Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Договор коммерческой концессии
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава
1. Теоретические аспекты развития законодательного регулирования и сфера
применения франчайзинга в международном обороте и в Российской Федерации 6
1.1.
История становления и развития франчайзинговых отношений в России и за рубежом. 6
1.2. Понятие
и соотношение франчайзинга и договора коммерческой концессии: теоретические и
практические проблемы.. 14
Глава
2. Правовое регулирование франчайзинга в России и зарубежных странах 21
2.1.
Франшизное соглашение. Особенности правового регулирования франчайзинга в
отдельных странах. 21
2.2.
Правовое регулирование франчайзинга в России. Договор коммерческой концессии. 27
2.3.
Правовое обеспечение цифрового франчайзинга в России и зарубежных странах. 37
Глава
3. Проблемы и перспективы совершенствования правового регулирования
франчайзинга в РФ.. 42
3.1.
Договор коммерческой концессии и смежные договоры: сравнительный анализ 42
3.2.
Практика реализации правовых норм Главы 54 ГК РФ: проблемы и противоречия. 47
Заключение. 54
Библиографический
список. 59
Введение:
Актуальность темы. Договор франчайзинга (в отечественной
юриспруденции — коммерческой концессии) в системе предпринимательских отношений
играет заметную роль, поскольку он способствует эффективному становлению и
развитию экономической системы. Понимание сути коммерческого концессионного
соглашения и его интерпретации имеет первостепенное значение для современного
делового сообщества, поскольку именно от него зависит успешность предпринимательской
деятельности.
Становление рыночной экономики в России стало обязательным условием
для появления такого института как договор коммерческой концессии, который
сегодня является достаточно популярным среди отечественных предпринимателей. В
западных странах наиболее распространен франшиза. Основными целями создания
предпринимательской деятельности по модели франчайзинга являются создание
системы организаций, которые занимаются определенной деятельностью под общим
средством индивидуализации или применяя аналогичную маркетинговую стратегию,
единый подход к ценообразованию и способам продвижения на рынке своих товаров,
работ и услуг.
Договор о коммерческой концессии в действующем российском
законодательстве — все еще довольно новый тип соглашения. Этот договор, хотя и
имеет некоторые сходства с другими типами договоров, например, лицензионным
договором, но он также попадает в категорию независимых договоров. Договор
коммерческой концессии имеет ряд особенностей, среди которых есть определенный
предметный состав соглашения, содержание, а также права и обязанности сторон.
Именно эти особенности отличают это соглашение от других типов, похожих на
первый взгляд.
При реализации договора коммерческой концессии могут возникнуть
некоторые трудности, связанные с его правовым регулированием. Основанием для
этих трудностей является некоторое несовершенство гражданского права, например,
толкование наиболее важных условий концессионного соглашения раскрыто не
полностью. Основными проблемными аспектами являются форма договора, его
действие и другие вопросы. Чтобы избежать трудностей при использовании договора
коммерческой концессии, необходимо руководствоваться сложившейся судебной
практикой.
В настоящее время использование коммерческой концессии в
предпринимательской деятельности получает все большее распространение. Это объясняется
тем, что применение популярной торговой марки, торгового знака, а также разработанных
технологий производства определенного сегмента продукции предоставляет ряд
преимуществ, как для правообладателя (производителя данной продукции), так и
для пользователя и, соответственно, для возможного потребителя (получателя) товара.
Стоит отметить, что в Российской Федерации со вступлением
второй части Гражданского кодекса (далее по тексту ГК РФ) и до нынешнего
времени ведется дискуссия о соответствии таких договорных конструкций, как
договор коммерческой концессии и франчайзинга, а также о взаимосвязи правовых
явлений «коммерческая концессия» и «франчайзинг», исходя из которой были
сформулированы разные подходы и точки зрения. В современных условиях договор
коммерческой концессии является одним из наиболее востребованных договоров в
сфере предпринимательской деятельности.
Объект работы – общественные отношения, складывающиеся в
связи с заключением и исполнением договора коммерческой концессии.
