагогическое наблюдение. 21
2.1.4 Педагогический эксперимент. 21
2.1.5 Статистическая обработка
результатов исследования. 22
2.2. Организация исследования. 23
Глава 3. Результаты исследования и их
обсуждение. 25
3.1. Характеристика фитбол занятий в
физической реабилитации детей 6-7 лет со сколиозом 1 степени. 25
3.2. Обсуждение результатов
исследования. 33
Заключение. 42
Выводы.. 44
Список литературы.. 46
Приложения. 53
Введение:
Актуальность
темы. Особенности современных условий жизни, быстрые темпы
развития техники, модернизация учебных процессов, рост информации предъявляют
высокие требования к организму детей 6-7 лет. Пластичность функциональных
систем здорового ребенка способствует сравнительно быстрой их адаптации к
отрицательным влияниям внешней среды [14]. Напротив, незначительные отклонения в состоянии их
здоровья, в том числе и наличие сколиоза приводят к тому, что организм не
всегда адекватно реагирует на учебные нагрузки.
В специальной
научно-методической литературе отмечено многочисленные взаимосвязи между
сколиозом, сопровождающимся деформацией позвоночника, изменениями топографии и
морфологии костных элементов позвоночника, грудной клетки и таза, и нарушением
нормальной иннервации внутренних органов грудной и брюшной полости [22].
На сегодня количество детей
со сколиозами растет и актуализирует проблему целевой разработки программы физической
реабилитации для данного контингента. По мнению ряда авторов [5, 10, 14, 15], чтобы добиться результатов в улучшении функционального состояния
позвоночника и мышц у детей младшего школьного возраста со сколиозами,
требуются принципиально новые подходы, средства и технологии, которые должны
соответствовать индивидуальным особенностям каждого занимающегося, максимально
эффективно реализовать их интересы, склонности и способности.
Школьники, нередко, не приемлют жестко организованные формы
занятий с их прагматичной направленностью и утилитарными заданиями. Об этом
свидетельствует большой интерес у них к нетрадиционным видам физических
упражнений [16, 19, 28, 29, 52], что немаловажно учитывать
в процессе организации занятий физической реабилитацией.
Значительный интерес в этом направлении вызывают вопросы
рационального использования оздоровительного потенциала фитбол занятий,
определенные методики которой формируются в результате синтеза разнообразных
упражнений силового и растягивающего характера, рекреационно-развлекательных
(игровых) мероприятий и специализированных упражнений, направленных на
коррекцию мышечного корсета у детей.
Объект
исследования – физическая реабилитация детей со
сколиозом.
Предмет
исследования – средства и методы фитбол занятий у
детей 6-7 лет для реабилитации сколиоза 1 степени.
Гипотеза
исследования: предполагается, что разработанная методика
физической реабилитации с использованием фитбол занятий у детей 6-7 лет со
сколиозом будет эффективной для улучшения их функционального состояния
опорно-двигательного аппарата.
Цель
исследования – разработать методику физической
реабилитации у детей 6-7 лет со сколиозом с использованием фитбол занятий для
улучшения функционального состояния позвоночника.
Для достижения цели были
поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать
современную научно-методическую литературу относительно физической реабилитации
детей со сколиозом.
2. Оценить особенности функционального
состояния опорно-двигательного аппарата у детей 6-7 лет со сколиозом 1 степени.
3. Разработать и
экспериментально обосновать эффективность программы физической реабилитации с использованием фитбол занятий у детей 6-7
лет со сколиозом.
Практическая
значимость. Полученные результаты исследования могут быть
использованы педагогами, учителями физической культуры, реабилитологами,
инструкторам лечебной физической культуры, преподавателями в фитнес-центрах,
спортивных школах для коррекции сколиоза у детей 6-7 лет 1 степени.
Заключение:
В современных условиях
жизни, большинство людей не уделяют должного внимания своему здоровью. Современному
взрослому человеку необходимо осознание того, что здоровью необходимо уделять
максимум внимания. Необходимо
всегда помнить о своей осанке. Сколиоз на сегодняшний
день является одной из самой
распространенной патологий позвоночника. У детей младшего школьного возраста
происходит развитие и укрепление организма, опорно-двигательный аппарат
укрепляется, мышцы становятся более сильными, совершенствуется координация
движений. Именно в этот период необходимо эффективно организовать реабилитационные
мероприятия для коррекции сколиоза на первой степени.
