Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Дидактическая игра как способ руководства познавательного развития детей старшего дошкольного возраста (на примере МАДОУ «Детский сад №13» городского округа Кашира)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава
1. Теоретические основы изучения процесса познавательного развития старших
дошкольников посредством дидактической игры.. 7
1.1
Содержание и структура дидактической игры.. 7
1.2
Возможности дидактической игры в процессе познавательного развития старших
дошкольников. 12
1.3
Особенности организации и руководства процессом познавательного развития детей
в ДОО.. 20
Выводы
по первой главе. 28
Глава
2. Опытно-экспериментальная работа по организации познавательного развития
старших дошкольников средствами дидактической игры (на примере МАДОУ «Детский
сад №13» городского округа Кашира) 31
2.1
Диагностика познавательного развития старших дошкольников. 31
2.2
Методика использования дидактических игр в процессе руководства познавательным
развитием старших дошкольников в условиях МАДОУ «Детский сад №13» городского
округа Кашира. 39
2.3
Анализ результатов опытно-экспериментальной работы.. 47
Выводы
по второй главе. 51
Заключение. 53
Список
литературы.. 57
Приложение
1. 63
Приложение
2 65
Введение:
Актуальность
исследования. В
настоящее время одним из важных показателей психологического развития ребенка
является его познавательное развитие, которое в значительной степени определяет
успешность его дальнейшего обучения в школе. Это отвечает концепции современного
дошкольного образования, актуализирующей интерес к познавательному развитию и
саморазвитию личности ребенка. Проблемы познавательного развития в период
дошкольного детства определяются поиском инновационных педагогических средств
при организации педагогического процесса в дошкольном образовательном
учреждении. Потребности сферы дошкольного образования обусловливают определение
путей и средств повышения эффективности руководства познавательным развитием
старших дошкольников в ДОО.
Анализ
научно-теоретической литературы свидетельствует о высоком исследовательском
интересе к проблемам, связанным с проблемой познавательного развития
дошкольников, рассматриваемого в качестве источника умственной активности (Л. И. Божович,
В. В. Давыдов, М. А. Данилов, Н. Ф. Добрынин, Н. А. Менчинская,
М. Н. Скаткин и др.); особого соединения эмоционально-волевых и
интеллектуальных процессов, способствующих активности сознания и деятельности
(Л. А. Гордон, А. Г. Ковалев, В. Н. Мясищев, С. Л. Рубинштейн
и др.); избирательной направленности личности на объекты и явления окружающей
действительности (В. Б. Бондаревский, Л. М. Матюшкин, Н. Н. Поддьяков
и др.).
Одним из главных
психолого-педагогических средств познавательного развития детей дошкольного
возраста является игра, прежде всего, как ведущей деятельности дошкольника (Л. С. Выготский,
Д. Б. Эльконин и др.). На протяжении всего
дошкольного детства, когда происходит интенсивное развитие всех сфер психики
ребенка, именно игра является для него самым естественным и характерным видом
деятельности. Ее возможности в создании условий для произвольного и
вариативного поведения, разнообразных видов коммуникации, развития восприятия,
мышления и воображения, общих и особенных представлений, логичности и
индивидуальности действий не сравнимы ни с чем. Особенное значение игры
исследовались психологами (Л. С. Выготским, А. В. Запорожцем,
Д. Б. Элькониным и др.) и педагогами (Д. В. Менджерицкой,
А. П. Усовой, Н. Я. Михайленко и др.).
Проблемы и возможности
использования дидактических игр в обучении дошкольников освещены в
исследованиях Е. Л. Агеева, З. М. Богуславской, А. К. Бондаренко,
Л. А. Венгер, Г. Г. Григорьевой, О. Д. Дьяченко,
Т. С. Комаровой, Е. О. Смирновой, Е. И. Тихеевой,
А. П. Усовой и др. Согласно их исследованиям, результат дидактической
игры является показателем уровня достижений детей, прежде всего, в
познавательной деятельности.
В методиках
познавательного развития детей старшего дошкольного возраста дидактическая игра
представлена достаточно широко, в последние годы разработан ряд рекомендаций по
использованию дидактических игр для развития познавательных способностей
дошкольников, однако, в настоящее время, наряду с традиционным
применением дидактических игровых материалов в ДОО, начинают активно внедряться
информационно-коммуникативных технологии.
Таким образом,
актуальность исследования обусловлена необходимостью интенсификации руководства
процессом познавательного развития старших дошкольников в дошкольной
образовательной организации посредством дидактической игры.
Цель исследования состоит в изучении возможностей
руководства познавательным развитием детей старшего дошкольного возраста в ДОО
с помощью дидактических игр на основе ИКТ.
Объект исследования: познавательное развитие
дошкольников в ДОО.
Предмет исследования: руководство познавательным
развитием детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры.
Гипотеза исследования: руководство познавательным
развитием детей старшего дошкольного возраста в ДОО будет более эффективным,
если в образовательно-воспитательном процессе будут использованы дидактические
игры на основе информационно-коммуникационных технологий.
Для достижения цели и
проверки гипотезы необходимо решить следующие задачи исследования:
1. Проанализировать
содержание и структуру дидактической игры.
2. Выявить
возможности дидактической игры в процессе познавательного развития детей
старшего дошкольного возраста.
3. Рассмотреть
особенности организации и руководства процессом познавательного развития детей
в ДОО.
4. Провести
опытно-экспериментальную работу по руководству процессом познавательного
развития старших школьников в ДОО с использованием дидактических игр на основе
средств ИКТ.
Для решения поставленных
задач в работе использовались следующие методы:
— теоретические:
теоретико-методологический анализ психолого-педагогической научно-методической
литературы по проблеме исследования; синтез, обобщение;
— эмпирические:
наблюдение; тестирование; педагогический эксперимент: методы качественного и
количественного анализа: интерпретация результатов, статистическая обработка
экспериментальных данных.
Теоретическая
значимость исследования. Изучена психолого-педагогическая литература по проблеме познавательного
развития дошкольников; проанализированы основные теоретико-методологические
аспекты проблемы использования дидактических игр в ДОО для руководства
познавательным развитием дошкольников.
Практическая значимость исследования. Содержащиеся в работе материалы по выявлению
потенциала дидактической игры с использованием современных средств ИКТ для
познавательного развития старших дошкольников в ДОО, могут использоваться
воспитателями, педагогами и родителями для руководства данным процессом. В ходе
исследования были апробирован комплекс дидактических игр для старших
дошкольников, подтвердивший свою эффективность.
Структура исследования включает: введение, две главы, заключение, список
литературы, приложение.
Заключение:
Проведенное теоретическое исследование и опытно-экспериментальная работа
по проблеме руководства познавательным развитием детей старшего дошкольного возраста
средствами дидактической игры позволило сделать следующие выводы.
Познавательное развитие является проявлением интеллектуальной и
эмоционально-волевой активности личности, направленной на осознание сущностных
сторон, причинно-следственных связей, закономерностей окружающего мира.
Познавательное развитие ориентировано на продуктивность и поэтому является
активатором и стимулятором творческого познания. В психологическую структуру
познавательного развития входят интеллектуальные, эмоциональные и волевые
процессы, ведущим в познавательной деятельности является мотив познания.
Характеристиками познавательного развития являются: взаимосвязь с ведущими
потребностями; значимость познавательной деятельности для субъекта познания;
наличие положительного отношения к предмету познания.
Ведущими условиями продуктивного познавательного развития детей старшего
дошкольного возраста являются: создание благоприятного психологического
климата; обеспечение эмоционального комфорта, педагогической защищенности;
включение ребенка в разнообразную активную деятельность – игровую,
познавательную, личностную, предметную; активизация познавательной
деятельности, связанной с различными видами восприятия – зрительными,
тактильными, слуховыми, и др.
Игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста,
поэтому активно используется в образовательно-воспитательном процессе как в
условия ДОО, так и в семье. Среди многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит
дидактическим играм. Дидактические игры представляют собой разновидность игр с
правилами, специально создаваемых педагогом в соответствии с целями воспитания
и обучения детей. То есть, дидактические игры направлены на решение конкретных
задач обучения, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее
влияние игровой деятельности. Дидактический
материал, используемый в играх, позволяет сделать учебный материал
увлекательным, создать радостное настроение.
В структуру дидактической
игры, как формы обучения и игровой деятельности, входят следующие составные
элементы: дидактическая задача; игровая задача; игровые действия; правила игры;
результат (подведение итогов). Если дидактическая задача определяется целью
обучающего и воспитательного воздействия, формулируется педагогом и отражает
его обучающую деятельность, то игровая задача решается детьми.
Современное обновление дидактической игры связано с использованием ИКТ,
что может использовать в процесс руководства познавательным развития старших
дошкольников в ДОО.
Оптимальными для познавательного развития детей старшего дошкольного
возраста являются следующие виды средств ИКТ: учебно-игровые, использующиеся
для создания ситуаций, в которых обучающая деятельность приобретает игровой
характер; демонстрационные, направленные на визуализацию изучаемых объектов и
явлений с целью оптимизации их исследования; информационно-поисковые и
справочные, предназначенные для сообщения сведений, развития учебных действий,
а также систематизации информации; моделирующие, направленные на моделирование
объектов и явлений с целью их дальнейшего исследования.
Дидактические игры на основе средств ИКТ должны отличаться
эмоциональностью, яркостью, опираться на привлечение красочного иллюстративного
материала (с использованием аудио и видеозаписей); программы должны быть
ориентированы на простейшие графические редакторы и мультимедийные презентации.
Результаты проведенной опытно-экспериментальной работы на базе МАДОУ «Детский сад №13» городского
округа Кашира подтвердили, что
ведущими факторами в руководстве познавательным развитием старших дошкольников
является широкое использование дидактических игр, в том числе, на с применением
эвристических средств ИКТ, что позволяет насыщать дидактическую игру проблемным
содержанием, расширять и обогащать ее содержание, игровые задачи и способы их
решения. Эмоциональное отношение детей к процессу познания, которое достигается
в дидактической игре, повышает их познавательную мотивацию.
Поскольку ведущей деятельностью старших
дошкольников остается игра, в процессе руководства познавательным развитием в
ДОО в ходе формирующего эксперимента использовались электронные дидактические
игры, которые облегчали детям концентрацию внимания и качество запоминания,
овладение такими сложными мыслительными операциями как анализ, классификация,
обобщение, сравнение, а также различными способами решения мыслительных задач.
В перспективе в качестве таких дидактических игр могут использоваться:
— игры, которые требуют умения анализировать,
сравнивать, классифицировать, обобщать, в связи с чем у ребенка формируется
способность мыслить о существенных признаках и создавать понятия как результат
сложной мыслительной деятельности;
— игры
на запоминание с применением метода установления ассоциативных связей;
— игры, использующие дидактический
графический материал – обведение фигур по контуру, моделирование объемных фигур
(по типу оригами), владение различными штриховками и перемещением объектов;
— игры для развития пространственного
мышления;
— игры на сочинение окончаний историй,
представленных в виде серии картинок, которые можно менять, дополнять и т.д.;
— самостоятельный поиск ошибок в решенных
задачах;
— игры, ориентированные на совместный поиск
решения и взаимный контроль.
Эффективность использования средств дидактической игры на основе ИКТ
нашла подтверждение в результатах формирующего эксперимента: повышении уровней
познавательного развития детей старшего дошкольного возраста по показателям
основных познавательных способностей.
Таким образом, поставленные задачи решены, цель исследования достигнута,
гипотеза нашла свое подтверждение.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы
изучения процесса познавательного развития старших дошкольников посредством
дидактической игры 1.1 Содержание и структура дидактической игры В
жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. По словам
Д. Б. Эльконина, «игра – это эмоциональная деятельность», поэтому ее
использование в процессе развития и воспитания детей дошкольного возраста
целесообразно и оправдано [61]. Эмоционально положительное отношение к самому
воспитателю, организующему дидактические игры, позволяет достичь высокого
результата в познавательном развитии старших дошкольников. Объединение игры и
процесса познавательного развития детей обеспечивает создание благоприятного
эмоционального фона для его результативности.
Вторым
значимым моментом, на который обращает внимание А, И, Сорокина,
является психологический подход к игровой деятельности, согласно которому, в
игре ребенок свободно проявляет свое положительное отношение к ее содержанию.
Все впечатления и интересы детей могут быть преобразованы в игровую практику [55].
Игра является одним из основных видов деятельности человека и
особым феноменом его существования. Согласно определению, игра – это вид
деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение
общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление
поведением [29]. Она выполняет следующие функции: развлекательную;
коммуникативную; функцию самореализации; игро-терапевтическую;
познавательную; диагностическую; коррекционную;
социально-культурную; функцию социализации.
В структуру игры как деятельности органично входят:
целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в
которых личность полностью реализует себя как субъект. При этом, мотивация
игровой деятельности, по словам В. Н. Аванесова, обеспечивается ее
добровольностью, возможностями выбора, а также элементами соревновательности,
удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации [3].