Предмет работы – нормы действующего законодательства,
положения международных актов, регулирующих особенности франчайзинга и договора
коммерческой концессии, научная и учебная литература по вопросам,
рассматриваемым в настоящем исследовании, материалы судебной практики.
Цель работы – изучить особенности и актуальные проблемы правового
регулирования договора коммерческой концессии.
Для достижения указанной цели перед работой были поставлены
следующие задачи:
1. Рассмотреть основные исторические этапы становления и
развития франчайзинговых отношений в России и за рубежом.
2. Изучить понятие и соотношение франчайзинга и договора
коммерческой концессии.
3. Определить особенности регулирования франчайзинга в
отдельных странах.
4. Исследовать содержание правового регулирования франчайзинга
в России.
5. Выявить особенности правового регулирования цифрового
франчайзинга в России и зарубежных странах.
6. Осуществить сравнительный анализ договора коммерческой
концессии и смежных договоров.
7. Проанализировать практику реализации правовых норм Главы
54 ГК РФ.
Методологическая основа. При подготовке настоящей работы был
применен комплексный подход, использованы как общенаучные методы исследования,
так и специально-юридические. Среди первых особо можно выделить анализ и
синтез, индукция и дедукция, системный, формально-логический.
структурно-функциональный методы, среди вторых — формально- юридический и
сравнительно-правовой методы.
Теоретическая и практическая значимость исследования
заключается в возможности использования его основных положений и выводов как
основы для более частных научных изысканий по вопросам, затронутым в настоящей
работе: в правоприменительной деятельности, а также для дальнейшего
совершенствования действующего законодательства.
Структурно настоящая работа состоит из введения, трех глав,
объединяющих семь параграфов, заключения и библиографического списка.
Заключение:
В качестве основной проблемы франчайзинга как формы
организации бизнеса в России, следует выделить несовершенство законодательной
базы. Франчайзинг, как понятие, до недавних пор не существовал на территории
Российской Федерации, а назывался коммерческой концессией. Иначе говоря,
франчайзинг, как способ взаимоотношения между предпринимателями, появился в
России не так давно, из чего и вытекает проблема несовершенства его регулирования.
Помимо новизны данного понятия, немаловажным является факт того, что
основоположниками франчайзинговых отношений являются предприниматели из США.
соответственно, там данный вид бизнес-отношений развит наилучшим образом.
Отсюда следует иная проблема: так как основными франчайзерами (обладателями
прав на франшизу) являются страны запала и США, в частности, в то время как
большинство российский предпринимателей выступают в роли франчайзи (покупатели
прав на франшизу), отношения между рассматриваемыми сторонами являются высоко
рисковыми.
История становления и развития института коммерческой
концессии показала, что отдельные противоречия и проблемы правового
регулирования договора коммерческой концессии привели к тому, что
предприниматели при оформлении договорных отношений больше опирались не на
нормы гл. 54 ГК РФ, а заимствовали элементы других договорных конструкций ГК РФ
о продаже товаров, оказании услуг, предоставлении прав на отдельные виды
результатов интеллектуальной собственности.
И снова объективные причины, а также потребности участников
соответствующих общественных отношений привели к модификации механизма
правового регулирования. Кроме того, необходимо было приблизить отечественную
модель правового регулирования коммерческой концессии к зарубежным моделям
правовой конструкции договора франчайзинга.
Глава 54 ГК РФ устанавливает возможность заключения договора
коммерческой концессии в следующих формах в зависимости от согласованного
предмета договора. Согласно первой форме, в ней нет никаких специфических
обязательств участника сделки и в таком случае на практике довольно сложно
отграничить коммерческую концессию и лицензионный договор. Этот договор
подразумевает передачу небольшого объема исключительных прав, при этом
правообладатель не имеет заинтересованности в организации и контроле предпринимательской
деятельности пользователя на основе переданных прав. Вторая форма уже имеет
много сходных черт с договором франчайзинга, поскольку предусматривает
организацию сотрудничества в сфере осуществления предпринимательской
деятельности правообладателя с пользователем. В таком случае в соглашении
содержится пункт, согласно которому правообладатель обязуется предоставить
пользователю эффективный способ производства, реализации товаров, технологии
обслуживания (секрет производства), а также оказывать организационную и
технологическую поддержку с целью обеспечения качества товаров, работ и услуг и
их соответствия репутации товарного знака (знака обслуживания). Однако,
сходность рассмотренной формы договора коммерческой концессии и договора
франчайзинга, применяемого в зарубежных странах, мы считаем, что эти договоры
не полностью тождественны
Также нельзя не отметить, что отечественное законодательства
не регулирует ряд важных вопросов, касающихся договора коммерческой концессии,
таких, как преддоговорные отношения сторон, включающие обязанность
правообладателя раскрыть информацию, необходимую для принятия пользователем
решения о заключении договора. В зарубежных странах и международной практике
данному этапу уделяется значительно больше внимания. По этой причине следует
сделать вывод о том, что российскому законодателю следует обратить внимание на
положительный опыт зарубежных стран в сфере правового регулирования
франчайзинга, предусмотрев более совершенный и полный механизм регламентации
отечественного института договора коммерческой концессии, унифицировав основные
подходы к его заключению и исполнению с международной практикой применения
таких соглашений.
В российском законодательстве для правообладателя нет такого
критерия как узнаваемость или крупная форма бизнеса. Это делает франчайзинг
наиболее привлекательным для правообладателей, которые хотят развивать свою
организацию и пока еще не имеют внушительных позиций на рынке, но уже
заработали хорошую репутацию. Но вместе с тем. работа с неопытным
правообладателем рискованна для пользователя, поскольку первый еще завоевывает
рынок, не знаком с практикой развития точек своей сети и не имеет достаточного
опыта для дачи тех методик, которые были бы непременно выигрышными и наиболее
удачны для ведения бизнеса на конкретной территории.
Предмет договора коммерческой концессии представляет собой
совокупность исключительных прав, по отношению к которым стороны имеют
определенные договором права и обязательства. Гражданские права, передаваемые
по данному договору, можно классифицировать на обязательные и факультативные.
Они определяются в зависимости от объекта прав по договору. К обязательным
объектам относятся перечисленные в ст. 1027 ГК РФ, а именно: права на средства
индивидуализации правообладателя, товаров, работ и услуг, секрет производства,
иная охраняемая законом информация, относящаяся к сведениям, составляющим
коммерческую тайну. Перечень объектов является открытым, поэтому эта часть
договора остается на усмотрение сторон, в нее возможно включение иных прав.
Существует проблема, когда правообладатель, который обязан
согласно условиям договора поставлять товары или сырье, не может вовремя
осуществить поставку. Естественно, что осуществление предпринимательской
деятельности не может происходить без предметов торговли. Поэтому франчайзи
вынужден либо приостанавливать свою работу, либо ограничивать круг оказываемых
услуг или продаваемых товаров, либо искать аналогичные товары у иных
поставщиков. На этот случай в европейском частном праве существует правило,
согласно которому при невозможности своевременной поставки товаров от
правообладателя, последний заранее предупреждает пользователя и рекомендует ему
конкретных поставщиков, в качестве товаров которых он уверен. Таким образом, ни
правообладатель, ни пользователь, застрахованы от чрезвычайных ситуаций,
которые ставят под угрозу ведение бизнеса.
По нашему мнению, это положение должно быть включено в
российское гражданское законодательство, поскольку в аналогичных ситуациях обе
стороны имеют неприятное положение. Франчайзер может быть не доволен тем, что
сырье, поставляемое неизвестными ему поставщиками, ухудшает качество
оказываемых услуг и продаваемых франчайзи товаров. Франчайзи, в свою очередь,
очень сложно за короткий срок найти поставщика, который будет отвечать всем
стандартам и требованиям качества фирмы (бренда).
Рассмотрев особенности цифрового франчайзинга, можно сделать
вывод о том, что российский правовой режим, который направлен на регулирование
оборота правовых объектов интеллектуальной собственности, является достаточно
полным. Однако необходимо понимать и то обстоятельство, что в случае
возникновения каких-либо новых информационных достижений, цифровых технологий
потребуется пересмотреть существующий правовой базис. Обеспечить интересы
субъектов рынка можно, следя за развитием процессов цифровизации и
существующими практиками внедрения новых технологий в сфере
предпринимательства.
Коммерческое концессионное соглашение и лицензионное соглашение
являются двумя различными институтами гражданского права, они независимы,
независимы друг от друга и имеют одинаковую юридическую силу. Как видите, между
соглашениями не так много различий. Однако все они значимы. Выбор конкретного
варианта напрямую зависит от договаривающихся сторон.
В любом случае, при продаже франшизы необходимо тщательно
понимать, что такое лицензионное соглашение и коммерческое концессионное
соглашение, чем они отличаются друг от друга. Это позволит вам понять, какой
вариант напрямую для вас будет оптимальным.
В заключение следует отметить, что в договоре коммерческой
концессии не должно быть конкуренции между правообладателем и пользователем,
что противоречит сути самого договора франчайзинга. Отношения между сторонами
данного договора должны максимально удовлетворять интересам обеих сторон, а, в
итоге – интересам потребителей услуг. В России же в настоящее время практика
договора франчайзинга требует серьезного совершенства для минимизации
количества судебных споров. Нередко подобные правонарушения, рассмотренные нами
выше, имеют преднамеренный характер, что происходит в результате несовершенства
и низкого качества самих договоров, в которых формулировки, в частности, о
существенных условиях имеют очень «обтекаемую» и неоднозначную форму. [i] [i]
Нормативные правовые акты.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского
голосования 01.07.2020) // http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)
от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 25.02.2022) // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)
от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 01.07.2021) // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
4. Федеральный закон от 18.07.2011 № 216-ФЗ «О внесении
изменений в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ.
2011. № 30 (ч. 1). Ст. 4564.
Судебная практика.
5. Постановление Суда по интеллектуальным правам от 02
октября 2018 года по делу № А51-11422/2016 // Документ опубликован не был. СПС
Гарант.
6. Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного
суда г. Санкт-Петербурга от 03 июня 2015 г. по делу № А56-64006/2014 //
Документ опубликован не был. СПС Гарант.
7. Решение Арбитражного суда города Севастополь от 14 июня
2016 г. по делу № А84-581/2016 // https://sudact.ru/arbitral/doc/MBNwk0I38fVH/
Научная и учебная литература.
8. Баттахов П.П. Некоторые проблемы правового
регулирования договора коммерческой концессии // Право и государство: теория и
практика. 2020. № 9 (189). С. 9-12.
9. Бескровная О.В. Сущность договора коммерческой
концессии // Дневник науки. 2020. № 9 (45). С. 30.
10. Богуцкий Д.В. Международно-правовые аспекты
регулирования договоров франчайзинга // Современное право. 2019. № 1. С. 141-148.
11. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право.
Договоры о выполнении работ и оказании услуг (Книга 3). М.: Статут, 2004. С.
1006.
12. Васильева Е.В. Договор коммерческой концессии
(франчайзинг): правовая природа и антимонопольное регулирование // В сборнике:
Право. Общество. Государство Сборник научных трудов студентов и аспирантов.
Санкт-Петербург, 2018. С. 59-62.
13. Вронская М.В., Амарян Л.А. Договор коммерческой концессии
и договор франчайзинга: сравнительно-правовой анализ российского и международного
законодательства // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского
государственного университета экономики и сервиса. 2017. Т. 9. № 4 (39). С.
122-134.
14. Гафарова С.С. Роль франчайзинга в международной
торговле // Вестник современных исследований. 2019. № 2.10 (29). С. 24-26.
15. Гейе М.С., Непомнящая И.С. Франчайзинг в России и за
рубежом // Актуальные проблемы юриспруденции и психологии. – Краснослободск: ИП
Головченко Е.А., 2014. С. 194-199.
16. Голубятникова К.С. К вопросу о соотношении понятий «франчайзинг»
и «коммерческая концессия» // Актуальная наука. 2019. № 9 (26). С. 63-65.
17. Городов О.А. Право на средства индивидуализации:
товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров,
фирменные наименования, коммерческие обозначения. М.: Волтерс Клувер, 2016. С.
220.
18. Гражданское право России. Часть вторая.
Обязательственное право: Курс лекций / Отв. ред. О.Н. Садиков. — Изд-во: «БЕК».
2017. С. 720.
19. Губарь К.В. Договор коммерческой концессии: общая
характеристика // Студенческий форум. 2021. № 19-3 (155). С. 20-22.
20. Данилов И.К. Содержание договора коммерческой концессии
// Молодой ученый. 2021. № 39 (381). С. 95-97.
21. Демичева Е.А. Дифференцирование договора коммерческой
концессии от смежных договоров // Бизнес в законе. 2013. № 6.
22. Дмитриева М.А., Стоянов И.А., Тюменцева А.И.
Коммерческая концессия как одно из направлений внешнеэкономической деятельности
в России // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. 2015. № 49.
С. 60-64.
23. Дубовик Ф.И. К вопросу о природе лицензионного
договора, или почему в договоре о предоставлении права не происходит собственно
предоставления права // Закон. 2014. № 5. С. 58.
24. Дудин М.Н., Шахова М.С. Цифровой франчайзинг как особая
форма предпринимательства в условиях цифровизации общества // Экономика и
социум: современные модели развития. 2018. Т. 8. № 3 (21). С. 36-47.
25. Европейский этический кодекс франчайзинга // Сосна
С.А., Васильева Е.Н. Франчайзинг. Коммерческая концессия. — М.: ИКЦ
«Академкнига». 2005. С. 347-352
26. Еременко В.И. О правовом регулировании коммерческой
концессии в России // Биржа интеллектуальной собственности. 2018. Т. 17. № 4.
С. 1-10.
27. Еремин А.А. История становления и развития правового
регулирования договора коммерческой концессии в России // История государства и
права. 2015. № 2. С. 13-17.
28. Еремин А.А., Токар Е.Я. Понятие и классификация
организационных договоров в гражданском праве // Вестник ВУиТ. 2014. № 4(81).
С. 175 — 177.
29. Жукова Е.О., Сидорова Л.Б. Развитие новых форм
франчайзинга в России // Менеджмент социальных и экономических систем. 2021. №
2 (22). С. 4-7.
30. Зеленько Н.И. Развитие института франчайзинга в России
и за рубежом // Научный журнал. 2020. № 9 (54). С. 37-42.
31. Зенин И.А. Гражданское право: Учебник для вузов. — М.,
2019. С. 506.
32. Иванова Т.В. Договор коммерческой концессии (франчайзинг)
// Юридический факт. 2020. № 114. С. 38-40.
33. Калмыков В.В. Правовая природа договора франчайзинга в
практике международных компаний // Всероссийский журнал научных публикаций.
2011 № 5 (6). С. 63–67.
34. Капустин А.Н. Предмет договора коммерческой концессии и
его отличие от предметов смежных договоров // Актуальные вопросы науки. 2018. №
40. С. 59-61.
35. Капустин А.Н. Проблемы соотношения договора
коммерческой концессии и франчайзинга // Синергия Наук. 2018. № 30. С.
1197-1201.
36. Козлова Е.Б. Организационные договоры: понятие и
классификация // Законы России: опыт, анализ, практика. 2011. № 5. С. 3-9.
37. Кондратьева Е.А. Лицензионный договор: понятие,
содержание, заключение // Юрист. 2014. № 24. С. 13.
38. Корнеев В.А. Программы для ЭВМ, базы данных и топологии
интегральных микросхем как объекты интеллектуальных прав: Автореф. дис. …
к.ю.н. — М., 2010. С. 94.
39. Кочян А.Е., Масленникова Л.В. К вопросу о понятии и
сущности коммерческой концессии (франчайзинга) // Эпомен. 2018. № 16. С. 90-95.
40. Лачина Е.А. К вопросу о соотношении понятий
«франчайзинг» и «коммерческая концессия» // Ученые записки. 2016. № 4 (20). С.
131-133.
41. Любишина А.И. История становления и развития франчайзинга
// Столица науки. 2020. № 4 (21). С. 290-297.
42. Мазепов П.Е. Совершенствование правового регулирования
франчайзинга в условиях цифровой экономики // Право и политика. 2020. № 3. С.
40-55.
43. Марченко М.Ю. Договор коммерческой концессии: понятие и
правовые основы // Вестник магистратуры. 2014. № 4-3 (31). С. 67.
44. Медведев А.В. Коммерческая концессия: история развития,
правовое регулирование, оценка // Право и практика. 2016. № 2. С. 127-132.
45. Мирошникова М.А. Сингулярное правопреемство в авторских
правах: Дис. … к.ю.н. — СПб., 2013. С. 267.
46. Нарышкин С.А. Франчайзинг: серьезные реформы или
«косметика»? // Торговое право. 2012. № 1. С. 45.
47. Очеретько Е.А., Бабкина Ю.Г. Договор коммерческой
концессии в российском праве: проблемы правоприменения // Заметки ученого.
2020. № 10. С. 412-417.
48. Пиленко А.А. Право изобретателя. — М., 2015 С. 741.
49. Проект Федерального закона № 503845-6 «О франчайзинге»
(внесен депутатами Государственной Думы ФС РФ А.Д. Крутовым, И.Д. Грачевым,
О.Г. Дмитриевой, Н.Р. Петуховой, Д.В. Ушаковым, М.В. Емельяновым) (отклонен
Государственной Думой ФС РФ Постановлением № 8479-6 ГД от 16.03.2016) // URL:
https://sozd.duma.gov.ru/bill/503845-6?sortEventsByDate=date_down&sortEventsByNum=num_up
(дата обращения 10.03.2021).
50. Просянова А. Средства индивидуализации в договоре
трансграничного (или международного) франчайзинга // Интеллектуальная
собственность. Промышленная собственность. 2020. № 5. С. 25-30.
51. Рузакова О.А. Проблемы построения системы договоров о
создании результатов интеллектуальной деятельности и распоряжении
исключительными правами // Интеллектуальная собственность: Авторское право и
смежные права. 2018. № 6. С. 25.
52. Соловьев В.И., Милованова М.С. Цифровой франчайзинг как
особый вид бизнеса при цифровой трансформации общества // Economics. 2019. № 5
(43). С. 12-14.
53. Соловьева Е.В. Соотношение договоров франчайзинга и
коммерческой концессии // Вопросы российской юстиции. 2020. № 6. С. 206-212.
54. Стародумова С.Ю., Джибабов М.Р. О соотношении понятий
«коммерческая концессия» и «франчайзинг» // Вопросы российского и
международного права. 2016. № 8. С. 87-97.
55. Стрельцова А.Ю. Основные элементы договора коммерческой
концессии в РФ // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского.
2021. № 6. С. 153-157.
56. Стригунова Д.П. Договор международного франчайзинга //
Современное право. 2014. № 12. С. 135-141.
57. Типовой контракт международного франчайзинга МТП.
Публикация № 557. Серия: «Издания Международной торговой палаты». На рус. и
англ. яз. М., 2002.
58. Усиков А.А. Отдельные особенности регулирования договора
коммерческой концессии // Научный электронный журнал Меридиан. 2020. № 7 (41).
С. 165-167.
59. Учимся на чужих ошибках: СУД по франчайзинговым спорам
// https://franshiza.ru/article/read/ychimsya_na_chuzhix_oshibkax_1/
60. Хакимова Е.В. Договор коммерческой концессии в
российском праве // Мировая наука. 2020. № 11 (44). С. 162-168.
61. Хвостенко Д.Н., Костина О.И. Проблемы и перспективы
развития франчайзинга в России // Современные научные исследования и
разработки. 2019. № 1 (30). С. 1074-1076.
62. Юсупова Ш.Н. Особенности договора коммерческой
концессии на современном этапе // Закон и право. 2018. № 8. С. 80-82.
63. Ющенко Н.А. Проблемы разграничения понятий
«коммерческая концессия» и «франчайзинг» // Актуальные проблемы экономики и
права. 2014. № 4 (32). С. 236-241.
64. Baldi
R. Le droit de la distribution commercialedans e’Europe communautaire. Kluwer.
Bruxelles, 1989.
65. María
Asunción Cebrián Salvat. Jurisdiction in Franchising Agreements: In Search of
Efficiency, Journal of International Dispute Settlement, 2018. // URL: https://academic.oup.com/jids/article/9/4/609/4803216
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты развития
законодательного регулирования и сфера применения франчайзинга в международном
обороте и в Российской Федерации 1.1. История становления и развития франчайзинговых
отношений в России и за рубежом По сравнению с Россией, франчайзинговые правоотношения получили
наибольшее распространение в зарубежных странах. Этот способ наиболее
эффективный, так как он позволяет осуществлять предпринимательскую деятельность
в рамках уже существующей модели предпринимательских отношений. Особенно это
широкое распространение договор франчайзинга получил в сфере розничной торговли
и сфере обслуживания. Это одна из самых древних форм предпринимательства,
которая существует в мире уже почти два века.
Существование подобных отношений было известно еще в
средневековье, однако реальное их появление принято относить к периоду XIX
века, когда получили распространение «связанные дома», которые применялись
английскими пивоварами для расширения сети пабов. При такой системе власти
могли разрешить торговлю спиртным лишь тем лицам, которые имеют достаточную
сумму денег для покупки лицензии на продажу алкоголя. Для этого они
использовали пивоваров для аренды имущества или предоставления займа, получая в
качестве встречного предоставления новые рынки для продажи произведенного пива.
Начиная с середины XIX в. многие пивовары Германии стали выделять франшизу отдельным
заведениям, предоставляя им право на реализацию пива. То, что это произошло именно
в тот момент – это и есть та самая концепция франчайзинга, применяемая и
сегодня[1].
Также следует упомянуть о том, что аналогичные принципы
работы были характерны для многих известных сегодня компаний. По завершении
Гражданской войны в Соединенных штатах Америки организация П. Зингера (Shinger
Sewing Machine Co.) стала первой компанией, которая начала применять подобный
принцип франчайзинга. Производя большое количество известных швейных машин, она
в итоге уже не была способа самостоятельно проводить ремонтные и обслуживающие
работы в отношении произведенной продукции. Вследствие этого руководством фирмы
было принято решение отдать независимому поставщику необходимые права на
продажу продукции под собственным товарным знаком, а также право обслуживания этих
машин. При этом права передавались под условиями: во-первых, данные права
действовали только на определенной местности, во-вторых, сотрудники такой
независимой организации обязаны были обеспечить необходимую квалификацию своих
работников и установленный стандарт качества работ[2].
Еще один пример исторического становления франшизы. Компания
«General Motors» в 1898 году приняла решение запретить продажу независимым организациям,
продающих автомобили марки GM, автомобилей иных торговых марок, при этом возложила
них обязанности обеспечить необходимый уровень качества технического и
продажного обслуживания под торговой маркой GM.
От зарубежного правового института франчайзингу была
унаследована современная правовая модель договора коммерческой концессии в РФ. Слово
франшиза произошло от французского термина «franchise», под которым подразмялась
льгота или определенная привилегия, а также освобождение от какого-либо
обязательного платежа. Далее оно закрепилось на английском языке и стало
использоваться в англоязычных странах, а также в некоторых других. Различается
произношение производных слов от «franchise» в зависимости специфика разных
языков. Например, слово «franchise» имеет несколько вариантов произношения:
франчайзинг, франшиза, франчази и др.[3]. [1] Медведев
А.В. Коммерческая концессия: история развития, правовое регулирование, оценка
// Право и практика. 2016. № 2. С. 127-132. [2] Стародумова
С.Ю., Джибабов М.Р. О соотношении понятий «коммерческая концессия» и «франчайзинг»
// Вопросы российского и международного права. 2016. № 8. С. 87-97. [3]
Лачина Е.А. К вопросу о соотношении понятий «франчайзинг» и «коммерческая
концессия» // Ученые записки. 2016. № 4 (20). С. 131-133.