В процессе анализа
теоретического материала рассматривались вопросы, связанные с этиологией,
классификацией, диагностикой и лечением сколиоза у детей, а также оценке
различных методик физической реабилитации.
Польза физических
упражнений при сколиозе очень велика. Их использование в отличии от медикаментозных и прочих
вызывает минимальное количество отрицательных побочных эффектов. Физические
упражнения, а в частности использование
средств фитбол занятий способствует улучшению показателей функционального
состояния мышечного корсета детей и
профилактики сколиоза.
При этом необходимо
отметить, что избирательность разнообразных средств фитбол занятий обуславливает
широкий диапазон их использования в процессе физической реабилитации детей со
сколиозами.
Однако на сегодня
остается малоизученным вопрос о влиянии данного вида занятий на состояние
позвоночника детей младшего школьного возраста. Поэтому разработка и
обоснование методики фитбол занятий с детьми младшего школьного возраста с
учетом особенностей функционального состояния опорно-двигательного аппарата
детей является актуальным.
По результатам
эксперимента наблюдалась тенденция к улучшению показателей функционального состояния мышц спины и
брюшного пресса у детей экспериментальной группы, при использовании
разработанной методики реабилитации.
Достоверные изменения у детей экспериментальной группы
произошли в тесте гибкости позвоночника – результат улучшился на 96,77%
(<0,001), а также в силовой выносливости мышц спины — на 55,83% (p<0,001), силовой
выносливости мышц брюшного пресса — 70,82%, (p<0,05), сгибания позвоночника
– на 41,66% (p<0,001), разгибания
позвоночника – на 23,58% (p<0,05).
Для проверки
эффективности занятий по традиционной программе физической реабилитации у детей
6-7 лет со сколиозом 1 степени провели повторное тестирование показателей.
Дети контрольной группы продемонстрировали улучшение
гибкости позвоночника на 25,00% (p>0,05), силовой выносливости мышц
спины — на 12,33% (p>0,05), силовой
выносливости мышц брюшного пресса – 20,10%, (p>0,05), сгибания позвоночника
– на 8,84% (p>0,05), разгибания
позвоночника – на 4,54% (p>0,05).
В заключении
исследования, можно сделать вывод, что цель работы достигнута, гипотеза
подтверждена.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Обзор научной и методической литературы по
исследуемой проблеме 1.1. Особенности
функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата у детей 6-7 лет У
современных школьников наблюдается тенденция к значительному снижению двигательной
активности, что обусловлено:
1)
увеличением времени на восприятие информации, количество которой постоянно
увеличивается;
2)
необходимостью усвоения большого объема современных знаний;
3)
современными условиями жизни, на которые негативно влияет урбанизация
современного общества [8, 17].
Как
показывает анализ литературных источников [6], костно-мышечная система наиболее
полно отражает общие признаки возрастного развития ребенка. Изменения
параметров костной и мышечной тканей наиболее заметны как при прогрессивном
росте организма, так и во время инволюции. В процессе эволюции
человека постепенно сформировались признаки прямохождение: сбалансированная
посадка головы, S-образный позвоночник, сводчатая стопа, широкий таз, широкая и
плоская грудная клетка, массивные кости нижних конечностей, ориентация лопаток
во фронтальной плоскости. S-образный позвоночник — своеобразный амортизатор при
осевых нагрузках.
Как известно, выделяют изгиб
вперед в шейном отделе — шейный лордоз, изгиб назад в грудном отделе — грудной
кифоз, изгиб вперед в поясничном отделе – поясничный лордоз. За счет
естественных изгибов увеличивается прочность позвоночника в осевой нагрузки.
При резких и чрезмерных нагрузках позвоночник будто «складывается» в S-образную
форму, оберегая диски и связки позвоночника от травмы, а затем расправляется
как пружина [23, 24].
Корреляция между
состоянием позвоночника и состоянием здоровья детей показана многочисленными исследованиями
[27],
в которых отмечено, что отсутствие отклонений в состоянии опорно-двигательного
аппарата – обязательное условие нормального функционирования органов и систем,
развития организма в целом, повышения физической работоспособности детей и
укрепления их здоровья [30, 33, 34].
