Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Гуманитарные науки Теоретическая грамматика

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Дискурсивный портрет женщин-политиков в англоязычной прессе.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 


ГЛАВА I. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ДИСКУРСИВНОМУ КОНСТРУИРОВАНИЮ ПОЛИТИЧЕСКОГО ОБРАЗА…7

1.1. Понятие дискурс и дискурсивное конструирование в современных лингвистических исследованиях……………………………………………………7

1.2. Коммуникативные стратегии конструирования политического образа………………………………………………………………………………..14

1.3. Лингвистические особенности конструирования политического образа……………………………………………………………………………….25

Выводы по 1 главе…………………………………………………………..32

ГЛАВА 2. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА И КОММУНИКАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ КОНСТРУИРОВАНИЯ ДИСКУРСИВНОГО ПОРТРЕТА ЖЕНЩИН – ПОЛИТИКОВ ВЕЛИКОБРИТАНИИ И США – ХИЛЛАРИ КЛИНТОН, МАРГАРЕТ ТЭТЧЕР, КОНДОЛИЗЫ РАЙС И ТЕРЕЗЫ МЭЙ…………………………………………..33

2.1. Лингвостилистические особенности дискурсивного конструирования портрета женщин – политиков…………………………………………………….33

2.2. Когнитивно-прагматические особенности конструирования дискурсивного портрета……………………………………………………………42

2.3. Коммуникативные стратегии дискурсивного конструирования портрета женщин – политиков…………………………………………………….46

Выводы по 2 главе…………………………………………………………..59

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………61

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..64

  

Введение:

 

В современной лингвистике исследования стали смещаться в различные области дискурса СМИ: прагматику, когнитивистику, социолингвистику, дискурсивный анализ, психолингвистику и др. Отечественные и зарубежные исследователи пытаются решить различные исследовательские задачи, комплексно подходя к анализу проблематики массмедийного дискурса, с учетом его лингвистических и экстралингвистических параметров.

О заинтересованности ученых проблемами дискурса свидетельствует большое количество работ отечественных и зарубежных исследователей, в частности Н.Д. Арутюнова, Ф.С. Бацевич, В.З. Демьянков, В.И. Карасика, Е.С. Кубряковой, Дж. Филипса, Дж. Юла и др.

В трудах лингвистов, дискурс ориентирован на систему лингвистических и нелингвистических факторов: значение языковой единицы, причина ее выбора, успешность выполнения отправителем информации своего намерения, особенности аудитории, воспринимающей информацию (уровень образованности, уровень, принадлежности к конкретной этнической группе, менталитету), оценка сопутствующего фона и много других факторов. Это находит проявление в формировании отдельного направления лингвистических исследований – дискурсивного конструирования, предметом которого является:

1. дискурсивная деятельность, в процессе которой создаются образы или портреты, т.е. формируется целостность в создании образов,

2. языковые средства дискурсивной деятельности, с помощью которых происходит конструирование/создание образа отдельных личностей в медиадискурсе.

Большинство исследований в аспекте дискурсивного конструирования портрета политиков, осуществлено в рамках когнитивно-прагматической лингвистики на материале различных языков: Ю.А. Белова (2008), Т. Ван Дейк (1989, 2010), В.И. Заботкина (1989), А.М. Кацев (1980, 1988), Н.И. Клушина (2013), И.Н. Никитина (2008), В.В. Панин (2002, 2003), Е.М. Сгонникова (2014), Е.И. Шейгал (2000) и др.

Начало ХХІ века характеризуется оживлением научного интереса к дискурсивному конструированию портретов политиков не только мужчин, но и женщин. Это связано с тем, что современные женщины стали неотъемлемой частью современной политики, оказывающие не только влияние на принятие политических решений, но и самостоятельно их принимающие. Для того, чтобы их политические решения стали действенными, а их политический дискурс имел успех, многие женщины-политики при конструировании своего дискурса используют различные коммуникативные стратегии. Именно поэтому, дискурсивно-прагматический подход наиболее актуален к исследованию дискурсивного конструирования портретов женщин-политиков.

Актуальность исследования определяется:

1– растущим интересом лингвистики к проблемам, связанных с языковыми особенностями дискурсивного конструирования.

2– Необходимостью определения когнитивно-прагматических и дискурсивно-стратегических стратегий в конструировании портретов женщин-политиков в современном англоязычном медиадискурсе с позиций антропоцентрической парадигмой.

Целью исследования является выявление и анализ дискурсивных стратегий, тактик и лингвистических средств дискурсивного конструирования портретов женщин-политиков в современном англоязычном медиа-дискурсе (на примере дискурсивных портретов Хиллари Клинтон, Маргарет Тэтчер, Кондолизы Райс и Терезы Мэй)

Поставленная цель достигается решением следующих задач:

1. изучить теоретические подходы к понятию «дискурс» и определить особенности дискурсивного конструирования политического образа,

2. определить и классифицировать стратегии и тактики дискурсивного конструирования политических портретов,

3. выявить основные лингвистические средства конструирования политического образа,

4. проанализировать лингвостилистические особенности дискурсивного конструирования портрета женщины – политика в англоязычном медиадискурсе,

5. обозначить когнитивно-прагматические особенности конструирования дискурсивного портрета,

6. систематизировать коммуникативные стратегии дискурсивного конструирования портрета женщины – политика.

Объектом исследования являются лингвостилистические и когнитивно-прагматические особенности конструирования портрета женщины-политика в англоязычном медиадискурсе.

Предмет исследования – дискурсивный портрет женщины-политика в англоязычной прессе (на примере дискурсивных портретов Хиллари Клинтон, Маргарет Тэтчер, Кондолизы Райс и Терезы Мэй).

Эмпирическим материалом послужили: официальные интернет порталы CNN Politics, Archives of Women`s Political Communication, NPR, the Atlantic та The Guardian, ABC News, Time, The Carter Center.

Непосредственный интерес представляло изучение всего многообразия политического дискурса женщин-политиков (выборы, дебаты, выступления и т.д.), а также анализ текстов современных качественных изданий с целью выявить языковые особенности дискурсивного портрета женщины-политика.

Исследовательские задачи решаются путем применения ряда научных и лингвистических методов. Интерпретационный метод использован при толковании содержания анализируемых единиц в полноте их дискурсных связей и отношений. Использование метода контекстуального анализа направлено на выявление стратегий, тактик и лингвостилистических средств дискурсивного конструирования портретов женщин-политиков в современном англоязычном медиадискурсе. Дискурс-анализ стал полезен для осмысления социального контекста и выявления характеристик коммуникантов медиадискурса, прагматический анализ – для определения коммуникативной интенции, дискурсивных стратегий и тактик в исследуемом дискурсе.

Теоретическая значимость данного исследования заключается в том, что в работе представлен широкий спектр лингвостилистических и когнитивно-прагматических особенностей конструирования портрета женщины-политика в современном англоязычном медиадискурсе.

Практическая значимость работы заключается в том, что предложенные дискурсивные маркеры, стратегии и тактики, в том числе и с учетом лингвостилистических средств помогут создать целостный дискурсивный портрет женщины-политика в англоязычной прессе. Предложенная структура для создания дискурсивного портрета женщины-политика может быть использована и для создания портретов других выдающихся деятелей. Результаты исследования так же могут быть использованы при изучении таких дисциплин как стилистика и межкультурная коммуникация, а также в научных исследованиях студентов и аспирантов. Выводы и полученные результаты могут в дальнейшем использоваться при составлении пособий, написании курсовых и квалификационных работ.

Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Анализ научной литературы, позволил нам сделать следующие выводы:

Дискурсивное конструирование представляет собой новое междисциплинарное направление в современной лингвистике, которое изучает способы, средства, стратегии создания и репрезентации конкретного образа в сфере средств массовой информации. Передавая информацию через коммуникативно-информационные каналы, нужно учитывать когнитивный компонент действия информационного поля на реципиента, поскольку так осуществляется целенаправленное воздействие на участников процесса коммуникации, что является важным для когнитивно-прагматичного подхода изучения медиа-дискурса. В таком случае процесс дискурсивного конструирования направлен на нескольких участников или на довольно широкую аудиторию. В рамках дискурсивного конструирования лингвисты имеют дело с когнитивными способами создания информации, выясняют способы репрезентации различных образов в медиа-тексте с помощью различных коммуникативных стратегий.

Дискурсивные стратегии и тактики конструирования образа в современном англоязычном медиадискурсе направлены на репрезентацию политика в выгодном свете. Стратегия самопрезентации является комплексом вербальных и невербальных действий, направленных на получение социального одобрения или избежания значительных огрехов в контексте социального одобрения. Целью диктальной стратегии является информирование целевой аудитории о событиях, представляющих общественный интерес. В основе стратегии эмоциональной аргументации лежит апелляция к эмоциям и чувствам адресата.

Лингвостилистический анализ особенностей дискурсивного конструирования портрета женщин – политиков, показал, что

для всех женщин-политиков через лексические, стилистические и синтаксические особенности характерно манипулирование и апелляция к аудитории, путем использования лексических повторов, эмоционально-оценочной лексики, различных стилистических приемов, синонимов, антонимов и тому подобное – весь языковой инструментарий работает на достижение прагматической цели медиадискурса – создание образа.

В результате анализа политических речей можно сделать вывод, что женщины-политики поднимают важные для общества вопросы демократии, равенства прав, расизма, свободы каждого гражданина, прав женщины в обществе и т.д. С помощью определенных семантических групп лексики, а также часто прибегают к использованию местоимений и чрезмерных вежливых форм.

Когнитивно-прагматические особенности конструирования дискурсивного портрета позволили нам выявить, что женщины-политики уделяют значительное внимание вопросам свободы, демократии, моральных ценностей, защиты прав граждан и расового равенства, женскому политическому дискурсу свойственно возбуждение проблем гендера, прав и свобод человека и женщины. Проведенный анализ лексического наполнения исследуемых политических речей, произнесенных женщинами-политиками, показал, что женскому политическому дискурсу присуще углубление в проблемы гендера, прав и свобод человека и женщины, вопросы борьбы с насилием и стремление к миру. Женщины-политики в своих выступлениях, апеллируют к таким фундаментальным понятиям, как демократия, закон, единство, свобода, раскрепощенность, родина, безопастность, будущее, сила, рост, вера, процветание и т.д.

Результаты дискурсивного анализа дают основания утверждать, что

1. коммуникативное влияние является неотъемлемой частью медиа-дискурса и обуславливает выделение специфических стратегий и тактик формирования положительного дискурсивного портрета.

2. дискурсивные стратегии и тактики конструирования положительного дискурсивного портрета женщины – политика ????на репрезентацию успехов и достижений самой страны в целом. Стратегия самопрезентации представляет собой комплекс вербальных и невербальных действий, направленных на получение социального одобрения или избегание значительных огрехов в контексте социального одобрения. Целью диктальной стратегии является информирование целевой аудитории о событиях, представляющих общественный интерес. В основе стратегии эмоциональной аргументации лежит апелляция к эмоциям и чувствам адресата. Суггестивная стратегия предполагает целенаправленное воздействие на психику человека с целью снижения его критического мышления во время восприятия информации.

3. диктальная стратегия является базовой стратегией, которая направлена на заполнение информационных лакун у адресата. В рамках диктальной стратегии выделяем тактики манипулирования, доминирования и партнерства. Тактика манипулирования предопределяет использование приема обращения к экспертному мнению. Эффект присутствия и введения в дискурс специалиста повышает авторитетность сообщения и позволяет направить вектор манипуляции в необходимое русло для максимального достижения результата. Тактика партнерства предполагает очерчивание «своего круга» и привлечение целевой аудитории к группе «своих» посредством воздействия на эмоциональную сферу адресата

5. стратегия эмоциональной аргументации реализуется в медиа-дискурсе посредством применения ряда дискурсивных тактик, которые создают условия для эмоциональной нагрузки выражения, усиления его выразительности и настройки адресата на эмоциональное восприятие информации для конструирования положительного образа.

Стилистические приемы и эмоционально-экспрессивная лексика в информационных статьях способствуют их эмоциональной нагрузке для формирования положительного образа.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА I. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ДИСКУРСИВНОМУ КОНСТРУИРОВАНИЮ ПОЛИТИЧЕСКОГО ОБРАЗА

1.1. Понятие дискурс и дискурсивное конструирование в современных лингвистических исследованиях

1.1. Понятие «дискурс» как лингвистический феномен

Концепция дискурса и дискурсивного анализа, принадлежит Т. Ван Дейку, который под дискурсом понимал «сложное коммуникативное явление, не только включающее акт создания конкретного текста, но и отражающее зависимость создаваемой речевой работы от значительного числа внелингвистических обстоятельств – знания о мире, мнения, взгляды и конкретные цели говорящего как создателя текста» [8, с. 32].

В отечественной лингвистике этот термин появился в 80-х годах XX в., и также не получил однозначного определения. Например, ученые определяют дискурс как «форму использования языка в реальном (текущем) времени (он-лайн), которая отражает определенный тип человеческой деятельности, создается для того, чтобы построить особый мир…» [8, с. 77]; или «сложное коммуникативное явление, включающее, помимо текста, экстралингвистические факторы (знание мира, отношения, цели адресата), необходимые для понимания текста» [9, с. 50].

В современном языкознании самым распространенным является определение Н. Д. Арутюновой, которая определяет дискурс как «текст, погруженный в жизнь», «текст, взятый в событийно-ситуативном аспекте» [1, с. 136].

Наиболее точным, на наш взгляд, является определение В.В. Красных, который фокусируется не только на неязыковых факторах в описании дискурса, но и на проблеме его временной степени и структуры в целом, определяя дискурс как «вербализированную речево-познавательную деятельность, понимаемую как сочетание процесса и результата и обладать как лингвистическими, так и экстралингвистическими планами» [35, с. 28].

Современное восприятие термина «дискурс» позиционируется как полиаспектное и осмысливается учеными с разных позиций, при этом в большинстве исследований акцентируется внимание на междисциплинарном статусе дискурсивных разведок, находящихся на стыке лингвистики, социологии, психологии, стилистики и психологии.

Т.А. Ван Дейк считает, что дискурс может представляться как рече-мыслительное образование событийно-ситуативного характера в совокупности с прагматическими, социокультурными, психологическими, паралингвистическими и др. факторами [8, с. 33]. По мнению автора, более полное функциональное осмысление дискурса предполагает его понимание как «целостной совокупности функционально-организованных, контекстуализированных применяемых языковых единиц» [48, с. 28].

Неоднородность и обилие существующих классификаций дискурса объясняется различными подходами к этому явлению и, как следствие, различными типологическими критериями.

Самой распространенной является типология дискурса, предложенная Е.С. Кубряковой и Е.И. Шейгалом. Авторы выделяют 8 критериев для типологии дискурса:

1) по форме (устный и письменный);

2) по виду речи (монологическмй и диалогический);

3) по ориентированности на субъект дискурса или его статусную роль (институциональный и персональный);

4) по характеру установок и коммуникативных принципов (аргументативный, конфликтный, гармоничный); по социально-ситуативным параметрам сферы функционирования (политический, административный, юридический, военный, педагогический, религиозный, медицинский, деловой, рекламный, спортивный, интернет-дискурс, медийный и т. п)

5) по отдельными свойствами адресанта и адресата, которые обусловливают выделение определенных дискурсов коммуникантов и групп, а точнее по социально-демографическому критерию (детский, подростковый, дискурс людей преклонного возраста, женский, мужской, дискурс жителей села / города), по социально-профессиональному критерию (дискурс моряков, учителей, пилотов, журналистов) и по социально-политическим (дискурс отдельных партий и политических сил); по функционально-информативным выделяют информативный (для передачи информации), эмотивный и оценочный); по формально-содержательным критериям (функционально-стилевой: художественный, публицистический,официальный и неофициальный типы) [35; 70].

1.2. Особенности дискурса СМИ

По сфере функционирования Е.С. Кубрякова и Е.И. Шейгал выделяют политический, педагогический, религиозный, научный, художественный, масс-медийный – медиадискурс, под которым авторы понимают функционально обусловленный тип дискурса, совокупность процессов и продуктов речевой деятельности в сфере массовой коммуникации во всем их многообразии и сложности их взаимодействия [35; 70]. Медиадискурс трактуют как иерархически организованный, многоуровневый комплекс текстов, в котором тексты меньшего объема входят в состав больших текстовых целых (тексты прессы, радио, телевидения, Интернет) [65, с. 120]. Медиадискурсом считают реальность, созданную средствами массовой коммуникации, опосредующими продуцирование, хранение и распространение общественно важной информации [14, с. 29]. Медиадискурс — это коммуникативное явление, а любое общение является целенаправленным влиянием [70, c. 138], что делает возможным достижение одной из задач указанного типа дискурса – сформировать общественное мнение.

Итак, рассматривая определения медиадискурса выделим его основные черты и особенности, характерные только для него:

– связный, вербальный или невербальный, устный или письменный текст в совокупности с прагматическими, социокультурными, психологическими и другими факторами;

– отображенный в СМИ:

– взятый в аспекте событий;

– являющийся действием;

– участвующий в социокультурном взаимодействии и отражающий механизм сознания коммуникантов.

Я.Н. Засурский определяет такие его функции, как когнитивная, ценностная, конструирующая и коммуникативная. Лингвист утверждает, что когнитивная функция дискурса в массмедиа выражена в том, что через него «комуниканти описывают, объясняют положение вещей в определенной предметной области, делают прогнозы и предсказания» [18, с. 6].

Интегративная (консолидирующая, объединяющая) функция призвана объединять общество, фокусируясь на устранении национальных противостояний, политических противоречий, религиозной нетерпимости, содействовать единению нации и консолидации социума. Культурная функция масмедийного дискурса заключается в сохранении и развитии идентичных культурных основ и традиций национального общества, в культурном взаимодействии с другими народами, а также в распространении моральных и эстетических ценностей. Ее реализовывают через государственные, социальные, групповые и индивидуально-творческие взаимодействия. Гедонистическая (развлекательная, или рекреативная, как ее еще называют) функция обеспечивает развлекательные запросы потребителей, определенная часть которых воспринимает массмедиа лишь как средство удовлетворения своих потребностей в различных видах наслаждения, которые может представить современное информационное пространство, или служит для отдыха, расслабления. Поэтому значительное количество медийного продукта целенаправленно выпускают для развлечения. Кроме того, гедонистическое направление какой-то части массмедийного континуума снимает напряжение в обществе, чем пользуются политтехнологи для решения определенных манипулятивных задач [18, c.8].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы