Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Логопедия

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Дидактические игры в развитии грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 4

Глава 1. Теоретическое
изучение особенностей использования дидактических игр в развитии
грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
III уровня. 8

1.1. Грамматический строй речи старших дошкольников в
онтогенезе. 8

1.2. Особенности формирования грамматического строя речи у
старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня. 13

1.3. Дидактические игры как средство развития
грамматического строя речи  20

Вывод по 1 главе. 25

Глава 2. Экспериментальная
работа по изучению состояния грамматического строя речи у старших дошкольников
с общим недоразвитием речи III уровня. 27

2.1. Организация исследования уровня развития
грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
III уровня. 27

2.2. Анализ результатов исходного уровня развития
грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
III уровня. 29

Вывод по 2 главе. 39

Глава 3. Развитие
грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
III уровня. 40

3.1. Организация и содержание формирующего эксперимента. 40

3.2. Методика использования дидактических игр в развитии
грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
III уровня  42

3.3. Анализ проведенной работы.. 48

Вывод по 3 главе. 56

Заключение. 57

Список литературы.. 59

Приложения. 66

  

Введение:

 

Актуальность исследования заключается в необходимости пристального
внимания к возникновению общего недоразвития речи, и своевременного
предупреждения вторичных нарушений посредством коррекционной работы. В решении проблемы общего недоразвития речи
имеет важное значение именно структура дефекта, коррекция которой предполагает использование
комплексного характера и продолжительное время воздействия для преодоления
выявленных нарушений речи.

Правильное и своевременное усвоение грамматических представлений
является одной из предпосылок для овладения грамотной речью и выступает важным
средством для дальнейшего успешного обучения ребенка в школе. Хорошая,
красивая, грамотно поставленная речь дошкольника – это важнейшее условие
всестороннего, полноценного развития, выступая при этом как основа для успешной
адаптации индивида в социуме. Недоразвитие понимания грамматических категорий
приводит к тому, что всё вышеперечисленное становится практически невозможным
для ребенка.

Проблема развития детской речи вызывает большой
интерес у специалистов в различных областях знаний: психологии, педагогики,
лингвистики, физиологии. Это связано с тем, что правильная речь помогает
ребёнку быстро и непринуждённо наладить общение с детьми и взрослыми, а между
тем количество детей, страдающих речевыми нарушениями увеличивается (Л. Т.
Журба, Е. М. Мастюкова, Е. Н. Правдина-Винарская, М. Б. Эйдинова и др.).

У детей с общим недоразвитием речи помимо всего
отмечаются нарушения грамматического строя речи (Н. С. Жукова, Л. Ф. Спирова, Т.Б.
Филичева, С. Н. Шаховская и др.), поэтому особый интерес представляет развитие
грамматической стороны детской речи.

Следовательно, своевременное формирование, а затем развитие
грамматических представлений у детей – важнейшее условие для развития личности
ребёнка в полном объёме. Грамматические представления представляют собой умения
правильно использовать словарь, то есть уметь выстраивать предложения в
соответствии с правилами русского языка, а в дальнейшем правильно и точно
излагать свои мысли.

Известно, что у детей с общим недоразвитием речи III
уровня: Трудности в выражении своих мыслей, чувств и это влияет на социальное
взаимодействие со сверстниками, Грамматический строй речи тяжело поддаётся
коррекции т.к. требует фонетической и лексической компетенции, чего у ребёнка с
общим недоразвитием речи нет.

Следует отметить, что в логопедической литературе
описаны приёмы работы по формированию грамматических средств языка, но
отдельных конкретных методик по формированию лексико-грамматических и логико-грамматических
конструкций языка недостаточно, среди них можно назвать В.К. Воробьеву, Е.А.
Вострикову, А.В. Кроткову и Т.Б. Уварову.

Эффективная коррекционная работа по устранению
нарушений грамматических представлений у детей с общим недоразвитием речи является
на данный момент одной из актуальных проблем логопедии. Так как проведённая
коррекционная работа в раннем возрасте является предпосылкой к успешной
адаптации в школе и подготовкой к усвоению школьных навыков. Это доказывает
актуальность темы исследования.

Цель
исследования: определение особенностей и выбор
коррекционного направления применения дидактических игр для развития
грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III
уровня.

Объект
исследования: грамматический строй речи у старших
дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.

Предмет
исследования: разработка методики формирования
грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
III уровня с помощью использования дидактических игр.

