Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Гуманитарные науки Французская филология

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Духовное возрождение героев в романах Виктора Гюго («Нотр-Дам» и «Отверженные»)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ПЕРВАЯ ГЛАВА. ПРИНЦИПЫ ИЗОБРАЖЕНИЯ ХАРАКТЕРОВ И СОБЫТИЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ ПЕРИОДА ФРАНЦУЗСКОГО РОМАНТИЗМА 8

1.1.Истоки французского романтизма. Его представители 8

1.2. Романтические тенденции и влияние достижений критического реализма в произведениях Виктора Гюго «Собор Парижской богоматери» и «Отверженные» 12

1.3. Принципы построения образов в художественной литературе 19

ВЫВОДЫ ПОСЛЕ ПЕРВОЙ ГЛАВЫ 27

ВТОРАЯ ГЛАВА. ИЗМЕНЕНИЕ ДУХОВНОГО СОСТОЯНИЯ ПЕРСОНАЖЕЙ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ВИКТОРА ГЮГО «СОБОР ПАРИЖСКОЙ БОГОМАТЕРИ» И «ОТВЕРЖЕННЫЕ» 29

2.1. Виктор Гюго как создатель социального романа 29

2.2.Образы главных героев в романе Виктора Гюго «Отверженные» 34

2.2. Духовное возрождение героев романа Виктора Гюго «Собор Парижской богоматери» 42

ВЫВОДЫ ПОСЛЕ ВТОРОЙ ГЛАВЫ 46

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49

  

Введение:

 

Французский писатель Виктор Гюго родился в 1802, а умер в 1885 году. Это значит, что практически все значимые исторические события XIX века проходили перед его глазами и, конечно же, не могли не отразиться в его творчестве. Его поэзия, публицистика, а главное – его романы стали эпицентром тех идейных исканий, которые волновали самые передовые умы эпохи. А таких имен рядом с Виктором Гюго было немало: Ф. Шатобриан, А. Стендаль, О.Бальзак, А. Мюссе, Ж. Санд, А. Дюма и т.д. – их называют «золотая гроздь» большой французской литературы, и имя Гюго занимает в этой череде достойное место. Он воспевал свою страну не только в дни ее славы, но и в тяжелые и страшные времена. Возможно, именно поэтому в его произведениях основной идеей всегда остается идея нерушимой ценности бытия и его законов, нарушая которые человек губит свою душу. Книги Гюго призывают к состраданию к обездоленным, к «отверженным» обществом несчастным людям. Писателя интересуют не столько сами по себе великие исторические события, захлестнувшие его страну, а то, как они отразились на судьбах простых бедных людей.

Актуальность тематики и проблематики исследования обусловлена несколькими причинами:

• обострившимся интересом зарубежных и отечественных литературоведов к французскому романтизму;

• ощущением недостаточной изученности в российской науке темы духовного восхождения героев романа В. Гюго

Степень изученности проблемы

Процесс формирования и выражения нравственных качеств в художественном произведении – предмет особого литературоведческого исследования. Методологические подходы к изучению данной темы достаточно широки: исследования в области философии, психологии, педагогики и литературоведения условно можно разделить на две группы. Одна группа ученых (Т. Т. Акмамбетов, С. Ф. Анисимов, Е. М. Бабосов, Г. Н. Гумницкий, Н. Н. Крутов, И. Я. Писаренко) отождествляет мораль и нравственность. Вторая группа понимает мораль как «систему норм и ценностей, принятую в данном обществе, а нравственность – соблюдение внутренних законов одного отдельного человека» [Овинова, с. 18]. Такие ученые, как Л. Н. Коган, В. И. Басов, А. И. Шемшурина, Г. Н. Сериков, И. Ф. Харламов определяют мораль «как совокупность норм и правил поведения в обществе, т.е. то, что действует извне; нравственность же трактуется ими как личностная характеристика» [Овинова, с. 18].

Виктор Гюго – один из наиболее «живых» классиков мировой литературы, воплощение французского Гения, творчество которого является постоянным объектом и читательского, и исследовательского интереса, что еще раз подтвердил прошедший в 2002 году юбилей писателя. Пользуясь у современников огромным, не только литературным, но и гражданским авторитетом, В. Гюго проявил себя в самых разных областях творчества – поэзии, прозе, драматургии и, кроме того, живописи.

Изучение творчества Виктора Гюго следует начать с исследования истории французского романтизма, его особенностей. Здесь необходимо обратиться к таким изданиям как «История всемирной литературы».

Впервые в России произведения поэтов-романтиков были подвергнуты критическому разбору в статьях В.Г. Белинского, в которых высоко оценивалось творчество Гюго. Эта точка зрения на творчество французских романтиков была поддержана впоследствии статьями М. Горького и стала официальной для советского литературоведения. В определенной мере та же позиция прослеживается в исследованиях 1950-1970 гг., в том числе в исследовании Д.Д. Обломиевского «Французский романтизм» (1947), в монографии М.С. Трескунова «Виктор Гюго» (1961), в курсе лекций по зарубежной литературе Н.Я. Берковского, прочитанных в 1971-1972 гг. и во многих других работах.

Особое значение имеет выход в свет учебного пособия для высшей школы «История европейской литературы. XIX век: Франция, Италия, Испания, Бельгия» (2003), подготовленного к печати коллективом авторов под редакцией Т.В.Соколовой. В этом издании рассматриваются важнейшие особенности литературного процесса XIX века во Франции, Италии, Испании и Бельгии и, в частности, систематизирован и обобщен новый подход к изучению французского романтизма.

При написании исследования использовались характеристики основ творчества Виктора Гюго из монографии Наума Яковлевича Берковского «Статьи и лекции по зарубежной литературе».

Самыми первыми критиками творчества Гюго были его современники — авторы журнала «Сенакль». Литература о его творчестве представлена огромным количеством монографий, статей, романтизированных биографий. Начало исследованиям о Гюго положили его современники, а последний всплеск таких публикаций относится к 200-летию поэта, в том числе выход в свет своеобразной летописи творчества Гюго, составленной коллективом авторов: А. Деко (A. Decaux), Г. Сен Бриз (G. Saint Bris).

Более глубокому осмыслению в работе фигуры Гюго как главы романтического направления во Франции помогли монографии, посвященные анализу жизненного и творческого пути Виктора Гюго. Такими работами стали труды Ф. Бонта «Рыцарь мира», А.Моруа «Олимпио, или Жизнь Виктора Гюго», М.В. Толмачева «Свидетель века Виктор Гюго» и М.С. Трескунов «Виктор Гюго: очерк творчества».

Для исследования нами были выбраны романы Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» и «Отверженные» потому что нравственные концепции этих романов соответствуют представлению В. Гюго о человеческой жизни, как о непрерывной смене света и тьмы. Сам автор говорит в конце романа «Отверженные», что книга имеет гораздо более важную цель, чем отображение реальной жизни. Понимая мир, как постоянное движение от зла к добру, Гюго стремится продемонстрировать это движение, акцентируя (зачастую даже вопреки логике реальных событий) обязательную победу доброго и духовного начала над силами зла. «Книга, лежащая перед глазами читателя, представляет собою от начала до конца, в целом и в частностях… – путь от зла к добру, от неправого к справедливому, от лжи к истине, от ночи к дню… Исходная точка; – материя, конечный пункт – душа. В начале – чудовище, в конце ангел» [Гюго. Отверженные. С.186].

Цель работы – проследить духовное возрождение героев романов Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» и «Отверженные».

Для достижения цели в процессе исследования были поставлены и последовательно решены следующие задачи:

1.Изучить истоки французского романтизма.

2.Рассмотреть основных представителей этого литературного направления.

3.Раскрыть романтические тенденции и влияние достижений критического реализма в произведениях Виктора Гюго «Собор Парижской богоматери» и «Отверженные».

4.Определить принципы построения образов в художественной литературе.

5.Рассмотреть творчество Виктора Гюго как одного из создателей социального романа.

6.Раскрыть метод изображения характеров и событий Виктором Гюго через образы главных героев романа «Отверженные».

7.Проанализировать духовное возрождение героев в романе «Собор Парижской Богоматери».

Объект исследования – романы Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» и «Отверженные» на французском языке и в переводе на русский язык.

Предмет исследования – духовное возрождение героев романов Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» и «Отверженные».

Методы исследования: в работе используются культурно-исторический подход в изучении литературного процесса, историко-типологический метод исследования. Именно их системная взаимосвязанность позволит изучить творчество писателя в многоаспектной связи с эпохой, в обусловленности исторической ситуацией, в сопоставлении с другими явлениями культурно-исторического процесса.

Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Имя Виктора Гюго занимает достойное место в череде имен, которые составляют «золотую гроздь» большой французской литературы. Перед глазами писателя прошли все самые значительные события истории Франции XIX века, и, конечно же, он не мог не отразить их в своем творчестве. Как свидетель, а зачастую, и как участник истории, Гюго пережил и идейные метания, и сомнения, и разочарования, что со всей силой огромного таланта запечатлел на страницах своих произведений.

Виктор Гюго писал о своей Франции не только в дни ее величия, но и тогда, когда она переживала нелегкие времена, а сам писатель был вынужден долгие двадцать лет жить на чужбине. Возможно, именно поэтому в его произведениях очень важна идея возрождения, которое происходит, даже если ценой его становится смерть героя.

Гюго называют автором социального романа, потому что его произведения призывают к состраданию к обездоленным, к «отверженным» обществом несчастным людям. Судьба этих людей интересует писателя столь сильно, что самые крупные исторические события – революции и перевороты важны для него лишь как причины, повлиявшие на перемены в этой судьбе.

В своей работе мы рассмотрели способы создания Виктором Гюго образов главных героев романов «Отверженные» и «Собор Парижской Богоматери». Большое значение в этом процессе играют приемы контраста, противопоставления и гротеска, берущие начало в искусстве романтизма. Гюго очень многое строит на контрасте внешности и внутренних душевных качеств, или же, наоборот, на их полной гармонии (как в случае с Эсмеральдой).

Также важным в создании образа героя является описание его дома, его занятий, привычек. Есть в романе «Отверженные» герой – Мариус, который наделен личными качествами самого Виктора Гюго. Писатель со стороны смотрит на свои идейные метания, душевные поиски, пройденные жизненные этапы.

В романе «Собор Парижской Богоматери» в созданном образе Квазимодо наиболее ярко показан процесс духовного возрождения героя, который оказывается победителем даже несмотря на то, что ценой этого стала его собственная жизнь.

 

Фрагмент текста работы:

 

ПЕРВАЯ ГЛАВА. ПРИНЦИПЫ ИЗОБРАЖЕНИЯ ХАРАКТЕРОВ И СОБЫТИЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ ПЕРИОДА ФРАНЦУЗСКОГО РОМАНТИЗМА

1.1.Истоки французского романтизма. Его представители

Как писал американский писатель Генри Джеймс: «Нужно очень много истории, чтобы получилось немного литературы» [Джеймс]. И совершенно естественно, что основными истоками появления, развития и завершения того или иного литературного стиля являются исторические события. Исторические события во Франции начала XIX века были очень бурными и напряженными. Повлиявшая на весь ход истории буржуазная революция только что отгремела и породила яростную борьбу представителей разных сил общества.

Уже в первые годы XIX века целый ряд публицистов, писателей и философов посвящают свою деятельность последовательному отрицанию идей просветителей. «Они считают разум источником всяческого зла, предлагают восстановить в правах веру, религию, церковь, отвергают идеи веротерпимости и свободы совести, за которые боролись просветители, требуют восстановления единой католической церкви с ее главой – папой. Наконец, они отвергают принцип народовластия, призывая к возвращению феодальной монархии» [Елизарова].

Такие идеи пропагандировали теоретики и публицисты Луи Габриэль Амбруаз Бональд и Жозеф де Местр. В своей работе «Теория политической и религиозной власти» Бональд утверждает положения о том, что философы XVIII века принесли большой вред: они возбудили умы, вызвали недовольство существующим порядком. «Разум – источник зла, – пишет философ, – он научил человека сомневаться. Нужно уничтожить всякие следы влияния философии XVIII века, восстановить в правах веру, которая не знает сомнений» [Бональд].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы