Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Духовно нравственное воспитание школьников как актуальная педагогическая проблема.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические аспекты духовно
нравственного воспитания школьников как актуальной педагогической проблемы.. 6
1.1. Основы духовно-нравственного воспитания. 6
1.2. Проблемы духовно-нравственного
воспитания. 17
Выводы по первой главе. 24
Глава 2. Практические аспекты духовно
нравственного воспитания школьников как актуальной педагогической проблемы.. 26
2.1. Диагностика духовно-нравственного
воспитания школьников. 26
2.2. Рекомендации по реализации
духовно-нравственного воспитания школьников 46
Выводы по второй главе. 63
Заключение. 64
Список использованной литературы.. 65
Приложение. 68
Введение:
Во
все времена люди высоко ценили духовное и нравственное воспитание школьников.
Глубокие социально–экономические преобразования, происходящие в современном
обществе, заставляют задуматься о будущем Казахстана.
В
настоящее время моральные устои были разрушены, молодое поколение можно
обвинить в недостатке духовности, недостатке веры и агрессивности. Поэтому
актуальность проблемы воспитания младших школьников связана как минимум с
четырьмя положениями:
Во–первых, нашему обществу нужна подготовка
высоко образованных, высоко моральных людей, которые обладают не только
знаниями, но и отличными личностными качествами.
Во–вторых, в современном мире маленький
человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников
сильного влияния на него, как положительного, так и отрицательного, которые
(источники) ежедневно воздействуют на хрупкий интеллект и чувства ребенка, на
все еще возникающие сфера морали.
В–третьих, само по себе образование не
гарантирует высокий уровень духовного и морального воспитания школьника,
поскольку воспитание школьника – это личностная черта, которая определяет
отношение человека к другим людям в повседневном поведении на основе уважения и
доброй воли к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственности
является главной задачей образования».
Общеобразовательной
школе поручено подготовить ответственного гражданина, который способен
самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в
соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой проблемы связано с
формированием устойчивых духовно–нравственных свойств личности ученика.
Воздействие на человека с целью
формирования его духовно–нравственных качеств – тема, которую ученые изучают
уже несколько тысяч лет. За это время понятие морали и нравственного поведения
человека уже более или менее сформировалось. Остался вопрос, как сформировать
моральное поведение человека.
Ценность и функция школы в системе
непрерывного образования определяется не только ее преемственностью с другими
связями в образовании, но и уникальной ценностью этого этапа формирования и
развития личности ребенка.
Решение
основных задач обучения должно обеспечить формирование личного отношения к
окружающим, овладение этическими, эстетическими и духовно–нравственными
нормами.
Проблема духовно–нравственного воспитания
школьников сегодня острее, чем когда–либо в нашем обществе. Для этого есть
много причин, и одна из них – абсолютная деилогизация общества, ликвидация
института образования.
Отказ
от идеологии прошлого привел к разрушению «связи времен», чувства причастности
к истории своей родины.
Средства
массовой информации, распространяемые по всей стране, ведут деструктивную
антидуховную пропаганду, снижают моральные критерии и даже угрожают
психологическому здоровью человека.
Все
больше и больше людей понимают, что для духовного возрождения общества
недостаточно только знаний, обеспечиваемых традиционным образованием.
Нравственные
побуждения не могут быть рационально получены посредством чисто научного
образования; никакая сумма наук сама по себе не может заменить любовь, веру,
сострадание.
Духовность, по мнению Л.П. Буевой, – это
проблема обретения смысла. Духовность является показателем существования
определенной иерархии ценностей, целей и значений.
В настоящее время в педагогическом сообществе
интеллигенция активно обсуждает вопрос о том, каким должно быть нравственное
воспитание школьников, о месте и роли религии и, в частности, православия в
ней.
Проблемой
нашего исследования является поиск, определение педагогических условий для
духовно–нравственного воспитания школьников в процессе учебной деятельности, а
также определение места духовно–нравственной культуры в структуре содержания
образования.
Чтобы
решить эту проблему, учителю необходимо не только знание предметов начальной
школы и методики их преподавания, но и умение направлять свою деятельность на
нравственное воспитание школьников.
Цель исследования: изучение возможностей духовно–нравственного
воспитания школьников.
Объектом исследования является
педагогический процесс школы.
Предметом исследования является
духовно–нравственное воспитание младших школьников в процессе учебной
деятельности. В соответствии с проблемой, целью, объектом,
предметом исследования мы ставим следующие задачи:
1.
Изучить основы духовно-нравственного воспитания
2.
Проанализировать проблемы духовно-нравственного воспитания
3.
Провести диагностику духовно-нравственного воспитания школьников
4.
Предложить рекомендации по реализации духовно-нравственного воспитания
школьников
Методы исследования: изучение и обобщение
психолого–педагогической и методической литературы по проблеме исследования,
педагогического исследования.
Работа
состоит из введения, двух глав, заключения и литературы.
Заключение:
Педагогический смысл работы по
нравственному формированию личности младшего ученика состоит в том, чтобы
помочь ему перейти от элементарных поведенческих навыков к более высокому
уровню, где требуются независимое принятие решений и моральный выбор.
Педагогическая литература описывает
множество методов и приемов нравственного воспитания. Очевидно, они не
одинаково направлены на формирование мотивов нравственного поведения. Было
накоплено так много методов и особенно разных версий методов, что только их
упорядочение, классификация помогают понять их, выбрать адекватные цели и
реальные обстоятельства. Таким образом, новое содержание начального образования
открыло новые возможности для воспитания детей, в которых содержание
образования, методы обучения, личность и знания учителя, который передает свое
мировоззрение, культуру, моральный опыт следующему поколению, являются решающее
значение. Все это составляет систему воздействий, которая направляет развитие
детей и определяет особенности их формирования. В начальных классах требуются
специальные приемы, чтобы дети могли реализовать учебное задание как в целом,
так и в личном отношении к ним. Одной из задач нравственного воспитания в школе
является правильная организация деятельности ребенка. Актуальность
исследования, обусловленная объективной необходимостью актуализации и научного
обоснования проблемы формирования нравственного воспитания младших школьников в
педагогическом процессе школы, подтверждается. Рассмотрены
психолого-педагогические основы процесса формирования мотивов у учащихся
начальных классов по нравственному воспитанию. Разработаны рекомендации для
успешного формирования у младших школьников нравственных качеств, которые
позволяют добиться успеха в обучении и воспитании. В результате исследования
удалось показать, что учитель начальных классов имеет более высокий результат,
если он использует различные методы формирования моральных мотивов.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты духовно нравственного
воспитания школьников как актуальной педагогической проблемы
1.1. Основы
духовно-нравственного воспитания
В кратком словаре по философии понятие нравственности
приравнивается к понятию морали. «Мораль — нормы, принципы, правила поведения
человека, чувства, суждения.
В И. Даль
интерпретировал слово мораль как «нравственное учение, правила воли и совести
человека». Он считал: «Мораль — противоположность физического, плотского,
духовного, духовного. Моральная жизнь человека важнее материальной жизни.
«Относительно одной половины духовной жизни, противоположности ментальной, но,
сравнивая с ней общий духовный принцип, истина и ложь принадлежат ментальному,
добро и зло принадлежат морали. Добродушный, добродетельный, благими намерениями,
в соответствии с совестью, с законами истины, с достоинством человека с долгом
честного и чистосердечного гражданина. Это человек моральной, чистой,
безупречной морали. Любая самоотверженность — это акт морали, хорошей морали,
доблести».
С годами
понимание морали изменилось. У Ожегова С.И. мы видим: «Мораль — это внутренние,
духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы и правила
поведения, определяемые этими качествами». [18]
Мыслители
разных веков трактовали понятие морали по-разному. Даже в древней Греции в
трудах Аристотеля говорилось о нравственном человеке: «Совершенно достойного
человека называют человеком совершенного достоинства … В конце концов, они
говорят о нравственной красоте о добродетели: человек справедливый Храбрый,
благоразумный и обладающий всеми добродетелями называется моральной красотой».
Но Ницше
считал: «Быть моральным, нравственным, этическим средством подчиняться с
древних времен установленному закону или обычаю». «Мораль — это важность
человека перед природой». Научная литература указывает на то, что мораль
возникла на заре развития общества. Определяющую роль в его возникновении
сыграла трудовая деятельность людей. Без взаимопомощи, без определенных
обязанностей по отношению к расе человек не смог бы выжить в борьбе с природой.
Мораль выступает в роли регулятора человеческих отношений.