Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Юриспруденция Гражданское право

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Договор коммерческой концессии в гражданском праве РФ

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА
1. ПОНЯТИЕ, РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ
ФРАНЧАЙЗИНГА В МЕЖДУНАРОДНОМ ОБОРОТЕ И В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.. 6

1.1.
Становление, развитие законодательного регулирования и сфера применения
франчайзинга в международном обороте и в Российской Федерации. 6

1.2.
Соотношение франчайзинга и договора коммерческой концессии: теоретические и
практические проблемы.. 13

ГЛАВА
2. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ЭЛЕМЕНТЫ ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ.. 20

2.1.
Понятие, значение и признаки договора коммерческой концессии. 20

2.2.
Предмет и объект как существенные условия договоров коммерческой концессии. 23

2.3.
Цена, форма и срок как условия договора коммерческой концессии. 40

ГЛАВА
3. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СТОРОН ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ.. 46

3.1.
Стороны договора коммерческой концессии. 46

3.2.
Ответственность сторон и ограничение прав сторон по договору коммерческой
концессии. 55

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 63

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК.. 67

  

Введение:

 

Актуальность темы. Договор коммерческой концессии в системе
коммерческих договоров занимает особое место, поскольку коммерческая концессия
является инструментом, способствующим эффективному развитию национальной и
мировой экономики. Анализ понятия «коммерческое концессионное соглашение» и его
интерпретация в конкретной правовой ситуации особенно важны в рамках
современного бизнес-сообщества.

Обязательным условием появления данного института в
отечественном законодательстве стал тот факт, что в современном мире такой
способ организации и ведения бизнеса, как франчайзинг, стал достаточно
известным. Франчайзинг получил преобладающее распространение в западных странах,
особенно в Соединенных Штатах. Основной целью франчайзинга является создание
сети организаций, занимающихся определенным видом предпринимательской
деятельности под единым товарным знаком или применяя аналогичные маркетинговые
операции, ценовую политику, а также методы и формы продажи товаров и услуг в
своей деятельности.

Договор о коммерческой концессии в действующем российском
законодательстве — все еще довольно новый тип соглашения. Этот договор, хотя и
имеет некоторые сходства с другими типами договоров, например, лицензионным
договором, но он также попадает в категорию независимых договоров. Договор
коммерческой концессии имеет ряд особенностей, среди которых есть определенный
предметный состав соглашения, содержание, а также права и обязанности сторон.
Именно эти особенности отличают это соглашение от других типов, похожих на
первый взгляд.

При реализации договора коммерческой концессии могут возникнуть
некоторые трудности, связанные с его правовым регулированием. Основанием для
этих трудностей является некоторое несовершенство гражданского права, например,
толкование наиболее важных условий концессионного соглашения раскрыто не
полностью. Основными проблемными аспектами являются форма договора, его
действие и другие вопросы. Чтобы избежать трудностей при использовании договора
коммерческой концессии, необходимо руководствоваться сложившейся судебной
практикой.

В настоящее время использование коммерческой концессии в
предпринимательской деятельности получает все большее распространение. Это объясняется
тем, что применение популярной торговой марки, торгового знака, а также
разработанных технологий производства определенного сегмента продукции предоставляет
ряд преимуществ, как для правообладателя (производителя данной продукции), так
и для пользователя и, соответственно, для возможного потребителя (получателя)
товара.

Стоит отметить, что в Российской Федерации со вступлением
второй части Гражданского кодекса (далее по тексту ГК РФ) и до нынешнего
времени ведется дискуссия о соответствии таких договорных конструкций, как
договор коммерческой концессии и франчайзинга, а также о взаимосвязи правовых
явлений «коммерческая концессия» и «франчайзинг», исходя из которой были
сформулированы разные подходы и точки зрения. В современных условиях договор
коммерческой концессии является одним из наиболее востребованных договоров в
сфере предпринимательской деятельности.

Объект работы – общественные отношения, складывающиеся в
связи с заключением, исполнением и прекращением договора коммерческой концессии.

Предмет работы – нормы действующего гражданского
законодательства, регулирующие договор коммерческой концессии, научная и
учебная литература по вопросам, рассматриваемым в настоящем исследовании,
материалы судебной практики.

Цель работы – исследовать особенности и актуальные проблемы
гражданско-правового регулирования отношений, возникающих из договора
коммерческой концессии в гражданском праве.

Для достижения указанной цели перед работой были поставлены
следующие задачи:

1. Рассмотреть вопросы становления и развития
законодательного регулирования и сферы применения франчайзинга в международном
обороте и в Российской Федерации.

2. Изучить теоретические и практические проблемы соотношения
франчайзинга и договора коммерческой концессии.

3. Определить понятие, значение и признаки договора
коммерческой концессии.

4. Охарактеризовать предмет и объект как существенные
условия договоров коммерческой концессии.

5. Исследовать цену, форму и срок как условия договора
коммерческой концессии.

6. Проанализировать субъектный состав, права и обязанности
сторон договора коммерческой концессии.

7. Выявить особенности правового регулирования ответственности
сторон и и ограничений прав сторон по договору коммерческой концессии.

Метод работы – общенаучные методы исследования и специальные,
такие как: диалектический метод познания, системно-структурный метод, сравнительно-правовой,
аналитический и другие методы.

Теоретическая и практическая значимость исследования
заключается в возможности использования его основных положений и выводов как
основы для более частных научных изысканий по проблемам и вопросам, затронутым
в настоящей работе; в правоприменительной деятельности, а также для дальнейшего
совершенствования действующего законодательства.

Структурно настоящая работа состоит из введения, трех глав,
объединяющие семь параграфов, заключения и библиографического списка.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Основным источником правового регулирования договора
коммерческой концессии является глава 54 ГК РФ. Кроме того, эти правоотношения регулируются
другими нормативными источниками, т.е. правовое регулирование является сложным.
При этом, несмотря на внушительную законодательную базу и достаточно длительное
существование рассматриваемого института, предстоит решить следующие связанные
с договором коммерческой концессии вопросы.

1. Вопрос унификации дефиниций. В большинстве стран эти
договорные отношения именуются франчайзингом, в то время как в России —
договором коммерческой концессии.

2. Вопрос оформления отношений. Процедура оформления
договора коммерческой концессии определена в ст. 1028 ГК РФ, но не полностью
урегулирована: не определены сроки регистрации договора; порядок регистрации
достаточно сложен; не указано, какие санкции последуют в случае нарушения
правил регистрации (предусмотрена только административная ответственность в случае
незаконного использования товарного знака).

3. Вопрос раскрытия информации. В зарубежном законодательстве
основное внимание уделяется вопросам обязательного полного раскрытия правообладателями
информации о своем бизнесе потенциальным пользователям. Российское
законодательство не предусматривает этого обязательства. Полагаем, необходимо ввести
это правило.

4. Вопрос контроля. В системе франчайзинга контроль качества
товаров, производимых франчайзи, является правом франчайзера, а не его обязанностью,
как это предусмотрено ст. 1031 ГК РФ. На практике при значительном количестве
франчайзинговых точек универсальный контроль качества просто невозможен.

Из-за этих проблем иностранные франчайзеры не спешат
заключать контракты с потенциальными отечественными франчайзи, что не
способствует притоку иностранных инвестиций. Другая помеха этому — менталитет
отечественных предпринимателей, основная масса которых не готова платить за
интеллектуальную собственность. В связи с этим представляется целесообразным
принять специальный федеральный закон «О франчайзинге» с учетом зарубежного
опыта регулирования концессионных отношений. Это позволит решить многие проблемы.

В целях совершенствования действующего законодательства
предлагаются следующие нововведения.

1. Четкое определение предмета договора играет ключевую роль
в договорных отношениях, в связи с чем предлагаем изложить п. 2 ст. 1027 ГК РФ
в следующей редакции:

«Договор коммерческой концессии предусматривает
использование комплекса исключительных прав, деловой репутации и коммерческого
опыта собственника в объеме, предусмотренном в договоре, в частности с
установлением минимального и (или) максимального использования; с указанием или
без указания территории использования применительно к определенной сфере
предпринимательской деятельности (продаже товаров, полученных от
правообладателя или произведенных пользователем, осуществлению иной торговой
деятельности, выполнению работ, оказанию услуг)».

2. В статье 1029 ГК РФ предусмотрена возможность заключения
договора коммерческой субконцессии, но соглашение о признании концессионного
договора недействительным также автоматически приводит к недействительности
контрактных договоров субконцессии. В сложившейся ситуации необходимо разработать
эффективный правовой механизм, предназначенный для защиты прав добросовестных
пользователей коммерческого договора субконцессии. В этой связи предлагаем
дополнить ст. 1029 ГК РФ пунктом 6 следующей редакции:

«Если иное не предусмотрено договором коммерческой
концессии, досрочное расторжение концессионного договора влечет за собой
прекращение всех заключенных в соответствии с ним договоров коммерческих субконцессий».

3. Особое внимание должно быть уделено контролю правообладателя
над процессом использования его исключительных прав, так как с увеличением числа
пользователей и развитием региональной сети процедуры контроля могут быть
сложными. В этой связи предлагаем исключить из п. 2 ст. 1031 ГК РФ последний
абзац и дополнить главу 54 ГК РФ статьей 1032.1 «Контроль правообладателя за
деятельностью пользователя», изложив ее в следующей редакции:

«1. Если иное не предусмотрено договором коммерческой
концессии, правообладатель обязан контролировать качество товаров (работ,
услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) пользователем на основании
договора коммерческой концессии.

2. Если иное не предусмотрено договором коммерческой
концессии, правообладатель вправе контролировать качество товаров (работ,
услуг), произведенных (выполненных, оказанных) вторичным пользователем
(пользователем по договору коммерческой субконцессии) на основании договора
коммерческой концессии.

3. Если иное не предусмотрено договором коммерческой концессии,
правообладатель вправе привлекать третьи стороны к контролю качества товаров (работ,
услуг), произведенных пользователем на основании договора коммерческой
концессии».

4. В мировой практике франчайзинговых правоотношений нет
положений о субсидиарной ответственности правообладателя. Это в основном
связано с тем, что правообладатель и пользователь являются двумя независимыми
субъектами предпринимательства. В рамках концессионного договора правообладатель,
помимо предоставления пакета исключительных прав, может предоставлять
пользователю консультационные услуги, техническую и организационную поддержку в
управлении бизнес-процессами. Такие услуги могут также предоставлять своим
клиентам консалтинговые компании или организации, работающие по контрактам
аутсорсинга. Однако в этих случаях закон не предусматривает ответственности,
аналогичной той, которая установлена статьей 1034 Гражданского кодекса РФ.

В этой связи мы считаем, что ст. 1034 ГК РФ законодателю
следует изменить путем установления диспозитивного регулирования, дополнив ее
словами «если иное не вытекает из соглашения сторон».

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ И СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА В МЕЖДУНАРОДНОМ ОБОРОТЕ И В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1.1. Становление,
развитие законодательного регулирования и сфера применения франчайзинга в международном
обороте и в Российской Федерации Договор коммерческой концессии (франчайзинг) достаточно
широко, в отличие от России, распространен в правоотношениях зарубежных стран.
Он является одним из самых эффективных способов осуществления
предпринимательской деятельности. В особенности это касается сфер реализации
товаров и предоставления различного рода услуг. В мировой практике
рассматриваемая форма предпринимательства имеет почти двухвековую историю.

Несмотря на то, что схожие отношения существовали еще в средние
века, фактическое появление франчайзинга традиционно относят к началу XIX в., к
так называемой системе «связанных домов», которая активно использовалась британскими
пивоварами. Смысл этой системы заключался в том, что власти разрешали торговать
алкогольной продукцией только по специальной лицензии и только владельцам
постоялых дворов, большинство из которых не имели достаточно средств для
приобретения лицензии. Этим в полной мере пользовались пивовары, которые
сдавали владельцам постоялых дворов в аренду имущество или предоставляли заем, получая
взамен рынок сбыта своего пива и других спиртных напитков. В 40-х гг. XIX в.
большинство пивоваров Германии выделяли франшизы отдельным тавернам, позволяя
их владельцам эксклюзивно продавать пиво. Это явление как раз и ознаменовало
рождение той концепции франчайзинга, которая существует и сейчас[1]. [1] Медведев А.В. Коммерческая концессия: история
развития, правовое регулирование, оценка // Право и практика. 2016. № 2. С.
127-132.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы