Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Дисциплинарная ответственность сотрудников органов внутренних дел
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Содержание Введение. 3
Глава 1.
Административно-правовая характеристика дисциплинарной ответственности
сотрудников органов внутренних дел. 6
1.1 Дисциплинарная ответственность, как вид
юридической ответственности сотрудников органов внутренних дел. 6
1.2 Правовое регулирование
дисциплинарной ответственности сотрудников органов внутренних дел. 13
1.3
Содержание и виды мер дисциплинарного взыскания в органах внутренних дел 22
Глава 2. Производство по
дисциплинарным делам в органах внутренних дел. 31
2.1
Административно-процессуальный статус лиц, ведущих производство по
дисциплинарным делам в органах внутренних дел и его участников. 31
2.2.
Дисциплинарное производство в отношении сотрудника ОВД, совершившего
административное правонарушение, за которое установлена дисциплинарная
ответственность. Ошибка! Закладка не определена.
2.3.
Производство по дисциплинарным делам в органах внутренних дел: 36
стадии
и содержание. 36
Заключение. 36
Список использованных
источников. 47
Введение:
Введение
Служба в органах ОВД обязывает сотрудников
ответственно исполнять возложенные на них нормативно-правовыми и иными актами
обязанности. Ответственность и добросовестность сотрудников, выполняющих свои
служебные обязанности, становится
источником формирования такого института, как дисциплина в органах внутренних
дел.
Институт
дисциплины в органах внутренних дел представлен различными нормативными
правовыми актами, регулирующими соблюдение служебной дисциплины, порядок
наложения дисциплинарных наказаний и поощрений. Актуальность данной работы обусловлена важностью института дисциплинарной
ответственности сотрудников ОВД. Дисциплинарная ответственность, как вид
юридической ответственности, в
органах внутренних дел занимает особое место, по своей сути, она является
основным видом ответственности для указанных лиц, в случае нарушения дисциплины.
Следовательно, порядок привлечения дисциплинарной ответственности
сотрудников внутренних дел должен быть в должной мере закреплен. Изучение данной
темы позволит выявить проблемные аспекты, противоречия и пробелы в правовом
регулировании, что в последствии, может избежать нарушений при привлечении к
дисциплинарной ответственности, и поможет ее всесторонне рассмотреть и
предложить рекомендации по усовершенствованию законодательства.
Представляется, что
вопрос содержания дисциплинарной ответственности и применения мер
дисциплинарного взыскания требует большого внимания, в том числе с целью
создания у граждан благоприятного отношения к сотрудникам внутренних дел и
формирования доверия к органам полиции в целом. Данный аспект является
значимым, так как доверие с лицам, осуществляющим охрану общественного порядка
(в широком смысле) – основа для создания правового государства, в котором
население доверяет органам внутренних дел, содействует работе. Объектом исследования
настоящей работы представляет собой совокупность общественных отношений материального
и процессуального характера, которые складываются в сфере привлечения к
дисциплинарной ответственности сотрудников органов внутренних дел.
Предметом научного исследования послужили
нормативные правовые акты, предусматривающие и регулирующие порядок привлечения
сотрудников органов внутренних дел к дисциплинарной ответственности, порядок
проведения служебных проверок, составления заключения служебной проверки в
отношении сотрудников, судебная практика по обжалованию приказов о наложении на
сотрудников внутренних дел дисциплинарных взысканий.
Целью данной научной
работы является всестороннее и полное изучение института дисциплинарной
ответственности сотрудников органов внутренних дел, проблем теоретической и
практической направленности в сфере дисциплинарной ответственности.
Для достижения
поставленной цели необходимо разрешить следующие задачи:
1. раскрыть
понятие дисциплинарной ответственности сотрудников органов внутренних дел;
2. исследовать
принципы дисциплинарной ответственности сотрудников органов внутренних дел;
3. изучить
законодательство, регулирующее дисциплинарную ответственность сотрудников
органов внутренних дел;
4. определить
стадии дисциплинарного производства в органах внутренних дел;
5. определить
проблемные аспекты процессуальных норм по привлечению к дисциплинарной
ответственности сотрудников органов внутренних дел, и предложить пути их
решения.
Степень изученности темы.
Изучением дисциплинарной ответственности сотрудников органов внутренних дел
Российской Федерации занимались такие ученые как В.С. Бялт, М. Зарипова, В.
Егоров, О.И. Карпенко, Е.П. Мальцев, В.В. Никитин, А.Н. Дерюга, С.Н. Чаннов,
М.Б. Добробаба, А.В. Никифоров, Д.А. Гавриленко, А.А. Подупейко и другие.
Нормативная основа
дипломного исследования: в работе использовались Федеральные законы Российской
Федерации, Приказы МВД России судебная практика Верховного и Конституционного
судов Российской Федерации.
Теортерическую основу
исследования составляют классические и современные труды специалистов различных
областей знаний: научные статьи, монографии, учебники, диссертации, посвященные
проблемам привлечения к дисциплинарной ответственности, как в общем, так и
сотрудников органов внутренних дел.
Теоретическая значимость
исследования заключается в том, что результаты исследовательской части могут
быть использованы в дальнейшем изучении дисциплинарной ответственности
сотрудников органов внутренних дел, более того, выводы, сделанные в ходе
исследования помогут понять слабые стороны исследуемого института, что в
дальнейшем имеет важное практическое значение.
Практическое значение
исследования состоит в значимости исследования вопроса служебной дисциплины в
органах внутренних дел, законности назначения дисциплинарных взысканий
сотрудникам, правильность и своевременность проведения служебных проверок в
отношении сотрудников, нарушивших служебную дисциплину, а также поиска путей
совершенствования этого института.
Методы исследования:
анализ, аналогия, классификация, обобщение материалов исследования; технико-юридический
метод, метод анализа нормативных правовых актов.
Структура работы. Работа состоит из введения,
двух глав, в каждую из которых входит по три параграфа, а также заключения и
библиографического списка.
Заключение:
Заключение В ходе исследования, нами было установлено следующее:
Институт
дисциплины в органах внутренних дел представлен различными нормативными
правовыми актами, регулирующими соблюдение служебной дисциплины, порядок
наложения дисциплинарных наказаний и поощрений.
Для понимания
содержания дисциплинарной ответственности, важно сначала определить понятие
юридической ответственности в целом.
При всей важности понятия «юридическая
ответственность» в отечественной правовой науке до настоящего времени не
выработано его общепринятого определения. Отсутствует оно и в действующем
законодательстве
Отмечаем, что
большинство научных определений сводятся к раскрытию ответственности как
какого-то узкого явления, без установления ее сущности.
Так,
например, юридическая ответственность определяется как государственное
принуждение. Государственное принуждение здесь, по мнению авторов выражается в
исполнении требования лица, как участника правоотношений
Представляется,
что юридическая ответственность представляет собой особую правовую реакцию
общества и государства, закрепленную в нормативно-правовых актах, в целях
возложения на правонарушителя обязанности претерпевания неблагоприятных для
него последствий следует отметить, что механизм регулирования дисциплинарной
ответственности включает в себя и правовые и социальные составляющие.
Дисциплинарная
ответственность – вид ответственности, при которой работодатель наказывает
работника за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него
обязанностей.
Единый подход к понятию юридической ответственности отсутствует, более
того, многие из существующих подходов устарели. На наш взгляд, нельзя
определять юридическую ответственность исключительно как «принуждение» или
«правоотношение». Данное понятие должно включать в себя больше признаков для
понимания сущности ответственности.
Дисциплинарная ответственность сотрудников органов внутренних дел — это специальный вид юридической ответственности, предусматривающий обязанность сотрудника, совершившего дисциплинарное правонарушение, в отношении которого
установлена его вина, испытать на себе неблагоприятные последствия, возлагаемые на него руководителем территориального органа исполнительной власти или непосредственного руководителя, с целью оказания на провинившегося сотрудника воспитательного воздействия.
Основанием привлечения к дисциплинарной ответственности сотрудников
внутренних дел является совершение ими дисциплинарного проступка.
Правовое регулирование дисциплинарной ответственности сотрудников органов
внутренних дел представлено довольно значительным количеством источников права.
Как было отмечено, важнейшее значение занимает ФЗ «О службе в органах
внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации». Наряду с этим выделяется и Указ
Президента РФ от 14 октября 2012 №1377 «О Дисциплинарном уставе органов
внутренних дел Российской Федерации».
В данных актах прослеживается дублирование большого количества правовых
норм, регулирующих дисциплинарную ответственность.
Представляется, что для того чтобы регулирование дисциплинарной
ответственности имело комплексный и системный подход, необходимо привести в
систему нормы, которые содержатся в различных нормативных актах, и закрепить в одном акте, возможно, что это
должен быть действующий Дисциплинарный устав нормы, определяющие сущность
служебной дисциплины в органах внутренних дел Российской Федерации, обязанности
сотрудников по соблюдению и поддержанию служебной дисциплины; обязанности и права руководителей
(начальников) по поддержанию служебной дисциплины; порядок применения мер
поощрения; основания привлечения к дисциплинарной ответственности, с подробным
их содержанием; виды дисциплинарных взысканий, с раскрытием их содержания, с
указанием конкретных последствий их применения; порядок наложения и исполнения
дисциплинарных взысканий, их содержание; порядок учета дисциплинарных взысканий
и их обжалования.
Здесь важно отметить, что количество норм, отсылающим к другим, должно
быть минимальным, возможно, только в части специального регулирования каки-либо
положений. Тогда порядок привлечения к дисциплинарной ответственности будет
сложнее нарушить, снизится количество возможных злоупотреблений как со стороны
сотрудников, так и со стороны руководителей. Так, правовое регулирование дисциплинарной ответственности имеет ряд
недостатков: отсутствие определения понятий «малозначительный дисциплинарный
проступок», «малозначительное коррупционное правонарушение». Также, не
закреплен состав дисциплинарного проступка и обстоятельства, смягчающие или отягчающие
наказание.
Названные проблемы ведут к тому,
что субъекты дисциплинарной власти, принимая решение о применении мер
дисциплинарного принуждения руководствуются одним лишь личным усмотрением,
субъективно оценивая тяжесть проступка, его «опасность» (вредность) и виде
дисциплинарного взыскания. Данный подход приводит либо к нарушению принципа
неотвратимости привлечения к ответственности за проступки, либо, наоборот, к
нарушению прав сотрудников.
Виды дисциплинарных взысканий, определенные в ст. 50 ФЗ №342
входят в закрытый перечень. Иные виды взысканий применены быть не могут. К ним
относятся:
1) замечание;
2) выговор;
3) строгий выговор;
4) предупреждение о неполном служебном соответствии;
5) перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел;
6) увольнение со службы в органах внутренних дел.
В законодательстве не в полной мере раскрыто содержание
каждого из видов дисциплинарных взысканий, и последствий их применения.
Законодательство содержит ряд понятий, с
которыми связывается выбор вида дисциплинарного взыскания. В нашем исследовании
мы отмечали отсутствие понятия малозначительности нарушения, а также отсутствие
четкой регламентации проступка, порочащего честь сотрудника органов
внутренних дел. Данный вид нарушения служебной дисциплины нигде не зафиксирован, однако, Конституционный суд Российской Федерации
неоднократно в своих
постановлениях указывал на данное нарушение как на основание увольнения
из органов внутренних дел.
В настоящее время законодательные акты не содержат даже более-менее
четкого перечня оснований, для привлечения к дисциплинарной ответственности,
что приводит к тому, что в каждом конкретном соответствующий руководитель,
наделенный дисциплинарной властью, самостоятельно, по одному лишь усмотрению,
решает вопрос — совершен подчиненным дисциплинарный проступок или нет.
Представляется, что основания применения каждого из видов дисциплинарного
взыскания должны быть ясно и четко изложены. Критерии выбора должны быть
определены более подробно. Ссылка на понятия, не закрепленные законодателем, в части
применения дисциплинарной ответственности, ведет к расширенному их толкованию
и, как следствие, к злоупотреблениям.
Основания привлечения к дисциплинарной ответственности должны быть более
подробно закреплены, с минимальным количеством отсылок к иным
нормативно-правовым актам. Это позволит и самим сотрудникам органов внутренних
дел в полной мере осознавать, за совершение или несовершение каких действий они
могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности, а также, это позволит в
большей степени исключить субъективизм.
При исследовании дисциплинарного производства нам было отмечено
следующее:
К участникам дисциплинарного
производства относятся: начальники, наделенные властными полномочиями, в
соответствии с приложением №42 к приказу МВД №50, сотрудники, в отношении
которых принимается вопрос о наложении дисциплинарного взыскания, лица,
проводящие служебную проверку, а также вспомогательные участники.
Приложением №42 к приказу МВД №50 устанавливается перечень лиц, которые
могут налагать дисциплинарные взыскания на определенных лиц, в зависимости от
наличия полномочий.
Законом устанавливается
порядок наложения взыскания руководителем без отсутствия дисциплинарных прав. В
случае, если мнению руководителя (начальника), необходимо применить меры поощрения
или наложить дисциплинарное взыскание, применение которых выходит за пределы
его дисциплинарных прав, ходатайствовать об этом перед вышестоящим
руководителем (начальником).
Важно отметить, что
законодательное регулирование в части субъектов дисциплинарного производства
является достаточно «разрозненным» и трудным для понимания. Представляется
важным закрепление, наряду с четким порядком привлечения к дисциплинарной
ответственности, как мы отмечали ранее, и круга субъектов, их прав и
обязанностей в рамках дисциплинарного производства.
Таким образом, можно
сделать вывод о том, что стадия дисциплинарного производства в ОВД — это
регламентированный нормами административного права комплекс процессуальных
действий, осуществляемых уполномоченными лицами, направленных на выполнение
конкретной задачи дисциплинарного производства.
1. Хотелось бы отметить,
что сам порядок привлечения сотрудников ОВД к дисциплинарной ответственности
также требует детального закрепления в отдельном нормативно-правовом акте. В
нем должны быть изложены:
А) порядок привлечения:
стадии, этапы, подробное раскрытие содержание этапов;
Б) все возможные сроки
рассмотрения;
В) порядок обжалования
решения о привлечении к ответственности.
2. Сама процедура
содержит 4 стадии:
1. возбуждения дисциплинарного
производства;
2. рассмотрение
материалов дела и принятие решения;
3. исполнение исполнения
решения о привлечении к дисциплинарной ответственности;
4. снятие наложенного
дисциплинарного взыскания.
Таким образом,
законодательство в части регулирования дисциплинарной ответственности
сотрудников органов внутренних дел нуждается в усовершенствовании, а точнее в
систематизации и детализации.
Это поможет решить
проблемы, выявленные нами в ходе настоящего исследования, исключить
субъективизм и безосновательное привлечение к ответственности.
Фрагмент текста работы:
Глава 1.
Административно-правовая характеристика дисциплинарной ответственности
сотрудников органов внутренних дел 1.1 Дисциплинарная
ответственность, как вид юридической ответственности сотрудников органов
внутренних дел Институт дисциплинарной
ответственности, традиционно, представляет собой одно из средств повышения
эффективности управления государственной службой в целом.
Для
понимания содержания дисциплинарной ответственности, важно сначала определить
понятие юридической ответственности в целом.
При всей важности
понятия «юридическая ответственность» в отечественной правовой науке до
настоящего времени не выработано его общепринятого определения. Отсутствует оно
и в действующем законодательстве.
Одно из мнений авторов: в
основе понятия юридической ответственности лежит принуждение государством, это
означает, что каждый должен отвечать за свои поступки перед обществом и
государством[1].
Например, Мартиросян Е.
В. приравнивает юридическую ответственность к принуждению, дающему возможность
оспаривания субъектом, в отношении которого применяется принуждение, решение
органа публичной власти о применении к нему мер государственно-правового
принуждения[2].
Представляется, что при
определении понятия нельзя делать акцент только на принуждении, это дает
ограниченное понимание юридической ответственности.
Некоторые авторы
используют категорию обязанность для установления содержания юридической
ответственности[3]. [1] Юридическая энциклопедия /под общ.
ред. М.Ю. Тихомирова. 6-е изд., доп. и перераб. -М.: Изд. Тихомирова М.Ю.,
2012. – С. 758. [2] Мартиросян Е.В. Понятия и виды
юридической ответственности государственных гражданских служащих // Электронный
вестник Ростовского социально-экономического института. – 2014. – С. 125. [3] Дворецкий М.Ю. Актуальные вопросы
понятия «юридическая ответственность» его значение для теории уголовного права
// Адвокатская практика. — 2007. — № 4. — С. 27