У детей связочный аппарат позвоночника является более эластичным
и более растяжимым по сравнению с взрослыми. Такая высокая эластичность связочного
аппарата и межпозвоночных дисков обусловливают повышенную подвижность
позвоночника ребенка. Однако с другой стороны, слабая стабилизирующая функция
межпозвонковых дисков, которая сочетается с повышенной растяжимостью связочного
аппарата, может создавать предпосылки для появления нестабильности
позвоночно-двигательного сегмента [23].
Стоит заметить, что в случае перегрузки одних и тех же самых
мышечных групп нарушается равномерная тяга мышц, что может привести к изменению
величины лордоза или кифоза или сколиозу. При частом повторении таких состояний
они фиксируются, что вызывает нарушение осанки и сколиозу, которые вызывают
перераспределение мышечного тонуса, ослабление мышц, снижение рессорной функции
позвоночника и изменения в деятельности главных систем организма [41].
Исследования многих специалистов [38, 43, 46] свидетельствуют о том, что с каждым годом значительно
увеличивается число детей младшего школьного возраста со сколиозами.
Данные большинства специалистов [39,
40]
свидетельствуют о том, что более 75% детей, которые учатся в первых классах
общеобразовательных школ, имеют различные функциональные нарушения опорно-двигательного
аппарата. Исследование А. А. Потапчука [41]
о состоянии позвоночника подтвердило, что:
— с возрастом увеличивается количество
детей с нарушениями осанки и во фронтальной и в сагиттальной плоскостях с
подавляющей деформацией во фронтальной плоскости;
— в сагиттальной плоскости чаще всего
встречается сутулая, плоская и кругловогнутая спина, причем у мальчиков чаще
бывает сутулая спина, а у девочек — плоская, а кругловогнутая прослеживается у
мальчиков и девочек с одинаковой частотой;
— высокая степень уплощения сводов стоп встречается
чаще у мальчиков по сравнению с девочками (от 21 до 35% у мальчиков 3-6 лет и
от 6 до 22% у девочек 3-6 лет).
Е. М. Бондарем было установлено [10],
что на пространственную организацию биозвеньев тела младших школьников влияют
нарушения осанки, которые отражаются в статистически достоверных (p<0,05)
изменениях ее показателей:
— при плосковогнутой спине прослеживается
изменение угла асимметрии плеч;
— угла, образованного вертикалью и линией
соединяющей остистый отросток плеча, позвонка СVII и ЦМ головы; расстояние от
точки С7 к вертикали, проходящей через ЦМ головы;
— расстояния от наиболее выпуклой точки
позвоночного столба к вертикали, проходящей через ЦМ головы; расстояние от
точки L5 до вертикали, проходящей через ЦМ головы;
— при плоской спине меняется угол,
образованный горизонталью и линией, соединяющей наиболее выступающую точку
лобной кости и подбородок, угла, образованного вертикалью и линией, соединяющей
остистые отростки позвонков СVII и LV;
— при круглой спине заметное изменение
расстояния от наиболее выпуклой точки позвоночного столба к вертикали,
проходящей через ЦМ головы;
— угла асимметрии плеч;
— при комбинированных нарушениях осанки
меняется угол асимметрии, а также то, что образованный вертикалью и линией,
соединяющей осисти отростки позвонков СVII и LV; угол наклона к горизонтали
линии, проходящей через точки нижних концов лопаток;
— при нарушениях осанки во фронтальной
плоскости происходит изменение угла наклона к горизонтали линии, проходящей
через точки нижних концов лопаток; угла асимметрии плеч.
Специалист отмечает [10],
что нарушение осанки влияет на биостатические показатели устойчивости тела
детей младшего школьного возраста, наиболее наглядно отражаются на показателях
момента устойчивости тела.
Н. Н. Гончаровой [14]
обнаружено, что у детей младшего школьного возраста наиболее часто встречаются
следующие нарушения осанки: сколиотическая — в 25,30% (N = 42), сутулая — в
13,25% (n = 22), плоская — 4,22% (n = 7), кругловогнутая спина — 3,02% (n = 5),
у 15,66% (n = 26) детей прослеживается разные комбинированные нарушения осанки,
как в сагиттальной, так и во фронтальной плоскостях.
Таким образом, приведенные данные свидетельствуют о том, что
у детей младшего школьного возраста отмечаются разнообразные нарушения осанки и
сколиоз, что привлекает к себе внимание многих специалистов для коррекции
данной патологии.