Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Дидактические игры как средство ознакомления детей старшего дошкольного возраста с растениями и животными Нижегородской области
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3 ГЛАВА 1.
Психолого-педагогические
ОСНОВЫ ознакомления детей старшего дошкольного возраста с
растениями и животными…………………..
1.1. Ознакомление детей старшего дошкольного
возраста с растениями и животными как психолого-педагогическая
проблема…………………………………………………………………….
1.2. Современные технологии ознакомления детей старшего
дошкольного возраста с растениями и животными…………………………………………………………………
1.3. Роль дидактических игр в процессе
ознакомления детей старшего дошкольного возраста с растениями и
животными………………………………………………………………….
Выводы по главе 1…………………………………………………… 6 6 10 15
23 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ
РАБОТА ПО ознакомлению
детей старшего дошкольного возраста с растениями и животными Нижегородской области……………………………………………..
2.1. Цель и задачи, методы исследования …………………………
2.2.
Диагностика сформированности
у детей старшего дошкольного возраста представлений о растениях и животных
Нижегородской области (констатирующий эксперимент)……………
2.3. Программа формирующего
эксперимента по ознакомлению
детей старшего дошкольного возраста с растениями и животными Нижегородской
области через дидактические игры …………………..
2.4. Результаты экспериментальной работы (контрольный
эксперимент)………………………………………………………………..
Выводы по главе 2…………………………………………………… 24
24 27 32 48
55 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… 56 СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………… 58 ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………… 64
Введение:
Актуальность исследования. Дошкольное
детство – период интенсивного становления всех аспектов психической
деятельности ребенка, в том числе познавательной деятельности. Задачи, которые
решаются в этом возрасте, достаточно обширны: закладывается основа для
становления умения рассуждать, осуществлять поисково-исследовательскую
деятельность, определять для себя проблему и способы ее решения, или, иными
словами, формировать универсальные логические приемы. Это необходимо в рамках
решения задачи преемственности школы и дошкольной образовательной организации в
том смысле, что ребенок овладевает необходимыми учебными действиями, происходит
развитие мышления до такого уровня, который позволяет ребенку эффективно
осуществлять учебную деятельность.
Актуальность исследования в том, что основным
методом обучения и воспитания ребенка дошкольного возраста является игровая
деятельность. Это обусловлено тем, что игровая деятельность является ведущим
видом деятельности дошкольника, естественной и интересной формой деятельности
для него, что позволяет применить естественный интерес ребенка для вовлечения
его в развивающую и обучающую деятельность, не прибегая к принуждению. Помимо
того, принятие Федерального государственного образовательного
стандарта третьего поколения говорит о том, что современная система образования
на первом плане имеет задачу формирования у подрастающего поколения
способностей проявлять активную умственную деятельность. При этом следует
отметить, что зарубежные и отечественные педагоги предлагают рассматривать
именно игру одним из наиболее эффективных средств организации деятельности
детей.
Наиболее
эффективными в плане развития познавательной деятельности можно назвать
дидактические игры, исходя из того, что сами задачи, которые решаются в
подобном виде игр, направлены на обучение и развитие познавательной сферы
ребенка.
Экологическое образование
становится важной частью дошкольной педагоги. В последнее время существует
множество исследований по данной проблеме. Среди них особый интерес
представляют труды В. Зебзеева, Г. Иванова, С.Н. Николаева и др.,
рассматривающих разные аспекты экологического образования дошкольников в
процессе учебно-воспитательной работы и при организации общественно-полезной
деятельности по охране природы. Сегодня идеи современной комплексной экологии
активно внедряются в практику обучения и образования дошкольников. А развитие
уровня экологического образования является одной из важных задач дошкольных
учреждений.
Цель
исследования – развитие уровня осведомленности детей
старшего дошкольного возраста о мире растений и животных в процессе проведения
дидактических игр.
Гипотеза
исследования: предполагается, что для формирования
знаний дошкольников о растениях и животных родного края необходимо проведение
занятий, в ходе которых будут использоваться дидактические игры.
Поставленная цель и выдвинутая
гипотеза предполагают необходимость решить следующие задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую
проблему ознакомления детей старшего дошкольного возраста с растениями и
животными.
2. Выделить современные технологии ознакомления детей
старшего дошкольного возраста с растениями и животными.
3. Определить роль дидактических игр
в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с растениями и
животными.
4. Организовать исследование уровня
ознакомленности детей старшего дошкольного возраста с растениями и животными.
5. Провести исходную диагностику и
проанализировать результаты.
6. Разработать программу формирующего эксперимента по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с
растениями и животными Нижегородской области через дидактические игры.
7. Проанализировать результаты
проведенной работы.
Объектом исследования
выступает процесс формирования представлений дошкольников о мире животных и
растений.
Предметом исследования
является формирование уровня осведомленности о растениях и животных
Нижегородской области у старших дошкольников в
дидактических играх.
Методы
исследования:
1. Подбор и анализ психолого-педагогической литературы
по теме исследования.
2. Эмпирическое исследование уровня осведомленности о
растениях и животных у дошкольников
3. Сравнение и обобщение полученных результатов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что были выявлены эффективные условия процесса
формирования экологических представлений старших дошкольников в детском саду.
Полученные результаты предназначены для изучения и применения воспитателями в
своей педагогической работе по ознакомлению с миром растений и животных детей
старшего дошкольного возраста.
Структурно работа состоит из
введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
Ознакомление детей с
природой – одно из главных средств их развития. В процессе его расширяется
ориентация детей в окружающей среде, формируются познавательные способности,
воспитывается соответствующее отношение к природе. Ознакомление детей с
природой предлагает дать им соответствующий объем знаний о предметах, явлениях
неживой и живой природы, воспитании интереса и любви к ней.
Знакомство детей
дошкольного возраста с миром природы является важнейшим средством формирования
гармоничной, всесторонне развитой личности, обладающей знаниями и навыками
экологически целесообразного поведения в природе.
Приобретенное в детстве
умение видеть, чувствовать природу такой, какой она есть на самом деле,
вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет и углубляет их знания,
способствует формированию характера и интересов.
Ознакомление детей
дошкольного возраста с природой является средством создания в их сознании
реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте. Эти
знания необходимы для формирования материалистического понимания мира.
Педагогический учебно-воспитательный
процесс должен быть направлен на формирование таких психологических свойств
личности, как потребность в общении с природой, интерес к познанию ее законов,
мотивы поведения и деятельности по охране природы, убеждение – в социальной
обусловленности отношения человека к природе, в необходимости управления
природными явлениями.
Чрезвычайно важна роль
игр (особенно дидактических) в закреплении, систематизации и обобщении знаний о
природе. В процессе дидактических игр у детей воспитывается умение внимательно
слушать и отвечать на вопросы, самостоятельно решать поставленную задачу, вспоминать,
думать, воздерживаться от желания что-либо сказать, когда правила игры этого не
позволяют. Все это способствует развитию волевых процессов, языка, мышления,
внимания, памяти.
В исследовании было
доказано, что использование дидактических игр естественного содержания при
соответствующей подготовке детей и в определенной системе позволяет формировать
у детей крепкие знания, систематизировать их, подводить к обобщениям, развивать
мышление, язык. Следовательно, игры способствуют повышению эффективности
обучения детей в детском саду, лучшей подготовке к обучению в школе.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1.
Психолого-педагогические
ОСНОВЫ ознакомления детей старшего
дошкольного возраста с растениями и животными
1.1. Ознакомление
детей старшего дошкольного возраста с растениями и животными как
психолого-педагогическая проблема
Период
дошкольного возраста является важным в развитии физических и психологических
возможностей детей. В это время протекает закладывание основ взаимодействия с
окружающим миром, а также с помощью взрослых у ребенка начинает формироваться
осознанное отношение к природе.
Учитывая
физиологические и психологические особенности детей старшего
дошкольного возраста, работу по формированию экологических представлений
следует начинать с первых лет жизни. Педагог должен возвращаться к одному и
тому же объекту (к одному и тому же понятию) многократно и каждый раз добавлять
к имеющимся у детей знаний что-то новое.
Дети с
большим интересом смотрят на окружающий мир, однако не осознают многих
природных явлений. При этом для ребенка старшего дошкольного
возраста характерно наличие высокого уровня любознательности и проявление
активности при познании окружающей действительности, в частности – мира
природы. Помимо этого, им свойственно наличие стремления проникать в суть
познаваемых явлений и их взаимосвязи. Все это способствует появлению
педагогической задачи в удовлетворении детской любознательности, формированию
интереса к познанию растений и животных, а также формированию необходимых для
разностороннего развития детей представлений о них [11, с. 8].
Такие
исследователи как Каюрова А. Н., Кудрина Л. В., Попова В.
Ф. указывают, что способность детей к проявлению
сочувствия и сопереживания дает возможность формировать
нравственно-положительный опыт общения ребенка с миром растений и животных, а
также стимулировать гуманное проявление в его поведении и деятельности. Помимо
этого, дошкольникам свойственно наличие поискового характера в познании мира,
что позволяет развивать у них способность к установлению простых связей и
зависимостей, которые имеются в растительной и животной среде, поддерживая и
направляя активность ребенка на познание окружающей действительности [26, с. 62].
Следует отметить, что Федеральный государственный
образовательный стандарт дошкольного образования предполагает, что формирование
первичных представлений о природе, ее особенностях, свойствах и отношения между
природными объектами, входит в состав образовательной сферы «познавательное
развитие».
Среди задач по развитию представлений о животном и
растительном мире в старшем дошкольном
возрасте выделяются следующие:
1. Ознакомление с названиями и особенностями внешнего вида
растений из ближайшего природного окружения, особенностями их изменений,
связанных со сменами сезонов.
2. Знакомство с отличительными особенностями животного мира,
диких и домашних животных, их потребностями, в природе родного края.
3. Обучение обобщениям, установлениям простейших
причинно-следственных связей и зависимостей, которые имеются в природе родного
края.
4. Развитие умения свободного выражения разных эмоциональных состояний
в процессе общения с природой.
5. Стимулирование и поощрение гуманного проявления
дошкольников к природе [49, с. 16-17].
Содержание
работы по формированию экологических представлений охватывает три основных
направления образования, тесно связанных между собой:
— Развитие элементарных естественно — научных
представлений
— Развитие экологической культуры детей;
— Развитие представлений о
человеке.
Анализ психолого-педагогической
литературы показал, что экологические представления определяются как представления
о взаимосвязях в системе человек – природа и в самой природе; представления,
отражающие объективно существующие в природе связи и зависимости [33, с. 47].
По мнению О.А.
Воронкевич, формирование экологических представлений направлено на несколько
аспектов:
− знание экологических проблем и способов их
разрешения;
− развитие системы интеллектуальных и
практических умений по изучению, оценке, улучшению состояния окружающей среды;
− воспитание ценностных ориентиров
экологического характера;
− формирование мотивов, потребностей,
привычек и целесообразного поведения и деятельности, способности научных и
нравственных суждений по экологическим вопросам;
− стремление к активной практической
деятельности по охране окружающей среды [7, с. 66].
Сознание формируется на базе знаний
и убеждений, а представления о природе как о высшей гармоничной субстанции
закладывается в процессе наблюдений за развитием окружающего мира.
Следует отметить, что содержание
процесса формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного
возраста должно характеризоваться научностью. Дети должны получать научные
представления об окружающей природе, но в доступной для их понимания форме. Что
касается процесса формирования экологических представлений, то он должен быть
направлен на формирование у ребенка дошкольного возраста целостного восприятия
окружающей действительности, а также на развитие понимания взаимосвязи между
частями этого целого. Важным моментом здесь является то, что ребенок в таком
случае должен считать себя частью природы, а экологические представления
оказывать влияние на формирование у него не только определенного положительного
отношения к природе, но и развивать навыки рационального природопользования.
Тем самым ребенок должен понимать нормы экологически грамотного безопасного
поведения, и на этой основе осознавать причинно-следственные связи в природе [13,
с. 119].
Период дошкольного возраста
считается благоприятным временем для формирования природоведческих
представлений детей, которые будут направлены на развитие потребности ребенка
познавать окружающие условия, интегрировать усвоение местных климатических
особенностей и физико-географических особенностей родного края.
Такой исследователь как И.И.
Игнатович, указывают, что для формирования у детей дошкольного возраста
природоведческих знаний необходимо уделять внимание освоению зависимостей
жизнедеятельности растений от условий их роста, о приспособлении животных к
конкретной среде обитания и т.п. Такие природоведческие представления детей старшего дошкольного возраста представляют собой основу для формирования
бережного отношения к природе, в том числе элементарной природоохранительной
деятельности [25].
Помимо этого, важным моментом
является выбор методов и приемов, которые будут использоваться при ознакомлении
дошкольников с природой. Так, важно, чтобы они способствовали непосредственному
восприятию детьми старшего дошкольного возраста природы и тем самым позволяли
эффективно овладевать навыками взаимодействия с окружающей средой. Среди таких
методов выделяется проведение наблюдений, экскурсий, игры и бесед,
экспериментов и т.п.
Таким образом, процесс формирования
природоведческих представлений у детей старшего дошкольного возраста связан с
важностью развивать у них ценностное отношение к природе родного края,
обогащать представления об окружающей среде, развивать также эстетические и
патриотические чувства. Существующие образовательные программы предполагают
доступное для понимания дошкольников содержание знаний, отражающих своеобразие
живой и неживой природы. А в содержание представлений детей старшего дошкольного
возраста о живой природе родного края входит ознакомление дошкольников с
природно-географическими зонами края, наиболее значимыми природными объектами
местности, и представителями флоры и фауны родного края.