Гипотеза
исследования: для дошкольников с общим недоразвитием
речи Экспериментальное изучение и целенаправленный анализ его результатов
позволят выявить и квалифицировать имеющиеся трудности и обосновать направления
работы по развитию грамматического строя речи дошкольниками исследуемой
категории. III уровня характерны особенности усвоения грамматических категорий.

Задачи
исследования:

1) Изучить особенности формирования грамматического
строя речи у детей в старшем дошкольном возрасте в онтогенезе и у старших
дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.

2) Охарактеризовать дидактические игры как средство развития
грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.

3) Организовать и провести исследование исходного
уровня развития грамматического строя речи у старших дошкольников с общим
недоразвитием речи III уровня.

4) Проанализировать результаты по развитию
грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
III уровня.

5) Организовать формирующий эксперимент.

6) Провести анализ проделанной работы.

Методы
исследования:


теоретический метод: анализ литературы по теме исследования;


эмпирические методы: анализ речевой деятельности детей (констатирующий, формирующий,
контрольный эксперимент);

— метод количественного и
качественного анализа результатов констатирующего и контрольного экспериментов.

Научно-теоретической
базой работы послужили труды ряда отечественных и
зарубежных исследователей, среди которых можно выделить А.Г. Арушанову, Е.В.
Архипову, Г.О. Винокура, Ф.А. Сохина, Т.В. Туманову, О.С. Ушакову, Т.Б. Филичеву
и др.

Базой
исследования выступает Государственное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение Детский сад №116, Санкт-Петербург,
Суворовский проспект 17А.

Практическая
значимость данной работы состоит в том, что результаты этого
исследования могут быть использованы при работе со старшими дошкольниками с
общим недоразвитием речи III уровня в учебных учреждениях при обучении их
грамматическому строю речи. Структура
работы: введение, три главы, заключение, список литературы и
приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Сегодня
одним из основных требований ФГОС дошкольного образования является обеспечение
речевого развития детей, то есть овладение им навыков свободного, связного
диалога и монологической речи как средства общения со взрослыми и сверстниками.
Показатели успешного речевого развития – это умение строить разные типы
высказываний, оформленных грамматически правильно. Это требование в полной мере
распространяется на детей с общим недоразвитием речи. При этом в современной
логопедии развитие грамматического строя речи ставится в зависимость от
устранения недостатков несформированных языковых структур и предполагает
использование дидактических игр.

Для развития грамматического строя речи у дошкольников рекомендуется
применять дидактические игры. Особенность дидактической игры заключается в том,
что она способствует развитию самостоятельности и активности всех
познавательных процессов дошкольников. Присутствие дидактической задачи
подчеркивает обучающий характер игры, а направленность ее содержания развивает
познавательную деятельность детей. В отличие от прямой установки на занятиях, в
процессе дидактической игры происходит возникновение игровой задачи самого
дошкольника.

Таким образом, в ходе исследования были получены следующие выводы:

1) Изучая теоретические особенности развития грамматического строя речи
было определено, что грамматический срой речи является системой взаимодействия
слов между собой в различных словосочетаниях или предложениях. У детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня грамматический строй речи характеризуется
неоднородностью, вариативностью симптоматики: от незначительной задержки
формирования морфологической и синтаксической системы языка до выраженных
аграмматизмов в экспрессивной речи.

2) Экспериментальная
работа позволила выявить роль дидактических игр для развития грамматического
строя речи у детей старшего дошкольного возраста. Проведенное тестирование
исходного уровня грамматического строя речи по всем заданиям показывает
значительную разницу в контрольной и исследовательской группах. Дети из
исследовательской группы практически во всех заданиях не имеют высоких
показателей, им характерен низкий и средний уровень.

3)
Был организован формирующий этап эксперимента, который основывался на использовании
в занятиях для развития грамматического строя речи с помощью использования
дидактических игр.

Полученные
результаты по всем методикам обследования после внедрения в учебный процесс
развивающей программы, направленной на развитие грамматического строя речи у
детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня,
основанной на проведении игровых занятий с детьми, позволяют сделать вывод, что
дидактические игры являются эффективной формой развития грамматического строя
речи детей в старшем дошкольном возрасте.

Таким образом, все планы
соответствуют теоретическим данным, цели, задачи реализованы, а гипотеза нашла
свое подтверждение.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретическое изучение особенностей использования
дидактических игр в развитии грамматического строя речи у старших дошкольников
с общим недоразвитием речи III уровня

1.1. Грамматический строй речи старших дошкольников в
онтогенезе

Освоение грамматического
строя речи в дошкольном возрасте выступает как одно из наиболее сложных
процессов в развитии речи, поскольку грамматические категории считаются
абстрактными и отвлеченными. При этом для русского литературного языка
характерно большое количество непродуктивных форм грамматических конструкций и
разного рода исключений из грамматических правил.

Онтогенез грамматического
строя речи у детей дошкольного возраста изучается такими исследователями как
А.Н. Гвоздев, Г.Н. Ушакова, А.М. Шахнарович, Д.Б. Эльконин и др. В работах
авторов описывается процесс усвоения грамматического строя речи у детей
дошкольного возраста, который напрямую зависит от аналитико-синтетической
деятельности в коре головного мозга ребенка. Такой ученый как И.П. Павлов указывал,
что грамматика представляет собой своеобразную форму динамического речевого
стереотипа в сложной системе умственной деятельности.

А.Н. Гвоздев, изучая
закономерности усвоения грамматики детьми, следил за процессом морфологического
и синтаксического оформления речи детей. Такая работа необходима для изучения
процесса формирования грамматики от самых простых слов ребенка и заканчивая
формой языка ребенка дошкольного возраста [10].

Т.А. Кот при изучении
особенностей усвоения грамматического строя речи указывал, что в его основе
лежит формирование грамматических обобщений. При этом развитие речи детей
опирается на подражание речи взрослых, основываясь на заимствования и
воспроизведении образцов речи окружающих. Однако важным моментом здесь также
являются неподражательные элементы психологического механизма речевого
развития, которые выступают как обобщение языковых и речевых явлений [20].

Своевременное овладение индивидом
языком является основой для умственного развития каждого ребенка, при этом выступает
как залог его полноценного общения и взаимодействия с окружающими людьми и
освоения знаний о действительности, в которой он живет. Правильная,
выразительная речь дает ребенку возможность максимально широко пользоваться ею,
как средством общения, способствует формированию личности ребенка в целом. Вся
деятельность человека непосредственно связана с языком, который уже начиная с
первых лет жизни, соответственно влияет на деятельность, меняет его поведение.

Борьба за правильное произношение —
это одна из важных форм работы над общей культурой речи детей дошкольного и
школьного возраста. Особенно важна работа над развитием устной речи в
дошкольный период. Без полноценного овладения речью, ребенок в будущем в школе
не сможет приобрести крепких и глубоких знаний по основам науки. Поэтому
следует устранять все, что может мешать в любой степени свободному общению
ребенка с коллективом. Уже в детском учреждении необходимо создать
благоприятные условия для развития речи детей, совместно с семьей работать над ее
развитием, исправлением недостатков в речи. Тем самым создавать должную
развивающую речевое среду для развития интеллекта и подготовки ребенка к школе [6].

Детям дошкольного возраста и
школьникам, приходится очень часто и широко использовать язык в повседневном
общении — отвечать на вопросы воспитателя, педагога в присутствии других,
задавать вопросы, говорить, читать вслух. Появление первых слов у детей
начинается с раннего детства в семье, среди близких ребенку людей, а
совершенствование речи продолжается далее в процессе воспитания в дошкольных
учреждениях, школе и на протяжении всей жизни человека, в процессе воспитания,
обучения и коммуникации с окружающими [9].

Овладевая родным языком, ребенок
усваивает не только слова, их состав и видоизменения, но и бесконечное
количество понятий, взглядов на предметы, множество мыслей, чувств,
художественных образов.

Овладеть грамматическим строем языка
означает:

— научиться правильно употреблять
различные падежные окончания слов, глагольные формы и их видоизменения;

— самостоятельно строить простые и
сложные предложения;

— в своих рассказах грамматически
правильно изменять все слова, входящие в активный словарь;

— упражнять детей в употреблении
тяжелых форм знакомых слов;

— пополнять словарный запас слов
названиями предметов, качеств, действий;

— учить употреблять нужные по
смыслу слова при определении качества признаков предметов;

— развивать умение связно,
последовательно и понятно пересказывать литературные произведения с помощью
воспитателя, логопеда;

— составлять самостоятельно рассказ
описательного или сюжетного характера по картине или серии сюжетных картин;

— учить подбирать слова с разной
продолжительностью звучания, слова с заданными звуками.

А.Н. Гвоздев предлагал
выделять несколько периодов в формировании и развитии понимания грамматических
категорий и грамматического строя речи у детей дошкольного возраста. Далее рассмотрим
их подробнее.

1 период считается
периодом предложений. Эти предложения состоят из аморфных слов-корней. Длительность
данного периода охватывает от 1 года и 3 месяцев до 1 года и 10 месяцев.

Этот период проходит в
два этапа:

I – ребенок составляет однословные
предложения. В это время ребенок может с помощью нескольких слов выражать свои
желания и потребности, при этом помогая жестами и интонацией. В этих словах не
прослеживается определенной грамматической форме и зачастую они могут
обозначать как предметы, так и действия.

II – ребенок может
составлять предложения из нескольких слов-корней.

2 период представляется
временем усвоения грамматической структуры высказывания и длиться от 1 года и
10 месяцев до 3 лет. Данный период также разделяется на несколько этапов, а
именно:

I – формирование у ребенка способности
произносить первые формы слов (до 2 лет и 1 месяца);

II – использование ребенком флексионных
систем языка с целью выражения синтаксических связей между словами (до 2 лет и
6 месяцев);

III – усвоение ребенком служебных слов которые
позволяют ему выражать те или иные синтаксические отношения (до 3 лет) [10].

Важным моментом является
то, что состояние грамматического строя речи на каждом этапе у разных детей
может отличаться. Такое положение обуславливается такими причинами как:

— общие
психофизиологические закономерности развития ребенка, которые включают
состояние его нервных процессов, уровень развития внимания, памяти и мышления и
т.п.;

— уровень
сформированности словаря дошкольника, состояние его фонематического слуха и
восприятия, уровень развития рече-двигательного аппарата;

— степень сложности
грамматической системы конкретного языка;

— особенности
грамматического строя речи у взрослых, которые окружают ребенка [4].

Различные отклонения речевого
развития негативно сказываются на восприятии речи, высказывании собственных
мыслей, овладении знаниями и формировании личности ребенка, поэтому очень важно
в дошкольные годы исправить недостатки звукопроизношения. Добиться того, чтобы
ребенок свободно владела всеми звуками родного языка. Только при этих условиях
ребенком будет усвоена программа детского сада [15].

Формирование лексической,
прежде всего семантической (произносимой) стороны речи является одной из
основных проблем развития речи ребенка в норме и в патологии. Процесс
обогащения словесных средств общения, который проявляется в их развитии и
расширении, как известно, тесно связан с развитием мышления ребенка. С другой
стороны — усвоенное слово обобщает предметы, признаки, действия, причисляя их к
определенной категории, открывает для ребенка новые возможности для
соотнесения, комбинирование, структурирование информации об окружающем мире.

Вербальное поведение
ребенка во многом зависит от уровня развития лексической стороны речи, потому
что в процессе формирования высказывания, человек выбирает слова из того
запаса, который хранится в ее долговременной памяти.

Словарь нынешних детей
ограничен. И, когда родители утверждают, что их дети говорят все, они не
понимают, что уровень словаря их детей — это уровень бытовой речи, это
специфические слова, выражения, диалектные слова, специфическая построение
предложений, которая характерна для той местности, но это не показатель. Кроме
ограниченности еще сужение смысловой структуры слова, несформированность
различных типов его значений (синонимических, антонимических, переносных,
образующих, производных) [13].

На данном этапе
приходится наблюдать характерные ошибки в построении предложений: пропуски
предлогов, союзов, неправильное согласование существительных с прилагательными
и местоимениями в роде, числе и падеже, неправильный выбор падежной формы
существительного, руководствуется глаголом. Запас прилагательных и наречий,
характеризующих свойства предмета, внешность, черты, поведение животных и людей
достаточно мал.

Трудно детям рассуждать
вслух, комментировать, пересказывать, составлять собственные сказки, рассказы,
описания, должны делать дети старшего дошкольного возраста согласно ФГОС ДО [5].

Таким образом, грамматический строй речи старших дошкольников
в онтогенезе формируется естественно в процессе познавательного развития — во
время игры, манипулятивных предметных действий, труда и других видов детской
деятельности, когда ребенок общается с окружающими, взрослыми и сверстниками,
то есть в практике коммуницирования. Его формирование проходит несколько этап,
для которых характерны свои специфические особенности развития речи детей.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы